Классификация технических средств связи, опосредующих самораскрытие
Тип системы общения | Медиаторы | Обратная связь |
Система прямого общения Система отсроченного общения Система массовой коммуникации Система непрямого общения | Телефон, видеотелефон и др. Почта, телеграф и др. Радио, телевидение, газеты, журналы Литература, которая включает дневники, объявления, автобиографическую прозу | С минимальной задержкой во времени С четко выраженной задержкой во времени Не выступает в качестве основной характеристики в явном виде, но может проходить как 1) и 2) Может быть очень значительно отсрочена во времени или отсутствовать вовсе |
При опосредованном самораскрытии могут возникать и некоторые проблемы. На такие проблемы указывает Д.М. Вебер, рассматривая последствия трансляции телевизионных психотерапевтических передач, в которых участники обсуждают и разрешают свои личные затруднения. Примером таких передач на отечественном телевидении могут выступать «Человек в маске», «Я сама», «Моя семья» и другие Д.М. Вебер отмечает, что такие передачи не всегда учитывают такую категорию телезрителей, которым некоторые рассказанные подробности могут быть просто неприятны; сами участники не всегда полностью осознают последствия своего публичного самораскрытия; эффективность терапии оказывается сниженной из-за дефицита времени либо из-за отсутствия необходимой атмосферы в студии.
Вторым критерием, используемым для классификации видов самораскрытия, является количество реципиентов (Е.В. Зинченко). В основе лежит разделение общения на межличностное, групповое и межгрупповое (Бодалев А.А., 1995). Здесь можно выделить а) самораскрытие, адресованное одному человеку; б) самораскрытие, адресованное нескольким реципиентам; в) самораскрытие одной группы другой, когда в качестве субъекта самораскрытия выступает коллективный субъект. Первый вид самораскрытия реализуется при общении в диаде, ко второму можно отнести самораскрытие в психокоррекционной группе. Примером следующего вида самораскрытия может явиться рассказ молодоженов родителям о своих семейных проблемах. В случае межгруппового самораскрытия субъектом может выступать и один человек как представитель данной группы, выражающий настроения, отношения, в ней преобладающие.
Наряду с рассмотренными выше видами, некоторые авторы выделяют в отдельный вид самораскрытие самому себе. Так, обозначив доверие к себе как самостоятельный социально-психологический феномен, Т.П. Скрипкина говорит о самораскрытии самому себе, к которому относится честное признание своей неправоты, ошибки. Если самораскрытие окружающим является проявлением доверия к ним, то самораскрытие себе - проявлением доверия к самому себе. Однако, с точки зрения Е.В. Зинченко, такое самораскрытие не может являться самораскрытием в полном смысле слова, а скорее относится к рефлексии как процессу самопознания субъектом своих психических актов и состояний.
Следующий критерий классификации видов самораскрытия - источник инициативы к самораскрытию. Если инициатива исходит от самого субъекта, то это добровольное самораскрытие, если от других людей - вынужденное. Такое разделение обусловлено тем, что хотя в большинстве случаев акт самораскрытия осуществляется «по доброй воле» субъекта и служит удовлетворению его потребностей и мотивов, однако возникают ситуации, когда самораскрытие личности происходит преимущественно по желанию или даже по требованию партнера по общению, хотя субъект и дает принципиальное согласие на такое раскрытие. К таким случаям относится самораскрытие ребенка матери, требующей от него информации о его поведении; самораскрытие испытуемого психологу-экспериментатору и т.д. Согласившись, например, на психологическое обследование, испытуемый априорно дает согласие отвечать на все вопросы, касающиеся особенностей его личности и поведения в различных ситуациях. Параметры самораскрытия при этом задаются и ограничиваются вопросами экспериментатора.
Феномен вынужденности самораскрытия является следствием эффекта взаимности или же результатом нормирования со стороны общества. Существуют разные формы вынужденного самораскрытия. Так, в одном случае человек желает раскрыться в ответ на самораскрытие партнера, в другом он предпочитает дать только минимум личной информации. Иначе говоря, мотивация самораскрытия может как бы взаимодополняться или же не совпадать.
Любое вынужденное самораскрытие в достаточно малой степени ориентировано на проявление инициативы самого индивида. Но каждому человеку необходима личная жизнь, а также право решать, кому и что допустимо о ней знать (П. Экман), поэтому здесь вполне естественно возникает проблема сопротивления. Реципиент «дает запрос» на самораскрытие субъекта, а тот стремится оградить какую-то сторону своей личной жи зни от чужого вмешательства. А.А. Греков отмечает, что характерная для современного общества тенденция к сокращению личного пространства приводит к искусственному навязыванию необходимости социальных контактов, не всегда желательных для личности. Индивиду становится все труднее и труднее изолироваться и сделать свою частную жизнь суверенной. Несовпадение ожидаемого и реального самораскрытия приводит к возникновению межличностных конфликтов. Вынужденное самораскрытие может происходить как в межличностном, так и в ролевом общении. Несмотря на то, что индивид не хочет говорить о себе или еще не готов к этому, он вынужден пойти на этот шаг по какой-то причине (чтобы сохранить свое Я, остаться в рамках заданной социальной роли, поддержать отношения, и др.).
Исходя из критерия дистантности общения целесообразно также развести личностное и ролевое самораскрытие. Последнее осуществляется при общении с юристом, врачом, преподавателем и т.д. Оно является необходимым следствием выполнения человеком определенной социальной роли. Ролевому самораскрытию, которое также может быть добровольным и вынужденным, уделяется со стороны исследователей достаточно мало внимания, хотя ролевое общение занимает значительное место в жизни любого человека.
Одна из проблем самораскрытия состоит в обсуждении того, является ли сообщение ложной информации самораскрытием или самопредъявлением. В некоторых случаях человек прибегает ко лжи для того, чтобы скрыть свое истинное Я. Проблема отделения истины от лжи как зерен от плевел, разделения понятой «ложь» и «обман», а также вопрос о мере греховности лжи уже давно интересуют философов и психологов (Л. Анолли, М. Бальцони, Р. Цицери, 1995). Ложь рассматривается как специфическое воздействие, направленное непосредственно на собеседника. Лживое высказывание представляет собой акт, характеризующийся двойственностью намерений: одни из них выступают для адресата как явные, а другие скрыты от него. По К. Мелитану, человек лжет, чтобы соблюсти элементарные правила вежливости, или, привыкнув, прибегает ко лжи всегда, когда это для него выгодно. П. Экман утверждает, что мотивы лжи достаточно разнообразны. Ими могут быть избегание наказания, самозащита или защита другого человека, нежелание создавать неловкую ситуацию, избегание стыла, стремление завоевать признание, защита своей приватности и другие. О ложном самораскрытии мы можем говорить тогда, когда человек намеренно или ненамеренно искажает информацию о себе. Если он преследует при этом цель создания определенного впечатления у другого лица, то ложное самораскрытие перерастает уже и самопредъявление. Но есть также ситуации, когда индивид не полностью раскрывается или не раскрывается вовсе. Любое утаивание, но мнению Шалютина, имеет самое непосредственное отношение ко лжи. так как 1) оно является необходимым компонентом всякой лжи; 2) осуществляется посредством лжи; 3) как правило, оно само есть ложь. Того же мнения придерживается и П. Экман. Поэтому неполное самораскрытие часто граничит с ложным. Кроме того, высказывания человека о себе всегда очень субъективны. Индивид всегда искренне верит в истинность того, что предпочитает думать о себе (П. Экман). Зачастую он просто не может адекватно оценить свои личностные особенности, чувства и желания. Следующая проблема заключается в том, что иногда, не осознавая того, человек может сказать совсем не то, что хочет, либо не подобрать нужные слова для точного выражения своих чувств и мыслей (1). Все это приводит к тому, что передаваемая окружающим личная информация может восприниматься ими как ложная, хотя субъект и уверен в ее истинности.
Существует точка зрения, что истину и ложь невозможно отделить друг от друга. Так, О. Липманн полагает, что в любом речевом высказывании присутствуют одновременно и ложные, и верные представления. Они находятся в постоянном соперничестве друг с другом. Победа одних и поражение других зависит от целей и намерений, которые ставит перед собой человек. Исходя из этих представлений, можно полагать, что любое самораскрытие не является полностью искренним, как и любое самопредъявление - полностью ложным. Если человек выбирает в качестве цели создание определенного впечатления о себе, то в его высказываниях, скорее всего, будут доминировать ложные представления (хотя это и не во всех случаях так); если же он решает «распахнуть свою душу», то на первый план выходят истинные представления. Итак, чем больший отход от истинного Я осуществляется при передаче личной информации партнеру, тем увереннее можно говорить о самопредъявлении личности в общении; в случае же несовпадения реального и истинного Я имеет место самораскрытие субъекта.
Б.С. Шалютин представляет существование индивида в обществе как «поле из сложнейших переплетений откровений, сокрытий и дезинформации», которые исходят как от него самого, так и от других людей. Для оптимального функционирования в этом пространстве индивид должен научиться строить свое поведение так, чтобы не быть отторгнутым окружением. Для решения этой задачи ему требуется ряд умений, в том числе умение «преодолевать ситуативные соблазны откровения, основанные па доверии к людям», а также «умение оградить себя от лишних откровений со стороны окружающих». Автор констатирует тот факт, что современное общество заставляет человека лгать и ответ на ложь окружающих. Возможно поэтому участники психокоррекционных групп, обучившиеся открыто выражать свои чувства и эмоции, попадая в реальный мир, не могут адаптироваться в нем. Следовательно, проблема истинности и ложности в самораскрытии и самопредъявлении еще требует своего тщательного изучения.
Важно заметить, что в западной трактовке под самораскрытием подразумевают в основном только вербальное самораскрытие. На самом же деле понятие самораскрытия можно рассматривать более широко, включая в него передачу информации с помощью невербальных средств общения. Индивидуальное невербальное поведение, выступая знаком психологических характеристик личности, дополняет передачу информации личного характера другому лицу в словесной форме. В ходе общения личность постоянно использует свой экспрессивный репертуар для уточнения, изменения эмоциональной насыщенности речевого сообщения, для усиления выразительности высказывания. Роль невербальных средств в раскрытии внутреннего мира человека достаточно весома. Большое значение в процессе непосредственного самораскрытия играет, например, взгляд в глаза. Визуальный контакт важен для понимания и проникновения в переживания другого человека. По мнению В.А. Голубева (1991), именно глаза (а не рот, например) являются наиболее выразительной частью нашего лица не только в смысле возможности выражения эмоций, но и в смысле значимости этого выражения для процесса общения. В исследовании Мехрабьян выявлено, что для нейтральных отношений с партнером и отношений симпатии характерен более частый и интенсивный контакт глаз с ним, чем в случае антипатии. Важны также и другие элементы невербального поведения субъекта: его жесты, позы, мимика, прикосновения и т.п., которые обеспечивают самораскрытие личности на невербальном уровне.
Итак, сутью самораскрытия является добровольное (преимущественным образом) или вынужденное искреннее сообщение любой информации о себе другому лицу или группе лиц в непосредственной или опосредованной форме, осуществляемое в рамках межличностных или ролевых отношений (Е.В. Зинченко, 1999, С.151).
Однако авторами, занимающимися изучением процессуальных компонентов самораскрытия в ходе психотерапии было показано, что самораскрытие (иногда его называют самопроявлеиием, самодемаскировкой, а также «транспарентизацией» (от английского transparent - истинный, отчетливый) − трудный для пациента процесс, ибо его пугает риск травматизации от осуждения группой.
Исследователями обычно выделяется три уровня самораскрытия:
а) изложение фактической информации о себе (уровень «биографической трибуны»);
б) откровенный рассказ о собственных предпочтениях, отношениях, снах, планах и т.п. (считается, что этот уровень способствует осуществлению двух основных функций: одна связана с преодолением страха от самораскрытия и порождает чувство высвобождения, вторая - с фактором объективации и с самопониманием. С. Джурард вообще считает самораскрытие перед другим человеком единственным средством самопонимания);
в) самый глубинный уровень самораскрытия связан с раскрытием зоны внутренних проблем человека (имеются в виду переживания, связанные с чувством вины, неуверенности, страхами и т.п.).
Каждый из этих уровней связан с углублением доверия, с одной стороны, к группе, а с другой стороны - к себе.
Кроме того, имеется множество исследований, показывающих влияние самораскрытия на отношения между людьми (Johnson, 1972). Их результаты, например, показывают, что здоровые отношения имеют в своей основе самораскрытие. Если вы скрываете, как относитесь к другому человеку, это может ослабить отношения. В данном случае большая часть энергии тратится на умолчание, что усиливает напряженность в отношениях и уменьшает осознание настоящего момента. Таким образом, вы начинаете меньше осознавать себя и поэтому не осознаете даже такие внутренние реакции, которые были бы безопасны и приемлемы для вас. Сокрытие от других вашего отношения к действительности из-за страха быть отвергнутым, страха конфликта или из-за возникающего чувства вины и стыда приводит к одиночеству. Молчать - не значит быть сильным. Сила проявляется в желании пойти на риск в отношениях, раскрыть себя, намереваясь построить более хорошие отношения.
Некоторые особенности отношений влияют на раскрытие себя. Чем более вы раскрываете себя перед другим человеком, тем более вероятно, что вы ему понравитесь. Более вероятно, что вы раскроете себя перед человеком, которого вы знаете и который вам нравится, чем перед человеком, которого вы не знаете и не любите. Степень вашего самораскрытия влияет на степень самораскрытия партнера: чем больше вы раскрываетесь, тем больше он будет раскрываться перед вами.
Желание раскрыться зависит от некоторых характеристик человека. Исследования в этой области показывают, что человек, склонный к самораскрытию, более вероятно, является знающим, открытым, он чувствует сильную потребность общаться с другими людьми, т. е. является экстравертом. Очевидно, он хорошо приспосабливается к условиям жизни, возможно, обладает более высоким уровнем развития интеллекта, чем его сверстники, не склонные к самораскрытию. Он объективно осознает реальности данной ситуации взаимодействия. У него наблюдается довольно хорошее соответствие между тем, кто он есть, и тем, каким он хотел бы быть. И, наконец, он чаще воспринимает других людей как хороших, чем как плохих.
Желание человека общаться с другим человеком, особенно во время стресса, является базисной человеческой потребностью. Самораскрытие в общении ведет к построению отношений, которые позволяют личностно общаться и вам, и вашему партнеру. Если ни вы, ни партнер не чувствуете себя достаточно свободно, чтобы раскрыться, вы не можете по-настоящему помочь друг другу в момент стресса.
Кроме того, что необходимо быть открытым в отношении себя, чтобы построить значимые отношения, вы должны быть открыты по отношению к другому человеку. Это значит, вы показываете, что интересуетесь тем, что он чувствует по поводу ваших слов и действий. Вы чувствительны к самораскрытию партнера. Это не значит, что вы стараетесь узнать о его интимной жизни. Это значит, что вы хотите услышать, как он реагирует на настоящую ситуацию, на то, что вы делаете и говорите.
Отвечая на самораскрытие другого человека, важно, если это возможно, принять и поддержать его. Это усилит его стремление быть открытым с вами, укрепит ваши отношения и поможет их развить. Даже если поведение другого человека обижает вас, возможно принять этого человека, но выразить несогласие с его поведением. Открыться другому человеку - значит взять на себя риск быть отвергнутым; раскрыть себя - значит надеяться на поддержку, принятие, стараясь построить более хорошие отношения. Поэтому и следует оказать поддержку и выразить принятие, необходимые для развития ваших отношений.
Мы любим скрытничать, хотя
Душе и боязно скрываться.
Так неотысканным дитя
Боится, спрятавшись, остаться.
Уж не от этого ль подчас
Почти что детского испуга
Неудержима тяга в нас
Секреты поверять друг другу?
И что-то грустное есть в том,
Что человек ли, бог ли, демон,
Укрывшись ото всех, потом
Сам и открыться должен - где он (Р. Форст, 1986).
Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 1252;