И САМОРАСКРЫТИЯ В ОБЩЕНИИ
Роль самораскрытия в межличностном общении.
Насколько хорошо я себя знаю? Насколько хорошо другие люди знают меня? Легко ли меня понять? Удобно ли мне рассказать другим, как я реагирую на события, что чувствую, что думаю? Это важные вопросы. Для того чтобы ты мне понравился, чтобы завязать с тобой отношения, стать твоим другом, мне нужно знать, кто ты. Для того чтобы я мог узнать тебя, ты должен знать себя. Чтобы ты мог свободно раскрыться передо мной, ты должен принять и оценить себя самого.
«Отчуждение от своего реального Я не только приводит к прекращению развития личности, но также превращает отношения с людьми в фарс... Человек, который отчужден от своего Я, кто не полностью и правдиво раскрывает себя, никогда не может любить другого человека и не может быть любим им. Для настоящей любви необходимо знание предмета любви... Как я могу любить человека, которого не знаю? Как может любить меня другой человек, если он не знает меня? ...Для действительно близких отношений между двумя людьми необходимо полное честное и свободное раскрытие своего Я друг другу» (S. Jourard, 1964).
Без самораскрытия невозможно установить близкие личные отношения с другим человеком. Отношения между людьми развиваются по мере того, как они становятся более открытыми и раскрывают себя друг перед другом. Если ты не можешь раскрыть себя, ты не можешь быть близким другим людям и другие не могут оценить твои качества. Чтобы близко сойтись с другим человеком, ты должен знать его, а он - тебя. Два человека, которые делятся тем, как они относятся к ситуации и друг к другу, становятся ближе друг к другу. Два человека, которые умалчивают об этом, остаются чужими. Чтобы любить тебя, совместно действовать, ты должен знать, кто я.
Самораскрытие можно определить как раскрытие того, как ты относишься к настоящей ситуации, а также сообщение о прошлом, связанном с твоим отношением к ситуации в настоящем. Отношение людей к событиям - это не столько мысли, сколько чувства. Быть открытым другому, - значит делиться с другим человеком тем, что ты чувствуешь относительно сказанных им слов, или поступка, или в отношении событий, которые только что произошли. Раскрывать себя - не значит сообщать об интимных сторонах прошлой жизни. Если вы сделаете очень интимное признание о своем прошлом - это может вызвать временное чувство близости, но отношения строятся на основе сообщений о своих действиях по тому или иному поводу в настоящем или по отношению к тому, что говорит или делает другой человек. Человек начинает знать и понимать вас не из-за того, что получит сведения о вашей прошлой жизни, а когда поймет, как вы действуете в настоящем. Сведения о прошлой жизни полезны лишь постольку, поскольку они помогают понять, почему вы так действуете сейчас.
Концепция самораскрытия уходит своими корнями в психологию гуманистической ориентации и связана с именами таких известных ее представителей как К. Роджерс. А. Маслоу и С. Джурард. Наиболее полный анализ изучения самораскрытия в зарубежной психологии сделан Н.В. Амяга (1992). В результате изучения самораскрытия были выделены основные области исследования (Н.В. Амяга, 1992, с. 39):
1) определение понятия;
2) функции, последствия самораскрытия для коммуникатора, реципиента, межличностных отношений;
3) внутренние и внешние факторы самораскрытия;
4) самораскрытие и контексте, развития межличностных отношений;
5) самораскрытие в группах разного типа;
6) экспериментальное изучение самораскрытия: параметры, методы исследования.
Личностное самораскрытие является необходимым условием существования человека в обществе, в системе социальных связей. Как отмечает П. Келвин, нежелание самораскрываться может привести к изоляции от общества. С помощью самораскрытия человек вписывается в определенный социальный контекст, соотносит свои представления с чужими с целью их дальнейшей корректировки. Самораскрытие личности, по мнению Э. Гофмана (1984), важно и для окружающих, ведь информация об индивиде способствует определению ими ситуации, дает возможность понять заранее, что партнер будет ожидать от них и что смогут ожидать от него они. Самораскрытие выступает как отдельный социально-психологический феномен, требующий серьезного и тщательного изучения.
В последнее время различными отечественными и зарубежными психологами предпринимаются попытки преодолеть описательность и поверхностность в определении понятия «саморасрытие».. Приведем некоторые из существующих определений. Д. Майерс считает, что сутью самораскрытия является «раскрытие сокровенных переживаний и мыслей перед другим человеком». Н.В. Амяга (1989) осмысливает явление самораскрытия с точки зрения концепции диалогического общения, как «проявление диалога, как его условие, предпосылку, а диалог, в свою очередь, как условие и как внутреннюю характеристику самораскрытия». Т.П. Скрипкина (1999) понимает под самораскрытием «факт добровольного раскрытия конфиденциальной информации о собственном внутреннем мире перед другим человеком». Е.В. Зинченко (1999) считает, что самораскрытие должно рассматриваться как одно из разновидностей общения. Кроме того, автор указывает, что в нем можно увидеть три стороны, выделяемые Г.М. Андреевой (1997) в общении: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (обмен действиями) и перцептивную (восприятие партнерами друг друга). Исходя из такого представления, оказывается, что в своем определении самораскрытия С. Джурард затрагивает только коммуникативную сторону процесса, несомненно весьма важную, но не единственную.
Поскольку самораскрытие обязательно строится на восприятии партнерами друг друга, отражении различных свойств и качеств, оно включает и социально-перцептивный компонент. Так, для того чтобы раскрыться другому человеку, необходимо создать его образ и воспринять партнера как того, кому можно открыться. В свою очередь, реципиент самораскрытия должен воспринять субъект как того, кого можно выслушать. В процессе самораскрытия субъект постоянно считывает ответную реакцию реципиента и возникающий при этом образ служит регулятором дальнейшего самораскрытия, способствует его сворачиванию или расширению, изменению направленности и т.д. Любые «сбои» в восприятии партнерами друг друга оказывают существенное влияние на характеристики самораскрытия: глубину, широту и т. п.
Важным моментом является и то, что в ходе самораскрытия осуществляется не только обмен информацией, но и воздействие одной личности на другую, что в конечном итоге может изменить ценностно-смысловые позиции и поведение последней. Параллельно происходит и изменение личности самого субъекта самораскрытия (по данным Н.В. Амяга). Взаимодействие между участниками процесса самораскрытия может завершиться принятием совместного решения (нахождение выхода из возникшей проблемной ситуации и т.п.). Можно говорить об успешности или продуктивности взаимодействия как следствии самораскрытия. Если люди чувствуют, что то, как они преподносят себя, положительно воспринимается другими, то взаимодействие считается успешным. Когда же люди чувствуют, что другие видят их так же, как они видят себя, тогда взаимодействие рассматривается как утверждающее. На важность интерактивной стороны самораскрытия указывают данные В.А. Горяниной (1996), согласно которым одной из причин непродуктивного стиля взаимодействия - устойчивой предрасположенности личности к неплодотворному контакту в межличностном взаимодействии, блокирующему достижение оптимальных результатов совместной деятельности, - оказывается недоверие к людям и к миру в целом, которое проявляется в том числе в отстраненности от окружающих и в стремлении скрывать от них свои истинны чувства и переживания. Следовательно, замкнутость в пространстве своего Я, отчужденность от других характерна для личности, склонной к непродуктивному стилю взаимодействия. Напротив, открытость приводит личность к продуктивной реализации своего потенциала, к построению благоприятных межличностных отношений. Таким образом, всякое сообщение интимно-личностной информации о себе оказывает мощное воздействие на реципиента, поскольку вынуждает его реагировать определенным образом на эту информацию: оказывать психологическую поддержку; социальную, психологическую, юридическую, медицинскую или другого рода помощь: отвечать ответной откровенностью и т.д.
Итак, феноменология самораскрытия включает все три компонента общения, но в отдельных работах уделяется больше внимание только какому-то одному из них. Кроме того, необходимо отметить, что самораскрытие может принимать различные формы в зависимости от степени опосредованности, степени вынужденности, характера межличностных отношений и т п.
Существуют различные классификации видов общения, на основе которых можно классифицировать и виды самораскрытия. Так, классическим стало уже деление общения на прямое (непосредственное) и опосредованное (опосредствованное) (А.А. Бодалев, 1995). Опосредованное общение - такое, которое реализуется на основе различных (чаще всего технических) устройств – «медиаторов». Роль такого общения в современном обществе существенно возросла. С появлением письма, а затем радио, телевидения, компьютера, человек стал применять все эти приспособления для передачи информации, в том числе и личной, другим людям, причем масштабы такого общения постоянно возрастают, благодаря усовершенствованию технических средств, их обеспечивающих. Поэтому, исходя из критерия вида контакта субъекта самораскрытия и реципиента, можно выделить непосредственное и опосредованное самораскрытие. Непосредственное самораскрытие протекает в ходе реального, «живого» контакта с собеседником. Именно такая форма самораскрытия и изучается традиционно в зарубежной психологии.
Отдельное выделение опосредованного самораскрытия обусловлено тем, что технические средства постепенно проникают во все сферы жизни человека от его производственной деятельности до самых глубинных сторон личной жизни. Средства массовой информации начинают играть большую роль в построении образа социального мира (Г.М. Андреева). Но опосредованное самораскрытие осуществляется не только через различные технические устройства, но и через письма, объявления, автобиографическую прозу и т.д. С некоторой оговоркой к опосредованному самораскрытию можно отнести и дневниковые записи. Дж. Рейнуотер предлагает рассматривать дневник как то «место», в котором человек всегда может проработать существующую проблему, осознать свои чувства и настроения, осмыслить опыт, прийти к оптимальному решению. Обычно дневниковые записи не предназначены для прочтения другими лицами, хотя при определенных условиях эта ситуация может быть изменена.
В качестве реципиента в случае опосредованного контакта может выступить реальный человек, который в настоящий момент находится далеко от субъекта; воображаемый партнер; сам субъект самораскрытия; либо некоторая группа потенциальных респондентов. Так, опосредованное самораскрытие в тексте газетных объявлений ориентировано на поиск потенциального партнера, с которым субъект еще не знаком.
Опосредованное самораскрытие имеет свою специфику и ряд преимуществ. Прежде всего, его преимущество состоит в том, что процесс можно резко прервать как со стороны субъекта (повесить телефонную трубку), так и со стороны реципиента (не ответить на адресованное ему письмо). Если у человека возникает необходимость поделиться с кем-то своими личными проблемами или рассказать о своей психологической нагрузке, но он не доверяет своему окружению, то он вполне может обратиться к опосредованному общению с консультантом по телефону или через компьютер, то есть существует возможность быстро связаться даже с незнакомым человеком, вызывающим доверие субъекта, и получить обратную связь. Кроме того, индивид может получить совет по поводу своей проблемы у компетентных лиц (врачей, юристов и др.), а также позвонив или написав письмо на радио или телепередачу. Опосредованное самораскрытие дает возможность обратиться к большому числу людей (через радио, газету и т.п.). Следующим его преимуществом является легкость вступления в контакт с реципиентом. Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский (1998) приводят данные о том, что дети, имеющие трудности в непосредственном общении, легко взаимодействуют с партнером при опосредованной компьютером коммуникации. В случае опосредованного самораскрытия упрощается и передача ложного сообщения. Иногда безопасность индивида повышается за счет его анонимности и невидимости. Некоторые субъекты в связи с этим пытаются экспериментировать в сфере опосредованного общения. К примеру, самопрезентация в Интернет дает возможность вести общение от лица человека противоположного пола (по данным Е.П. Белинской, А. Жичкиной, 1999). В целом можно сказать, что при опосредованном самораскрытии происходит снижение риска для субъекта по сравнению с непосредственным. Если говорить об обратной связи, то иногда опосредованное самораскрытие ориентировано на срочное ее получение, в других случаях оно не предполагает обратной связи, либо эта обратная связь является несколько отсроченной во времени. Ю.М. Забродин и А.Н. Харитонов предлагают классификацию «медиаторов» по их возможности в реализации обратной связи, представленную в таблице (см. табл. №1).
Таблица 1
Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 2167;