ПРИМЕЧАНИЯ. 1 Levinson A. La danse romantique
1 Levinson A. La danse romantique. — L'Art vivant, 1927, N 60, p. 491.
2 Biographic de M-lie Taglioni. Биография Тальони. Спб, 1837, с. 34, 28,25,23,18,15.
3 Светлов В. Тальони в Петербурге. — Библиотека театра и искусства, 1913,кн.1—4,с. 4.
4 Соллогуб, граф. Большой свет. (Повести и рассказы, кн. 2). Спб., 1890,с. 143.
5 Erhard A. Une vie de danseuse. Fanny Elssler. Paris, 1909, p. 161 — слова Т. Готье; там же анекдот про англичанина.
6 Second A. Lespetits mysteres del'Opera. Paris, 1844, p. 151..
7 Erhard А., р. 163.
8 Erinnerungen an das Ballet des koniglichen Hoftheaters zu Stuttgart. Stuttgart, 1826.
9 Levinson A. La danse romantique. — L'Art vivant, 1927, N 60.
10 Castu-Blaz.e. La danse et les ballets. Paris, 1832, p. 309.
11 Journal des Debats, 1827, 3/VIIL Фельетоны об оперном театре писал в» это время (7 /XII—1820—1832) Castil-Blaze, подписывавшийся***.
12 Erhard А., р. 164. Левинсон считает и большие позиции «завоеванием романтизма». Странно, что этот глубоко знающий танец исследователь не заметил существования их в указанные нами годы конца XVIII в. Его книга о Тальони — Levinson A. Marie Taglioni (1804—1884). Paris, 1929 — не вносит нового в наши знания о танцовщице, кроме нескольких жизненных деталей.
13 Boigne Ch. de. Petits memoires de 1'Opera. Paris, 1857, p. 43. «Разбиралась ли публика в том, что она лучше других опускала пальцы, что ее выворотность была совершенна и что она лучше других владела механизмом бедра?» — говорит Леопольд Адис в кн.: Theorie de la gymnastique de la danse theatrale. Paris, 1859, p. 120.
14 Levinson A. Marie Taglioni (1804—1884), p. 47.
15 Veron L. Memoires d'un bourgeois de Paris: In 5 vol. Paris, 1853—1855. Vol. 3, 1854, p. 223. Блазис указывает, что и в его преподавании урок длился три часа; час посвящался пантомиме (Blasis Ch. Notes upon dancing. London, 1847,. p. 61). Но он не был учителем суровым, подобно Ф. Тальони. Ученица его Клодина Кукки так вспоминает о своем учителе (Cucchi С. Erinnerungen. Wien, 1904, S. 12—12): «В школе Блазиса не было строгости-и жестокости в обращении... Напротив, в ней царила ласковость и оживление... Блазис бьигчре-звычайно образованный человек и замечательный писатель, он написал много о танце, который знал в интереснейших подробностях и тончайших оттенках; благодаря ему танец переставал быть гимнастикой, а превращался в интеллектуальное искусство... Он не довольствовался тем, чтобы ученицы хорошо делали антраша и лируэты, но требовал, чтобы каждое движение носило присущий ему характерный оттенок выразительности и легкости. Чтобы этого достичь, надо было серьезно воспитать душу и ум».
16 Adice L. Theorie de la gymnastique de la danse theatrale. Paris, 1859.
17Ibid., p. 77.
18 Ibid.-, p. 113.
19Ibid., p. 88.
20 Veron L., ml. 3,p. 304.
21 Adice L., p. 116.
22 Описание башмака Тальони: Светлов В., с. 9.
23 Veron 1., vol. 3, р. 304.
24 Слонимский Ю. Сильфида. Л., 1927, с. 15.
25 Sand G. Indiana. Paris, 1869, p. 50—51.
26 Отменена негреческая туника в стиле Давида. Эжен Лами вдохновил Тальони, говорит Левинсон (Levinson A. Marie Taglioni (1804— 1884). Paris, 1929, р. 49.
27 Veron L., vol. 3, р. 304.
28 ErhardA, p. 157, 164.
29 Cavling Viggo. Auguste Bournonville. — Archives Internationales . delaDanse,1934,Nl,p.3.
30 Письмо брату Людвигу Роберту, Берлин, 21/VI — 1832 г. в Vamhagen von Ense К. A. Denkwiirdigkeiten und vermischte Schriften: tn 8 Bd. Leipzig, 1843—1859, Bd 8, 1859, S. 818. По словам Сен-Леона (цитировано у Levinson Л. Marie Taglioni, p. 127, танцевавшего с Тальони, пуристы критиковали, кроме того, манеру Марии Тальони склонять корпус вперед более, чем. это было принято, и держать руки часто опущенными вниз, что также не допускалось.
31 Из старой переписки. Письмо В. Н. Асенковой.— Ежегодник Императорских театров. Пг., 1915, с. 98—100.
32 Цитировано у Erhard Л., р. 28. '
33 Journal de 1'Empire, 1806, 1/V.
34 Blasis С. Code of Terpsichore. London, 1830, p. 20.
35 «Beau sexe, Charmez-moi, mais ne m'etonnez pas...». Despeaux J-E Mes passe-temps: In 2 vol. Paris, 1806. Vol. 2, p. 217.
36 Еще описание этого танца в Journal de Paris, 1801, 19/VIII: «Чтобы не быть безвкусным панегиристом всего нелепого, принятого благодаря моде и дурному вкусу, я позволю себе решительно порицать все, что стремится изгнать из танца грацию и ввести 'убийственное однообразие нелепых поз, чрезмерность темпов и неестественность пауз. Когда мне докажут... что углы, широко открытые, торчащие и острые, могут придать очарование искусству.... что надо отказаться от округлостей и разумных пропорций,' начертанных природой; когда меня убедят, что прекрасно зрелище тридцати ног вытягивающихся и достигающих уровня плеча, и шестидесяти рук, воздетых выше головы, — я замолчу, но не смогу удержаться чтобы не воздеть свои».
37 Journal des Debats, 1828,20/XII. Любопытно, что Castil-Blaze в1829 г., т. е. за три года, несколько раз в своих фельетонах называет Таль^ они «une Sylphide» (29/V), «La Sylphide de 1'Academie royale» (11/X), словно подсказывая этот образ, который, впрочем, давно уже носился в воздухе. Даже еще у Мармонтеля есть рассказ «Le man sylphe» и в нем такая фраза: «Легенда о сильфах была в моде» (Marmontel J.-F. Oeuvres completes: In 17 vol. Paris, 1787. Vol 1, p. 215).
38Boigne Ch. de, p. 43.
39 Erhard A., p. 206.
40Boigne Ch. de, p. 79.
41 Erhard A., p. 213.
42 Le Monde Dramatique, 1835, vol. 1,p. 167 342 ;
43 CastiS-Blaze, p. 314—315.
44 Adice L., p. 108. ;
45 Journal des Debats, 1830, 19/III
46 Boigne Ch.de.,p. 41.
47 Saint-Lean A. Stenochoregraphie. Portraits. Notice sur L Pecour t Paris, 1852, p. 10.
48 Примечания L. Celler к кн.: Moliere J.-B. Le mariage force, comedie-ballet en trois actes... novelle ed. Paris, 1867, n 87
49 Second A., p. 6.
50 Adice L., p. 50.
51Ibid., p. 51.
52 Ibid., p. 63.
53 Ibid., p. 10—11.
Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 943;