ПРИМЕЧАНИЯ. 1Fared Е. Les jongleurs en France au moyen age
1Fared Е. Les jongleurs en France au moyen age. Paris, 1970, p. 10.
2 Reich H. Der Mimus: In 2 Bd. Berlin, 1903, S. 729.
3 Co всей культурой, вывезенной из Византии, Русь получила ИЗ мов — скоморохов, как они стали зваться у нас. Изображений представлений сохранилось на фреске киевского Софийского собора. Глубоко интересный вопрос об этой преемственности off нется вне рамок нашей работы. См.: Финдейзен Н. Очерки по ИИ рии музыки в России: В 2-х т. M.; Л., 1928—1929, где и библ) графия: т. 1, вып. 1, с. 55; т. 2, вып. 2, с. 145.
4 Emmanuel M. De saltationis disciplina apud graecos (dissertation), ris, 1895; Essai sur orchestique grecque (these de doctoral). Paris, ГЙ La danse grecque antique. Paris, 1896; The antique greek dance:tratby H.J.Bealey. New York, 1916. 1
5 «Orchestique de commande». — Emmanuel M. La danse grecque, tique, p. 313. fi
6 Sechan L. La danse greque antique. Paris, 1930. За двадцать лет этой работы Сешан поместил в Dictionnaire des antiquites gfl ques et romaines (Ch. Daremberg — E. Saglio) (Paris, 1909, Vol,3 большую статью (Saltation), которую снабдил подробнойобширной библиографией.
7 Гвоздев А. А., Пиотровский Адр. История европейского театра М.;Л., 1931; Мокулъский С. История западноевропейского театра. В 2-х т.-1936—1939. Т. 1- Античный театр. Средневековый тем Театр эпохи Возрождения. M., 1936.
8 Дольский А. Н. Театрально-зрелищные действия на Крите и в Микенах. M.; Л., 1937, с. 25.
9 Дальский (указ. соч.) дает обстоятельное описание как этого кубка, так и прочих изображений тавромахии со многими иллюстрациями. Для нас несущественно в данном случае соглашаться или нет с мнением этого исследователя о том, что на кубке Вафио обе фигуры мужские (с. 122). Во всяком случае, и он не оспаривает присутсвия акробаток в других сценах тавромахии.
10 Mosso A. The palaces of Crete. London. 1907, p. 219. I
11 Schliemann H. Tirynthe. Paris, 1885, pi. XIII et p. 303. I
12 Evans A. The palace of Minos: In 4 vol. London, 1921—1935. Vol. 1930, p. 223, fig. 144, 156. Кроме указанных сочинений много и3б бражений тавромахии во Всех четырех томах указ. соч. Эванса, а та же: Богаевский Б. Л. Крит и Микены. М.;Л., 1924; Bossert H. Т, Altkreta. Berlin, 1923; Dussaud R. Les civilisations prehelleniques. Paris, 1910.
13 MossoA., fig. 32в.
14 Пиотровский Адр. Античный театр. — В кн.: Гвоздев А. А., Пиотровский Адр. История европейского театра, с. 32.
15 Там же, с. 152.
16 Лукиан. О пляске: Пер. А. И. Малеина. — Ежегодник петроградских гос. академии, театров. Сезон 1918/19. Пг., 1920, с. 18.
17Lawler L. В. The Maenads. — Memoirs of the American Academy in Rome, 1927, vol. 6, p. 70.
18 SechanL.,p. 23et notes du I chap.
19 Emmanuel M; p. 184.
20 Ibid., p. 74.
21 Ранее XVII в. мы не встретим выворотности в танцах в быту, так называемых бальных, и для ее появления будут веские причины, которые мы рассмотрим своевременно.
22 Sechan L., fig. 47 et pi. XL Хорошее воспроизведение всей вазы у Bieber M. Die Denkmaler zum Theaterwesen im Altertum. Berlin; Leipzig, 1920, Taf. 48'.
23 СлонимскаяЮ.Зарождение античной пантомимы. — Аполлон,1914, № 9, с. 43.
24 Sechan L., fig. 15; Weege F. Der Tanz in der Antike. Halle/Saale, 1926, Abb. 61.
25 Sechan L., fig. 16; Weege F., Abb. 63.
26 Emmanuel M., p. 157.
27 Ibid., fig. 215.
28 Ibid., p. 75, 78.
29 Ibid., p. 119.
30Ibid., p. 144.
31 Ibid., p. 135.
32 Blasis Ch. Manuel complet de la danse. Paris, 1830.
33 Sechan L., p. 81, ссылка в примеч. 36.
34 Ваганова А. Я. Основы классического танца. Л., 1934, с. 50 (без указания имени).
35 Sechan L., pi. VIII, р. 2. Совершенно так же встанет на пуанты и классическая танцовщица, если вы попросите ее это сделать без специальной обуви.
36 Dictionnaire des antiquites grecques et romaines, vol. 4, p. 1052.
37 Weege F., S. 120. Воспроизведение Марса — S. 149; танцующи'е лары—S. 150, 151.
38 Emmanuel M., p. 169—170.
39 Ibid., fig. 368; Boehn M. Der Tanz. Berlin, 1925, Tab. I.
40 Emmanuel M., p. 82—99.
41 Из всех специфических положений кистей рук отметим типичный для сатиров и силенов прием: кисть одной из рук отогнута под прямым углом вверх — жест заклинания, как определяет Sechan L., р. 82, примеч. 49. К этому положению кисти придется вернуться.
42 Малеин А. И. Из истории древнеримского балета. — Бирюч, 1919, №11—12, с. 67.
43 Weege F., S. 5.
44 Sechan L., p. 75—78.
45 Ibid., p. 87. За неимением под рукой книги Сешана можно посоветовать русскому читателю ознакомиться с видами греческого танца по книге Худекова С. Н. История танца: в 4-х т. Спб., 1912—1917. Т. 1. Но, к сожалению, этот труд весьма устарел.
46 Освещающую вопрос аналогию помогает провести книга Коновалова Д. Г. Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве. Сергиев Посад, 1908. Ч. 1, вып. 1, где интересно указание о том, как привычные в жизни танцевальные движения входят в экстатические радения (с. 117 и ел.). И
47 Пиотровский Адр., с. 110—114. |
48 Sechan L., p. 196 и предисловие к кн. Аристофан. Комедии: в 2-х тД М.;Л„ 1934.Т. 1, с. 40. .1
49Sechan L., p. 197.
50 Аристофан. Комедии, т. 1, с. 433.
51 Пиотровский Адр., с. 123.
52 Sechan L., p. 198.
53 Подробно и интересно разобран этот вопрос у Flickinger R. С. The? greek theater and its drama. Chicago, 1926, p. 24—32.
54 Buschor E. Griechische Vasenmalerei. Munchen, 1914; Pettier E. Corpus vasorum antiquorum. France. Musee du Louvre: In 6 vot. Paris, 1922—1929; Heydemann H. Die Vasensammlungen des Museo-й Nazionale zu Neapel. Berlin, 1872, и прочие, цитированные в примечаниях.
55 Пиотровский Адр., с. 30
56 Там же, с. 28 и сл.
57Там же, с. 32.
58 Sechan L., р. 13 и сл.
59 Лукиан, с. 16 (гл. 23).
60 Типичны высказывания Bie О. Der Tanz. Berlin, 1906, S. 305, где также не менее типичное для немца отрицание заслуг Эмманюэля.
61Sechan L., р. 228.
62Пиотровский Адр., с. 32.
63 См.: Reinach S. Subligaculum. — Le vase grec de la collection dev| M. Cecil Torr. — Revue Archeologique, 1895, vol. 26, p. 221—222. ^
64 Так переводит это место Sechan (p. 225), и его перевод нам кажется; и более правдоподобным и отвечающим имеющемуся у нас вос-Д произведению этой пляски в вазовой живописи: Sechan L., fig. 50. Обычный перевод — у Пиотровского (с. 152).
65 Sechan L., p. 101.
66 Reinach S. Repertoire des vases peints grecs et etrusques: In 2 vol. Paris, 1924. Vol. 1, p, 293. Tischbein I. H. W. Collection of engravings from ancient vases. Naples, 1791—1795. Vol. 1, pi. 60.
67 Эта поза типична и для всякого сражающегося холодным оружием, как поза выжидательная, поза защиты. Она широко применяется в современном фехтовании. Нет ничего невероятного в том, что именно эта поза, сначала миметическая, дала повод для стилизации |ее в пиррихе и, таким образом, послужила родоначальницей II позиции. Ср. например, воина у Tischbein I. H. W; vol. 2, pi. 2., или Reinach S., vol. 2, p. 323 с нашими пиррихистками.
68 Sechan L., p.l01—102.
69 Emmanuel M., p. 23—24.
70Ibid., p. 275— 276.
71 Пиотровский Адр., с. 31—32. 3
72 Sechan L., p. 239.
73 Emmanuel M., p. 195.
74 Пиотровский Адр., с. 161—162.
75 Там же, с. 196.
76 Отсылаем интересующихся этой эпохой к трудам А. И. Пиотровского и С. Мокульского (см. выше).
77 Гвоздев А. А., Пиотровский Адр., с. 288.
78 Лукиан, с. 24—26 (гл. 71, 73, 77).
79 Maugras G. Les comediens hors la loi. Paris, 1887, p. 30; Fared E., p. 26. ФиндейзенН., т. 1, с. 49.
80 Chambers E. К. The mediaeval stage: In 2 vol. Oxford, 1903. Vol. 2, p. 179.
82 Поитровский Адр., с. 329.
83 Соборы продолжали к актерам и мимам отношение государства: в Риме, как только рабы появились на сцене, профессия актера стала позорной и гражданам она была запрещена под страхом изгнания из трибы. Тут, может быть, стоит рассеять часто встречающееся недоразумение: отлучение комедиантов от церкви никогда не было поставлено Вселенским собором или папой, это решение соборов поместных, самый знаменитый в этом отношении собор в Арле в 314 г.: Maugras G., p. 35.
Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 1304;