ПРИМЕЧАНИЯ. 1 Histoire universelle des theatres de toutes les nations
1 Histoire universelle des theatres de toutes les nations... Par une societe de gens de lettres: In 13 vol. Paris, 1779—1782; Levacher de Chamois J.-Ch. Recherehes sur les costumes et sur les theatres: In 2 vol. Paris, 1790; Costumes et annales des grands theatres de Paris. Paris, 1786 — 1789.
2 Bapst G. L'Essai sur 1'histoire de theatre. Paris, 1893, p. 471.
3 GoncourtE. de. Madame Saint-Huberty. Paris, 1885, p. 112.
4 Jullien A. Histoire du costume au Theatre. Paris, 1880, frontispice.
5 Jullien А., у. 291,302.
6 Capon G. Les Vestris. Le «diou» de la danse et sa famille (1730— 1809). Paris, 1908, p. 263—264.
7 Goncom£.(fe.LaGuiinard.Paris,1893,p.253.
8 Новерр так говорит о ней (Noverre J.-G. Lettres sur la danse, sur les ballets et les arts: In 4 vol. Saint-Petersbourg, 1803—1804. Vol. 4, 1804, р. 83): «Г-жа Гимар завоевала успех у публики с первого появления и хранила его до самого ухода. Грации щедро украсили ее своими дарами и своим очарованием. Никогда не гонялась она за трудностями; благородная простота царила в ее танце; рисунок ее танца был полон вкуса, выразительность и чувство оживляли все движения. Долгое время она танцевала в героическом жанре:
затем перешла на тот смешанный жанр, который я создал для нее и для г-на Лепика. Она была Неподражаема в анакреотических балетах, уйдя со сцены, она унесла этот приятный жанр».
9 Blasis Ch. Traite Elementaire, Theorique et Pratique de I'art de la Danse. Milan, 1820, p. 10.
10 Les spectacles de Paris ou calendrier historique et chronologique des theatres pour 1'annee 1790. Trente neuvieme partie. Paris, Duchesne, 1790. Etat des personnes qui composent 1'Academie royale de musique.
11 Это отразилось на интересной .работе Hugo V. G. Tableau de la danse au theatre pendant la Revolution francaise (1789—1795). — La revue musicale, 1922, N 5, p. 222—230; N 6, р. 44—50; N 7, р. 127—146, где о танце можно узнать очень мало.
12 Мундт Н. Биография Карла Лудовика Дидло. — Репертуар русского театра, 1840, № 3, с. 1—8. За ним: А. П. В память пятидесятилетия Гольца. Спб., 1872, с. 15; Всеволодский-Гернгросс В. Н. Театр в России в эпоху Отечественной войны. Спб., 1912, с. 122Э Гроссман Л. П. Пушкин в театральных креслах М., 1926, с. 98—131-
13 Le Sage A., d'Orneval. Theatre de la Foire. Paris, 1731. Vol. 2, p. 134; vol. 4, p. 125, 175.
14 Almanach des spectacles de Paris. Quarante sixieme partie pour 1'an 1815 (Paris, Duchesne, 1815, p. 12) дает такие сведения об Одино:
Audinot Nicol-Medard родился в Нанси (без года), дебютировал в . Париже в Итальянской комедии 3/1—1764 г., ушел в 1767 г. и образовал свою труппу балаганного типа в Версале (1767—1768); на Сен-Жерменской ярмарке в 1769 г. показывал с большим успехом марионеток (loge des Bamboches); в 1770 г. перешел на бульвары в Ambigu-Comique, где заменил марионеток детьми с громадным успехом; с 1772 г. дает grandes pantomimes с неизменным успехом, особенно материальным. Умер в Париже 21/V— 1801 г. Из его театра вышли многие выдающиеся артисты, например, г-а Гардель и Шевиньи.
15 Тот же альманах (Duchesne) начиная с 1789 г. в списке поставщиков оперы указывает «Maillon, bonnetier, rue St-Honore, pres St-Roch», в альманахе за 1800 г. он уже называется «Maillot, pour bonneterie, rue Honore, a cote de celle des Fondeurs». Тут же «Dutailly, pour blanchissage des bas et Pantalons de soie, rue Petit-Carreau en face de celle Thevenot». Занятно, что «изобретение» трико приписывается у Jullien А. (р. 275) и в книге Larive J. М. Cours de declamation. Paris, 1804—1810. Vol. 2, 2ieme partie, 1810, р. 275, уже этому «sieur Maillot». Ларив, актер драматический, много сделавший для обновления театрального костюма, дает такую справку о трико: «Трико (les maillots) — цельная одежда из шелкового трико тельного цвета, которая надевается прямо на тело и в точности копирует кожу, сохраняя все контуры. Прежде носили такю одежду из тафты тельного цвета, и я видел, как некоторые актеры надевали на подвязки брильянтовые пряжки, которые казались инкрустированными в коже». Название «maillot» вошло в обиход в первую четверть XIX в. В Dictionnaire theatral ou Douzecent Trente-trois verites. Paris 1824, p. 205, мы читаем: «Maillot — корсаж тельного цвета, являющий взгляду любителя облик обнажения, украшенного искусством. Под maillot даже и нога г-жи Gaillet не старше двадцати пяти лет».
16 Goncourt Е. et J. de.. Histoire de la societe francaise pendant le Directoire. Paris, s. a., p. 403. Аналогичные идеи бродили еще в середине XVIII в. Гримм упоминает о г-не Кармонтене, который в связи с увлечением ко всему «в греческом вкусе» выпустил две гравюрки с карикатурами на одежды «a la grecque» (см.: Grimm Fr.-M. Cor-respondance litteraire: In 16 vol. Paris, 1877—1882. Vol. 5, 1879, р. 282). Подражатели немедленно издали целую серию таких костюмов.
17 GoncowtE. etJ. de. Histoire de la societe francaise pendant le Directoire. Paris, s. a., p. 411.
18 Общий обзор у Boehn М. von. Die Mode. Menschen und Moden im XIX. Jahrhundert. 1790—1817. Munchen, 1908.
19 Fauchier-Magnan A. Lady Hamilton (1763—1815). Paris, 1910, у него и библиография; Pas de chale, «изобретенное леди Гамильтон», танцевала в Париже в Опере г-жа Гардель (Journal des Debats, 1804,28. X).
20 Prunieres Н. Salvatore Vigano. — La revue musicale, 1921, 1/XII, N special «Le ballet auXDC siecle».
21 В этом легко убедиться, просматривая распределения ролей, приводимые в либретто балетов. Например, для первого представления балета Дидло «Зефир и Флора» (Didelot. Flore et Zephire, ballet divertissement en un acte, en francais. London, 1796) следующий состав исполнителей: Клеонида, нимфа — г-жа 1елигс-берг. Флора — г-жа Роз, пастушки — г-и Паризо и Босси, Зефир — г-н Дидло, Амур — маленький Менаж, маленький Амур — маленький Гилл. Все французы, кроме маленького Гилла, и, может быть г-жи Босси.
22 Wright Th. The Works of James Gillray. London, s. a, p. 211, 25Э.
23 Глушковский А. П. Воспоминания о великом хореографе Дидло. — Пантеон и репертуар русской сцены, 1851, № 4, с. 2.
24 Мы видели воспроизведение в кн.: Материалы по истории русского балета. Л., 1938, с. 72—73 и комментарий к нему М. Борисоглебского. С ним считаться трудно ввиду полной беспомощности автора перед лицом своего материала. Раскрашенная гравюра называется рисунком, имя Джильрея не указано, датировка не проверена — 1793-й вместо 1796-го, никаких подтверждений тому, что изображены именно Дидло и г-жи Роз и Паризо.
25 NoverreJ.-G.,vol. 2, р. 70.
26 Goncourt E. de. La Guimard, p. 306, цитата из письма мужа Гимар — Этьена Депрео; Гимар умерла в 1816 г.
27 Noverre J. -G., vol. 4, p. 70.
28 О пресловутой балаганной tourneuse см. ниже; о ней упоминает Maugras G. Les comediens hors la loi. Paris, 1887, p. 206.
29 Blasis Ch. p. 68.
30 Ibid., p. 102. Блазис говорит, что ему «23—24 года». Что это, мальчишество: прибавил себе шесть лет или наоборот — убавлял впоследствии?
31 Ibid., p. 10. Блазис, очевидно, не знал о существовании Taubert'a и Bonin'a, писавшего по-немецки.
32 Ibid., p. 11.
33 Noverre J.-G., vol. 2, p. 70.
34 Almanach des spectacles de Paris (Duchesne). Paris, 1815, p. 19.
35 Racster 0. The master of the Russian ballet (The Memoirs of cav. Enrico Cecchetti). London, 1921.
36 Blasis Ch. p. 29.
37 Интересную подробность находим в Memoires de m-lle Flore. Paris, 1903, р. 31—32. Один актер" «очаровательно пародировал «бога танца» (в данном случае О. Вестриса. —Л. Б.), особенно смешило, когда он, протанцевав свое па, шел к кулисе и опирался на нее со всеми ужимками запыхавшегося человека. Вестрис приобрел эту привычку, и была она порядочно смешна».
38 Blasis Ch., p. 52.Он сам указывает, что в некоторых арабесках надо бросать корпус вперед, но он должен быть всегда твердо «посажен на бедра». «Выдвигайте грудь, убирайте как можно сильнее «пояс», слегка выгибайте спину и утверждайте прочно область поясницы (les reins)».
39 Ibid., p. 73.
40 Выписка из «Дела о приглашении балетмейстера для сцены московских театров Блазис Карла», в материалах Д. И. Мухина, любезно сообщенная нам Ю. А. Бахрушиным: «Теодор, балетмейстер и учитель в Т. У., уволен 14.11—1861 г. (рапорт управляющего Московской конторой министру двора от 24/V—1861 г., № 858). ,-| Господин Блазис признает себя ангажированным на два года от ;| 1-го сентября по 1-е сентября 1863 г. по новому стилю учителем "3 танцев в школе Императорских московских театров. Господин ~| Блазис получает жалованье три тысячи рублей серебром каждый год...» (Копия контракта, подписанного в Милане в июне 1861 г.). «Je consens de rester au service des Theatres Impreriaux de Moscou encore pour six mois de septembre 1863 a finir au demi du mois defevrier 1864 aux memes conditions. Charles deBlasis» (там же).
41 Толстой Л. Н. Война и мир. М.; Л., 1935, с. 635—636.
42 Глушковский А. П., с. 20.
43 Castil-Blaze. L'Academie Imperiale de la musique. Paris, 1855, p. 525.
44 «...Вестрис нашел опасного соперника в молодом Дюпоре, который завоевал любовь публики своей необыкновенной легкостью... Дюпор вертелся быстрее, чем он» (Memoires de m-lle Flore, p. 32).
45 С труппой Николе знакомит: Маппе Е. D., Menetrier С. Galerie historique des comediens de la troupe de Nicolet. Lyon, 1869.
46 Расшифровки термина «papillotages» мы еще не нашли, если это и был танцевальный термин.». Duport. — Revue des comediens: In 2 vol. Paris, 1808, Vol. 1, p. 150—151.
48 Blasis Ch. (p. 94) так говорит об О. Вестрисе: «Г-н Вестрис показал свой превосходящий всех талант именно в ролях сельских. В этом жанре он вполне согласовал свою игру с натурой и никогда не имел соперников. После его ухода я еще ни разу не видал пастуха в каком бы то ни было сельском балете».
49 Негр Доминго в балете Гарделя «Paul et Virginie», представленном в первый раз в июне 1806 г. и имевшем громадный успех, о чем мы читаем в рецензии Journal de 1'Empire от 16 июня; там же и о том, что в балете «ни одного пируэта».
50 Beaulieu. — Revue des comediens, p. 27.
51 Journal des Debats, 1805,18 / IV.
52 Levinson A. La danse romantique. — L'art vivant. Paris, 1927, N. 60, р.491.
53 Castu-Blaz.e. L'Academie imperiale de musique: In 2 vol. Paris, 1855. Vol. 2, p. 113.
54 JoumaIde)'Empire,1812,27/IL
55 Journal des Debats, 1827,3/VIIL sf> Journal de 1'Empire, 1812, 14/IV.
Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 1497;