Виды договоров нормативного содержания
1. По числу участников
- двусторонние
- многосторонние
2. По предмету правового регулирования
- в международном праве
- в конституционном праве
- в трудовом праве
- в гражданском праве
- в других отраслях.
26.Правовой прецедент: определение понятия и виды.
Правовой прецедент (судебный или административный) – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которое становится нормой для всех аналогичных дел, возникающих в будущем.
Как форма (источник) права юридический прецедент получил наиболее широкое распространение в системе общего права Англии, США, Канады, Австралии, где он имеет силу законодательного акта. Однако его элементы имеют место и в российской правовой системе, что связано прежде всего с деятельностью Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, руководящие разъяснения которых кладутся в основу решений конкретных юридических споров всеми нижестоящими судебными органами.
Прецедент может быть:
1.Судебный
2.Административный
Он представляет судье или должностному лицу непростую возможность личного усмотрения, поскольку при отсутствии полной аналогии жизненных ситуаций именно эти люди обладают правом оценивать степень аналогичности рассматриваемых обстоятельств. Причем в прецеденте не обязательно все предшествующее решение, а лишь суть правовой позиции суда, вынесшего первоначальное решение или приговор. Степень обязательности прецедента зависит также от положения в судебной системе как суда, разрешающего конкретную жизненную ситуацию, так и суда, чье решение берется за образец по аналогичным делам. Чем выше положение суда, тем меньше он связан прецедентами.
Достоинства правового прецедента:
· Является результатом логики и здравого смысла, что приводит к адекватному и точному урегулированию конкретного случая;
· Имеет большую силу убедительности, поскольку аргументы в пользу принятого решения сопровождаются большим количеством ссылок на законодательство;
· Имеет гораздо больший динамизм, нежели нормативный акт; судья способен скорее уловить изменения, происходящие в жизни, и отразить их в своем решении.
Недостатки правового прецедента:
· Не имеет того авторитета, обязательности, который присущ нормативному акту4
· Не исключает возможность произвола;
· Не определен объем его действия.
Право как система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную и классовую волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, непосредственно направленно на регулирование общественных отношений. Государство официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров. Право как нормативное выражение государственной воли непосредственно регулирует общественные отношения в классовых или общесоциальных интересах. Право служит инструментом политики государства, средством организации управленческой и иной деятельности, осуществления его задач и функций. Право имеет общеобязательный характер, что позволяет ему выступать в качестве социального регулятора общественных отношений. В отличие от других социальных норм специфика регулятивной роли права связана с предоставительно-обязывающим содержанием большинства составляющих его норм. «Система нормативного регулирования - это совокупность социальных норм, регулирующих поведение людей в обществе, отношения их между собой в рамках объединений, коллективов, и социально-технических, регламентирующих их взаимоотношения с природой».
Являясь важнейшим элементом нормативного регулирования общественных отношений, право занимает особое место в системе социальных норм. Как формально-определенные, правовые нормы являются единственными из социальных норм, которые санкционируются и обеспечиваются государством.
Система социальных норм состоит из различных групп норм, действующих во взаимосвязях друг с другом. «Социальные нормы - это связанные с волей и сознанием людей правила взаимодействия в обществе, возникающие в процессе его исторического развития, соответствующие определенному типу культуры и направленные на организацию общественных отношений». К социальным нормам относятся экономические, политические, правовые, моральные, религиозные, эстетические и др. В процессе регулирования общественных отношений активная роль одной группы норм дополняется, конкретизируется другими социальными нормами. Социальные нормы по своей природе означают определенный стандарт поведения.
Мораль – важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности.
Но главное в морали это представление о добре и зле.
Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента
1. Единство
2. Различие
3. Взаимодействие
4. Противоречия
Единство права и морали состоит в том, что:
1.Представляют собой разновидность социальных норм – образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа.
2.Имеют один и тот же объект регулирования – общественные отношения (только в разном объекте), они адресуются к одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;
3.Служат для упорядочения общественной жизни – право и мораль, в конечном счете, преследуют одни и те же цели и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;
4.Являются надстроечными категориями – обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации;
5.Являются показателями социального и культурного развития общества – право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал. Цель права – «установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил». Таково же, в сущности назначение морали;
6.Основываются на основе воли индивида – право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;
7.Опираются на единый экономический и политический фундамент.
Отличие норм права от норм морали (нравственности)
Отличие норм права от норм морали (нравственности) | ||||
Нормы права | Нормы морали | |||
Устанавливаются, санкционируются либо признаются государством | По происхождению | Формируются в сознании людей | ||
Регулируют те отношения, которые поддаются правовому регулированию | По сфере действия | Регулируют поведение, которому можно дать моральную оценку, т.е. сфера действия морали шире | ||
Более или менее точные, детализированные правила поведения | По степени детализации | Не содержат точных, детализированных правил, т.е. нормы морали более абстракты | ||
Как правило, закреплены в специальных государственных актах | По форме выражения | «живут» в сознании людей и обычно не имеют писанной формы | ||
Обеспечиваются принудительной силой государства | По способу обеспечения | Обеспечиваются общественным воздействием, силой общественного мнения | ||
Представляют систему норм | По структурной организации | Не являются системой | ||
Менее высокий | По уровню требований | Более высокий | ||
«законно», «незаконно», «правомерно», «неправомерно» | По используемым категориям | «человечно», «бесчеловечно», «добро», «зло», «морально», «аморально». |
Взаимодействие права и морали состоит в том, что:
· Они поддерживают друг друга в деле упорядочения общественных отношений;
· Их требования во многом совпадают;
· Мораль осуждает все виды правонарушений и особенно преступления;
· Один и тот же поступок получает в глазах окружающих людей как правовую, так и моральную оценку;
· Они плодотворно «сотрудничают» в сфере отправления правосудия, деятельности органов правопорядка, юстиции.
Противоречия права и морали состоит в том, что:
· Право нечто разрешает, а мораль «запрещает», «осуждает»;
· Право нечто разрешает, а мораль «разрешает», «одобряет»;
· Право порой содержит нормы «аморального» плана;
· Право в своем прогрессивном развитии опережает право, которое более консервативно.
27.Соотношение норм права и религиозных норм.
Сходство норм права и религиозных норм имеет практически те же черты, что и сходство норм права и норм морали, и выражается в нормативности (совокупность определенных норм, являющихся образцом, масштабом поведения людей), универсальности (эти нормы распространяются на общественные отношения), общности права и религии (в нормативно-ценностных критериях правомерного и неправомерного). В то же время между правом и религией есть принципиальные различия. Предписания той или иной религии распространяются лишь на лиц, исповедующих определенную религию. С другой стороны, современное право европейских стран в значительной степени испытало на себе воздействие христианства. Например, равноправие мужчины и женщины было закреплено в праве благодаря идеям и нормам Нового Завета. В настоящее время ряд мусульманских стран широко использует в практике нормативного регулирования законы шариата. Влияние религиозных норм на право четко прослеживается при анализе структурных элементов правовых систем современности (англосаксонской, романо-германской, славянской, мусульманской и др.). В настоящее время принято выделять семьи религиозного права, где в качестве основных источников права выступают религиозные нормы и ценности, наблюдается тесное переплетение юридических положений с религиозными правилами, нормативно-правовые акты имеют вторичное значение, право во многом основано на системе религиозных обязанностей, признается Божественное происхождение права.
Конституция РФ, Федеральный закон «О свободе совести» гарантируют в России свободу совести и вероисповедания, равноправия конфессий, возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. УК РФ устанавливает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедования. В тоже время законодательство запрещает деятельность тоталитарных сект и оккультных религий, подавляющих личность. В соответствие с законом «Об общественных объединениях» существует норма, запрещающая деятельность религиозных организаций, если она связана с проявлениями насилия над личностью и иным причинением вреда жизни, здоровью, или с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей. Участие в деятельности подобных религиозных организаций уголовно наказуемо.
Религиозные нормы, религиозная (духовная) власть в мире не перестала оказывать влияние на общество и государственную власть. В настоящее время, например, конституционные монархии во многом используют отдельные религиозные нормы и традиции даже на уровне государственного права. Законодательство Великобритании признает монарха и главой государства и главой Церкви, не говоря о том, что во многих странах мира отдельные религиозные праздники считаются и государственными праздниками. Церкви разрешено участвовать в общесоциальной деятельности. В Греции, например, статус Церкви регулируется на конституционном уровне, закреплено особое положение православной конфессии по сравнению с другими, установлен религиозный текст присяги главы государства и др. В большинстве стран мира, и прежде всего в мусульманских государствах религиозные нормы являются одним из основных источников права.
Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 3049;