Архитектурные сооружения.
Китайский сад немыслим не только без богатства природного мира, но и без архитектурных сооружений - зданий, павильонов, беседок, крытых галерей, позволяющих любоваться парком при любой погоде.
Одним из основных принципов ландшафтного проектирования в Китае является единение архитектуры и пейзажа, где каждое строение занимает свое уникальное место в садовом комплексе, каждая архитектурная деталь имеет свою меру и ритм, задает свой собственный стиль.
Надписи.
Особым образом садово-парковое искусство соотносилось с литературой: надписи – обязательная принадлежность каждого китайского дома и сада. В садах наносили на стены стихи и памятные надписи; отдельные дворики и строения имели свои поэтические названия, запечатлевавшиеся письменно (Беседка Ожидания Инея, Павильон Водной Ряби, Терраса Запаха Коричного Дерева), письмена выбивали на камнях и специальных каменных столбах и стелах.
Ограждения.
Сады в Китае обязательно огораживались, поскольку они символизировали рай на Земле. По китайским представлениям, стена сада не ущемляла его естественности, а наоборот, выделяла пространство сада, как раз и делала его « миром в мире». С равным успехом стена китайского сада служила и символическим, и эстетическим целям. Кроме этого ни один сад не мог обойтись без ворот. Их богато украшали, а виду, который открывался из них на сад, придавали особенное значение.
Характерные особенности китайской традиции ландшафтного проектирования.
Идея сада – уголок естественной природы, доведенный до совершенства в соответствии с определенными эстетическими критериями, который должен настроить человека на философские размышления о смысле жизни, окружающем мире т.д.;
многоплановость композиции – сад любого масштаба, от императорского до домашнего, представляет собой поток никогда не повторяющихся видов, вызывающих смену эмоций в душе у посетителя ;
пейзажность садов – плавные линии крупных водоемов, мягкие формы рельефа, свободно растущая растительность;
размещение архитектурных сооружений с соответствующими названиями подчеркивает настроение ландшафта;
тонкая взаимосвязь с музыкой и литературой.
Япония
Особенности развития садово–паркового искусства.
Традиции садово–паркового искусства пришли через Корею, первыми проектировщиками были осевшие в Японии корейцы. В результате его проникновения многое было заимствовано у китайских создателей садов, но по своему духу китайские и японские культурные ландшафты различны. Происхождение стилистики японского сада во многом объясняет сама природа. Субтропический и умеренный муссонные климаты с большим количеством осадков весьма благоприятствует произрастанию широкого ассортимента растительности. Контрастный горный рельеф с большим количеством коротких, но полноводных рек отличается ландшафтным разнообразием, которое стало образом для создания переосмысленных и одухотворенных миниатюрных ландшафтов. Кроме того, садово–парковый ландшафт представляет собой наиболее сокровенное выражение национального духа страны. Утонченное эстетическое восприятие природы пронизало всю их жизнь, утвердило ряд красивых национальных традиций (любование первым снегом, любование осенним кленом, любование цветущей сакурой, любование луной и др.).
Философские основы.
Философскую основу искусства в Японии составила буддийская идея иллюзорности физического мира. Поэтому здесь и образ природы является не столько реальностью, сколько иллюзией, которую нужно воспринимать на интуитивном уровне (например, только в Японии мог появиться водопад, в котором воду символизируют камни, а также «водные» пространства из мелкого песка и гравия с «волнами», нарисованными
специальными граблями). Скрытый смысл образа природы каждый человек воспринимает по-своему, стараясь как бы «увидеть то, что за гранью видимого». Китайский же сад не был похож на абстрактную живопись, а доводил до совершенства выбранную природную территорию в соответствии со своими эстетическими критериями.
Большое влияние на всю японскую культуру, и в том числе садово-парковое искусство, оказало учение дзен- буддизма (получившее распространение с 12-13веков и существующее до настоящего времени), которое утверждало, что единственный источник познания истины – интуиция. Именно философия дзен способствовала объединению разнородных элементов культуры. Во всех проявлениях искусства стала ощущаться аура таинственности, мистической недосказанности. Реализм уступил место намекам, подчеркнутой пустоте. Все совершенное представлялось изящной простотой.
Основной темой поэзии, живописи и садово–паркового искусства этого времени была любовь к природе, простота и нравственное очищение. Именно в это время получает развитие искусство чаепитие (чайная церемония) и с новой силой возрождается искусство составления букетов – икебана.
Ранние японские сады отличались редкой декоративностью и представляли собой подобие парков для проведения празднеств, концертов и развлечений знати на открытом воздухе, где вельможи могли наслаждаться красотами где – то ранее виданных пейзажей в своей повседневной жизни. Главной пейзажной особенностью этих садов был водоем с причудливо спланированной береговой линией, выложенной крупными камнями. Ранние японские парки находились под сильным китайским влиянием, что проявлялось в больших размерах, богатстве растительности и т. д. Далее с 14 века, поскольку культурный ландшафт воспринимался как своеобразная живопись природных форм, сады Японии стали представлять собой миниатюрные идеальные ландшафты, подобные изображениям на гравюрах и рисунках. Они были, как правило, небольшого размера и рассчитаны на длительное неподвижное созерцание и восприятие.
В конце 16 – начале17веков стиль садов вновь несколько изменился. Они увеличились в размерах и стали объединять в своих границах несколько изолированных садов, по-прежнему изображающих идеальные пейзажи в миниатюре. Они воспринимались последовательно во время прогулки, однако каждый из них был самостоятельным, завершенным произведением.
Типы садов.
По теории японского садово–паркового искусства, проектирование начинается с выбора сюжета, поэтому существуют разные по сложности ландшафтные композиции. Чаще всего сюжетной основой являются горы и холмы, вода и камни. В основном создаются два типа садов – холмистые и плоские. По функциональному признаку , могут выделяться сады при дворцах, замков феодалов, при храмах, чайных домиках, насаждения синтоиских святилищ (в основе синтоиской религии лежит обожествление природы предков), домашние сады и др., причем к домашним можно отнести сады на подносе и искусство бонсай, и то и другое пришло из Китая и получило широчайшее распространение в Японии.
Абстрактные философские сады.
В них почти нет растительности, и они более напоминают абстрактную живопись, чем сад. В абстрактных философских садах свободное пространство имеет большое значение – помогает создать ощущение безбрежности и бесконечности мира, дает возможность отрешится от мыслей. Таким является один из садов храма Рёандзи(храм «успокоенного дракона») – сад камней в монастыре Дайансан в Киото. Он является одним из самых удивительных и знаменитых садов камней, вершиной японских философских садов. Сад представляет собой небольшую прямоугольную площадку (с востока на запад – 20м, с севера на юг- 10м), с трех сторон огороженную невысоким глинобитным забором. Эта площадка засыпана мелким белым гравием, «расчесанным» граблями на тонкие бороздки, символизирующие рябь воды. На фоне гравия расположено 15 камней, они организованны в пять групп. Вокруг каждой из них, как обрамление, посажен мох. Некоторые группы имеют название («Переправа тигра с тигрятами через бурный поток», «Отдыхающая птица с распростертыми крыльями»), направляющие концентрацию мысли на определенный образ. В очертании камней у каждого зрителя рождаются свои ассоциации, которые всегда будут новыми в зависимости от времени года, от различного освещения в течение дня, от настроения и т.д. Еще одной загадкой сада Рёандзи является и то, что с какой бы точки ни смотрел на сад человек, он всегда будет видеть только 14 камней, один из камней всегда исчезает из поля зрения.
Сады пейзажного типа.
Они бывают плоскими и холмистыми. Главной особенностью холмистого сада является холм, дополненный прудом и водным потоком, как правило, такие сады устраивались при дворцах и храмах. На холме сооружался павильон, из воды выступали камни причудливой формы и расцветки, которые расположены таким образом, что они как бы обрамляют отражение павильона в озере. Ландшафт выражал затаенную, глубинную красоту, проповедующую, уединенность, скромность, способствующую выявлению сокровенной сути предметов и эмоций.
Иной по стилю пейзажный сад плоского типа. В его композиции используются хвойные и широколиственные деревья, крупные валуны и галька, водоемы, резервуары с водой и источники, а также малые архитектурные формы – каменные фонари и скамьи. Сад имеет небольшую площадь, с внешней стороны визуально отделен изгородью, а со стороны наблюдателя – деревянным настилом террасы дома. Органичной частью пейзажа становится вид на дальние горы, озеро, водопад или иной интересный объект, находящийся вне пределов сада.
Использование ландшафтных компонентов.
Освоение пространства происходит в гармонии трех стихий – камни, вода и растительности, каждая из которых несет определенную смысловую нагрузку. Более того, распределение всех элементов сада (водопадов, камней, растений, мостиков и др.) подчиняется определенным пространственным законам. Так, в частности, линии, соединяющие два элемента, не должны быть параллельными; два элемента не должны быть одного размера, и тд.
Камни. Задают структуру японского сада. Искусство их расположения является одним из главных в создании ландшафта, поскольку японцы считают, что высшим творением природы является не человек, а камень. Они тщательно отбираются не только по форме и цвету, но даже должны «подходить друг другу по характеру». Правила их местоположения в саду соответствует духу дзенской эстетики, в основе которой лежат аскетизм, символизм и асимметрия. Единичные камни располагают редко, чаще составляются композиции из трех- пяти штук. Основной принцип сбалансированности основывается на выборе трех основных камней – центрального, а также первого и второго подчиненных. Эти три объекта должны представлять в итоге некий соразмерный, но вместе с тем и разносторонний треугольник. Группы камней могут быть объединены в более крупную композицию. Тогда их расставляют по степени декоративности и смысловой нагрузке, следуя правилу сильной руки, т.е. слева направо, поскольку так обычно скользит взгляд по картине и так же организованно движение по саду. Наибольшую популярность среди горных пород имеет андезит, гранит, базальт, различные сланцы. Используются камни самого разного внешнего облика – крупные глыбы, обломки морских скал, отшлифованная морская и речная галька, гравий.
Вода. Занимает в японском саду одно из центральных мест. Ее присутствие выражается в самом разнообразном виде – водопад, озеро, ручей, резервуары с водой, шум дождевых капель по широким листьям и т.д. На водоемах располагаются, островки на которые перекидываются мостики сделанные из разного материала – камня, дерева, глины. При этом они не когда не повторяют друг друга. В руководстве 11 века описывается десять типов водопадов, различающихся по внешнему виду (вода может падать широким потоком; тонкими нитями; разделятся на два равнозначных потока; иметь, помимо основного, боковые струи и др.). Кроме того, был изучен и акустический эффект, создаваемый водопадами, и определено его значение в создании общего гармоничного образа сада. Иногда в символических садах Японии нет конкретно холмов, рек или ручьев, они могут присутствовать там абстрактно. Тогда возникает так называемый стиль «сухого пейзажа» - например, «водные потоки» из уложенного особым образом гравия, расчесанные граблями «волны» из песка, каменные водопады.
Растительность. Японский сад компонуется главным образом из хвойных и широколиственных пород деревьев. Из хвойных пород ведущими являются разновидности сосны, ели, пихты, кипарисы и можжевельники. Из лиственных - каштан, азалия, персик, вишня, слива, ива, дуб, разные виды кленов. В японском саду присутствует символика. Бамбук считается символом благородства и утонченности, белое цветение слив означает духовную красоту, а розовый цвет вишен – красоту чувственную и т.д. Растительные композиции создаются с расчетом на различное сезонное звучание, смену одних цветовых акцентов на другие, разворачивающихся на доминирующем зеленом фоне. Общий колорит сада отличается большой мягкостью – преобладают зеленые и серые тона. Яркие пятна цветущих растений немногочисленны. Экспансия одного цвета меняется от сезона к сезону, весна приходит в бело – розовом облаке цветов сакуры, а осень окрашивает багрянцем красных кленов.
Дорожки в японском саду. При их проектировании избегают прямых линий, предпочтение отдается мягким волнистым кривым, наиболее напоминающим естественные змеевидные линии. Многочисленные изгибы дорожки создают эффект разнообразного пространства, пейзаж меняется за каждым поворотом, причем наилучший обзор сохраняется на уровне человеческого взгляда. Тропинки, как правило, вымощены камнем и черепицей, часто используется техника «следы монаха» - когда плоские камни расположены среди зелени на некотором расстоянии друг от друга. Размеры камней и их узор задают ритм шагов, рассчитанный на неспешную прогулку. Типичной особенностью являются и водные дорожки – клади – извилистые цепочки камней для перехода через ручьи.
Искусство продуманных случайностей. Японский садово–парковый ландшафт отличается тщательной проработкой деталей. Продуманное расположение необычайных и красивых элементов – камня, сухой коряги, растения, водопада, фонаря и др. – позволяет автору проекта одухотворить свое произведение. Учитывается даже отражение элементов ландшафта в зеркале воды и рисунок тени, отбрасываемой предметами.
Если в Китае сады проектировали путем совершенствования, эстетической доработки красивых уголков живой природы, то японское садово–парковое искусство основано на воспроизведении ландшафтов в заранее обусловленном масштабе и с определенной степенью условности. Несмотря на свое искусственное происхождение, сад должен создавать впечатление естественного продолжения окружающей природы. Главное в нем – это тишина и покой, поэтому основными чувствами здесь становятся погружение в природу и растворение в ней. Наиболее точно сущность красоты японского сада можно отразить двумя основными идеями – миниатюризацией и символизмом, а также его основными качествами – природной достоверностью и художественностью.
Выводы о своеобразии традиций японского садово-паркового искусства:
идея сада – создание, как правило, абстрактного образа природы в миниатюре, руководствуясь принципами «изящной простоты» (лаконичность и ассиметрия);
все элементы сада до мельчайших деталей должны быть тщательно продуманы, в нем не должно быть ничего случайного;
предпочтение отдается неброской красоте, побуждающей к философским размышлениям, поэтическим и мифологическим ассоциациям;
насыщенность символикой всех ландшафтных компонентов, обязательное использование камней как основы сада, воды (как естественной, так и абстрактной), выраженная сезонность растительных композиций;
важные детали: извилистые дорожки, мостики, каменные фонари, скамьи и сосуды для омовения рук.
Сады и парки феодального периода.
Средневековая Европа.
Эпоха феодализма охватывает длительный исторический отрезок времени, превышающий тысячу лет. В средневековье зародился новый тип города – город крепость, окруженный мощными оборонительными сооружениями. В ранних средневековых городах при крайней скученности домов, озеленение больших пространств отсутствовало. Создавались преимущественно малые внутренние садики. Позже сады стали неотъемлемыми частями монастырей и усадеб феодалов. В монастырях средневековья декоративные растения в основном разводили в замкнутом дворике – клуатре. Он был заключен в строгих геометрических формах архитектуры, это уже требовало регулярной планировки. Клуатр окружали главные строения монастыря, он был отгорожен от окружающего грешного мира и нес подчеркнутую смысловую нагрузку – олицетворение рая. По религиозным соображениям скульптурное оформление сведено к минимуму или вовсе отсутствует, и очень сдержанно выглядит оформление других малых архитектурных форм (скамьи, фонтаны, колодцы и др.) Важным символическим элементом становятся дорожки, которые обязательно делят сад крестообразно, либо по осям, либо по диагонали. В клуатре выращивали декоративные растения, лекарственные травы и плодовые кустарники, которые росли ровными рядами. Интересным приемом, возникновению которого способствовали небольшие внутренние садовые пространства, был лабиринт, участок, состоящий из специально запутанных садовых дорожек, разделенных стриженой зеленью. Лабиринт обычно вписывали в квадрат или в шестиугольник. Прием был заимствован у строителей храмов, которые делали дорожки из разноцветных камней в форме лабиринта. Проползая на коленях по такой дорожке , богомольцы представляли себе что совершают далекое паломничество.
Особенности садового строительства средневековья: геометричность планировки; рядовые посадки и стрижка; лабиринт; символика.
Арабское садово – парковое искусство 8века
На Ближнем Востоке в 8 веке сложилось мощное арабское государство, которое имело большое влияние на развитие мирового садово – паркового искусства Средневековые арабские сады отличались изысканностью форм. Геометрическое их построение подчеркивалось сетью узких каналов, прямоугольными или квадратными газонами. По периметру сад окружали высокие каменные ограды или стены зданий. После завоевания Испании маврами в 8 веке в интимных двориках возникает испано–мавританский сад– патио, который произошел от атриума античного Рима и от средневекового монастырского сада. Патио создается для спокойного отдыха. Из характерных особенностей арабского сада необходимо выделить следующее: геометрическая планировка на замкнутом пространстве с активным включением различных видов оград в общую композицию; ассимиляция культуры садов завоеванных народов; ограниченное применение декоративных устройств; использование в качестве основных элементов ансамбля рельефа (террасы) растительности (стрижка) воды (фонтаны и каскады).
Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 2763;