Особенности проектирования парковых ландшафтов пейзажного стиля.
Как правило, пейзажный парк представляет собой обширную, постепенно переходящую в окружающую местность территорию, границы которой не всегда четко обозначены. Парк включает в себя открытые и закрытые пространства, причем ценится не только красота форм природных объектов, но и наличие открытого пространства (лужаек между группами и массивами деревьев, водная гладь между берегами озер и рек и др.)
Очень важным и непривычным аспектом пейзажных парков является то, что они переводят свое воздействие из сферы разума и знаний (как это было в эпоху барокко или классицизма) в область чувств человека. Сам характер парковых ландшафтов должен вызывать определенные ассоциации и будить отклик в чувствах посетителей. Пейзажные парки были специально рассчитаны на изменения своего состояния в течение суток и сезонов года.
Использование ландшафтных компонентов.
Растительность.
Преимущественное композиционное значение теперь отдается солитерам и разнообразным видам групп деревьев. Важным становится все – форма и размер листьев, фактура и цвет кроны, структура ветвления, строение стволов деревьев и т.д.
Рельеф.
Плавность и мягкость очертаний холмов, долин, берегов водоемов подчеркивается растительностью. Практически отсутствует мощение, меньше скульптуры, роскошных лестниц, подпорных стенок, балюстрад. Широкое распространение получает использование камней (как организованных в группы, так и отдельные валуны), сооружения из них часто искусно стилизуются под «руины».
Вода
Динамичность струящейся воды проявляется уже не в фонтанах, а в более естественных ниспадающих формах – источниках, ручьях, водопадах, реках. Вода становится душой ландшафта, является важнейшим компонентом эстетического облика парка. Главным свойством водного зеркала является бесконечная изменчивость его поверхности, так ценимая в эпоху романтизма.
Архитектурные сооружения.
Характерной особенностью пейзажного стиля было появление многочисленных садовых построек и малых архитектурных форм, посвященных романтическим понятиям, храмы, беседки, хижины, урны, мемориалы, руины.
Основные особенности, свойственные пейзажному стилю:
· стремление к естественности пейзажей, отсутствие четких границ между парком и окружающей местностью, плавность линий рельефа, растительности, дорожек и водоемов, чередование открытых и закрытых пространств, контраст света и тени;
· воздействие на чувства и эмоции человека с целью вызвать определенные настроения;
· наличие движения во всем(восприятие через прогулки, запланированная смена настроений, ощущение движения времени, колыхание растительности, рябь воды и др.)
· эффект новизны впечатлений и многообразие открывающихся видов (ньюансность);
· расширение вариантов композиционного использования растительности, ведущая роль солитеров и групп деревьев, персонификация деревьев, внимание к их индивидуальности;
· признание ведущей роли рельефа, а именно округлых форм холмов, откосов речных долин и террас;
· использование воды для создания эффекта движения (естественные формы источников, ручьев, водопадов, рек) или покоя (зеркальная гладь озер и прудов с островками);
· отсутствие парадности в размещении архитектурных сооружений – идеи романтизма и сентиментальности, использование античных мотивов.
Садово-парковое искусство 19-20 века.
Из Англии пейзажное парковое искусство распространилось по всей Европе. В развивающем капиталистическом обществе стали возникать проблемы санитарно – гигиенических условий в городах, на повестку дня встала проблема озеленения. Для общего пользования были открыты некоторые частные сады и парки. В Англии в 1844 году парламент утвердил строительство общественного парка в Ливерпуле. В Лондоне появились сады – скверы, разбивается много парков, широко известен Гайд –парк не только из-за своей территории(300гектар), посетителей сюда привлекает прежде всего устойчивые против вытаптывания газоны и редко стоящие прекрасные вековые деревья. В 1852-1871 годах осуществляется реконструкция Парижа, в черте города были разбиты три больших муниципальных парка.
Быстрый рост посещаемости парков обусловил появление в их границах новых планировочных и объемных элементов – спортивных площадок, зоологических и ботанических садов, музеев, музыкальных павильонов, ресторанов. Расширение номенклатуры сооружений усложняло объемно-планировочное решение парков, требовало изучение особенностей композиций паркового пространства различных, функциональных зон.
19 век можно считать периодом становления городского общественного парка. В США создаются известные ландшафтные парки, рассчитанные на посещение многих тысяч человек. В 1857 году в Нью-Йорке на территории 300 гектар создается прекрасный пейзажный парк.
Садово-парковое искусство России
На Руси, как и в других странах, древнейшими истоками историко–культурных ландшафтов вообще и садово- паркового искусства в частности было обожествление тех или иных ландшафтных объектов (источники, березовые рощи и дубравы, отдельно стоящие деревья, крупные валуны, приметные места у излучины реки и др.). Вокруг них постепенно возникали особые места, предназначенные для ритуальных действий и культовых праздников. Такие святилища вместе с прилегающими к ним пространствами явились ценнейшим первым опытом создания целесообразно спланированного, подчиненного некой возвышенной идее и художественно- организованного ландшафта. Многие сакральные урочища язычников просуществовали не одну тысячу лет и впоследствии были использованы христианством для строительства на их месте церквей и монастырей.
К самым первым предшественникам садов и парков, которые имели распространение еще до расцвета Киевской Руси, можно отнести , во первых плодовые сады при древних поселениях, во вторых окружающие их лесные угодья, где жители этих поселений занимались охотой, сбором грибов, ягод, меда. Позже часть лесных угодий превратилась в княжеские «зверинцы». После принятия христианства, в 12 веке становятся известны сады при монастырях и княжеских дворах.
Монастырские сады можно разделить ан два типа: первый – большие плодовые сады за стенами монастыря и малые, в основном декоративные, палисадники вблизи келий внутри монастыря. Внутренние сады обычно имели прямоугольную разбивку, часто с крестообразной схемой плана, что придавало им религиозно – символический смысл. В 16-17 веках появились аптекарские сады, где высаживались лекарственные травы. В некоторых из них стали заниматься также выведением особо урожайных и качественных сортов фруктов и овощей. В 16 веке Москва буквально утопала в зелени садов, перемежавшихся многочисленными рощами, лугами, пустырями.
Сад при русской усадьбе
Светские великокняжеские и боярские усадьбы до 15-17веков традиционно включали сад, который имел утилитарное значение. Основную часть занимал огород с овощными грядками, парниками-творилами (крытыми слюдой). В более крупных усадьбах имелось по несколько прудов для водоплавающей птицы, поливки и купания после бани, рыбные, для стирки. В русском садоводстве до 60-х годов 17 века нет деления на хозяйственную и «парадную» часть, нет специальных декоративных устройств. Преимущественно утилитарный характер садов объясняется и тем, что для гуляний использовались леса, рощи и луга, которых было достаточно как вокруг большинства русских городов, так и в них самих.
«Верховые» сады Московского Кремля. Весьма интересным моментом русского паркостроения допетровского времени, не имевших аналогов в Западной Европе, являются «висячие» (или «верховые») сады на каменных сводах царских дворцов. Это были царские сады, поскольку, ввиду своей сложности и дороговизны они создавались только в Московском Кремле. Каменные своды были перекрыты свинцовыми плитами для гидроизоляции. Сверху этих плит была насыпана плодородная земля слоем 90 см. Здесь выращивались яблони, красная смородина, горох, бобы, морковь, огурцы и др. Кроме того, в садах были распланированы водоемы с островками и потешными флотилиями, фонтаны. В первой половине 17 века была создана сложная система открытых верховых террас, крылец и гульбищ. В теплицах-творилах высаживались экзотические для тех времен цветы- пионы, тюльпаны, гвоздики и др. Пейзаж комнатных садов завершали резные беседки – «потешные чердаки», скамьи и балюстрады.
Выделим основные моменты древнерусских традиций садово-паркового искусства:
· сочетание красоты и пользы - включение утилитарных элементов (грядки, теплицы, погреба и др.);
· естественность садов и их органичный переход в окружающие ландшафты;
· верховые сады;
· особенности монастырских садов (подразделяются на несколько типов, размещение монастырей в безлюдной и красивой местности);
Петровское барокко 18 века
Первая половина 18 века – одна из ярких страниц в истории России и одновременно период необычайного подъема садово – паркового искусства. Путешествуя по Европе, Петр 1 высоко оценил привлекательность голландского барокко, основанного на уюте и любви к цветам, столь свойственной русской душе. Российского монарха вдохновила идея создания вокруг новой столицы резиденций, напоминающих ему виллы Голландии. Однако задачи, которые были поставлены им при планировании Санкт-Петербурга в качестве новой столицы – репрезентативность, торжественность, даже некоторая помпезность стиля, - требовали иной идейной насыщенности и садово – паркового искусства. Поэтому при создании «морских парадизов» на южном побережье Финского залива (Стрельны, Петергофа и Ораниенбаума) он практически предложил свой собственный стиль (его так и называют – стиль Петровского барокко). Личным вкладом Петра 1 стала положенная в основу проектов мощная патриотическая символика (утверждение факта выхода России к новым морским рубежам). Она выражается в ориентации ансамблей на морские просторы, в скульптурной символике победы России над Швецией, в частности, аллегорически отраженной во множестве мельчайших деталей всего Большого каскада Петергофа. И, конечно, в российском размахе дворцово–парковых ансамблей, как в территориальном отношении, так и в художественном. В России регулярные композиции петровского времени выражают идею иерархического порядка, торжественности, величия. Петр 1 внес черты более реалистичного подхода в устройство регулярных парков. Каналы имеют не только декоративное значение - они служат путями подъезда с моря и реки, с помощью скульптуры не только украшали аллеи, но и «просвещали» публику, смело вводились элементы светской культуры, что было важным для будущего развития русского общества, увековечения памятных исторических событий, определивших судьбу нации. Парки позволили соединить в одном торжественном, развлекательном или нравоучительном действии самые разные виды искусства – архитектуру и музыку, театр и скульптуру, поэзию и «огненную потеху». Они обрели значение символа нового времени, воплотили в себе происходящие общественные перемены. В рамках нового регулярного стиля сохранялась и древнерусская традиция свободного живописного расположения зданий в соответствии с особенностями местного рельефа. Существенным нововведением, связанным с садами регулярного стиля, явились стриженые шпалеры и боскеты, которые ранее в России были мало известны. Шпалеры – стены из густо насаженных, укрепленных каркасом и ровно подстриженных деревьев и кустарников, придавали садам монументальность и строгий вид, превращали их в систему взаимосвязанных архитектурных пространств. Мастерство художественной стрижки достигло в первой половине 18 века высокого развития, и было очень распространено. Личный вклад Петра 1 в развитие садово-паркового искусства трудно переоценить. Во время своих зарубежных поездок он изучает лучшие образцы садово-паркового искусства, подбирает литературу, ведет переговоры со специалистами об условиях работы в России, организует доставку посадочного материала, создает школы по подготовки мастеров садового дела. Однако деятельность Петра 1 в этой области не ограничивается одной организаторской деятельностью. Документально подтверждено его участие в проектировании отдельных садов и парков. В Государственном Эрмитаже хранится эскиз Петра 1, сделанный в 1716 году, где намечены общие контуры и детали Летнего сада в Петербурге.
Летний сад в Петербурге – блестящий ансамбль новой столицы. Сад был заложен в 1704-1706 году на левом берегу Невы в устье реки Фонтанки. В основе планировочной схемы сада лежит центральная продольная аллея, на которую выходят фигурные, вписанные в квадрат цветники, а также площадки с мраморными фонтанами. За цветниками были расположены участки, засаженные рощами молодых лип. Параллельно центральной были проложены еще две продольные аллеи. Одна из них - восточная отделяла «жилую» часть сада с дворцом. Другая, представляющая собой сплошной зеленый трельяж, отделяла боскеты вдоль Лебяжьей канавки и вела к Карплевому пруду и южному входу в сад. На Неву сад выходит многоколонной галереей, которая поставлена точно по главной оси. Эти постройки связывали сад с широкими пространствами Невы, придавали ему парадность и торжественность. Дворец Петра играл в этой композиции подчиненную роль, ансамбль сада существовал как бы независимо от него, имел самостоятельное значение. В 1717 году Леблон составляет новый план Летнего сада. Главное достижение этой работы заключается в широком градостроительном подходе. Проект не ограничен узкими рамками самого сада и включает в себя огромные прилегающие территории, которые в будущем займут Марсово поле, Михайловский дворец и сад, Инженерный замок. Это одна из первых в России парковых систем, объединяющих несколько больших садов, набережных, дворцов и каналов. Сад обладал самой крупной в России коллекцией садовой скульптуры. Многие статуи по заказу Петра были выполнены известными венецианскими мастерами. Приобретались также ценные античные статуи. В Летнем саду впервые в практике русского садового искусства был сооружен крупный комплекс разнообразных фонтанных устройств.
Впервой половине 18 века великолепные дворцовые ансамбли и усадьбы с регулярными парками создаются как в столице, так и в ее окрестностях. Это время рождения выдающихся парковых ансамблей: Петергофа (Петродворца) 1709год, Стрельни 1710год, Оранибаума (Ломоносов) 1710 год. Характерным и наиболее значительным по своим архитектурно- художественным достоинствам является Петергоф. Выбор места для строительства дворца – загородной царской резиденции не был случайным. Высокие берега залива обладали многими преимуществами по сравнению с топкими островами в дельте Невы. Была возможность зрительной ориентации дворца на широкие морские просторы у подходов к Петербургу, живописный рельеф, наличие хороших грунтов и достаточное количество воды для снабжения фонтанных устройств. Начало строительства Петергофа относится к 1714 году. В его создании принимали участие многие видные архитекторы своего времени: Ж.Б. Леблон, отец и сын Растрелли, Н. Микетти, А.Н.Воронихин, а также скульпторы Ф.Ф. Щедрин, М.И. Козловский, И.П,Прокофьев. Уникальная система фонтанов была создана по чертежам первого русского инженера- гидравлика В. Г. Туволкина, не имеет равных вмире по мощности и составляет заслуженную славу Петергофа. Фонтаны работают от естественного напора воды, которая подается по водоводу с Ропшинских высот на расстоянии в 24км. Все водные устройства - каналы, бассейны, фонтаны (более 2000 струй) и каскады, которые функционируют круглосуточно, выбрасывают за день около 10 тыс. м3 воды. В Верхнем саду вода спокойная, бассейны и фонтаны украшены скульптурами, зеленые галереи фланкированы величественными газонными партерами. После этой спокойной композиции шумные фонтаны и большой каскад Нижнего сада выглядят особенно контрастно. Вся вода грандиозного фонтанного сооружения, украшенного золотистыми скульптурами, собирается в ковше Самсона. Бассейн и центральный канал, ведущий в сторону моря, названы в честь скульптуры Самсона, раздирающего пасть льва, из которой вырывается мощная 20-метровая струя воды. Эта скульптурная группа М. И. Козловского(1753-1802) символизирует победу русских над шведами под Полтавой. Многие фонтаны, в частности Менажерные, Римские, Адам и Ева, замыкают основные перспективы парка. Кроме Большого каскада имеются еще два: Золотая горка и Шахматная горка. Три луча, сходящиеся к водному саду и домику Марли, пересекают канал Самсона и образуют незатейливую планировочную схему Нижнего сада. Для устройства аллей и живых изгородей широко применялись местные породы: можжевельник, ольха, липа, ель, береза, рябина. Помимо этого, для акклиматизации высаживалось много и широколиственных деревьев: клен, дуб, вяз. Из Сибири привозили пихты и лиственницы. Русской особенностью является широчайшее применение плодовых деревьев и ягодных кустарников; размещение грядок с овощными культурами в боскетах – «зеленых комнатах»; использование декоративных водоемов для разведения рыбы; устройство катальных гор. Исконно русская любовь к «потешным чердакам» сумела перерасти в строительство огромного количества беседок в «голландском вкусе» - павильонов, эрмитажей и др.
Пейзажное направление в парковых ландшафтах России
В 1760 году в России, начиная с Петербурга и Москвы, постепенно утверждается стиль классицизма, пришедший на смену барокко. Отталкиваясь от сложности барокко, его эмоциональной напряженности и провозглашая торжество естественности, гармонии и ясности в композиции, эпоха классицизма породила в тоже время необычайно развитую семантическую систему пейзажного парка. Наиболее характерной чертой парковых композиций этого периода была их многозначимость, использование пейзажных, скульптурных, архитектурных символов, их романтическая направленность. Романтические пейзажи специфическими средствами садово-паркового искусства « рассказывали» посетителю о богах и героях древности « изображали» природу далеких экзотических стран. Парк воспринимался в контексте общекультурных интересов данного момента, в ореоле литературных, художественных ассоциаций. Он обрел подчас свою философию, являлся своеобразным средством высказывать индивидуальное видение мира. Пейзажные парки нередко объединялись с ранее созданными, регулярными, за счет присоединения территорий близлежащих лесов, полей, лугов. Одновременно на громадных территориях закладывались новые пейзажные парки. Среди них особое место занимает Павловский парк, его отличают тонкие пространственные решения, подчеркивающие удивительную красоту естественной природы.
Павловский парк
Земля, где вскоре раскинется новая летняя резиденция, была подарена в 1777 году Екатериной 2 своему сыну Павлу Петровичу в ознаменования рождения внука Александра. Это была лесистая местность, охотничьи угодья, расположенные в нескольких верстах к югу от летней резиденции императрицы. Ансамбль Павловского парка складывался на протяжении 50 лет, с конца 1770-х годов до конца 1820 года. Площадь парка 543 гектар. В истории создания парка можно выделить три периода:1779 – 1785 года архитектор Ч. Камерон1786 – 1800 года архитектор В. Бренна1803 – 1820 года художник Гонзаго, архитектор Кваренги, А. Воронихин, К. Росси, Тома де Томон.В первый период Камероном была заложена планировочная структура парка. Второй период парк приобретает все долее парадный вид, перестраивается дворец, пластически обрабатываются склоны берегов реки Славянки. Третий период знаменит работами Гонзаго, который на территории плаца создает район Парадного поля, в лесном массиве формирует пейзажи Красной долины и Белой березы, доводит до совершенства долину реки. За 50 лет формирования парка каждый последующий мастер учитывал работу своих предшественников и в результате был создан целостный ансамбль всемирно художественного значения. Павловский парк состоит из 6 районов.1 – Дворцовый. 2 – Долина реки Славянки. 3 – Большая звезда с Краснодолиными прудами. 4 – Старая и Новая Сильвии. 5 – Парадное поле. 6 – Белая береза. Каждый из них характеризуется своим объемно – пространственным решением, своим физиономическим обликом и все они подчинены общей идее – созданию образа северной русской природы. Все районы парка пространственно взаимосвязаны: лесные массивы Большой звезды, Старой и Новой Сильвии обрамляют долину реки Славянки, Парадное поле и Белой березы, образуют живописные опушки; просеки Большой звезды, и некоторые дорожки Старой Сильвии завершаются пейзажными картинами Славянки, развернутыми в ином ракурсе, чем с дорожек, идущих вдоль речного русла, и с более широким панорамным охватом. Дворец находящейся как будто в стороне от основных районов воспринимается из самых разных точек. Композиционной осью парка является русло реки Славянки, вдоль которой размещены лучшие его участки. В пейзажах доминируют большие открытые поляны и широкие пруды. Дорожки не подводят зрителя прямо к архитектурной точке, а вьются вокруг ее и при подходе к ней позволяют издалека видеть ее со всех сторон. Закрытые пространства чередуются с внезапными раскрытиями, извилистая дорожка вдоль лесного ручья вдруг выводит из глубокой тени на залитый солнцем берег озера или пруда.
Характерные признаки паркового зонирования
· первая регулярная зона – «собственный садик», переход от архитектуры дома к архитектуре сада;
· вторая зона – пейзажный парк как переход от архитектуры сада к живописи природных форм;
· третья зона – визуальное соединение с сельскохозяйственными угодьями и природными ландшафтами.
Значение Павловского парка выходит далеко за пределы национальных рамок. В нем отразились также и многие современные культурные тенденции, взгляды, идеи, исторические традиции. Этот крупнейший садово-парковый ансамбль России можно считать и памятником общеевропейской культуры, шедевром пейзажного садово-паркового искусства мирового значения.
Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 5710;