Сады и парки эпохи Возрождения.
В 14- 16 веках на смену суровому средневековью пришла эпоха Возрождения. Произошел переход от феодально-религиозных представлений к гуманистическому мировоззрению, следствием которого явилась усиление светского характера культуры, обращение к культурному наследию античности, его «возрождение»(отсюда и название периода –Возрождение). Ландшафтное проектирование получает новый мощный толчок в свом развитии, поскольку все больше внимания начинает уделяться формированию городских пространств и садово-парковому искусству. При этом идеологической основой устройства сада являлось убеждение в том, что он является преобразованной, улучшенной человеком и поэтому «идеальной» природой. Центром культуры Возрождения стала Флоренция. На ее живописных холмах возводятся роскошные загородные виллы с обширными террасными садами, в которых удачно использовались водные устройства, зеленые насаждения, скульптура. Горизонтальные перспективы вдоль склонов холмов часто заканчивались зелеными театрами в виде стен из стриженых деревьев. Там устраивались сценические представления. В композициях итальянских вилл нашла отражение идея гегемонии человека над природой, характерная для эпохи Возрождения. Регулярные композиции строились на основе следующих принципов: единство ансамбля виллы и сада; сдержанность монументальности (рациональные и гармоничные пропорции); последовательности (анфиладности), строгой организованности; спокойствия и уравновешенности; четкости плана(квадрат, круг); организации продольных (вдоль склонов), а затем и глубинных(поперек склона) перспектив; создание разнообразных театрализованных эффектов; подчеркивание преемственной связи с античным Римом. К наиболее характерным относятся такие приемы построения садовых композиций итальянских вилл: террасирование склонов холмов, оформление высокими стенами, вазами, балюстрадами, скульптурами и гротами; обводнение территории сада системой каскадов, фонтанов и бассейнов; завершение садовых перспектив амфитеатром со скульптурой на фоне зелени(заимствовано у древних римлян) или свободно растущих групп деревьев; оформление партеров строгими по рисунку цветочными коврами; стрижка деревьев и кустарников; использование лоджий как видовых точек и постепенного перехода от закрытого пространства виллы к открытому пространству сада. Опыт флорентийцев быстро распространяется в Риме и других итальянских городах. Знаменитые итальянские архитекторы и художники Браманте, Рафаэль, Палладио, оказали существенное влияние на развитие теории и практики садово-паркового искусства.
Начиная, с 1530 года в архитектуре Италии все четче формируется два течения. Одно из них, тесно связанное с идеологией воинствующей католической церкви, вскоре привело к барочному искусству, другое, называемое маньеризмом, подготовило развитие классицизма в Европе. Барокко в садово-паркововом искусстве утвердилось в 80-е годы 16 века и стало главным направлением ландшафтной архитектуры Европы в течение более полутора столетий (до середины 18 века). Смысловую нагрузку садов того времени можно сформулировать кратко: во-первых, изобилие и роскошь, во-вторых, занимательное просвещение. В эпоху расцвета эпохи барокко сады должны были вызывать удивление, восхищение, поражать разнообразием роскошных затей, тем самым, отражая богатство и вкус владельца.
Итальянское барокко
Барочное садово-парковое искусство Италии получило свое развитие на живописных склонах и холмах предгорья Апеннинских гор, в условиях жаркого средиземноморского климата. Это предполагало формирование комфортных условий на открытом воздухе, способствовало созданию своеобразных «зеленых комнат», которые могли бы собой продолжить дворец, и сравнится с ним по роскоши убранства. Гористый характер местности предполагал ступенчатое расположение сада на крутых и высоких террасах. В процессе формирования этого стиля можно условно выделить два периода. До конца 16века итальянские сады были небольшими по размерам, они не были предназначены для прогулок, скорее для отдыха и развлечений на открытом воздухе. Сады обсаживались густыми посадками деревьев и кустарников, что формировало их визуальную замкнутость, виды на окружающие ландшафты ограничивались определенными точками и направлениями обзора. Террасы заканчивались балюстрадами, что также способствовало эффекту ограничения пространства. К началу 17 века итальянские барочные сады увеличиваются в размерах, приобретают особую зрелищность, что отражается и в изменениях планировки. Аллеи приобретают важное значение, уже не просто соединяя между собой «зеленые залы», а объединяют их в роскошную анфиладу, целенаправленно организуя движение по саду в направлении наиболее интересных объектов. Стиль барокко способствовал возникновению большого количества усложненных малых архитектурных форм, в том числе сложные фонтаны и водоемы устраивались как в садах, так и на городских площадях. Композиция регулярного сада барокко строились на основе таких принципов: нарочитой усложненности пространственных решений; неожиданных эффектов; утонченного эстетизма и декоративно-стилизаторской деформации приемов и форм; свободы в формировании. Стиль барокко требовал динамического чередования меняющихся перспектив (развитие композиции в глубину), использование контрастов света и тени, стриженой зелени и рядовой посадки деревьев для создания зеленых театров и размещения скульптур, украшения партера сложными узорами и арабесками.
Голландское барокко
Важнейшими естественными предпосылками формирования голландского барокко явились мягкий морской климат и низменный рельеф, который требовал усложнения. Поэтому террасы не были крутыми и высокими. Для голландских барочных садов была характерна пышная растительность, которая проявлялась в широком применении зелени для проектирования огибных аллей-берсо, зеленых беседок, трельяжей, живых изгородей. Кроме того, голландским садам было свойственно обилие цветов. В целом по своему характеру сады голландского барокко отличались не только праздничностью, «театрализацией» и стремлению к созданию приподнятого настроения, но и стремлением в большей мере к созданию уюта и уединенности, чем парадности.
Хотя сады голландского барокко также регулярно-геометричны и разделены на «зеленые кабинеты», они характеризуются рядом отличительных признаков:
· дворец часто размещается не по центру, а в стороне от оси симметрии участка, причем фасад, как правило, скрывался за кронами деревьев;
· небольшие размеры сада и стремление к уюту;
· более скромное скульптурное убранство;
· доминирующее значение растительного компонента над всеми остальными.
Голландское барокко оказало огромное влияние на развитие садово-паркового искусства Англии, стран Северной Европы и том числе России.
Французский классицизм
Классические итальянские садово-парковые ландшафты оказали значительное влияние на сады и парки Франции. Однако во Франции создавалась своя школа садово–паркового ландшафта, которая использовала иные культурно-исторические традиции, иные природные условия: благоприятный климат, хорошие почвы, поросшие широколиственными лесами равнины, плавно текущие реки. Ведущие европейские державы соперничали в создании пышности и блеска дворцово-парковых ансамблей. Эпоха просвещенного абсолютизма сформировала новый тип культурного ландшафта, получившего не только позновательно-увеселительные, но и государственно-репрезитивные функции парк мог служить для разнообразных форм деятельности королевского двора: дипломатических приемов, праздников, маскарадов, представлений и т. д. Основные принципы ландшафтной архитектуры в стиле французского классицизма «грациозность и величие». В отличие от камерности итальянского и голландского барокко, наметился переход к проектированию культурных ландшафтов на обширных территориях. В середине 17 века искусство стало особым предметом заботы короля Людовика 14, так как он видел в нем средство для возвеличивания своей власти. Идеи французского абсолютизма нашли отражение в формировании классического садово-паркового стиля. Эта эпоха ознаменовалась творчеством большого мастера Андре Ленотра(1613-1700),он является автором многих классических парков. Самым ярким выражением всех творческих находок, приемов и принципов Ленотра является Версаль-резеденция Людовика 14. Это прекрасный образец синтеза искусств: архитектуры, скульптуры, садово-паркового. Композицию парка Ленотр построил на оптимальном числе «три». Три луча, сходящиеся в вершине большого канала, - это три части парка: партер перед дворцом, боскеты по обе стороны от главной оси и массив свободно растущей зелени возле большого канала, позже большой канал был спланирован в форме креста.
Партер - открытое пространство геометрической формы, включающее в себя газоны, цветники, декоративные мощение, водоемы, фонтаны и скульптуру.
Боскет - замкнутый участок геометрической формы с насаждениями, плотно огороженный стриженной живой изгородью из деревьев или кустарников. В боскете могут размещаться также фонтан, цветник, зеленый театр, небольшой декоративный бассейн, иногда плодовые посадки.
Кенконс - участок геометрической формы с насаждениями, высаженными в шахматном порядке с сохранением диагональной видимости. Стволы деревьев внизу оставляются открытыми.
В парке применялся прием зрительного расширения пространства с помощью специфических эффектов, таких как проектирование системы широких и длинных аллей. Центральная аллея выделялась размерами и оформлением, создавая ось симметрии всей композиции парка, причем аллеи не заканчиваются какими-то интересными объектами, а открывают виды на далекие перспективы природных ландшафтов, уводя взгляд в бесконечность. Другим, впервые примененным, новшеством являлось использование радиально – лучевых аллей, исходящих из круглых парковых площадок, что также увеличивало обзор пространства. Кроме того, подчеркнуто доминирующее положение занимает дворец, становится важным его возвышение над парком. Дворец стоит на трех обширных террасах и должен быть виден отовсюду, как и король – солнце Людовик14.
Важной инновацией, повлиявшей на дальнейшее развитие ландшафтного проектирования, является постепенное изменение архитектурно-пространственного характера парка по мере удаления от центра дворца. Начинает формироваться принцип функционального зонирования территории. В непосредственной близости от дворца наблюдается значительный перевес искусственных ландшафтных компонентов над естественными, велика роль архитектуры (скульптура, балюстрады, м.а.ф., мощение). Также существенная роль отводится очень сложным водным и цветочным партерам. По мере удаления от дворца, вдоль центральной оси парка соотношение рукотворных и природных элементов постепенно меняется на противоположное. Пространственные элементы композиции укрупняются, а роль архитектуры снижается. На первый план выступают широкие каналы, протяженные аллеи, уходящие за пределы парка, и довольно большие зеленые массивы – кенконсы и боскеты. Далее размещается наименее измененная лесопарковая часть, которая за счет скрытых ограждений визуально соединяется с внешним природным окружением, как бы постепенно перетекая в него. Барочные сады были предназначены для статического любования открывающимися пейзажами, а не для прогулок. Широко применяется декоративные газоны типа «королевский ковер»(60*300м), фигурная стрижка. Сложные узоры в партере создавали из песка, толченого угля, кирпича, стекла.
Итак, основные черты классического парка:
· наличие больших пространств и раскрытие далеких перспектив;
· преимущественное размещение на плоском рельефе;
· симметричная композиция по отношению к центральной оси;
· древесная растительность имела характер массива, в котором терялась индивидуальность отдельного дерева;
· широко применялась фигурная стрижка (зеленые стены, коридоры, шары, кубы);
· использование трельяжного искусства (арки, беседки, ограды);
· интенсивное обводнение - каналы и плоские водоемы, имеющие характер зеркал, вода на одном уровне с поверхностью земли;
· центральную часть сада составляет партер, обрамленный стрижеными стенами;
· использование партеров–вышивок (песок, толченый кирпич, мраморная крошка, стекло);
· умеренность в применении скульптуры;
· главным украшением служит парковая аллея с несколькими рядами деревьев;
· доминирование дворца;
· функциональное зонирование территории;
Пейзажный стиль европейской ландшафтной архитектуры
18век эпоха упадка абсолютизма, под влиянием философских трудов Вольтера, Дидро, Монтескье в обществе провозглашались идеи общего равенства и личной свободы, преимущество образованности над высокородностью, а также уважение к труду и идеализация природы. Эмоциональный климат эпохи был создан Жак-Жаком Руссо, его призыв «Назад, к природе!» определил духовную атмосферу эпохи Просвещения. Мечта о гармоничном существовании человека в естественной среде стала основной темой искусства. Тяга к знаниям привела к увлечению путешествиями, наиболее сильное впечатление на европейцев произвели сады и парки Китая и Японии, отличавшиеся выраженным ландшафтным характером, которые были призваны пробуждать в человеке при смене пейзажей соответствующую смену чувств: радость, меланхолию, воспоминания и др.
В начале 18 века становится модным восхищаться не только памятниками, созданными разумом и руками человека, но и естественными красотами окружающей природы –горными обрывами, водопадами, и ивами, склоненными над водой и др.. На смену величественным террасам с балюстрадами и лестницами, торжественным боскетам с фонтанами приходят естественные формы ландшафтных компонентов: рельеф местности (холмы и долины, скалы и ущелья, группы камней), вода (ручьи, озера, реки, пруды, источники), растительность (свободно растущие группы деревьев и кустарников, поляны и густые массивы, отдельно стоящие деревья). Все это привело к тому, что с 20-х годов 18 века стало отдаваться предпочтение новому, пейзажному стилю ландшафтной архитектуры. Пейзажный стиль не появился внезапно, ему предшествовала непродолжительная стадия стиль рококо (в переводе с французского рококо означает завиток раковины).
Для стиля рококо характерны склонность к идиллической «сельской» жизни, небольшим галантным праздникам, каприз и кокетливость, ирония, пасторальные настроения. Парки этого времени были еще сильно привязаны к регулярному стилю, но большое внимание уделялось привнесению экзотических мотивов из дальних путешествий, появились китайские павильоны, пагоды, беседки, мостики. В парках часто проводились садовые концерты и спектакли, иллюзорными декорациями для пасторалей служила живая растительность. «Садовую музыку» писали В.А. Моцарт, Й. Гайдн и др.
Особенности планировки.
Характерной особенностью стиля рококо было чрезвычайное усложнение и измельчание планировочной композиции. Прямые линии начинают активно вытесняться вычурными изгибами и серпантинами.
Дворцово-парковых комплексов в стиле рококо создано очень мало.
Итого характерные черты, свойственные стилю рококо:
· основные идеи – идиллия сельской жизни, экзотические мотивы, легкость, развлекательность;
· стилизация интерьеров и садовых построек под «китайщину», пейзажные композиции с «восточными» и «сельскими» архитектурными сооружениями;
· особенности планировки – соединение регулярных и пейзажных элементов, вычурная кривизна линий; лабиринты;
· усложнение и измельчание планировки;
· многоликая «иллюзорность»;
· садовый быт и садовый этикет.
Появление пейзажного стиля в Европе.
Несмотря на то, что пейзажный (или, как его стали называть, английский) стиль представлял собой новую концепцию в европейском садово-парковом искусстве, тем не менее, он не отвергал достижений и интересных находок предшествующих стилей. Рядом с дворцом пространство все еще проектировалось по геометрическому принципу. От эпохи рококо осталось тяга к некоторой пасторальности и сентиментальность пейзажей.
Основоположники английского стиля.
Одним из первых строителей пейзажных парков англичане считают Т. Бриджмана (умер в 1738 г.) Главными его работами являются первоначальная планировка сада в Стоу и Королевского сада в Ричмонде.
Окончательно сформировал и утвердил пейзажный стиль в 30-х годах 18 века У. Кент, которого называли «отцом нового садоводства».
Его основные принципы заключались в создании живописных перспектив и распределении света и тени в пейзаже. Он стремился к непрерывной смене картин, искусно чередуя открытые и закрытые пространства, к слиянию парка с естественным окружением, органичному включению архитектурных построек в парковые ландшафты. Парк Стоу называют его лучшей работой. Он выявил достоинства красивого и контрастного природного пейзажа – округлил форму рощ, усилил склоны, добавил цвета, посадив необходимые для этого деревья. Созданные им прекрасные пейзажи производили впечатление естественных: извилистые тропинки плавно огибали холмы, дорожки «струились» вдоль речек и живописных ручьев не повторяя излучин водных потоков, напротив, то приближаясь, то удаляясь, открывая новые виды. Впервые именно он предложил использовать в парковых ландшафтах группы деревьев и отдельно стоящие деревья (солитеры). У. Кент показал красоту отдельно стоящих деревьев, прекрасно чувствуя силуэт, форму, цвет и фактуру кроны.
Другими замечательными мастерами пейзажного искусства, 18 века и продолжившими идеи Т. Бриджмана и У. Кента, были Л. Браун и Г. Рептон.
Л. (« Капабилити») Браун (1716-1783). Браун получил свое прозвище «Капабилити» (Способность) благодаря тончайшему видению всех нюансов местности, которые были понятны ему одному. Он обладал удивительной способностью показать красоту любого пейзажа. Браун отличался революционно-радикальным подходом к ландшафтному проектированию, считая, что, прежде чем создать новые произведения садово-паркового искусства, нужно до основания разрушить предыдущее, подобные идеи не получили дальнейшего развития.
Г. Рептон(1752-1818). Рептон рассматривал сад не как естественный пейзаж, а как произведение искусства, использующее природные формы в качестве своего материала. Творческая переработка природной местности, максимально приближающая впечатление естественности, согласно его взглядам, ни в коем случае не должна была полностью отождествлять культурный ландшафт парка с природным, чтобы парк не стал лесом. Рептон сохранил традиционные принципы (цветочные партеры вблизи центрального дома, прямые аллеи, скульптуру и малые архитектурные формы) и вместе с этим уделял внимание свободным формам ландшафтных составляющих.
Итак , сформулируем основные положения:
· английский стиль сохранил стремление стиля рококо к сельской жизни, а также творчески использовал некоторые элементы регулярной планировки;
· основные принципы творчества У. Кента- чередование пейзажей, создание живописных перспектив, распределение света и тени;
· революционный подход к планировки Л. Брауна - отмена всех архитектурных форм;
· основные принципы творчества Г, Рептона - творческая переработка природной местности, природные формы ландшафтных компонентов в качестве рабочего материала.
Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 8363;