Задачи ландшафтной архитектуры.

Основные понятия. Природный и антропогенный ландшафт. Городской ландшафт. Рекреационный ландшафт. Классификация объектов ландшафтной архитектуры - 2 часа ( 1 )

Садово-парковое искусство – основа ландшафтной архитектуры. Понятие сад и парк. Особенности развития садово-паркового искусства. Связь садово-паркового искусства с философией, литературой, архитектурой.

– 2часа (2,3,5 )

Под ландшафтной архитектурой понимается особый вид архитектурной деятельности, направленный на создание гармоничного и целесообразного окружения для человеческой жизни

Формированием среды открытых пространств занимается ландшафтная архитектура. На протяжении многих тысячелетий (фактически с появлением оседлого образа жизни), человек постоянно изменяет природные свойства некоторых ландшафтов. Однако термин « ландшафтная архитектура» появился в середине 19 века в связи с тем, что города стали вторгаться в природу, возникла необходимость решать вопросы включения её в среду города, гармонично сочетать различные пространства, правильно использовать природные качества среды в процессе реализации градостроительных решений. Начиная от постановки здания на участке и кончая создания крупных планировочных образований. Развитие ландшафтной архитектуры, расширение круга ее объектов и задач привело к выделению в ней самостоятельных направлений, определились две тенденции - ландшафтное планирование, ландшафтная архитектура (ландшафтный дизайн).

Ландшафтное планирование – решает общие проблемы формирования среды, в различных аспектах в масштабах страны, региона, включающих в себя градостроительные, географические, демографические, экологические, социальные, эстетические и другие вопросы.

Ландшафтная архитектура - детальная организация непосредственного окружения человека, синтез природных элементов, художественных форм, инженерного благоустройства, главное в этой тенденции – достижение органического слияние этих разнообразных элементов с учетом существенной роли фактора эстетического воздействия на человека.

Ландшафтный дизайн – это творческая деятельность, направленная на формирование предметно – пространственной среды приемами и средствами ландшафтной архитектуры, художественное конструирование деталей культурного ландшафта, т.е. ландшафтный дизайн, следует понимать как раздел ландшафтной архитектуры, ориентированный на эколого-эстетическое обустройство (убранство) открытых пространств антропогенных ландшафтов. Его цель – эстетизация и обеспечение комфортности.

Ландшафтное проектирование представляет собой научное направление, образованное в результате взаимодействия и творческого синтеза элементов географии, истории, искусствоведения, архитектуры и представляющего один из методов архитектурного творчества, вид архитектурного проектирования.

Несколько слов о значении ландшафтной архитектуры в современных условиях. Особо следует выделить такую специфическую проблему, как прогрессирующее снижение эстетических качеств - природных и урбанизированных территорий. Очень часто можно видеть безликую застройку, где игнорирование законов композиции, колористики, появление одинаковых, скучных и безликих многоэтажных домов, ликвидация озелененных дворовых пространств, формирует некомфортную среду не только по ее функциональным качествам, но и по негативному воздействию на нервную систему человека, вызывая серьезные медицинские проблемы, такие как депрессии, нервные перегрузки, стрессы. И чем сильнее происходит отдаление человека от исходных природных ландшафтов, тем сильнее он стремится восполнить образовавшийся эмоциональный «вакуум» за счет нового взгляда на ландшафтную архитектуру и проектирование «культурных ландшафтов». Растительность, рельеф, водоемы являются не только ландшафтными компонентами, но и естественной, гармоничной жизненной средой, эмоционально поддерживающей человека.

Ландшафтная архитектурапредставляет собой искусство формировать гармоничную среду для человека, используя для этого природные компоненты и искусственные объекты, среда при этом должна обладать всеми необходимыми функциональными, эстетическими, экологическими свойствами. Ландшафтная архитектура не возникла на чистом месте, она, безусловно, стала дальнейшим развитием садово-паркового искусства. Однако в отличие от него представляет собой более широкую область, связанную с организацией всех открытых пространств и деятельностью человека по преобразованию природы. В общем виде цели ландшафтной архитектуры следующие:

· Функционально-пространственная организация среды жизнедеятельности человека под открытым небом;

· Преобразование ландшафтов при охране их природных особенностей;

· Эстетика детального внешнего благоустройства.

Причем основная цель состоит в том , чтобы найти компромисс между необходимостью использовать, преобразовывать природные ландшафты и максимально сохранять их.

Разберем содержание основных понятий.

Ландшафт – природно-территориальный комплекс, ограниченный естественными рубежами и характеризуемый определенным внешним обликом; местность, обладающую однотипным геологическим строением, рельефом, климатом, и специфическим сочетанием гидрогеологических условий, почв, биоценозов.

Биоценоз– совокупность растений, животных и микроорганизмов, населяющих определенный участок суши или водоема. Понятие о биоценозе лежит в основе Экологии – науки о закономерностях взаимоотношений организмов (растений, животных, а также человека как биологического существа) и среды их обитания.

В современной ландшафтной архитектуре выделяют понятия природного и антропогенного ландшафта.

Природный ландшафт – значительные по размерам открытые пространства, сохранившие свой естественный характер и не носящие следов деятельности человека, например лесные массивы, долины рек, горы и др. Ландшафтная архитектура имеет дело с природными ландшафтами, когда объектом ее деятельности становятся заповедные и другие ненарушенные территории, например при проектировании национальных парков.

Антропогенный ландшафт – это ландшафт созданный человеком в процессе его деятельности (сельский, промышленный, урбанизированный). Совокупность ландшафтов, составляющих своеобразную «оболочку» земного шара, называют ландшафтной сферой.

Объекты ландшафтной архитектуры разнообразны, их можно разделить по различным признакам:

- функциональному назначению (центр отдыха или историко-культурный заповедник)

- ландшафтно-генетическому происхождению (природный парк или водно – зеленый диаметр города)

- градостроительным параметрам (загородный лесопарк, территория жилой застройки)

При градостроительном проектировании существует масштабный уровень объектов.

- объекты макроуровня:

национальные парки и заповедники; системы озеленения территорий города и пригородные зоны; крупные зоны отдыха и рекреационно-планировочные районы; зеленые лесопарковые пояса вокруг города;

-объекты мезоуровня:

центры отдыха на «пороге» города; городские и загородные зоны массового отдыха; историко-культурные и историко-архитектурные заповедники; городские парки; лесопарки, лугопарки, гидропарки; парки – памятники садово-паркового искусства; курортные парки;

- объекты микроуровня:

сады, скверы, бульвары, набережные, пляжи, территории школ, детсадов, больниц, учреждений, предприятий.

Важной разновидностью антропогенного ландшафта является «культурный ландшафт» - ландшафт, который создан целенаправленно и отличается благоприятными для человека функциональными и эстетическими свойствами (в отличие, от ландшафтов акультурных, возникающих в результате нерациональной деятельности, утратившие способность воспроизводства здоровой среды. Это – пустыри, территории нарушенные добычей полезных ископаемых, гибнущие под влиянием химических загрязнений леса, зараженные сточными водами реки.) Крайним понятием в этом ряду выступают деградированные ландшафты, потерявшие способность выполнять какую-либо функцию.

Среди разновидностей культурных ландшафтов особое значение имеет городской ландшафтсформировавшийся в процессе целенаправленной архитектурной, в том числе градостроительной деятельности. Он характеризуется сложным взаимосвязанным сочетанием, природных и искусственных компонентов - жилые, общественные, производственные здания, сооружения инженерные, транспортные, энергетические, элементы благоустройства и т.д.

Хотя каждый городской ландшафт имеет свои размеры, границы, он представляет собой не изолированное явление, а развивается как часть окружающей его среды, как составной элемент ландшафта более высокого порядка - агломерации городов, взаимосвязанной системы расселения, региона. Вместе с тем ландшафт города сам неоднороден и состоит из ряда составляющих: селитебной территории, промышленных районов, курортных или рекреационных зон и т.д.

Единство основных природных и антропогенных ландшафтных составляющих может обеспечить благоприятную экологическую среду. Характер и степень преобразования природного ландшафта, наличие многоэтажной или малоэтажной застройки, плотность дорожной, уличной сети, включение в застроенный массив города крупных открытых пространств типа парков, водоемов, возвышенностей или их отсутствие – все эти характеристики предопределяют тот или иной вид городского ландшафта и его пространственную структуру.

Развитие городского ландшафта радикально отличается от процессов развития природных ландшафтов ввиду особенно высокой значимости в нем искусственных, антропогенных факторов. Будучи связан, конечно, с исходной природной основой, климатическими и другими естественными условиями, городской ландшафт в тоже время является и продуктом целенаправленной деятельности, результатом техногенного вмешательства. Кроме этого городской ландшафт может рассматриваться и как произведение градостроительного и архитектурно – ландшафтного искусства, основанного на гармоничном единстве живой природы, инженерного творчества, архитектуры. Городской ландшафт должен удовлетворять общественным, культурным, функционально - бытовым требованиям человека.

Ландшафты, окружающие города, классифицируются по преобладающему виду использования на:

- сельскохозяйственные (возделанные поля, плодовые сады)

- лесные

-пойменно-луговые

-«техногенные» (коммунально-хозяйственного назначения, водохранилища, места разработки полезных ископаемых, свалки, территории внешнего транспорта)

Особое значение имеют места массовой рекреации (отдыха) населения.

Рекреационный ландшафт – это природный ландшафт, предназначенный и преобразованный для рекреационной деятельности.

Рекреационные нагрузки – это посещаемость единицы территории в единицу времени, обычно определяется количеством отдыхающих на 1 гектар.

Устойчивость природного комплекса – его способность противостоять рекреационным нагрузкам до известного предела, за которым происходит потеря способности его к самовосстановлению. Так, нагрузка на пригородный, лесной массив превышающая 8 человек на 1 гектар, может привести его в состояние депрессии, выраженной в ухудшении состояния биоценозов, уплотнению почв, гибели подлеска и подроста, исчезновения фауны, обеднению эстетического облика.

Например: 40 -50 летние березовые рощи на плато с песчано-супесными, влажными почвами выдерживают нагрузку до 9 человек на гектар, а полновозрастные сосняки на сухих песчаных почвах не выдерживают нагрузки 2 человека на гектар. Поэтому должны существовать заповедные ландшафты.

К ним относятся:

Заповедники (строго охраняемые законом пространства, участки природы, изъятые из сферы хоздеятельности в научных целях).

Заказники (участки, в пределах которых постоянно или временно запрещены отдельные виды и формы хоздеятельности в целях охраны одного или нескольких экологических компонентов, биоценозов).

Национальные парки (обширные территории, включающие особо ценные в научном, эстетическом отношении ландшафты, предназначенные для охраны природы и туризма).

Памятники природы и достопримечательные ландшафты (охраняемые территории небольшого размера, такие как, водопад, группа деревьев, скалы, старинные усадьбы, связанные с историческими лицами и событиями).

Развитие ландшафтной архитектуры идет по двум главным направлениям:

Первое связано с овладением экологического метода проектирования при создании крупных парков и лесопарков, где в основном сохраняется комплекс исходных природных условий, где необходимые искусственные компоненты лишь дополняют их.

Второе направление – формирование искусственного ландшафта в тех садах и парках, где городское окружение, большие рекреационные нагрузки или специфические формы отдыха, спорта не позволяют базировать композицию на формах природного ландшафта. Этот путь находит применение при рекультивации нарушенных земель, в спортивных парках и гидропарках в садах и скверах, «зажатых» застройкой и транспортными магистралями, при строительстве садов на крышах и т.д. Но об этом мы поговорим позже.

Сейчас мы проанализируем непосредственную основу ландшафтной архитектуры – садово – парковое искусство.

Садово – парковое искусство – это не только этап в развитии ландшафтной архитектуры, но и фундамент, опираясь на который она продолжает свое развитие.

Специфика садово – паркового искусства заключается в том, что основным материалом, с которым оно работает, является природа, рельеф с его геопластическими возможностями, вода в спокойном состоянии и движении, растительность, непрерывно меняющая свой облик, климат. Соединение природных материалов в целостную композицию, несущую определенный художественный образ, составляет суть садово–паркового искусства. Сведения, полученные в результате археологических раскопок, сохранившиеся отрывочные описания, рисунки позволяют сделать вывод о древнем происхождении садов и парков.

Садово–парковое искусство – это синтез идейно - художественных концепций и приемов архитектуры, садоводства, декоративного и других искусств.

Идейно – художественная концепция отражает стиль эпохи, а архитектура определяет объемно – планировочные принципы и приемы, используемые при создании садов и парков. От живописи садово–парковое искусство берет изобразительность, от декоративного искусства - законы имитации пространства, от литературы – эмоционально – ассоциативный подход – семантику, от садоводства – «строительный материал» растения как воплощение изобразительности и полезности, средство имитации природы.

Сады и парки как форма синтеза природы и различных искусств были связаны с историческими стилями, развивались во взаимосвязи с развитием философии, литературы, с эстетикой быта, живописью, архитектурой, музыкой и выражали изменяющее в каждую эпоху отношение человека к природе.

Новая форма произведения садово–паркового искусства возникала тогда, когда появлялись соответствующие общественно – экономические и культурно – исторические условия.

Несколько слов о терминах «сад» и «парк».

Сад – участок с культивирующими растениями. Садово – парковое искусство имеет дело с садами, предназначенными для отдыха и состоящих из древесных насаждений, цветников, аллей, декоративных водоемов, беседок, скульптур, и т.д (до 18 века в России сад назывался «вертоград», «огород»).

Термин «парк» – имеет английское происхождение. Вначале «парк» противопоставлялся регулярно устроенному «саду» как достаточно крупная естественная роща с живописными аллеями, полянами, водоемами свободных очертаний. Позже смысловые различия терминов стали менее определенными. Под словом «парк» стали понимать любую обширную территорию, благоустроенную и украшенную (скульптура, М.А.Ф.), предназначенную для отдыха под открытым небом. Парк может включать в себя несколько малых садов.

Как уже говорилось, садово–парковое искусство возникло на заре цивилизации. Вероятно, первоначальными объектами, на основе которых впоследствии формировались историка – культурные ландшафты, были сакральные урочища, они служили местами отправления культовых обрядов. Эти места тщательно охранялись и сберегались в неприкосновенном виде. В качестве сакральных урочищ выбирались объекты природы, выделяющиеся особой красотой. В частности синтоиская религия в Японии с древних времен и до сих пор обожествляет камни, озера, водопады и отдельные деревья. В Ветхом Завете, помимо упоминания о божественном райском саде, неоднократно отмечались священные рощи, горы и т.д. В странах с различной культурой, географически удаленных друг от друга, сады ассоциировались с раем.

Сад – это попытка создания идеального мира взаимоотношения человека с природой. Искусство всегда есть попытка создания человеком некого счастливого окружения. Но если в других искусствах это окружение только частично, то в садово–парковом искусстве оно действительно окружает. Это превращение мира в некий интерьер. В садово–парковом искусстве материалом служит не только растительность, но и другие искусства и частично природа за пределами сада, например, небо, видимое то в больших, то в малых размерах через деревья и над деревьями. Сад всегда выражает некоторую философию, эстетическое представление о мире, отношение человека к природе, это микромир в его идеальном выражении.

Особенность садово–паркового искусства в том, что сады и парки теснейшим образом связаны не только с идеями и вкусами общества, но также с бытом их хозяев с укладом жизни современников.

Сады устраивались для размышлений, для поэтических мечтаний, для ученых занятий, для молитв и благочестивых бесед, для приема гостей, для официальных приемов, для интимных свиданий, для физкультурных занятий и т.д. в каждую эпоху посвоему.

Сад не мертвый, функционирующий объект искусства. Истинный сад должен удовлетворять всем человеческим чувствам: не только зрению и вкусу (плодово–ягодные растения), слуху (птицы, шумящие водопады, концерты в саду), обонянию (душистые цветы, травы, деревья, ощущениям (перемены погоды, сезонные перемены) так чтобы все доставляло в саду наибольшее наслаждение, чтобы в садах дать человеку повод для глубоких философских размышлений, раздумий и поэтических мечтаний.

Сад – подобие Вселенной, высшее значение сада – Рай. Сад составляет самое чистое из всех человеческих наслаждений. Сад должен быть источником радости.

В современной жизни именно сады и парки получили еще большее значение, чем в прежние времена, и являются в настоящий момент одними из основных компонентов в системе городского и загородного отдыха, курортного строительства, а также единственными в городе представителями природных комплексов. Их ландшафтная архитектура сформировалась на основе древнего садово–паркового искусства, насчитывающего несколько тысячелетий, и современное ландшафтное проектирование сформировано на имеющихся исторических традициях. Поэтому чтобы запроектировать полноценный культурный ландшафт (садово–парковый, селитебный, промышленный, и др.) необходимо подробно и обстоятельно исследовать историю развития садово–паркового искусства, изучить его основные направления.

 








Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 12979;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.017 сек.