Роль зеленых насаждений в оздоровлении городской среды 3 страница
· зона обслуживания животных – плотные массивы и живые изгороди;
· в экспозиционной зоне – аллеи, рядовые и смешанные насаждения, массивы, группы, газон;
· в зоне обслуживания посетителей – по принципу парковых сооружений с применением всех типов декоративных композиций;
· в детской зоне – аллеи, смешанные группы, партерная зелень, свободно растущие кустарники, хорошая просматриваемость;
· в заповедной зоне – естественный характер растительности, группы, массивы, одиночные деревья.
В зоне обслуживания посетителей размещается справочно-экскурсионные и информационные центры. На территории зоопарка могут размещаться дельфинариум, бассейн, театр зверей. Также на территории могут создаваться крупные зеленые массивы для организации отдыха.
Мемориальные парки-историко-культурные паки создаются для ознакомления с историческими ландшафтами, событиями, жизнью выдающихся людей. В них проводится воспитательная работа с использованием средств монументальной пропаганды, организуются торжественные мероприятия. Мемориальные парки являются также объектами кратковременного отдыха, туристко-экскурсионного обслуживания. Тенденция проектирования современных мемориальных парков: максимальное сохранение подлинности памятного места (Михайловское), музеефикации архитектурных объектов , включение в комплекс мемориала музейной экспозиции (дом-музей Чехова в Ялте).Пространственное расширение мемориалов, объединение их в крупные тематически и пространственно развитые структуры ( мемориальное кольцо вокруг города Санкт-Петербурга). Взаимопроникновения и взаимообогащения разнопрофильных музейных экспозиций.
Архитектурно – планировочные задачи проектирования мемориальных парков и комплексов:
· создание архитектуры адекватной идейному содержанию;
· тактичное включение архитектуры в среду при минимальном искажении ландшафта;
· применение « средового» подхода к проектированию (объект в данной среде);
· ансамблевость мемориальных сооружений;
· сохранение подлинности предметно-пространственной среды памятного объекта – использование эффекта воздействия подлинников (природных форм, исторических зданий, сооружений и техники)
Создание мемориальных паков требует решение особых идейных и композиционных задач, поэтому важно определить место проектируемого объекта в градостроительной иерархии (таб. 4-15).
Функциональное зонирование.
Главная зона мемориального парка – экспозиционная. Ее объемно-пространственное решение определяет специфику мемориального объекта. Маршруты движения сходны с музейными, их схемы должны учитывать все типы посещений – экскурсионные, одиночные, по интересам, ознакомительные – и могут проектироваться по замкнутому и линейному принципам.
Планировочная организация экспозиционной зоны предполагает организацию маршрутных колец в соответствии с составом элементов объемно-пространственной композиции и особенностями их восприятия. Основные элементы располагаются ближе к входной зоне и доминируют в ландшафте, а остальные элементы используются для массовых мероприятий (ритуальных, литературных чтений, митингов) размещаются компактно по отношению друг к другу, чтобы создать условия для пребывания больших масс народа. На границе функциональных зон, за пределами основной экспозиции, возможны более свободные объемно-пространственные и архитектурные построения, не нарушающие характера основной зоны.
Планировочная структура мемориальных объектов зависит от их величины, размещения, содержания, которое бывает очень сложным.
Организация ландшафта.
Для мемориальных парков характерны синтез архитектуры, скульптуры, монументальной живописи и садово-паркового искусства, монументально-торжественный характер архитектуры, создание определенного настроения, регулярная трактовка отдельных композиций, специфический характер растительности, строго продуманный график движения. Приемы планировки и организации ландшафта просты, логичны, зеленые насаждения включают породы с выразительными архитектоническими формами и традиционной семантикой (хвойные, пирамидальные, лиственные с правильными плотными кронами) стриженые боскеты, изгороди, стенки, большие площади партерных газонов, низкие цветники строгих тонов и очертаний. Мемориальные парки с развитым архитектурным и пространственным решением становятся музейной территорией, музеем под открытым небом, но имеют свою специфику с точки зрения исторических, архитектурных, рекреационных и инженерных требований.
Этнографические парки.
Создаются на основе имеющихся этнографических достопримечательностей (Кижи) или собранных в одном месте построек народной архитектуры (Музей народной архитектуры и быта в Киеве). Практически это парки- музеи народного творчества, быта, архитектуры. На их территории возможно проведение фестивалей народного творчества, народных праздников, ярмарок. Этнографические парки обеспечивают долговечность ценных объектов и одновременно выполняют важные музейные функции, способствуют сохранению народных традиций, промыслов, предметов быта, костюма. Этнографические парки могут размещаться в городе, на «пороге» города, в пригородной зоне. В зависимости от этого время пребывания в них колеблется от 1-2 часов до2-3 суток. В парках длительного пребывания организуются кемпинги, гостиницы, мотели, объекты питания, места отдыха, открытые эстрады. Рекомендуется следующие планировочные показатели, норма на одного посетителя – 115 м2.,рекреационная нагрузка 80 человек на гектар.
Рекомендуемое функциональное зонирование: экспозиционная – 40-70%, научно-методическая -2-5%, обслуживания -10-20%, отдыха -10-20%, административно-хозяйственная – 3-10%.
Организация ландшафта. Для этнографических парков характерен естественный ландшафт с включением искусственных компонентов, архитектура сооружений максимально подчинена историко-культурному стилю парка.
Понятия о садово-парковом ландшафте.
Садово – парковый ландшафт
Сад и парк – сложное произведение искусств, в создании которых участвуют разнохарактерные по своим качествам элементы: живые растения и различные формы земной поверхности, вода и камень, а также произведения различных видов искусств (скульптура, архитектура). Для того чтобы парк или сад мог наиболее полно использоваться в практических целях и одновременно представлять единое гармоничное целое в художественном отношении, все эти элементы необходимо привести в определенную взаимосвязанную систему создающую наиболее благоприятную обстановку для пребывания людей. Садово-парковое искусство – раздел ландшафтной архитектуры, занимающейся организацией пространства и композицией растений в садах и парках.
Элементы и компоненты ландшафта
Облик ландшафта зависит от слагающих его элементов и компонентов и расположения их в пространстве. Под элементами ландшафта понимаются участвующие в его образовании отдельные 1) материальные объекты: определенный набор видов и форм растений, деревьев, кустарников, трав; 2) характер рельефа: откосы, холмы, кочки, террасы, камни, каналы, озера, ручьи, реки; 3) определенные виды
животных, птиц, инженерные и архитектурные сооружения. Под компонентами ландшафта понимается более сложные материальные объекты, состоящие из взаимосвязанных элементов ландшафта, например сложные формы земной поверхности: долина, овраг, пойма реки, растительность в виде определенных ценозов, например сосновый бор, ельник, ансамбль архитектурных сооружений. Состав элементов и компонентов, их связь в ландшафте не случайны, они обусловлены всей предшествующей историей данного географического ландшафта.
Географический ландшафт.
Природные предметы и явления собраны во взаимосвязанные комплексы – географические ландшафты. Еловый лес, сосновый бор, березовая роща, пойменные луга, дубравы – ландшафты зоны лесов. Скалы, альпийские луга – ландшафты горных районов. Каждый географический ландшафт в процессе своего развития воздействовал на растительные и животные организмы, способствуя отбору из них форм и видов, наиболее приспособленных к условиям данного ландшафта. Растительность каждого ландшафта настолько характерна, что даже физико-географические зоны определяются главным образом по ее составу: зона тундры, леса, степи, пустынь, тропических лесов и т.д. Человек может изменить природные свойства некоторых ландшафтов, придать им нужное направление развития, создавая тем самым особую категорию культурных ландшафтов. Это ландшафты полей, плодовых садов и огородов с их защитными полосами, к ним относятся также ландшафты декоративных садов и парков.
В практике проектирования садов и парков термины садово-парковые ландшафты, пейзажи являются исходными. Что такое ландшафт – немецкое слово имеет три значения: 1) общий вид местности; 2) изображение местности в искусстве; 3) обозначение местности, характеризуемой совокупностью определенных элементов, соединенных в одно целое природными связями. Пейзаж – французское слово, имеющее два значения: 1) вид местности; 2) художественное произведение, в котором предметом изображения является природа. В термине подчеркивается преимущество зрительного восприятия.
Садово-парковый ландшафт
Садово-парковый ландшафт представляет территорию с определенным, взаимосвязанным биологическим и эстетическим комплексом предметов и явлений, растительности, рельефа, почвы, воды и инженерных, архитектурных сооружений, призванных обеспечить определенные условия комфорта для работы и отдыха. Благодаря своеобразию компонентов и элементов, входящих в его состав, и определенному размещению их в пространстве каждый садово-парковый ландшафт приобретает индивидуальный облик. В зависимости от целевого назначения, площади, характера территории и растительности парк или сад может состоять из одного, нескольких и даже целой серии ландшафтов. Садово-парковый ландшафт характеризуется не только составом и структурой, но и соответствующим обликом или физиономией. В пространственном отношении простирается до тех пор, пока остается неизменным его содержание. Каждый предмет, входящий в садово-парковый ландшафт, своим присутствием и проявлением своих свойств должен одновременно обеспечить наиболее полное развитие природных свойств ландшафта, и наиболее глубокое восприятие его как определенного художественного образа. Это достигается в значительной мере путем создания панорамы, висты и их фрагментов.
Панорама ландшафта – это часть пространства в системе ландшафта, в которой все компоненты и элементы расположены согласно практическим и эстетическим требованиям, предъявленным к данному садовому оформлению. Панорама рассчитана на восприятие или сразу в полном объеме, или фрагмент за фрагментом по мере продвижения. Под фрагментом панорамы понимается ее участок, обработанный как отдельная картина. Панорамы, в отличие от живописных картин, объемны и занимают на территории данного ландшафта своеобразное пространство, образуя систему «зеленых залов» различной конструкции и различного назначения. Таким образом, панораму надо всегда представлять не в плоскости, а как ансамбль «зеленых воздушных зал», образующих определенный ландшафт. Панорама может быть одна или несколько.
Виста – международный термин в ландшафтной архитектуре, в переводе с итальянского означает вид. Это узкая перспектива, направленная обрамляющими плоскостями в сторону выдающегося элемента ландшафта – фокуса перспективы. Виста включает следующие связанные между собой части: точку обзора, обрамление, средний план и завершение перспективы – объект обозрения, или фокус. Точка обзора – место, откуда наилучшим образом воспринимается вид. Оно должно быть комфортабельно и композиционно отлично от других частей панорамы. Обрамление. Для достижения единства и целостности панорамы виста, прежде всего, должна быть изолирована от других компонентов ландшафта. В живописи это достигается рамой картины, в скульптуре пьедесталом, в садово-парковом искусстве созданием необходимого обрамления из нейтральных элементов. Это обрамление устанавливает пределы площади, фиксирует ее центр и сосредотачивает внимание на внутренней целостности композиции. Висты могут быть обрамлены с боков, снизу и сверху. Полное обрамление сильнее концентрирует внимание на главной части композиции. Человеческий глаз так устроен, что воспринимает наилучшим образом только те предметы, которые в пределах угла зрения который составляет 28 градусов. Если выразить это отношение ширины картины к расстоянию от картины до зрителя, то оно окажется 1 : 2 . Средний план висты организуется из растений или предметов легких форм или предметов нейтральной окраски. Растения среднего плана часто располагаются кулисами, подобно театральным для улучшения перспективы и приданию пространству воздушность. Задача среднего плана, как и обрамления, помогать восприятию завершающего висту зрительного объекта. Завершающий висту объект обозрения (или зрительный фокус) является главной деталью в открывающейся перспективе. Зрительным фокусом пейзажа могут быть далекие горы, изгибы реки, выдающиеся архитектурные сооружения, павильоны, статуи. В некоторых случаях зрительным фокусом может быть ярко освещенное пространство или вид.
Итог: Общее пространство садов или парков включает следующие комплексные единицы:
· Ландшафтно – планировочный район, объединяющий несколько садово-парковых ландшафтов, сходных в целевом и эстетическом отношении;
· Садово-парковый ландшафт ограниченной территории, характеризуется определенным набором элементов и компонентов и отличающийся от других ландшафтов парка или сада своими функциями и художественным обликом;
· Панорама – художественно организованное пространство внутри определенного ландшафта, наиболее полно отражающее свойства и характер данного ландшафта;
· Виста – организованная перспектива на выдающийся предмет или явление;
· Фрагмент – пространственно организованная парковая картина
Типы садово-парковых ландшафтов
Типы садово-парковых ландшафтов можно свести к следующим основным группам или сериям ландшафтов: лесные, парковые, луговые, горные или альпийские, регулярные, садовые.
Лесные. Обычно лесные ландшафты применяются в крупных парках. Наиболее характерным элементом лесного ландшафта является составляющая его лесообразующая древесная порода. В создании лесного ландшафта особую роль играют растения, составляющие основу данного фитоценоза, определяющие его фитосреду. Такие растения носят названия эдификаторов. Эдификаторы определяют общий физиономический облик насаждений и диктуют условия существования всем остальным компонентам. В зависимости от состава лесообразующих пород ( эдификаторов) леса подразделяются на хвойные ( темнохвойные, светлохвойные),лиственные ( широколиственные, мелколиственные), смешанные.
Эдификаторы.
· Для темнохвойных лесов: ель обыкновенная, ель сибирская, пихта сибирская, кедр сибирский;
· Для светлохвойных лесов: лиственница сибирская, сосна обыкновенная;
· Для широколиственных лесов: дуб, липа мелколистная;
· Для мелколиственных лесов: береза бородавчатая, осина.
Перечисленные виды распространены на большей части, они создают наиболее устойчивые насаждения и смогут придать типичный лесной характер. Вследствие суровости и отчасти мрачности ландшафтов темнохвойных лесов в применении их в садах и парках должна быть соблюдена известная мера. Перегрузка парка ландшафтами этого типа может придать всему облику парка слишком мрачный и суровый колорит. Совершенно противоположное впечатление производят лесные ландшафты из светлохвойных древесных пород – сосны, лиственницы. Вследствие рыхлого охвоения, ажурности кроны и сравнительно редкого стояния деревьев лесные ландшафты этих пород светлы, солнечны, хорошо проветриваются и создают светлое жизнерадостное впечатление. Лесные ландшафты из лиственных древесных пород отличаются от ландшафтов, состоящих из хвойных пород, более разнообразным составом, а вследствие этого большей гаммой оттенков зелени, более изменчивым обликом древесных насаждений, а также многообразием травянистого покрова. Типы лесных ландшафтов из широколиственных деревьев большей частью тенисты, прохладны, сложной структуры, благодаря этому производят впечатление мощи (дубовая роща). Лесные ландшафты из мелколиственных древесных пород проще по структуре и менее сложны по флористическому составу. Характерными представителями лесов этой группы служат березовые леса. Березовые рощи являются одним из излюбленных ландшафтов садов и парков за их солнечность, белизну стволов и изумительную игру света и тени, образующую при прохождении солнечных лучей сквозь ажурный полог их крон.
Луговой ландшафт. Пространство, покрытое травянистой растительностью, играет существенную роль в садово-паковом строительстве. В противоположность лесу, на лугу много света, солнца, движения воздуха. Это благоприятствует активному отдыху, играм, занятием на свежем воздухе. Плотный травостой покрывает почву густой дерниной, препятствует образованию пыли и переносу ее с одного места на другое, а также оказывает существенное влияние на чистоту и состав приземного слоя воздуха. Ровная светло-зеленая поверхность газона создает спокойное впечатление и благоприятно влияет на психику человека. Зеленый ковер газона является лучшим фоном, на котором наиболее рельефно вырисовываются все остальные элементы садово-паркового ландшафта. Газон и одиночные деревья являются канвой для формирования лугового ландшафта больших полян свободного режима пользования, предназначенных для свободного отдыха, игр и физкультуры. В садах и парках ландшафты пойменного луга могут быть наиболее удачно сформированы на пониженных местах, вдоль берегов ручьев, рек, озер. Задача садово-паркового проектировщика при создании луговых ландшафтов заключается в формировании травостоя луга так, чтобы в каждую из своих фенологических фаз он был художественно красочен и своеобразен. Красочность каждой фенологической фазы луга может быть значительно усилена путем введения в травостой обильно цветущих садовых разновидностей растений, цветение которых приурочено к данной фенологической фазе.
Альпийский ландшафт. Как прием декоративного оформления садов и парков может оказаться интересным и целесообразным там, где парковая территория имеет пересеченный рельеф: овраги, холмы, склоны, крутые берега озер, рек. Создание «альпийского ландшафта» на ровной местности мало целесообразно и противоречит естественной природе. Альпийская область расположена высоко в горах за пределами лесной растительности. Характерную черту ее ландшафта составляют скалы, осыпи, морены, и альпийские луга. Камень во всех его формах является одной из наиболее характерных черт альпийского ландшафта, роль камня велика и многообразна. Именно благодаря наличию камня появляются возможности выращивать красивоцветущие «альпийские» растения. Для успешной культуры альпийских растений необходим в первую очередь хороший дренаж, постоянная влажность почвы, повышенная влажность воздуха и рыхлая , богатая гумусом почва. Камни и гравий оказывают значительную помощь в создании этих условий. В природе расположение выходящих на поверхность камней, формы каменистых комплексов и состав входящих в них горных пород не случайны, а диктуются естественными историческими процессами, обусловленными возникновением данного типа ландшафта. Также естественно должны быть расположены и камни в альпийском ландшафте садов и парков. Территория, отведенная под альпийский ландшафт не должна состоять из сплошной массы камней, а как в природе, из более или менее однородных массивных комплексов, заключающих между собой мягко очертанные поляны с разбросанными по ним отдельными камнями. Лучшим материалом для декорирования является наиболее крупные камни твердых горных пород: гранита, песчаника, известняка. Отдельные камни, группы камней или каменистые комплексы, осыпи и морены в садово-парковом альпийском ландшафте должны быть расположены так, чтобы их присутствие и положение каждого камня казалось вполне естественным. Каждый камень должен лежать прочно и в наиболее устойчивом для него положении. Планировка и группировка камней в альпийском ландшафте должна стать таким же искусством , как обработка и группировка камней в скульптуре и архитектуре. Лишь в этом случае альпийский садово-парковый ландшафт получит настоящий художественный облик. Несмотря на то, что камень играет важную роль, главным элементом должны быть растения. В садово-парковом альпийском ландшафте, как и в других видах ландшафта, цветущие растения группируются сообразно их природным местообитаниям. Настоящие скальные растения , заселяющие щели и карнизы скальных массивов, почти всегда или миниатюрные лил подушкообразные или ампельные свисающие. На южных склонах сажают растения обитатели солнечных мест, на восточных и северных склонах растения обитатели тенистых и влажных мест. Интерес к альпийским растениям и альпийскому ландшафту основан на красочности этого ландшафта в период цветения.
Регулярный ландшафт. Зародился в 16 веке, господствовал в Италии, Франции. Переживая периоды расцвета и упадка, регулярный ландшафт со всевозможными изменениями и дополнениями как прием садоустройства сохранился и применяется до нашего времени. Ценность этого выработанного тысячелетиями приема заключается в том, что благодаря четкости и ясности геометрического членения всего пространства внутри ландшафта создаются наиболее благоприятные условия для одновременного пребывания в нем больших масс посетителей. Поэтому регулярный ландшафт оказывается наиболее уместным в центральных частях сада и парка, а в городах на площадях и скверах, пересекающихся большими потоками людей. Основой регулярного ландшафта почти всегда является какое-либо архитектурное сооружение, а растительности обычно отводится подчиненная роль. При такой подчиненности ландшафта архитектуре сооружений, архитектор невольно переносит на растительность все приемы архитектурной обработки зданий. Для того чтобы сохранить постоянные пропорции, соответствующие пропорциям здания, растительный материал, подобно всякому иному строительному материалу рассматривается здесь как неподвижный и неизменный не только по форме, но и по цвету. Вследствие этого все внимание направлено на поддержание постоянства форм растений путем стрижки и специального подбора мало изменяющихся по форме растений. Поэтому наибольшее применение в регулярном ландшафте находят деревья и кустарники с четкими, более всего приближающимися к геометрическим формам кронами, а также деревья и кустарники, хорошо поддающиеся стрижке. При создании регулярного ландшафта разнообразие композиции достигается не расширением флористического состава, а разными способами обработки одних и тех же растений, благодаря чему основная часть этого ландшафта может быть создана из одной или нескольких пород деревьев и кустарников. Растительный материал в регулярном ландшафте можно объединить в следующие группы: боскеты, аллеи, перголы, беседки и трельяжи, композиции из фигурной стрижки, живые изгороди, бордюры, отдельные, оригинальные по форме кроны, деревья, цветники и партеры. Боскеты – являются основной частью композиции растений в регулярных ландшафтах. Благодаря боскетам площадь, занятая ландшафтом четко делится в горизонтальном направлении, а также элементы ландшафта, такие как архитектурные сооружения, скульптура, водные устройства, получают необходимый фон. Боскет – представляет собой замкнутое, геометрически очерченное пространство, окаймленное со всех сторон высокими стенами из плотно посаженных и подвергающихся стрижке деревьев и кустарников. Внутренность такого боскета обычно используется для устройства фонтанов, бассейнов, цветников, зеленого театра, площадок. Чтобы зеленые стены боскета сохраняли форму, ветки деревьев привязывали к специальному каркасу, спрятанному в гуще растительности. В зеленых стенах, окружающих боскеты, иногда вырезают специальные ниши, в которых устанавливаются различные скульптуры, хорошо выделяющиеся на однородном фоне стриженой зелени. Если стены боскета необходимо создать в короткий срок, то используют трельяжи, специальные, сделанные из дерева или металла сетчатые каркасы, обвитые вьющимися растениями. Посадка деревьев в боскете густая и строго регулярная. Четкие внешние очертания боскетов создают прекрасную раму для открывающихся дальних перспектив.
Аллеи. Важным компонентом регулярного ландшафта являются аллеи. Четкость и ясность линий, регулярность посадок делают аллеи одним из наиболее декоративных компонентов регулярного ландшафта. Главное декоративное достоинство аллеи заключается в чередовании в них света и тени и в ясности перспективы. Декоративность аллеи обусловлена ее длиной и шириной, а также размерами и формой составляющей ее древесной породы. Чем шире и длиннее аллея, тем более ширококронная и мощнорастущая порода может быть применена для ее обсадки. Для узких и коротких аллей более пригодны пирамидальные и низкорослые формы хвойных и лиственных пород. Расстояние между рядами деревьев, образующими аллею, зависит от размера и формы выбранной древесной породы, чем больших размеров достигают деревья, тем больше должно быть расстояние между ними. Аллеи могут быть однорядные, когда деревья по обеим сторонам дороги расположены в один ряд, или двух-, трех- и многорядные при расположении деревьев по обеим сторонам в несколько рядов. При выборе деревьев и кустарников для аллейных посадок следует учитывать их устойчивость и приспособленность к местным климатическим и почвенным условиям, а также их декоративность: красивый штамб, красивую форму кроны, красивую и долгосохраняемую листву. Желательно, чтобы растения отличались красивым цветением или декоративными плодами; не давали корневых отпрысков и не имели засоряющих осенью аллею плодов и цветков.
Перголы. По характеру применения и декоративному значению очень близки к аллеям крытые аллеи – перголы создающие в саду тень и прохладу. Перголы – очень древнее садовое сооружение. Назначение перголы создать наилучшие условия для отдыха и прогулок в прохладной тени и дать хорошую опору для вьющихся и декоративных растений. Лучшее место для перголы – южный склон территории парка и южный фасад здания. Для обсадки пергол пригодны многие вьющиеся, цепляющиеся декоративные растения, при подборе их особое внимание следует обращать на мозаику листвы, цветение и аромат цветов. В перголе , в зелени должны быть предусмотрены боковые ниши, через которые можно было бы любоваться окружающими ландшафтами. Видоизмененными перголами являются беседки, трельяжи, арки, покрытые вьющимися растениями.
Фигурная стрижка и живые изгороди. Наиболее характерным признаком регулярного ландшафта является обработка деревьев и кустарников с помощью стрижки. Искусство стрижки деревьев зародилось еще в древнеримских садах, где ему придавалось особо важное значение. Для обозначения произведений такого рода были специальные термины: зеленая скульптура, растительная архитектура, и сад того времени нередко превращался в место показа произведений топиарного искусства. Живые изгороди частично заменяют некоторые архитектурные сооружения – решетки, парапеты, различные ограждения. Благодаря замене сооружений из камня, металла и дерева сооружениями из живых растений парк и сад, несомненно, выигрывает в гигиеническом и декоративном отношениях. Основные формы стрижки деревьев и кустарников, можно свести к следующим типам: высокие стриженные зеленые стены, живые изгороди, бордюры и фигурная стрижка отдельных деревьев и кустарников. Высокие стриженные зеленые стены обычно применяются для плотного обрамления боскетов, при устройстве зеленых театров, эстрад и их кулис, для закрытия некрасивых сооружений и видов, а также для создания более четкой перспективы. Высота стены зависит от биологических свойств древесных пород, из которых она образуется. Обычно такие стены создаются из густой однорядной или двухрядной посадки деревьев, хорошо поддающихся стрижки. Породы: ель, туя, можжевельник, лиственница, липа, вяз. Чтобы сформировать красивую и прочную зеленую стену из растений, надо регулярно, правильно и своевременно производить стрижку. Наиболее красивы и устойчивы те изгороди, которые в поперечном разрезе имеют форму трапеции. Часто живые изгороди стригут двумя или тремя уступами. Для образования живых изгородей пригодны многие кустарники: бирючина, боярышник, кизильник, крушина, лох узколистный, смородина золотистая, чубушник и др. Бордюры представляют собой те же живые изгороди, но меньшей высоты. Предназначены они главным образом для обрамления дорожек и площадок. Степень стрижки отдельных деревьев и кустарников может быть разной: от легкого подравнивания кроны до придания растениям формы сложных геометрических фигур. Наиболее распространенными формами стрижки деревьев являются формы параллелепипеда, шара или конуса. Для фигурной стрижки отдельных деревьев обычно применяются те же виды, что и для высоких стен и живых изгородей.
Природные компоненты ландшафтных композиций.
Природные компоненты садово-парковой композиции
Все составные части садово-паркового ландшафта неразрывно связаны между собой. Среди трех основных его компонентов ведущая роль принадлежит рельефу и воде. Растительность – производный, но зато динамичный и в тоже время совершенно незаменимый компонент. Можно создать парк на ровной поверхности и без водоемов, но без растений парка не будет. Для того чтобы глубже изучить эстетические и иные закономерности построения ландшафта парка, понять его как единое целое, необходимо проанализировать каждый из основных составляющих компонентов во взаимосвязи с остальными.
Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 2737;