Роль зеленых насаждений в оздоровлении городской среды 4 страница
Композиционное использование свойств природных форм рельефа.
Пластическую первооснову паркового ландшафта представляет собой рельеф – совокупность форм расчленения земной поверхности, которая образует в парках каркас его объемно-пространственной структуры. Ведущая роль рельефа определяется его большой стабильностью во времени и пространстве, его свойство моделировать, т.е. фиксировать в пространстве взаимодействие других природных элементов ландшафта и его влияние на микроклимат участка. За эти свойства у японских садоводов рельеф принято называть « костями ландшафта». Все многообразие рельефа можно разделить на положительные формы или повышения местности – горы и холмы, гребни, выступы и др; отрицательные формы, или понижения местности – ущелья и ложбины, котлованы, впадины, овраги и др; ровные пониженные части местности – низменности. Каждая из этих форм рельефа обычно тесно связана с определенными типами почв. Вместе с тем каждая форма рельефа обладает своеобразными морфологическими и пространственными чертами, создающими определенную эмоциональную реакцию. Степень их воздействия в основном зависит от величины колебаний высот (макрорельеф, мезорельеф, микрорельеф). Нередко рельеф сам по себе обладает высокими декоративными достоинствами, поэтому задача состоит в максимальном использовании природных форм рельефа, раскрытия его красоты и создания гармоничной композиции. Однако иногда признается целесообразным видоизменение рельефа, например рекультивация деформированного ландшафта, поднятие уровня низких, переувлажненных участков или создание намывной территории. Можно выделить типичные по своим объемно-пространственным свойствам структурные ландшафтные композиционные единицы: равнина, склон, гора и холм, овраг и балка, горная долина. Основополагающий принцип композиции, разделение на ландшафтные районы по рельефу.
Относительно ровная поверхность равнины представляет собой неограниченное пространство с возможностью раскрытие видов во все стороны. В формировании ландшафта применяются два варианта композиционного использования равнины. Первый прием основан на эффекте доминирования самой долины, когда привлекает характер ее строения: травяной покров из цветущих растений, разнообразие незначительных изменений микрорельефа. Если равнина – средоточения главного внимания, то она должна формироваться как обрамленное пространство. Окружающие равнину холмы, древесная растительность играют роль окаймляющей ее стены.
Другое значение равнины в композиции пейзажа заключается в том, что она представляет собой ровный открытый передний план, на фоне которого виден главный объемный элемент композиции – гора, холм или растительная группа. Ровная местность позволяет, наилучшим образом выразить величие пространственной композиции с помощью раскрытия перспектив бесконечной дали. Классический образец – композиция на равнине – парк Версаль, где вдоль большой аллеи, переходя в гладь большого канала, организуется перспектива, теряющаяся в дали. При использовании равнины необходимо выбрать наиболее выгодные пункты наблюдения, с которых вид этой естественной ландшафтной формы оказывается наиболее живописной.
Покатая поверхность склона обуславливает обзор внешнего пространства в одну сторону до 180 градусов. Эффект присущий этому типу состоит в многообразии ракурсов нижележащих пейзажей, открывающихся в разных уровнях склона. Характерная особенность открывающихся со склона видов доминирование дальних планов, при этом дали, образуют фон для объектов ближнего плана. Степень крутизны склона оказывает существенное влияние на решение композиции. Пологие склоны удобны для создания широких террас, спортивных площадок, пляжей. Большой перепад склона определяет террасообразное строение и особые приемы использования рельефа: устройство пандусов, лестниц, видовых террас, амфитеатров, создание водопадов, каскадов.
Гора, холм представляют собой возвышенность крупной формы, которая всегда становится выразительной объемной ландшафтной доминантой. Вершина горы служит местом наиболее полного и обширного обозрения панорам с дальними планами.
Характер пластического строения вогнутых форм рельефа – оврага, балки, горной долины – обуславливает визуальную изолированность внутреннего пространства и замкнутость микросреды. Главное внимание должно быть сосредоточено на композиции внутреннего пространства. Часто протекающий ручей используется в качестве декоративного элемента, определяющего основу ландшафтного решения. Композиция пейзажей долины должна иметь спокойный характер, а пластические формы рельефа не следует скрывать густыми посадками насаждений. Здесь уместны живописные группы с округлыми кронами. В композиции ландшафта оврага и долины следует добиваться создание разнообразных впечатлений путем сочетания ближних и дальних планов, причем склон надо использовать в качестве фона для объектов ближнего плана.
Большое значение имеют формы рельефа второстепенного масштаба – микрорельефа: небольшие возвышения и понижения, долины ручьев, скалы, каменные глыбы, отдельные камни и валуны. Последовательное изменение микрорельефа должно представлять собой гармоничную композицию масс и контрастов света и тени. Применение камня в виде скальных нагромождений, группы валунов или же единично расположенного камня – их форма, строение и окраска играют большую декоративную роль. Окончательный эффект удачно созданной группы из камней будет зависеть от сопутствующей растительности.
Элементы обработки рельефа – лестницы, террасы, подпорные стенки – важные архитектурные объекты, способствующие декоративной завершенности ландшафта. Для лестниц с небольшим подъемом ширина ступеней должна быть 40 см, высота 12 см, ширина марша зависит от композиции. В пределах уклонов до 8% вместо лестниц можно устраивать пандусы с шероховатой фактурой покрытий. Лестница и пандус могут быть выразительным архитектурным элементом. Освоение особенностей рельефа – одно из наиболее эффективных средств архитектурно-ландшафтной композиции парка. Живописны извивающиеся по рельефу дорожки. Подпорные стенки могут устраиваться в местах перепада рельефа. Они могут быть из различного материала как из естественного камня, так из монолитного железобетона с облицовкой.
Использование естественных свойств воды в композиции парковых водных устройств.
Вода – представляет собой необычайно декоративный элемент в ландшафте. Освежающее воздействие воды, красочные отражения, танцующие отблески света, мгновенно изменяющая поверхность, плеск и журчание ее струй способствует тому, что она становится самым ярким композиционным элементом. Специфика естественного свойства – ее текучесть воплощена в динамической и статической формах состояния воды в природе. В динамической форме состояние воды применяются следующие композиции: источник, ручей, водопад и каскад, фонтан, река и море. В статической форме: бассейн, пруд, озеро.
Источник – самое скромное устройство, в котором дается впечатление красоты движущейся струи воды. Он может служить для создания ручья. В этом случае исток воды должен выходить из земли в обрамлении из камней, влаголюбивых растений. Это устройство камерное и хорошо воспринимается с близкого расстояния. В регулярной планировке источнику придается архитектурное или скульптурное оформление. Источник может быть оформлен для питья.
Ручей – водоток с протяженным, извилистым руслом. Посреди ручья могут быть островки и отмели, очень эффектны переходы из камней на мелководье. При искусственном создании ручья нужно применять все природные закономерности (пороги, препятствия).
Каскады образуются небольшими перепадами потока воды. Для этого можно использовать даже небольшие перепады рельефа.
Водопад возникает при резком перепаде местности 1,5 – 2 метра. Устройство водопада сложный технологический процесс, поэтому, несмотря на большую декоративность, водопад в парке редкий мотив композиции.
При регулярной композиции водным устройствам с ниспадающими струями ручьям, каскадам, водопадам придается соответствующая форма, ручей превращается в канал, водопад в водяную лестницу.
Фонтан – искусственное водное устройство, обладающее большим декоративным эффектом благодаря стремительности вздымающихся вверх струй, блеску и пене движущейся и падающей воды. Техническое устройство фонтана представляет собой сложное инженерное сооружение, основанное на регулировании напора и применения различных насадок на трубах подводящих воду. В зависимости от величины фонтана изменяется его композиционная значимость. Как правило, фонтан используется в качестве доминанты, фокуса или акцента ландшафтной композиции.
Абсолютная горизонтальная поверхность – главное достоинство статического состояния воды, способность отражать на водной поверхности насаждения, архитектуру, скульптуру и мгновенно реагировать на изменения силы ветра, красок неба и окружения. Поэтому эмоциональный эффект бассейна, пруда, озера настолько велик, что ставит их в этом отношении на особое место среди других элементов ландшафта. Открытая плоскость прудов и озер позволяет пространственно объединить архитектурные сооружения и пейзажи путем раскрытия перспектив через водное зеркало. Очень декоративны водоемы с повышенными прибрежными склонами, надпойменными террасами, с изгибами и излучинами берегов. Форма декоративных бассейнов может быть не только правильной геометрической, но и любой изогнутой конфигурации. Вся планировочная сеть парка, должна строится с учетом такого построения перспектив на водоем, чтобы, возникая перед зрителями, перспективы способствовали раскрытию темы пейзажей с водой в их последовательной связи. Этой цели можно достичь посредством умело расположенных аллей и дорожек вдоль водоема или на некотором расстоянии от него. Планировочная система аллей и дорожек должна подчеркнуть ведущее значение водного зеркала в композиции парка, а направление аллей следует либо ориентировать на основные композиционные узлы на берегах водоема, либо рассчитывать на раскрытие видов через просеки и разрывы в массиве насаждений. Включение водных устройств в ландшафт одно из действенных средств создания высоких эстетических качеств парковой среды, положительно влияющей на психику человека
Геопластика
Создание искусственного рельефа – Геопластика – одно из самых перспективных направлений в ландшафтной архитектуре – представляет собой разновидность вертикальной планировки, которая в большей степени преследует архитектурно – художественные цели. Пример создания искусственного рельефа – холмов, террас, земляных валов, амфитеатров – известны с древности, но именно в наше время возможности техники выросли настолько, что формирование рельефа применяется в массовом паркостроении. Вопросы композиции тесно связаны с экологией, экономикой, агротехникой и требуют научного анализа, проведение экспериментальных работ. Цели работ по формированию искусственного рельефа могут быть как утилитарные, так и эстетического порядка. К первым относятся, например, возведение шумозащитных брустверов, горок для санного спуска. Моделирование рельефа для чисто художественных целей, например, для усиления выразительности ландшафта при плоском рельефе, для создания земляной насыпи – пьедестала, закрытие партера, формирование скульптурного рельефа. Все разнообразие приемов пластической обработки рельефа можно условно разделить на три категории.
Первое – воссоздание, имитация встречающихся в природе форм.
Второе – создание подчеркнуто геометрических, регулярных или «абстрактных» форм.
Третье – не подражание естественному ландшафту, не стремление к регулярности, основой является функция объекта, которая является источником композиционной выразительности.
Работая над искусственным рельефом необходимо учитывать ряд специфических требований. Во первых воображаемые формы рельефа должны проверятся на макетах. Во- вторых как «геометрический», так и
« натуральный» искуственные рельефы должны соотносится со сложившимся ландшафтным окружением, согласовываться с ним стилистически и масштабно, чтобы не было дисгармонии.
Применение законов композиции в ландшафтной архитектуре.
Эстетические закономерности формирования архитектурно-ландшафтных ансамблей
Человеку издавна было свойственно стремление не только умело осваивать природную среду, но и художественно обустраивать ее. Эстетизация среды практиковалась во всех видах рукотворных ландшафтов. Но прежде чем перейти к рассмотрению проблем эстетических закономерностей формирования ландшафтных ансамблей, познакомимся с основополагающими понятиями эстетики.
Термин «эстетика» был введен в науку в середине 18 века. Слово было заимствовано из греческого, где означало чувствующий, воспринимаемый чувствами, ощущениями.
В наше время эстетика определяется как наука о природе и закономерностях эстетического освоения действительности, о сущности и формах творчества по законам красоты.
Аксиомой эстетики следует признать, что главным носителем прекрасного, первым учителем и воспитателем эстетических чувств человека была и остается природа. Эта идея является стержневой для всей эстетики ландшафта. Что касается искусства, то оно вторично, выступает в роли «зеркала» действительности.
Таким образом, эстетика вырастает в науку об общих законах образно-чувственного постижения и созидания прекрасного в окружающем нас мире и человеческом бытии.
Эстетический потенциал мира заключен в гармонии. Термин «гармония» в переводе с греческого означает связь, стройность, соразмерность.
В общей теории систем гармония понимается как соразмерность, оптимальное соотношение частей и целого, слияние различных компонентов системы в органическое целое.
Гармония – атрибут, непременное свойство упорядоченного мира. Только гармония может вызвать у человека ощущение красоты. Красота есть функция гармонии. Что же понимать под красотой?
Представление о ней обсуждалось с давних времен. Считалось, что природа независимо от человека не может существовать в категории красоты. Только человек в процессе эстетического восприятия способен наделить равнодушную природу красотой, эстетически одухотворить ее. В понятии красоты есть что-то очеловеченное, она плод человеческого духа, чувств и сознания. Вместе с тем гармоничность, упорядоченность, воспринимаемые как красота, присущи самой среде.
Гармония, системная организованность природы в процессе эстетического восприятия преобразуется в представление о красоте.
В итоге красота понимается как одна из универсальных форм существования материального мира, преломленная человеческим восприятием и сознанием.
Эстетическое восприятие играет роль своеобразного «фильтра», с помощью которого гармония бытия трансформируется в человеческие представления о красоте, прекрасном.
Эстетическое восприятие – важнейший акт духовного освоения действительности. (В ландшафтной географии она именуется перцепцией ландшафта)
В жизни мы сталкиваемся с самыми разнообразными видами восприятия окружающего нас мира: утилитарным, познавательным (научным), нравственно-воспитательным, религиозным (сакральным), эстетическим и др. Каждый из видов восприятия располагает своими приемами постижения и оценки окружающего мира.
Среди многих видов восприятия действительности эстетическое восприятие (перцепция) отличается духовной, эмоциональной связью субъекта с наблюдаемым объектом. Его основной целью является поиск гармонии, красоты объекта. Восприятие истинно красивого способно сопровождаться чувством глубокого духовного наслаждения, восторга, катарсиса (духовное очищение, облагораживания чувств, эмоциональный порыв, возвышение). Эмоционально связуя субъект и объект, эстетическое восприятие зависит как от гармонических достоинств объекта, так и от способности индивида адекватно чувственно освоить их.
Эстетическое восприятие ландшафта многогранно. В нем участвуют и зрение, и слух, и обоняние, и осязание. Каждый из органов чувств вносит свою лепту в общее эмоциональное представление о ландшафте. Сложная гамма красок, тонов, очертаний, запахов и звуков рисует целостный художественный образ ландшафта.
Восприятие объекта всей совокупностью чувств обозначается в психологии и эстетике термином «синестезия». Синестезия ландшафта – чувственный акт его постижения. Он лежит в основе эстетического восприятия (перцепции) ландшафта. Однако опытом установлено: главным источником чувственного восприятия ландшафта служит его созерцание. Зрение дает до 90 % эстетической информации об окружающей среде.
При изучении проблем эстетического восприятия одним из первых встает вопрос о степени его объективности и субъективизма. Могут ли люди, принадлежащие различным этносам, не сходные друг с другом в социокультурном отношении, разного возраста и т.п., в массе своей сравнительно однозначно отделять прекрасное от безобразного, системно организованное от хаотичного? На первый взгляд у каждого свой способ бытия личности, но вполне допустимо существование некоторых общечеловеческих критериев эстетических ценностей.
Залогом тому сама природа человека, рожденного эволюционным миром и подчиняющегося всем его законам, в том числе законам гармонии и красоты.
Эстетические идеалы человечества веками и тысячелетиями формировались гармонией среды. Первым и главным учителем понимания красоты была и остается для людей природа, окружающий ландшафтный мир. И в итоге: Эстетическим восприятием следует считать сложный процесс, в котором сочетаются сенсорные способности как врожденные, интуитивные, так и приобретенные личностью в ходе воспитания, образования, социального развития.
Кроме этого ландшафт оказывает эмоционально-психологическое воздействие на человека. Различают четыре аспекта отношения человека к пространству:
· Объективный – зависящий от таких характеристик пространства, как площадь, основные габариты, ширина, длина, геометрические очертания;
· Психофизиологический – связанный со способностью пространства возбуждать, утомлять, успокаивать, угнетать;
· Ассоциативный – обуславливающий способность человека к различным ассоциациям при восприятии;
· Семантический – связан с функциональным назначением объекта;
Размер внутреннего пространства, взятый в соотношении с размерами человека, а также характер размещения объекта в пространстве, может вызвать различные ощущения. Джон Саймондс определил эмоционально-психологические ощущения, вызываемые разными пространствами:
· Напряжение – неустойчивость формы. Дробная композиция. Сложные звуки. Раздробленность света.
· Разрядка – Простой объем может меняться по размеру от интимного до грандиозного. Мягкий свет. Успокаивающий звук. Объем, насыщенный спокойными цветами.
· Испуг – очевидная западня. Отсутствие точек ориентации. Скользкая плоскость основания. Опасность. Темнота, мрачность. Ненормальный моноуровневый цвет.
· Веселье – Свободное пространство. Гладкие, плавные формы и узоры. Возможность вихревого движения. Теплые, яркие цвета. Веселые бодрящие звуки.
· Созерцание – отсутствие отвлекающих резких контрастов. Пространство должно обеспечивать ощущение изолированности, уединения, отрешенности, безопасности и покоя. Низкие спокойные потоки звуков.
Таким образом, эмоциональными характеристиками пространства являются: протяженность, глубина, прерывистость и непрерывистость, конечность и бесконечность, расчлененность, статичность и динамичность. Взаимосвязь всех этих характеристик путем сочетания плоскостей и объемов определяется объемно-пространственной композицией.
Композиция (от латинского слова сочинение, построение, структура) – это средство раскрытия идейно-художественного содержания произведения. Без знания и правильного использования принципов композиции невозможно выявление творческого замысла.
Архитектурная композиция – это закономерное и оптимальное сочетание объемов и пространств в единую гармоничную систему, отвечающую функциональным и эстетическим требованиям. К основным задачам архитектурной композиции относятся:
· Организация объемов и пространств в соответствии с функциональными процессами;
· Гармоничное объединение и соподчинение объемов и пространства в целостную систему, обладающую положительным эмоциональным воздействием на человека.
Ландшафтная композиция – это искусство располагать на данной территории различные элементы для создания комфортной среды по функциональным, экологическим и эстетическим требованиям.
Законы ландшафтного искусства, как и законы любого композиционного построения, требуют пропорциональности и единство частей, уравновешенности, масштабности и последовательности построения основных компонентов и элементов ландшафта. При построении парковых композиций используются сложившиеся веками такие композиционные приемы, как выявление и наилучший показ основных композиционных центров и осей, создание контрастов, нюансов, тождеств, сопоставление больших и малых объемов, противопоставление текстуры и цвета растительного материала, создание ритма, пропорциональности и единство частей, масштаб.
Масштаб – важнейшее средство архитектурной композиции, средство достижения художественной выразительности ландшафтных объектов. Масштаб способствует выявлению целостности любого ландшафтного объекта. Архитектурный масштаб характеризует три формы масштабных связей:
· Отношение элементов к целому и друг к другу;
· Отношение объекта к архитектурной и природной среде, к размерам и масштабу окружения;
· Отношение величины объекта и его элементов к человеку.
В ландшафтной архитектуре существует некоторое разнообразие пространственных масштабных характеристик:
· Первый масштаб (основной) масштаб элементов, соразмерный антропометрическим данным взрослого человека;
· Второй масштаб (индивидуальный соразмерный антропометрическим данным той или иной группы детей (в зависимости от функционального назначения объекта);
· Третий масштаб (миниатюрный) – масштаб элементов небольших ландшафтных пространств в интерьерах с включением бонсай;
· Четвертый масштаб (монументальный) – масштаб элементов, подчеркивающих символику в ландшафтном пространстве, наиболее ярко выявляющий его художественный образ.
Ландшафтные объекты, в зависимости от своего функционального назначения, могут иметь все изложенные масштабные характеристики построения пространств.
Пропорциональность и единство частей. Соразмерность или пропорциональность есть правильное отношение составных частей к целому, деталей к основной идее, побочных объектов к главному. Такое единство, где предметы и формы находятся во взаимной связи между собой, подчинены общей идее и находятся в строгих пропорциональных соотношениях в зависимости от их значения в искусстве, называется гармония. Это же единство должно быть осуществлено как внутри каждой парковой композиции, так в согласованности отдельных композиций по отношению к общему, составленному ими ландшафту. Единство внутри парковых ландшафтов в основном обеспечивается единством форм составляющих их растений и может возникнуть в случаях, когда в составе композиции принимают участие растения одной или сходных жизненных форм. Чем больше сходство форм, составляющих композицию, тем сильнее ощущается ее художественное единство. Однако единство ни в коем случае нельзя понимать как одноформенность, т.е. собрание предметов одинаковой формы. В таких случаях единство перейдет в прямую свою противоположность – монотонность. Растительный материал, с которым приходится работать при создании композиций, по своей природе разнообразен, однако на больших площадях растительные группы оказываются недостаточно изменчивыми. Повторение одинаковых предметов и длительное пребывание среди них несколько притупляет интерес к ним. Однако один и том же предмет можно видеть каждый раз с различных точек зрения: вблизи, в отдалении, свободными или полузакрытыми, изолированно или в связи с другими предметами. Этот прием прекрасно использован при построении парковых пейзажных картин в Павловском парке, расположенных по левую сторону р. Славянки, где группы деревьев и отдельные деревья на газоне то приближаются, то удаляются от реки, а, следовательно, и от главных видовых точек, расположенных по правому берегу Р. Славянки. Один и тот же вид растения может быть с успехом повторен десятки раз в одном и том же пейзаже или даже парке, и каждый раз будет казаться новым, если он в этих случаях применяется в связи с другими растениями. Обширное, сравнительно монотонное, чистое и простое по своей структуре древесное насаждение можно сделать разнообразным и интересным путем введения в него других ярусов, подроста и подлеска.
Нюанс и контраст активно используются в композиционных приемах на основе гармоничной связи природы и архитектуры. С использованием нюансных отношений можно добиться пластичных переходов от природной среды к сооружению, «растворить» здание, малые архитектурные формы в окружающем ландшафте. При этом обеспечиваются малозаметные переходы структуры, пластики, цвета, тона, света, массы природных и архитектурных элементов. Контрастом называется сопоставление предметов или явлений, резко отличных в своих свойствах, например малое противопоставляется большому, низкое – высокому, гладкое – шероховатому, темное – светлому. При совместном сочетании противоположные свойства каждого предмета выступают значительно рельефнее. В контрастах должна соблюдаться некоторая соразмерность – нельзя устраивать в парке « ландшафт» грязного болота, чтобы подчеркнуть роскошь, чистоту и культурность рядом расположенного архитектурного ландшафта. Контраст кажется неестественным, если в ботаническом саду располагаются рядом ландшафты, которые по естественным законам не могут находиться в непосредственной близости друг от друга, например пустынный участок из засухоустойчивых растений рядом с участком богатой растительности влажных мест. Когда создается контраст, ощущение согласованности частично теряет силу. Нельзя прибегать к частым и резким контрастам. Если контрасты начинают встречаться часто, они сами себя ослабляют и теряют силу своей выразительности. Хороший контраст образуется от сопоставления пирамидального тополя с плакучей ивой. Но если это сочетание встречается на всей территории парка, выразительность его сильно снижается. Контраст может возникнуть от сопоставления деревьев, обладающих противоположными свойствами крон. Плакучая форма кроны березы выгодно оттеняется плотной пирамидальной формой кроны пихты или ели. Контраст округлого и пирамидального может быть получен не только среди деревьев, но и среди архитектурных построек. Высокое пирамидальное дерево рядом с постройками, обладающими широкими или сложными формами крыш, или дерево с округлой кроной рядом с постройками, обладающими остроконечными крышами, составляет приятный в художественном отношении контраст. Крупнолистные деревья контрастируют с деревьями, обладающими мелкой листвой. Деревья, обладающие темной зеленью, хорошо выделяются среди деревьев, обладающих светло-зеленой листвой. Контрасты в окраске листвы могут быть приурочены к весеннему или осеннему периоду, когда окраска листьев у некоторых пород приобретает необычайно яркие оттенки. При образовании контрастов могут быть приняты во внимание окраски ветвей и стволов, а также окраска цветов и плодов. Эстетическая ценность контраста значительно повышается, когда одна из пород находится в преобладающем количестве экземпляров, а другая представлена только вкраплениями. Необходимо отметить так называемые последовательные контрасты. Последовательными контрастами называют впечатления противоположные по своим свойствам и следующие друг за другом во времени и пространстве. Например, после долгого пребывания в темноте дневной свет нам кажется особенно ярким, после наружного холода температура комнаты кажется теплой. При построении садово – паркового пейзажа последовательные контрасты имеют весьма важное значение. Характер восприятия того или иного насаждения, группы, отдельного дерева и всего пейзажа в целом во многом зависит от характера наших предыдущих впечатлений. После темного елового леса березовая роща кажется особенно светлой и солнечной, старый дуб рядом с молодыми насаждениями кажется мощным и почтенным, а тень дубравы после открытого солнечного места кажется всегда прохладной. Из этих примеров видно, что впечатление от пейзажа в значительной мере должно быть соответствующим образом подготовлено предшествующим впечатлением.
Тождество – полное сходство соизмеримых признаков, линейных размеров – служит выражением внутреннего равновесия и статичности. Торжественное чередование компонентов(например, скульптур, фонтанов, деревьев вдоль аллеи) устанавливают их метрическую закономерность в пространственной композиции.
Ритм является важным средством композиционного единства архитектурных и природных форм, обусловленный в природе закономерностями биофизических процессов, а в архитектурных решениях – спецификой функционального назначения, конструкций и материала, особенностями строительного производства. И в природе, и в архитектуре ритм служит «регулятором» пространственно-временных и количественных изменений формы. Наличие каких-то повторяющихся или чередующихся элементов – линий, объемов и т.п. (например, в виде дорожек, деревьев, бордюров) – в пейзажной картине есть простейшее проявление пространственного ритма. Примером самого примитивного ритма – повтора могут служить линейные посадки однородных и одновозрастных деревьев, более усложненного – чередование в определенной последовательности деревьев, кустарников, скамей, скульптур вдоль аллей, которые улавливаются пешеходом в процессе движения, во времени. Как правило, в живописных пейзажных построениях ритм менее заметен, чем в регулярных. От того, насколько убедительно выражен в композиции ритм, зависит легкость и полнота ее восприятия, глаз стремится уловить определенный порядок в окружающей среде. Задача правильного размещения ритмических акцентов – одна из важнейших при архитектурно-ландшафтной организации улиц, автодорог, туристических маршрутов.
Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 2765;