Роль зеленых насаждений в оздоровлении городской среды 7 страница

МАФ без применения растений. К таким формам относятся многие устройства разнообразного функционального назначения: ограждения, лестницы, мостики, беседки. Декоративные стенки, декоративные устройства из камня, керамики, металла, дерева, скульптурные произведения и т.п. Оборудование – скамьи, урны, фонари, киоски, автоматы, рекламные установки и т.п. Разнохарактерные по назначению, размерам, использованию, форме, материалу, фактуре и цвету, все они находятся в садово-парковой среде, поэтому должны гармонировать с ней, быть соразмерны ей, составлять с ней единое целое.

Ограждения. Ограждать принято озелененные территории общего пользования – парки, сады, ботанические сады, зоопарки т.п. Кроме того, ограждают озелененные территории ограниченного пользования – больницы, санатории, школы, детсады, промпредприятия. Участие в создании великолепных парковых решеток принимали крупнейшие русские зодчие в Санкт-Петербурге и Москве, кованые решетки являются прекрасными художественными произведениями. Все виды ограждений с учетом их высоты можно разделить на три типа: высокие ограждения (3-7 м), средние (1- 1,2 м), низкие (0, 3 -0,5).Высокие ограждения предназначены для длительного срока службы, выполняются из высококачественных и долговечных материалов, камня, бетона, кованого железа, литого чугуна или сварной стали. Особенно торжественно и парадно принято выполнять главный вход на территорию, который является активным акцентом. Средние ограждения изготавливаются из тех же материалов. Низкие ограждения могут быть деревянными ( штакетник) и кирпичной кладки. Для ограждения куртин применяются бетонные бортовые камни, или бортовые камни из натурального камня (которые значительно дороже).

Декоративные стенки. Декоративные стенки в отличие от подпорных, являются самонесущими, поэтому они могут быть легкими, ажурными из менее прочных материалов. Декоративные стенки устраиваются для организации самых разнообразных пространств. Они могут завершать какую-либо перспективу, или наоборот, открывать ее, создавая как бы вводной передний план. С помощью декоративных стенок можно выделить из общего большого зеленого массива уютные уголки отдыха в виде небольших по размерам площадок, иногда в сочетании с зеркалом скромного бассейна, с ярким цветником, с малой скульптурой или другими декоративными формами. Для декоративных стенок применяют разнообразные материалы: естественный камень, лицевой кирпич, бетон, металл, дерево.

Монументальная и декоративная скульптура. В комплексы парков, садов, скверов. И иных озелененных территорий включают монументальную и декоративную скульптуру как компонент большого эстетического значения. Скульптурные произведения отличаются по занимаемому месту в парке, по содержанию, по значимости, по связи с окружающей средой. Материал монументальной и декоративной скульптуры может быть самым разнообразным: дерево, керамика, натуральный камень, бронза, чугун. Тема произведений тоже самая разнообразная. Включение скульптуры в условия парка следует рассматривать не как отдельную творческую задачу скульптора, а как комплексное формирование среды.

Беседки. Беседки представляют собой легкое парковое архитектурное сооружение для тихого отдыха. Места для размещения беседок следует выбирать там, где открывается красивый видовой обзор пейзажа. Беседки могут быть выполнены из различных материалов.

Скамьи. Скамьи имеют большое значение в благоустройстве парковых территорий. Имеется два основных типа скамей: первый со спинкой для продолжительного отдыха, второй без спинки для кратковременного отдыха. Скамьи могут быть самые разнообразные, из самых различных материалов – дерева. Камня, металла, бетона, пластмасс. Наиболее распространены скамьи из сочетаний разных материалов. Скамьи устанавливают везде. Композиционные возможности решений скамей и мест их установки довольно разнообразны, главное чтобы скамья была функционально удобна, конструктивно совершенна, эстетически высокого уровня, совпадала по стилю.

Урны. Урны очень необходимы на любой озелененной территории для обеспечения на ней чистоты и порядка. Обычно урна состоит из двух основных частей – оболочки и вынимаемого мусоросборника. Оболочки могут быть из дерева, металла, бетона, керамики, пластмасс. Расставляют урны по всей территории, особенно в зоне торговли. Внешний вид урны должен отвечать эстетическим требованием.

Особенности проектирования объектов ландшафтной архитектуры.

Особенности проектирования объектов ландшафтной архитектуры

Основная задача проектирования объектов ландшафтной архитектуры – обеспечение социально – функциональных потребностей населения при сохранении ландшафтно-природной целостности территорий, ее объемно – пространственной выразительности и совершенствования архитектурно – ландшафтной среды. Ландшафтно-рекреационный объект – это природная или близкая к природной среда, в которой происходит сложный и многоаспектный процесс восстановления физического и творческого потенциала человека. Эффективность таково объекта зависит от удобства посещения экологического и эстетического комфорта среды, информативность планировочной сети и композиционных центров, возможность контактов и достаточность изоляции.

Чтобы решить эти задачи, необходима глубокая проработка существующих и потенциальных территории. Для практических целей проектирования необходимое значение имеет ландшафтно-градостроительная оценка территорий по сочетанию благоприятных природных и других факторов, к которым можно отнести: характер рельефа и микрорельефа; живописность местных и парковых массивов; наличие водных пространств или возможность их создания; связь осваиваемых территорий с инфраструктурой. Указываемые факторы служат основой для дифференциации территорий по классам ландшафтно-градостроительной ценности. При этом предпочтение отдается эстетическому аспекту конкретного ландшафта, зависящему от того, насколько полно и качественно в нем представлены все основные компоненты – растительность, рельеф, водоемы и водотоки.

Учет градостроительной ситуации при проектировании объектов ландшафтной архитектуры предполагает

· выявление положения их в системе ландшафтно-рекреационных территорий города, района;

· определение структурной роли в этой системе (комплекс отдыха – в природной зоне, общегородской парк в системе водно-зеленого диаметра города, парка санаторного комплекса – в системе курортных территорий);

· размещение по отношению к окружающей среде (в жилой застройке, смежной с промышленной зоной, по отношению к магистралям, крупным зеленым массивам, акваториям, возвышенностям, склонам). Определения рационального расположения входов с учетом примыкающих магистралей, бульваров, остановок общественного транспорта. Учет градостроительной ситуации обеспечивает расширение территории рамок рассмотрения объекта за счет включения прилегающих пространств и анализа возможности взаимодействия с ним. В свою очередь, и сами окружающие пространства испытывают на себе влияние проектируемого объекта. Интенсивность их взаимодействия зависит от размеров, градостроительной значимости, характера окружающей застройки.

 

Функциональная специализация и зонирование объектов ландшафтного проектирования предусматривает комплекс различных функций:

рекреационно-оздоровительных, эстетических, хозяйственно-технических. Правильный выбор функциональной доминанты, уравновешенного для каждого случая сочетания сопутствующих функций и соответствие функции ландшафтной первооснове предопределяет повышенную эффективность всей системы объектов. Особенности территорий и природной первоосновы объекта определяет режим его использования:

· строго регламентированные – заповедники, национальные парки;

· регламентированные – ботанические сады, зоопарки.

· нерегламентированные – П.К.и О., пляжи, бульвары, сады.

 

И влияют на взаиморасположение функциональных зон, особенности коммуникации, допустимую нагрузку на ландшафт определенных зон. В основе конкретной функциональной специализации лежит дифференциация пространства в соответствии с рекреационной активностью населения. Объекты могут быть активного массового использования, спокойного прогулочного отдыха, специальные, используемые не только в рекреационных целях.

Важнейшее условие создания любого стиля объектов – соответствие среды и способов ее формирования функции пространства.

Функциональная структура объекта определяется в зависимости от его специализации и ландшафтных особенностей территории.

В соответствии с характером использования выделяются функциональные зоны:

· Массово - зрелищных мероприятий

· Культурно – просветительных мероприятий

· Спортивная зона

· Детская зона

· Зона прогулочного отдыха

· Хозяйственная зона

Величина, расположение и взаимосвязь функциональных зон составляет преимущественную структуру объекта, в формировании которой просматриваются определенные закономерности:

· Естественная среда сохраняется, как правило, в зонах тихого отдыха, на удалении от главных входов, в центральной части с максимальным удалением от застроенных территорий.

· Массово – зрелищная зона, располагается обычно вблизи входов, характеризуется сочетанием открытых пространств с архитектурными объектами.

· В спортивной зоне большую часть территории занимают участки с преобразованным ландшафтом и зелеными насаждениями, выполняющими разделительные, защитные и ограждающие функции. Эта зона обеспечивается самостоятельными входами и въездами.

· Детская зона размещается вблизи входов, иногда в комплексе с массово – зрелищной зоной, причем большая часть территории под пологом насаждений и защищается от ветра.

Планировочная структура объекта закрепляет его функциональное зонирование, размещение центров и ландшафтные особенности территорий в плане.

Архитектурно - планировочной композицией объекта является результатом осмысление пространства как гармонии функционального и эстетического. Композиционная идея в объектах ландшафтной архитектуры всегда связана с задачей выявления ландшафтной первоосновы и архитектурно – ландшафтной доминанты, при ее разработке стремятся к достижению композиционного единства и непрерывности формирования среды.

Идейно – художественный замысел базируется на следующих положениях:

· Тема и содержание – основа художественного образа, например, образы детского и мемориального парка, рукотворного или натурального ландшафта.

· Экологическая достоверность – учет потенциальных возможностей в способах ее обработки, освоения, ассортименте растений, не противоречащим местным природно-климатическим условиям.

· Историческая преемственность – осмысление исторически сложившихся методов освоения природных ландшафтов и их функционирования на данной территории и окружающих районах.

· Целесообразность – соответствие композиционных приемов функциональным задачам и технологическим возможностям освоения территории (например использование существующих форм рельефа, создание крупных массивов методом лесных культур).

· Композиция растительности – средство создания художественно осмысленного природного пейзажа.

· Эстетизация пространства – выявление композиционных доминант, нахождение масштабных соотношений и соразмерности целого и его частей.

Система центров и прогулочных маршрутов реализует сценарий восприятия объекта ландшафтной архитектуры и его наиболее применяемых компонентов. В крупном объекте прогулочный маршрут обеспечивает связь участков, в малом объекте – может проходить по границе. Главный маршрут – максимально коротким и выразительным путем проходит от входов через наиболее примечательные участки, композиционные, ландшафтные и планировочные центры; его объемно-пространственные составляющие:

· Массивы и группы деревьев

· Акватория и водные устройства

· Видовые площадки с сооружениями и малыми архитектурными формами

Они включаются в маршрут с определенными интервалами, создавая режим восприятия, усиливая интерес. Информация о предстоящей картине либо наращивается постепенно, либо организуется методом внезапного раскрытия. Роль интервалов выполняют закрытые ландшафты, однородные массивы насаждений.

Специальные прогулочные маршруты

- базируются на методе раскадровки пейзажа с учетом последовательности смены акцентов и эмоциональных пауз.

Главная композиционная доминанта обычно формируется внутри объекта

- за счет выразительных естественных форм ландшафта (центральные партеры, поляны, озера).

- на границе с окружающей средой.

- на кромках рельефа, набережных, акваторий.

- в районе главного входа – за счет архитектурного объекта.

Форма пространства зависит от функции, размера и рельефа территории, соотношения открытых и закрытых пространств:

Сложно – расчлененные пространства соответствуют задаче общения больших и малых групп и формируются, как правило, в городских интенсивно посещаемых районах;

· Анфиладные пространства, композиционно целостные и «переливающие» составляют основу прогулочных объектов

· Многоуровневые пространства с трассами, площадками, верандами, полуоткрытыми и открытыми сооружениями характерными для объектов с хорошо выраженным рельефом, с большим перепадом отметок.

Масштабность пространства зависит от пространственной неоднородности ландшафта, соотношение открытых и закрытых участков и их соподчиненности. Активные виды занятий требуют пространств укрупненного масштаба, прогулочный отдых больше связан с локальностью пейзажных решений пространства, с детальной проработкой отдельных «картин» и формированием выразительного первого плана.

Экологический аспект проектирования объектов ландшафтной архитектуры связан, в первую очередь, с природоохранными мероприятиями и проблемой улучшения окружающей среды. В основе его лежит максимальный учет:

· Ландшафтной первоосновы объекта (сохранения всех ценных ландшафтно-природных компонентов)

· Доступных нагрузок на ландшафт (распределение рекреационных нагрузок в соответствии с возможностями особенности территории)

· Региональных и местных особенностей природы и климата

Сохранение и защита среды ландшафтно-рекреационных объектов решаются в каждом случае системой мероприятий, которые включают:

· Функциональное зонирование территорий

· Определение режимов использования (свободный, размеренный, строго-размеренный)

· Размещение зеленых насаждений зданий и сооружений как экранов

· Использование экологически полезных элементов – водоемов и водных устройств (улучшение состояния среды, условий произрастания растений)

· Применение специальных искусственных сооружений и устройств, малых архитектурных форм и благоустройства для поддержания биоэкосистем (подпоры и оградки для растений, полки, кормушки, искусственные гнезда)

· Создание в городских объектах экологических коридоров – полос ограниченной посещаемости, шириной не менее 50м. для расселения животных и птиц

 

Понятия - фитодизайн

Одним из важнейших элементов интерьера, оказывающего не только эстетическое, но и психологическое воздействие на людей, является фитодизайн — искусство оформления помещений с использованием растений. Это направление имеет глубокие исторические корни и берёт начало ещё от роскошных египетских садов, средиземноморских вилл и европейских оранжерей. В начале XXI века мы вновь задумываемся о том, как вернуть утраченную красоту и воссоздать на крохотном пространстве городской квартиры кусочек райского сада. Растительность в помещении формирует у городского жителя эмоционально-психологический настрой. В наше время человек всесторонне подвержен вредному влиянию побочных продуктов современной цивилизации, которые отрицательно влияют на здоровье и эмоциональное состояние людей. Живые растения притягивают взгляд, становятся акцентами в интерьере, вносят в него живость и умиротворение одновременно. Кроме того, растения выполняют важные санитарно-гигиенические функции: поглощают пыль и диоксид углерода, выделяют кислород, способствуя ионизации воздуха и увлажнению. Включение части природной среды в повседневную жизнь позволяет современному городскому жителю чувствовать себя более комфортно, уверенно, помогает быстрее адаптироваться в новой обстановке, способствует восстановлению сил и энергии.

Научно выделено шесть основных задач фитодизайна:

· Эстетико-психическое воздействие растений на человека посредством красоты формы и цвета.

· Улучшение воздушной среды обитания человека (тонизирующие, успокаивающие запахи).

· Обеззараживание, оздоровление окружающей среды, в основном за счет летучих фитонцидов.

· Очищение воздуха от газов, пыли, дыма, снижение шума растениями и другие.

· Биоиндикация, т.е. использование растений как живых индикаторов загрязнения воздуха, почвы и воды.

· Изучение состояния самих растений в интерьерах с целью подбора наиболее эффективных и хорошо растущих видов.

Главная задача фитодизайна (как и дизайна в целом) — достигнуть определённого впечатления. Для создания целостной картины восприятия интерьера, а также для эффективного использования пространства необходимо перед началом декорирования интерьера выяснить назначение объекта, определить функциональные зоны, предназначенные для разных целей — работы, отдыха, приёма пищи и т. д. При обустройстве каждой из них используются свои приёмы организации пространства. Это может быть соподчинение по масштабу и значимости, когда главной является самая большая композиция, а меньшие — вторичными (все они должны быть решены в одном стиле). Также может быть найдено и построено ядро композиции, поставлен акцент или несколько акцентов — здесь элементы фитодизайна могут быть разнородными, но равными по значению. Объединяющим моментом для такого варианта может служить что-то общее для всех: например, техника исполнения, одинаковые детали, используемые материалы, цветовое решение. Ещё один приём фитодизайна — игра открытого и закрытого пространства, когда имеется переход от интерьера к пространству улицы через окна, двери, веранды и т. п. Его можно смягчить, разместив композицию в прихожей или на площадке лестницы, и подчеркнуть, используя силуэтные, линейные решения на фоне окна.

Фитодизайн интерьера помогает исправить неудачные архитектурные решения, подчеркнуть выигрышные детали интерьера, преображая и гармонизируя пространство. Например, цветочная композиция с мелкими деталями, рассчитанная на внимательное разглядывание с близкого расстояния, позволяет сократить длинный коридор, подвести человека к интересному интерьерному решению. Крупная композиция может быть элементом формирования пространства, преобразуя его до уровня небольшого и более уютного, гармоничного для человека. При помощи специальных приёмов размещения растений в интерьере можно разделить помещение на функциональные зоны, что особенно ценно для малогабаритных квартир.

Традиция украшать своё жилище цветами сохранилась и успешно развивается. Интерьер современной квартиры, офиса или любого другого помещения не будет считаться завершённым, если в нём не присутствуют растения. Ваза с цветами, горшок с комнатным растением, удачно составленная миникомпозиция из живых, засушенных и искусственных растений в причудливых вазах, всевозможные панно, миниводоём или движущаяся вода каскада, оформленные искусственной или живой зеленью — всё это при удачном размещении является изюминкой, важной точкой в оформлении интерьера.

Однако достичь главной цели фитодизайна — создания единого образа и настроения можно, лишь если дизайн интерьера и его декорирование изначально решаются в одном стиле. На выбор растений и аксессуаров в этом случае влияют и конструктивные особенности здания, отделочных материалов, цвета мебели. Если всё спланировано правильно и гармонично сочетается, в доме надолго воцарятся комфорт и уют, а растения будут чувствовать себя полноправными обитателями жилища, даря хозяевам природную красоту и энергию.

Жизнь человека неразрывно связана с природой, особенно с растениями. Интерес человека к использованию цветов в интерьере особенно возрос с открытием новых земель в тропических регионах, растения стали рассматривать как предмет искусства и начали украшать ими интерьер. Экзотические растения с неопадающими листьями начали завозить в европейские страны и выращивать в искусственных условиях. Для этого строили специальные помещения, в которых зимой поддерживали необходимую температуру. В первые годы предпочтение отдавали выращиванию цитрусовых, поэтому такие помещения получили название оранжереи (франц. orange — ‘апельсин’). Путём подбора растений, составлением из них композиций, а также устройством фонтанов, водоёмов и содержанием экзотических птиц стремились имитировать богатую тропическую природу. Тенденция выращивать тропическую растительность в оранжереях привела к созданию роскошных зимних садов при дворцах монархов.

Цветочные витрины и зелёные комнаты, уголок тропического леса с эпифитным деревом или пустынный микроландшафт, флорариум или небольшой садик в бутылке — сегодня выбор вариантов озеленения помещений огромен. В больших городах некоторые обустраивают миниоранжерею на балконе, кто-то разводит цветы в "цветочном окне", но большинство любителей разводят растения прямо на подоконнике.

Стили фитодизайна

· Классический, или традиционный, стиль подходит для консерваторов – в хорошем смысле этого слова. Обычно такие люди поддерживают устоявшиеся представления об архитектуре дома, его интерьере, отделке. Нередко в таких домах вы встретите внушительные двери, использование изящных и дорогих материалов (шелка, настенных ковров и т. д.), обстановку, навевающую образы античности или классического европейского периода. Цветы, используемые в классическом стиле фитодизайна, - розы, лилии, гвоздики, ирисы, гладиолусы, львиный зев. В качестве ваз для них могут использоваться фарфоровые вазы, хрусталь, медные или серебряные урны. Кроме цветов, встречаются засохшие фрукты и гербарии.

· Для современного стиля фитодизайна характерна экзотичность. Именно она символизирует мироощущение романтизма. В доме преобладают плавные линии, поверхности, округлые формы, легкие ткани. Обстановка всего интерьера свидетельствует об открытости, чувственности владельца. Вазы для цветов лучше использовать прозрачные – из разных сортов стекла или хрусталя. Это может быть и не простое стекло, а декоративное, цветное, дымчатое, матовое. Но подойдут и другие сосуды, например, из блестящего металла (стали или олова), которые могут быть сложной ажурной формы. Подойдут сувенирные горшочки. В таком доме очень интересно смотрятся необычные цветы: орхидеи, антуриумы, калы, геликонии.

· Викторианский стиль назван так в честь периода правления английской королевы Виктории (1830-1901), когда в моде преобладало сочетание всех направлений искусства, господствовавших до этого в разных странах. В интерьерах викторианского стиля присутствуют разные ткани (бархат, атлас, органза, тесьма и ситец), а в палитре доминируют пастельные оттенки. Именно в то время была изобретена технология недорогого создания самых сложных рисунков ткани, и текстура материи в доме может быть очень разнообразной. Вазы для растений могут быть хрустальными, стеклянными и серебряными, а сами цветы в них благоухают самыми разными ароматами и окрашены в яркие, насыщенные цвета – от желтого до фиолетового. Это розы, лаванда, фрезия, гардения, гортензия, пионы.

· Провинциальный стиль идеально подходит для людей, стремящихся к домашнему уюту, знающих цену простоте глуши. Девиз убранства в провинциальном стиле – простота. Здесь есть место произведениям народных ремесел, деревянной утвари, простым грубым тканям. Для цветов используются невзыскательные вместилища: кувшины из стекла и металла, корзины с букетами и венки. Дикие растения, как никакие другие, здесь к месту: шиповник, вереск, скабиоза. Букет полевых цветов отлично украсит такой интерьер.

 

Кроме популярных стилей (размещение уголка живой природы в контейнере) в фитодизайне активно используется оформление помещений композициями из срезанных цветов, искусственных растений и сухоцветов. При подборе элементов внутреннего озеленения и декорирования учитывается функциональное назначение помещений, решение стиля, условия жизнедеятельности живых растений, предпочтения хозяев, художественные и практические задачи озеленения. В своём творчестве фитодизайнер пользуется всем разнообразием материалов живой и неживой природы, а также созданными руками человека (искусственными). Естественные материалы могут быть растительного происхождения (цветы, ветки, листья), животного (кожа, мех) или принадлежать к инертным материалам (камни, гравий, песок). С использованием различных материалов и создаются композиции из живых (свежесрезанных и комнатных) цветов, сухоцветов, а также искусственных растений.

Зимний сад

Зимний сад - это промежуточная, буферная зона между замкнутым в четырех стенах жилым пространством дома и природой. Это, в принципе, одна из комнат жилого дома, но особое многофункциональное помещение, которое может быть продолжением гостиной, игровой, творческой мастерской, столовой, кабинета, бассейна и т.д.

В этом состоит отличие зимних садов от оранжерей, которые не являются частью жилых пространств, а лишь сооружениями для выращивания растений.

Формальным признаком зимних садов является наличие максимальной площади остекления ограждающей конструкции со всех сторон, обращенных к природе. В своем наиболее ярко выраженном, чистом виде в зимнем саду остекленной должна быть и кровля.

Еще одним признаком зимних садов является их озеленение в той или иной степени. Реализация концепции зимнего сада, т.е. соединение достоинств оранжереи и веранды и устранение присущих им недостатков, стала возможной благодаря созданию высокоэффективных, относительно дешевых энергосберегающих технологий в строительстве и целого ряда систем для легких, быстровозводимых конструкций. Стена зимнего сада является тонкой, в несколько сантиметров, границей между рукотворной природной средой внутри дома (это, например, растения в кадках, искусственные водоемы, птицы, живущие в просторных клетках) и той, что окружает его снаружи.

Зимний сад может выполнять различные функции, главная из которых - увеличить пространство помещений дома. Чаще всего зимний сад служит продолжением гостиной или столовой. В этом случае должна быть обеспечена его удобная функциональная связь с соответствующими помещениями дома, например с основной столовой и с кухней. Однако в зимнем саду может располагаться и иное по назначению помещение, например кабинет или каминная, творческая мастерская (при ориентации на север).

При решении задачи расширения и обогащения жилых пространств зимний сад может быть как отапливаемым, так и неотапливаемым

В хорошем зимнем саду можно легко создать среду, комфортную как для проживания людей, так и для круглогодичного культивирования теплолюбивых вечнозеленых растений. Близость с природой приносит не только внутреннее удовлетворение, но и большую радость.

Основу зимнего сада составляют профильные конструкции со светопрозрачными элементами. Как правило, именно они образуют его стены и крышу. В зависимости от типа материала каркас для зимнего сада может быть выполнен из алюминия, дерева или ПВХ-профиля. При остеклении стен зимнего сада лучше использовать однокамерные стеклопакеты со специальными низкоэмиссионными стеклами. Пропуская только коротковолновое излучение солнца, такие окна препятствуют выходу длинноволновой радиации от обогревательных приборов. Тем самым обеспечивается оптимальный температурный режим для выращивания растений. Освещать зимний сад можно по-разному. Если требуется индивидуальный подход к какому-то цветку, то лучше воспользоваться точечным светильником. Однако, как правило, большая часть растений нуждается примерно в одинаковой дозе светового излучения. Поэтому зимний сад стоит оснастить линейными прожекторными системами. В этом случае, интенсивность и зону охвата освещения можно регулировать, просто меняя высоту прожекторов.

 

 








Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 2700;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.028 сек.