Оптимизация респираторной терапии
А.П. Зильбер, В.Л. Кассиль и другие классики отечественной реаниматологии предоставили нам прекрасные образцы описания современных методов лечения опасных для жизни расстройств дыхательной системы. В частности, во втором-третьем номерах "Вестника интенсивной терапии"за 1996 год Ю.С. Гальперин и В.Л. Кассиль представили в максимально лаконичной форме с графическими иллюстрациями описание режимов управляемого дыхания. Мне представляется полезным привлечь внимание коллег еще к некоторым обстоятельствам, характерным для лечения больных с дыхательными расстройствами.
Применение любого целенаправленного приема респираторной терапии обеспечивается соответствующими условиями. Одно из самых трудновыполнимых условий - соответствующая площадь палат. 20 м2 или хотя бы 15 м2 на одну реанимационную койку, что положено по всем канонам (В.Л. Кассиль, 1987) несбыточная мечта любого районного реаниматолога.
Как и любой другой лечебный метод, респираторная терапия должна начинаться с врачебного слова. Удалению мокроты, вибрационному массажу грудной клетки или простой ингаляции всегда должно предшествовать словесное предупреждение в соответствии с принципами, изложенными в параграфе 2.1.
Эффективность респираторной терапии повышается при рациональном распределении во времени (чередовании) ее компонентов. Так, удаление мокроты с помощью вибрационного массажа грудной клетки существенно облегчается, если перед этим применены средства, расширяющие дыхательные пути, повышающие текучесть слизи, купирующие боль. Вибрационный массаж более эффективен положении на боку, причем он нацелен на санацию вышерасположенного легкого с последующим переворотом и санацией другого легкого. После любого мероприятия интенсивного ухода больному предоставляется возможность для отдыха в оптимальном положении, чтобы улучшенная, хотя бы временно, функция системы дыхания обеспечила должным газообменом весь организм. На уровне легких должный газообмен происходит при соответствии вентиляции и кровотока. Вентиляционно-перфузионное соотношение при отсутствии локальных поражений легких в положении на спине лучше, чем на боку. Потому для целебного отдыха наилучшим положением является полусидячее. Нелишне помнить, что нормализации вентиляционно-перфузионного соотношения способствует эпидуральная блокада верхних грудных сегментов (ею же достигается и обезболивание, и расширение бронхов).
Дыхательная гимнастика. Ассортимент ее приемов очень широк. Самые простые ее приемы должны включаться в лечебный комплекс всех пациентов отделений реанимации. Вот оснащение для одного из таких простых приемов. Поллитровая бутылка, на 2/3 заполненная водой, и часть использованной одноразовой системы для переливания крови и плазмозаменителей. Эта часть включает в себя наполовину обрезанную,без фильтра капельницу и отходящий от нее полуметровый фрагмент трубки.
Технология использования этого комплекта. Конец трубки опускается на дно бутылки, а остаток капельницы берется в рот, за зубы. После глубокого вдоха производится 10-секундный выдох под воду. Широкий остаток капельницы не позволяет выдувать воздух только силой мышц вокруг рта. Работают брюшной пресс и мышцы грудной клетки. Продолжительный 10-секундный выдох обеспечивает постепенное расправление легочных альвеол. Сеансы из 10 выдохов повторяются ежечасно. Роль персонала в данном случае ограничивается однократным инструктажем (фото 19).
Такие сеансы еще и подавляют приступы посленаркозной тошноты.
Наибольшие трудности возникают при респираторной терапии больных, которым проводится многодневная искусственная вентиляция легких. Абсолютное большинство отделений реанимации пока оснащено респираторами с ограниченными возможностями изменения режимов ИВЛ. Профилактика легочных осложнений ИВЛ при этом весьма трудоемка. Прежде всего нужно сразу хоть минимально обеспечить увлажнение вдыхаемой газовой смеси. Всего в сутки требуется 750 - 800 мл выпаренной воды, чтобы обеспечить увлажнение дыхательных путей больного на ИВЛ (В.Л. Кассиль, 1987). При этом пар лучше, чем аэрозоль. Конструкция большинства респираторов, которыми оснащены наши современные провинциальные отделения реанимации, не обеспечивает должное увлажнение вдыхаемой газовой смеси. Потому применяется простой, но малоэффективный прием - капельное вливание в эндотрахеальную трубку изотонического раствора хлорида натрия. (Б.С. Уваров, 1979) рекомендует проводить такую инфузию со скоростью до 15 кап/мин. Однако, как правило, вливание больше 5 капель в 1 минуту провоцирует кашель. Таким образом за сутки можно ввести в дыхательные пути около 350 мл воды, что, конечно, не компенсирует потери ее с выдыхаемым воздухом, но все же, по крайней мере, предупреждает образование на слизистой трахеи и бронхов корочек. Дополнительным фактором профилактики высыхания слизистых нижних дыхательных путей являются технические устройства "искусственный нос". Устройства и простые, и недорогие, и тем не менее используются редко. А жаль.
Забота об увлажнении вдыхаемого воздуха не прекращается в период адаптации больного к самостоятельному дыханию после длительной ИВЛ. При этом проводится чередование эпизодов самостоятельного дыхания через эндотрахеальную трубку и временного возобновления ИВЛ. В такой ситуации "искусственный нос" еще более желателен и более доступен. Его можно изготовить из подручного материала. Самый простой исходный материал - мягкая капельница. Нижний ее конец с фильтром обрезается. У верхнего конца делается боковое отверстие, которое насаживается на коннектор эндотрахеальной трубки. Обернув обрезанный конец влажной салфеткой, частично обеспечиваем и увлажнение, и очистку вдыхаемого воздуха. Оставленный у верхнего конца бывшей капельницы фрагмент трубки можно соединять с кислородной системой (фото 20).
Легочные осложнения ИВЛ скорее усугубляются, чем предупреждаются, нерациональным удалением мокроты через бронхиальные катетеры. Фабричных катетеров одноразового использования везде не хватает. Типичный материал для самодельных катетеров трубки отработанных одноразовых капельниц. Чтобы сгладить грубо обрезанный конец такой трубки, его оплавляют над пламенем. В результате конец трубки, как правило, утолщается, вместо острого среза на нем образуются не менее острые,хотя и менее заметные шипики. Наверняка конец такого катетера лучше не оплавлять, а аккуратно обрезать (фото 21).
Еще несколько рекомендаций (с досадой на такое материальное обеспечение) по технологии катетеров-самоделок. Конец катетера делается из той части трубки, где она только начинает изгибаться. Катетер должен быть длиннее эндотрахеальной тубки не больше чем на 10 см. На расстоянии 2 - 3 см от конца одно от другого должны вырезаться два боковых отверстия. Суммарный их просвет не должен превышать просвет катетера. Наружный диаметр катетера для отсасывания мокроты должен быть в 2 раза меньше, чем диаметр просвета эндотрахеальной трубки, при этом продолжительность процедуры не должна превышать 10 сек. (Б.С. Уваров, 1979).
Нелишне здесь напомнить об асептике, которая регламентирована Приказом МЗ СССР № 720 1978 г.
Как часто пользоваться такими катетерами при работе с конкретным пациентом? Прежде всего - не навреди. Подробнее ответить на этот вопрос пусть попытается каждый, кто прочел параграф 3.1.5. два раза в сутки, т.е. при каждой пересменке, - это минимум, обязательный даже при физикальных признаках чистоты дыхательных путей.
На мой взгляд, заслуживает внимания еще одно обстоятельство. Большинство наших пациентов - курильщики. Вынужденный перерыв в табакокурении небезразличен для таких пациентов. Интересны не только их эмоциональные переживания в связи с лишением возможности курить. У курильщиков более активная секреция бронхиальных желез. Затяжки табачного дыма провоцируют гиперпное и кашель, чем обеспечивается достаточный дренаж бронхов. После внезапного помещения в интенсивный блок бронхиальная гиперсекреция сохраняется, чего нельзя сказать о дренаже мокроты. Сознавая, что имеющиеся методы лечебной санации дыхательных путей далеки от совершенства, логично предположить, что дозированное-вдыхание табачного дыма, по крайней мере для определенной части пациентов-курильщиков, может быть полезным. Одновременное воздействие на некурящего соседа, на другие функциональные системы самого курильщика и прочие факторы не причина для категорического отказа от этой вредной привычки именно в данный момент, а одна из задач, которую можно разрешить, не причиняя никому вреда.
Санация дыхательных путей таит опасность острых расстройств кровообращения, потому в процессе ее, по крайней мере, сердечная деятельность должна быть под контролем.
Высокая эффективность метода лечебной бронхоскопии заслуживает напоминания коллегам о его существовании.
Реаниматологи внимательно следят за прогрессивными достижениями в своей специальности. После первых же сообщений о применении метода ИВЛ с обратным соотношением времени вдоха и выдоха этот метод стал довольно широко внедряться. И сразу появилась необходимость привлечь внимание коллег к тому, что для пациента в сознании ИВЛ с обратным соотношением времени вдоха и выдоха весьма неприятна. В такой ситуации расширяются показания для медикаментозного сна и подавления спонтанных дыхательных движений (И.А. Шурыгин, 1994).
Более подробные сведения об оценке и санации системы дыхания можно получить из многочисленных специальных публикаций, в том числе вышедших из-под пера указанных ранее авторов.
Дата добавления: 2015-03-09; просмотров: 691;