Выбор параметров искусственной и вспомогательной вентиляции лёгких в интенсивной терапии
Правильный выбор параметров респираторной поддержки во много определяет её эффективность и результаты. ИВЛ призвана не только нормализовать газообмен в лёгких, но и, являясь достаточно грубым вмешательством в механизмы регуляции жизненно важных процессов, должна как можно меньше повреждать их (см. главы 2 и 21). То же, хотя и в меньшей степени, относится к ВВЛ.
Выбор минутного объема дыхания. Существует ряд номограмм, таблиц и формул, позволяющих выбрать объем минутной вентиляции при ИВЛ на основании антропометрических параметров. Их использование вполне оправдано в процессе анестезии, когда применение миорелаксантов исключает для больного возможность сигнализировать о недостаточном МОД. В настоящее время в связи с внедрением современных методов мониторинга, позволяющих быстро, почти в реальном времени, определять такие важные показатели, как SaO2 и FetCO2 (концентрацию COg в конце выдоха), значение этих номограмм практически свелось к выбору МОД только в первые минуты ИВЛ.
В практике интенсивной терапии при ОДН, когда вентиляторные потребности организма чаще всего резко повышены (см. главу 1), какими-либо расчетными параметрами пользоваться нельзя. Некоторые авторы сообщают, что при ОДН они использовали МОД от 145 до 220 мл/кг в минуту [Попова Л.М., Есипо-ва И.К., 1984; Николаенко Э.М., 1989].
По нашему мнению, ИВЛ следует проводить с таким МОД, при котором больной не ощущает нехватки воздуха, а если его сознание нарушено и он не может сообщить врачу об этом — следует выбрать такой МОД, при котором пациент хорошо адаптирован к респиратору. Ни один параметр, включая
7* 195
РаСО21, не может быть критерием для суждения об адекватности минутной вентиляции респираторным потребностям больного в данный момент.
Основным возражением против такого подхода служит то, что, как правило, выбранный таким способом МОД сопровождается выраженной гипервентиляцией и гипокапнией. Об опасности гипокапнии написано очень много. Показано, что ги-покапния и вызванный ею дыхательный алкалоз приводят к сдвигу кривой диссоциации оксигемоглобина влево (НЬОз плохо отдает тканям кислород), спазму мозговых сосудов, снижению сердечного выброса и артериального давления и т.д. Однако практика показывает, что при ОДН гипервентиляция является компенсаторной реакцией (см. главу 1), а в процессе ИВ Л, особенно в первые часы и сутки, больные гораздо лучше переносят гипокапнию, чем нормокапнию. В связи с этим трудно согласиться с мнением большинства исследователей, считающих, что оптимальный МОД — тот, при котором РаСОз приближается к нормальному. Специально проведенные исследования показали, что больные реагируют именно на уровень РаСОз, а не на снижение РаОз или недостаточное растяжение лёгких малыми дыхательными объемами. Кроме того, установлено, что имеется прямая корреляция между оптимальным уровнем РаСО2, при котором больные не ощущают нехватки воздуха, и средним артериальным давлением [Кассиль В.Л., 1987]. Показано также, что чем выраженнее гипоксемия, нарушения периферического кровообращения и метаболический ацидоз, тем больше «критическая величина МОД» [Кассиль В.Л., Довженко Ю.М., 1985].
Можно предполагать, что при тяжелых нарушениях микроциркуляции на периферии имеющийся в норме градиент между рН крови и внутриклеточным рН значительно возрастает. Развивается внутриклеточный ацидоз, который может быть компенсирован алкалозом в плазме со сдвигом рН в щелочную сторону. Подтверждением этого является описанный выше факт благоприятного воздействия переливания больших доз гидрокарбоната натрия на адаптацию больных к ИВЛ.
Кроме того, установлено, что в щелочной среде возрастает синтез 2,3-дифосфоглицерата, что уменьшает сродство гемо-
1 Не раз предпринимались попытки создать респиратор, который бы автоматически выбирал оптимальные параметры ИВЛ по одному какому-либо признаку (чаще всего по РАССО2 ). Так, в начале 70-х годов в нашей стране был сконструирован респиратор РО-1А с автоматической регулировкой МОД для поддержания заданного РдО2- Такие попытки не прекращаются до настоящего времени [Laubercher T.P., 1994, и др.]. Однако нам представляется неправильным сам принцип выбора параметров ИВЛ по одному показателю, особенно в интенсивной терапии.
глобина к кислороду и смещает кривую диссоциации оксигемоглобина вправо. Таким образом, отдача кислорода тканям ^облегчается и происходит предупреждение тканевой гипоксии в условиях дыхательного алкалоза [Попова Л.М., 1996].
Во всяком случае клиническая практика не подтверждает, что гипокапния, даже выраженная и длительная, плохо влияет на основные функции организма. Л.М.Попова и соавт. (1982) сообщили, что при многолетней ИВЛ у больных параличом дыхательных мышц достичь «дыхательного комфорта» удавалось только при снижении РаСО2 в среднем до 21 и даже 13 мм рт.ст., причем такую гипервентиляцию приходилось поддерживать в течение нескольких лет.
Естественно, чрезмерное увеличение МОД, при котором РаСО2 снижается до крайне низкого уровня, а чаще всего не контролируется, может принести вред, да и просто не нужно. Наш опыт показывает, что гипервентиляционный режим ИВЛ целесообразен в первую очередь в начальном периоде проведения респираторной поддержки, когда у больного сохраняются тяжелые нарушения периферического кровообращения и микроциркуляции, не устранена тканевая гипоксия.
По мере улучшения состояния больных, регресса гемодина-мических нарушений и устранения гипоксии МОД удается постепенно снижать, при этом РаСО2 также постепенно повышается до субнормальных величин. Увеличение респираторных потребностей организма и необходимость увеличивать МОД в процессе длительной ИВЛ свидетельствуют о наступивших осложнениях, причем не обязательно в лёгких или сердечно-сосудистой системе. Так, в послеоперационном периоде у ряда больных, находившихся под воздействием анальгетиков или седативных препаратов, первыми признаками развивающегося перитонита или панкреонекроза явились необходимость в прогрессирующем увеличении МОД и большие трудности при адаптации их к респиратору.
Выбор оптимального МОД значительно облегчается при ВВЛ, поскольку больной может сам регулировать хотя бы частоту вентиляции. Как было показано выше, переход от ИВЛ к таким методам ВВЛ, как поддержка давлением и ППВЛ (см. главы 10 и 11), сопровождается улучшением гемодинамических показателей и повышением РаСО2 до нормальных значений. Вообще, чем раньше удается перейти к ВВЛ, тем лучше, так как сохранение у больного центральной регуляции дыхания, хотя бы частичное восстановление нормальных отношений составляющих внутри-грудного давления являются исключительно благоприятными факторами. Методика выбора параметров при этих режимах ВВЛ описана в упомянутых главах. Здесь отметим, что принципиально вопрос решается таким же образом: у больного должно быть ощущение «дыхательного комфорта».
Следует также указать, что преждевременный переход к ВВЛ может привести к тяжелым последствиям. Применение этих режимов можно начинать только при следующих условиях:
— отсутствие или значительный регресс тяжелых патологических процессов в лёгких (массивная пневмония, РДСВ, выраженный бронхоспазм);
' — нормализация гемодинамики;
— хорошая адаптация к ИВЛ без седативных препаратов; РаОз не меньше 90 мм рт.ст. и SaC>2 не меньше 95 % при FpO2 ниже 0,5;
— при переходе от ИВЛ к ВВЛ пульс не учащается, среднее артериальное давление повышается не более чем на 10 мм рт.ст.;
— хорошая субъективная переносимость режима, в попытке самостоятельного вдоха не участвуют вспомогательные мышцы;
— частота самостоятельного дыхания в условиях ВВЛ не выше 20 и не ниже 10 в минуту.
Последнее положение нуждается в комментарии. Выход частоты дыхания за граничные пределы может быть вызвано неправильным подбором параметров ВВЛ. В случае использования только поддержки вентиляции давлением учащение дыхания больше 20 в минуту можно устранить, повысив РПИк-Если это не удается при Рпиквыше, чем Рплат> надо возобновить ИВЛ или использовать смешанный режим ВВЛ, например поддержку давлением + ППВЛ. Если частота самостоятельного дыхания при поддержке давлением ниже 10 в минуту, можно уменьшить рпик- Обычно это приводит к учащению дыхания, если нет — см. предыдущую рекомендацию. При изолированном использовании ППВЛ чрезмерная частота самостоятельного дыхания может быть устранена учащением принудительных вдохов, а выраженное брадипноэ — их урежением. Напомним, что при включении режима принудительного поддержания заданной минутной вентиляции (см. главу 11) респиратор будет поддерживать только МОД. Следовательно, последний необходимо установить так, чтобы он был адекватен вентиляторным потребностям больного.
Сформулируем третий и четвертый принципы респираторной поддержки в интенсивной терапии:
Дата добавления: 2015-03-09; просмотров: 913;