Психологические закономерности восстановления системы мотивов
Исследованные типы психологических конфликтов — трудовые, любовные и у ослепших — во многих отношениях очень различны. Они значительно отличаются по характеру объективной ситуации, вызвавшей конфликт, по затронутым в них мотивам, по объективным условиям, в которых протекает конфликт, по конечному его исходу и т. п. И тем не менее, несмотря на все эти различия, основные ступени восстановления системы мотивов — бездеятельность, процессуальная деятельность, действия и поступки — в общем и целом у них совпадают. Это дает нам основание утверждать, что в ступенях восстановления проявляются общие закономерности развития личности в психологическом конфликте. Для того чтобы их характеризовать, посмотрим, в каких направлениях изменяется деятельность по мере восстановления.
1. По мере восстановления деятельность отличается все меньшей процессуальностъю и все большей направленностью на объективный результат. Так, например, после наиболее тяжелого депрессивного состояния во второй фазе восстановления, в «занятиях» человек выполняет какую-либо деятельность, в том числе и трудовую, стремясь лишь отвлечься от тяжелых переживаний и развлечься. Конечный результат и продукт деятельности имеет совершенно второстепенное значение. Поэтому человек, довольно активно выполняя свою производственную работу, безразлично относится к качеству работы, отсутствует прежняя старательность в работе и тщательность выполнения.
Во второй фазе «действий» человек стремится к достижению определенного конкретного результата, продукта, по возможности наглядно обозримого, материально воплощенного. При этом сначала человек ставит перед собой очень близкую цель, достижение которой возможно в сравнительно короткий промежуток времени. Так как деятельность складывается из ряда отдельных действий, не связанных друг с другом общей целью и общими задачами, то она сохраняет свой процессуальный характер, хотя в значительно меньшей степени. И только в последней фазе «поступка», когда человек выбирает или сознает общее направление своей деятельности (например, повысить свою квалификацию или рационализировать свою работу), цели отдельных действий подчиняются конечной цели, и деятельность полностью утрачивает свой процессуальный характер.
2. Вторая линия восстановления заключается в том, что человек ставит себе, с одной стороны, все более отдаленные, а с другой стороны, все более общие цели. Так, на ступени «действий» сначала цель определяется неотложными требованиями работы, возникающими в каждый данный момент (например, у нашей наблюдаемой А. Д. П. — бухгалтера — своевременно провести по книгам финансовые документы), затем у человека возникает известная перспектива действия: например, иметь каждый день итог всех выполненных финансовых операций. Наконец, на ступени поступка осознается конечная цель всей деятельности. По мере того как цель в меньшей степени определяется неотложными требованиями данного момента, она становится также все более общей целью.
3. Третья линия восстановления заключается во все большей обобщенности и нравственной существенности мотивов. Так, на ступени действия мотивом является изолированный мотив данного конкретного действия, например интерес к нему или его особая важность и значение для предприятия, неотложная материальная потребность и т. п. Мотивировано лишь действие, а не деятельность. Отсутствует обобщенная форма и, в частности, идейная форма трудовой направленности. Человек не выбирает или не мотивирует общего направления своей деятельности.
Существенной причиной расширения целей и мотивов является изменение уровня притязаний личности. Важную роль в таком повышении уровня притязаний имеют достигнутые ранее успехи в выполнении отдельных действий, успешные, продуктивные результаты этих действий. Благодаря повышению уровня притязаний человек считает возможным и реальным достижение наиболее далеких и общих целей деятельности.
При этом, однако, между осознанием целей и мотивов деятельности и их реальным осуществлением имеется более или менее значительный разрыв во времени. Это позволяет думать, что полное восстановление трудовой направленности требует, помимо ясного и отчетливого осознания целей и мотивов, еще формирования каких-то автоматизмов поведения типа установок личности.
4. Четвертая линия восстановления характеризуется постепенным формированием системы взаимосвязанных мотивов; подчинением, соподчинением и координацией мотивов. Так, на ступени «действия» поведение имеет всецело ситуативный характер. Один и тот же человек в различных случаях руководствуется очень различными, противоречащими друг другу мотивами. Наблюдаемый может с большой старательностью и интересом выполнять какое-либо одно трудовое действие и очень небрежно и неряшливо выполнять другие действия в своей профессии. Так, например, наша наблюдаемая А. Д. П. на ступени «действия» с удовлетворением отмечает, что руководитель ее похвалил за быстрое и своевременное проведение по книгам документации. К этому виду своей работы она относится теперь очень старательно и аккуратно, мотивируя это особой важностью быстрого проведения документации. Однако все другие свои обязанности по работе выполняет небрежно. Работой в целом тяготится и хочет с нее уйти. Вообще, в действии будущий тип личности, который восстановится в конечном счете, дает о себе знать лишь в виде восстановления соответствующего ситуативного типа поведения. Наоборот, в поступке направление деятельности мотивировано не одним каким-либо изолированным мотивом, а всей системой мотивов, общим отношением личности. При этом различные мотивы находятся в определенном отношении друг с другом. Одни являются господствующими, другие — подчиненным», одни — более общими, другие — более частными. Одни сотрудничают друг с другом, другие антагонистичны. Так наша наблюдаемая А. Д. П. на ступени «поступка» по совету психолога решает учиться на краткосрочных бухгалтерских курсах. Мотивирует это тем, что, повысив свою квалификацию, она добьется большего уважения коллектива. Бросать же свою профессию она не хочет, так как привыкла к ней, имеет известный опыт и будет здесь гораздо полезнее, чем в какой-либо новой профессии. Кроме того, на какой-либо канцелярской работе она будет получать гораздо меньше. Благодаря наличию обобщенных мотивов и возникновению системы мотивов наблюдается большая обоснованность деятельности, размышления о выборе поступка, в некоторых случаях борьба мотивов и, в конечном счете, большая активность и избирательность деятельности.
5. Последняя наиболее синтетическая характеристика направления восстановления — становление социальной типичности системы мотивов.
Индивидуальное своеобразие деятельности проявляется уже в 1-й фазе конфликта, когда деятельность не имеет целенаправленного характера. Индивидуально своеобразны невротические реакции и реакции фрустрации, жалобы наблюдаемых. Но все эти проявления не представляют прямо отношений личности. Истерические реакции или неврастенические синдромы или депрессивные реакции, жалобы самообвинения или жалобы, имеющие агрессивный характер, наблюдаются в этой фазе у людей с самой различной направленностью, с самыми различными отношениями личности. В наибольшей степени эти проявления обусловлены темпераментом и типом в. н. д. С точки зрения понимания личности как системы отношений к действительности, отражающейся в сознании и поведении, проявления в 1-й фазе психологического конфликта не характерны для личности, хотя в них очень хорошо выражены свойства индивидуума. В стадии занятий уже больше проявляются индивидуальные отношения личности. Чтобы отвлечься от травмы, одни наблюдаемые выбирают трудовые занятия, тогда как другие — посещение знакомых. Однако индивидуальные отношения выражаются здесь косвенно, неадекватно.
Занятия — деятельность процессуальная. Между тем в нормальных условиях мотивы стимулируют целенаправленную продуктивную деятельность. Более адекватно проявляется личность в стадии «действия» (например, у нашей наблюдаемой счетовода А. Д. П. в том, что она старается проводить документацию в «ажуре»). Но мотивы действия, как мы видели, имеют узкий частный, ситуативный характер. А. Д. П. очень добросовестна в проведении документации по книгам, но небрежна в выполнении остальной работы.
Таким образом, на этой стадии проявляется индивидуальное своеобразие ситуативных типов поведения, но не социально-типичная направленность. Социальная типичность системы мотивов полностью проявляется только на ступени поступков, когда возникает общая перспектива деятельности. Только на этой ступени вместо разрозненных ситуативных мотивов возникает целостная система мотивов, выражающая систему отношений личности к действительности. Точно так же и социально типичное содержание мотивов в наименьшей степени проявляется в реакциях фрустрации 1 -и фазы восстановления и в наибольшей степени, когда возникают отдаленные цели и перспективы деятельности и мотивы в наибольшей степени обобщены, т. е. на ступени поступков.
Все указанные направления изменения деятельности в психологическом конфликте характеризуют вместе с тем и изменения в структуре личности. В психологическом конфликте дезинтеграция личности проявляется в распаде системы мотивов, в отсутствии их подчинения и соподчинения друг с другом, в замещении целенаправленных активных действий разрозненными и не целенаправленными невротическими реакциями и реакциями фрустрации, в вытеснении обобщенных и нравственно существенных отношений личности частными мотивами, в том, что при сохранении свойств темперамента, т. е. свойств индивидуума, теряется одновременно и индивидуальность и социальная типичность личности. Восстановление личности в психологическом конфликте характеризуется прямо противоположными изменениями. Развитие личности происходит в процессе деятельности. Фазный характер этого процесса заставляет предполагать, что в каждой предшествующей фазе создаются необходимые физиологические и психологические условия для возникновения последующей фазы. Так, можно думать, что бездеятельность 1-й фазы создает условия для снятия парабиотического состояния и делает таким образом возможным возникновение доминант. В результате восстанавливаются отдельные частные мотивы, регулирующие процессуальную деятельность (занятие). В занятиях функциональный уровень нервной деятельности повышается таким образом, что становится возможным более длительные и устойчивые доминанты, лежащие в основе целенаправленных предметных, трудовых действий. В действиях формируются обобщенные отношения личности, благодаря которым становится возможным создание более или менее далеких перспектив деятельности, необходимых для совершения поступка.
Разумеется, все эти предположения должны быть проверены специальными экспериментальными исследованиями.
Однако каковы бы ни были конкретные физиологические механизмы и психологические закономерности развития личности в деятельности в психологическом конфликте, кажется бесспорным психологическое значение конечного этапа конфликта — поступка. Именно от поступка зависит все дальнейшее развитие личности после конфликта. Так, например, если конфликт ослепшего разрешается тем, что человек отказывается от всякой подготовки к трудовой деятельности для того, чтобы жить на пенсии, то, как показывает катамнез, это приводит к большей или меньшей деморализации и извращениям личности. Точно так же наоборот, если выход из трудового конфликта человек нашел в том, чтобы путем упорной и систематической работы повысить свою профессиональную квалификацию, то этим определяется все последующее развитие личности. Поступок определяет общее направление последующей деятельности, в процессе которой будет происходить дальнейшее развитие личности. Поэтому поступок, в конечном счете, определяет дальнейшее развитие личности после конфликта.
Но чем определяется, в свою очередь, поступок, т. е. исход конфликта? Какова зависимость поступка от всей предшествующей конфликту истории личности?
Как мы могли видеть, направленность личности, сложившаяся на протяжении всей ее предшествующей истории, существенным образом влияет на все течение конфликта. От нее зависит, каково будет психологическое содержание возникшего конфликта при одной и той же объективной ситуации. Так, например, при отрицательной социальной оценке труда конфликт может заключаться в том, что человек осознает, что его возможности не соответствуют требованиям его работы. Но конфликт может заключаться также и в том, что отрицательная оценка грозит ему понижением служебного положения или заработка.
От направленности личности зависит и весь ход конфликта. Так, мы видели, что первые две фазы конфликта наиболее длительны при преобладании идейных мотивов. Наконец, от направленности личности зависит и исход конфликта, например будет ли разрешен конфликт тем, что человек решится на поступок, сохраняющий или повышающий его социальную ценность, или же на поступок, защищающий от угрозы его материальным потребностям и влечениям.
Благодаря такому глубокому и непрерывному влиянию на развитие конфликта направленности личности, развитие в психологическом конфликте определяется не только конфликтной ситуацией, но и всей историей личности.
И вместе с тем история личности не предопределяет с фаталистической неизбежностью исход конфликта, а следовательно, и развитие личности. Зависимость исхода конфликта от предконфликтной системы мотивов лишь вероятностная. Зная, какова была преморбидная направленность личности, мы можем с большей или меньшей степенью вероятности предвидеть ход и исход конфликта. Однако при одной и той же направленности личности исход конфликта может быть различен в зависимости от совершенно случайного сочетания условий. Эти случайные переменные факторы являются и субъективными и объективными. Различна острота переживаемого конфликта, различно психофизиологическое состояние человека в критической ситуации, требующей разрешения и выбора поступка. Различна может быть также и внешняя ситуация, в которой протекает конфликт, — социальное окружение, коллектив, условия госпитализации или условия домашней жизни. Возможные сочетания этих субъективных и объективных условий бесконечно многообразны. Поэтому зависимость поступка, которым разрешается конфликт, от направленности личности и объективной ситуации не может быть однозначной. Но от исхода конфликта, от конечного поступка, на который решится человек, зависит все дальнейшее развитие личности. Поэтому и развитие личности в конфликте не определяется однозначно предконфликтной направленностью личности. В каждом психологическом конфликте, переживаемом человеком на протяжении всей его жизни, он вновь и вновь создает свою личность своими поступками.
В, В. Сталин
КОНФЛИКТНЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ — ЕДИНИЦА САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ[52]
Человек, стремящийся лишь к одному какому-то мотиву, не более чем абстракция. Реально человек в любой период своей жизни реализует некоторую совокупность жизненных отношений. С повзрослением человека число его связей с миром расширяется. При этом «чем более расширяются связи субъекта с миром, тем более они перекрещиваются между собой. Его действия, реализующие одну его деятельность, одно отношение, объективно оказываются реализующими и какое-то другое его отношение». Одни и те же по своему содержанию обстоятельства, действия, их последствия, вовлекаемые в разные жизненные отношения, т. е. в разные деятельности, могут иметь различный личностный смысл: позитивный смысл в отношении к одному мотиву и иной, негативный смысл в отношении к другому.
Этот противоречивый смысл можно назвать конфликтным смыслом действия. Он будет позитивным для личности в той мере, в которой отражает связь действия с достижением одного мотива, и негативным в той мере, в которой отражает удаление от другого мотива. Так, длительная командировка может служить реализации профессиональных планов и, следовательно, обладать позитивным смыслом в рамках профессиональной деятельности, но если командировка одновременно требует разлуки с близкими, то она приобретает в отношении к потребности в общении с ними и иной, горький смысл разлуки.
Действие, объективно связанное с двумя мотивами так, что служит шагом в направлений к одному из них и одновременно шагом в направлении от другого и в силу этого обладающее конфликтным смыслом, будем называть поступком.
Отметим, что смысл, вкладываемый в этот термин, близок традиционному его употреблению в литературе и обыденной речи. Так, мы говорим: героический поступок — при этом имеется в виду, что человек совершил что-то, одновременно преодолевая страх, инстинкт самосохранения, общественное давление и т. п. Бесчестный поступок — это тоже преодоление собственных нравственных запретов и общественного осуждения. Смысл «Я» возникает в результате соотнесения собственных свойств с мотивом деятельности. Расширяются связи человека с миром, расширяется его мотивационная сфера — возникает множественность смыслов «Я». Если представить себе эту совокупность смыслов «Я» вне факта реального пересечения деятельностей субъекта, то будет ли в сознании «наведен порядок», т. е. будут ли собственные свойства и их смыслы объединены в целостную и непротиворечивую картину («Я-образ»), или подогнаны под взятый «напрокат» эталон, или они будут слабо структурированы, разобщены — все это будет представлять собой лишь формальные и несущественные для деятельности субъекта характеристики. Если бы деятельности никогда не пересекались, т. е. не существовало бы действий с конфликтным смыслом и каждая деятельность проходила бы в своем собственном измерении, то оказалось бы справедливым утверждение Джемса о том, что человек имеет столько социальных личностей, «сколько имеется различных групп людей, мнением которых он дорожит». В известных пределах так и происходит: пока две человеческие деятельности не столкнулись в жизни человека, он может иметь непротиворечивый образ, состоящий из потенциально противоречивых свойств. Например, человек может считать себя принципиальным и нелицеприятным и одновременно преданным другом, или добрым и мягким человеком и строгим преподавателем — в обоих случаях речь идет о совмещении позитивных смыслов «Я», выделенных разными деятельностями. Повторим, сами по себе эти смыслы «Я» и соответствующие им свойства нейтральны друг к другу. Такими же нейтральными могут оказаться даже и логически более противоречивые черты: я осторожен и я смел, я честен и я хитер, я беспомощен и я умел. Эта нейтральность в сознании как раз и достигается разнесением свойств и их смысловых характеристик по различным ситуациям, обстоятельствам, т. е. по различным деятельностям («Я осторожен в выборе знакомств, но смел в туристических походах», «Я беспомощен в рукоделии, но умел в общении с людьми»).
Но деятельности пересекаются в -«жизненном пространстве» индивида. Поступок — это и есть перекресток, пересечение двух деятельностей. Конфликтный смысл поступка переживается уже до его свершения либо как сознательная дилемма, либо и чаще — как субъективная трудность, нежелание, т. е. в форме эмоциональной сигнализации об этой конфликтности. Однако, пока поступок не свершен — смыслы «Я» не находятся в противоречии. Конфликтный смысл «Я» возникает после свершения поступка.
Рассмотрим воображаемую ситуацию. Пусть человек считает себя преданным товарищем. Его опыт общения с друзьями дает ему основание для такого мнения о себе — он открыт, готов помочь, откровенен, бескорыстен. Пусть тот же человек, участвуя в общественной жизни, стремится к установлению принципиальных, требовательных, справедливых отношений в коллективе. Он высоко оценивает себя и как друга, и как общественного деятеля. Его смысл «Я» позитивен в обеих сферах: Я хорош как друг (предан) и я хорош как общественник (принципиален и справедлив). Но вот (и это один из излюбленных сюжетов литературы и кинематографа) возникает ситуация, в которой наш герой должен выступить против интересов друга, если, конечно, он хочет быть последовательным в проведении своей общественной линии. Что он ни сделает: пойдет ли против интересов друга или против общественных интересов, он должен совершить поступок. Поступок — это всегда выбор, а выбор — всегда труден. Пока поступок не совершен, пока он только в возможности, два мотива и два смысла «Я» продолжают непротиворечиво сосуществовать в сознании: я люблю своего друга, и я хороший друг, но я люблю также свое общественное дело, и я справедливый человек.
Но вот поступок совершен, выбор сделан. Вне зависимости от того, в чью пользу произошел этот выбор, смысл «Я» оказывается объективно противоречивым. «Я — человек, который стремится к дружбе, и я — хороший друг. Но я предпочел другие интересы интересам друга — я плохой друг». Или: «Я - человек, который стремится к справедливости и принципиальности, я — справедливый человек. Но я совершил непринципиальный поступок — я несправедливый человек».
Возникшее противоречие — противоречие смыслов «Я», т. е. противоречие самосознания. Но его происхождение не в противоречивости сознания, не в его сбое, но в реальной жизненной ситуации и в реальном человеческом поступке.
Итак, множественность деятельностей приводит к множественности смыслов «Я», пересечение деятельностей — к поступкам, поступки — к конфликтным смыслам «Я», конфликтный смысл «Я» запускает дальнейшую работу самосознания^ Эта работа и проявляется в особенностях когнитивного и эмоционального содержания конфликтного смысла. Можно сказать, что конфликтный смысл как отношение к себе, определенное участием в собственном поступке, запускает самопознание и эмоциональное переживание по поводу себя.
Какие же конкретные процессы самосознания могут запускаться конфликтным смыслом «Я» и к каким результатам могут приводить эти процессы? Другими словами, какие возможны личностные решения задачи на конфликтный смысл?
Введем два «измерения». Первое — обозначим его как «сознание поступка» — касается субъективного признания того факта, что поступок состоялся. Напомним, что поступок существует лишь там, где объективно одно и то же действие служит двум мотивам, но так, что «приближает» субъекта к одному из них и «отдаляет» от другого. Очень трудно игнорировать факт действия, т. е. реального совершения чего-то, но вполне возможно игнорирование поступка. Так, в частности, можно «не увидеть» одну из двух (или более) деятельностей, в которую поступок включен, т. е. воспринять его как обычное действие. В рамках этого «измерения» будем рассматривать лишь две крайние возможности: факт совершения поступка признается, и факт совершения поступка не признается.
Второе «измерение» относится к направлению работы самосознания «зау или «против» того реального выбора, который заключен в самом поступке. Это измерение обозначим как личностный выбор». Внутри него будем рассматривать три возможные ситуации. Личность и в своей осмысляющей работе «голосует» против уже реально, в поступке сделанного выбора и за отвергнутый мотив[53]. Личность в своем самосознании поддерживает уже сделанный выбор и выступает против отвергнутого мотива. Личность отказывается от решения в самосознании той дилеммы, которая уже решена ею в поступке.
Таблица 3.4 Виды осмысления своего «Я» как следствие совершения поступка
Личностный выбор | Сознание поступка | |
Факт свершения поступка признается | Факт свершения поступка отвергается | |
В пользу отвергнутого мотива | Раскаяние | Самообман |
Против отвергнутого мотива | Ужесточение | Дискредитация |
Нерешенность выбора «за» и «против» | Смятение | Вытеснение |
На табл. 3.4 представлена классификация вариантов осмысления своего «Я» как следствие совершения поступка.
Раскаяние. Относится к ситуациям, когда человек признает факт совершения поступка, т. е. признает уже свершенный, реальный выбор, но раскаивается в нем. Так, в пашей воображаемой ситуации выбора между интересами друга (мотивом дружбы) и интересами принципиального подхода к делу выбор мог быть сделан в пользу интересов дела (или в пользу интересов друга — для нашей логики это не имеет значения). Но эмоции, чувства подсказывают человеку, что выбор он сделал не верный, пошел против самого себя. На самом деле друг и дружба для него важнее интересов дела (или наоборот). Ход процесса самосознания можно представить себе следующим образом: «Я считал, что дружба важна для меня (значимый для меня мотив). Я считал себя хорошим другом. Но я сделал выбор не в пользу друга. Значит, я плохой друг. Я раскаиваюсь в своем выборе — друг и дружба важнее для меня того, что я выбрал. Я постараюсь будущими поступками заслужить право считать себя хорошим другом». Отвергнутый в поступке собственный мотив (ценность, идеал) вновь возвращается самосознанием в «Я»; при этом личность признает свершившийся поступок, переживает его конфликтный смысл и готова нести ответственность. Ф. М. Достоевский в «Преступлении и наказании», пожалуй, наиболее психологически точно и детально описал и логику поступка, и логику раскаяния. Пока Раскольников еще не совершил убийство, смерть старухи-ростовщицы выступала лишь как действие, как шаг на пути к своему идеалу личности; другой возможный смысл поступка как разрушающего нравственные основы взаимоотношений людей преуменьшается, поскольку Раскольниковым для себя вообще отрицается мотивирующая роль нравственных и моральных норм обычных людей. Лишь постепенно и уже после совершения поступка происходит его осознание именно как поступка, как выбора, а затем и признание этого выбора ложным, неадекватным себе самому, для которого нравственные заповеди, как оказалось, не пустой звук, а вслед за этим и раскаяние. Эта же тема: поступок, осознание конфликтного смысла, несогласие с заключенным в нем выборе, возврат в сознании к отвергнутому и раскаяние, влекущее за собой новые поступки с выбором в пользу ранее отвергнутого, раскрыты Л. Н. Толстым в «Воскресении» в истории нравственного развития Нехлюдова.
Возможно, что живучесть христианской религиозной практики, по крайней мере отчасти, объясняется тем, что она опирается на и проповедует как раз анализируемый вид самосознания. Человек может согрешить — хотя и лучше избегать греха, однако важнее осознать свой грех (признать поступок), раскаяться и искупить вину «праведными» поступками.
Ужесточение. Относится к ситуациям, в которых человек признает факт совершения поступка и сознательно узаконивает выбор. Так, в нашей ситуации с дружбой и делом такой человек мог бы сказать себе:
«Я думал, что я хороший друг и дружба для меня ценность. Я сделал выбор не в пользу дружбы и не в пользу друга. Значит, я плохой друг и есть для меня вещи поважнее, чем дружба». Человек признает лежащую за поступком неравноценность мотивов и очищает, ужесточает внутреннюю иерархию своих мотивов. Можно сказать, что и сам человек с точки зрения его «мотивационного скелета» становится более жестким, «одновершинным».
Подобная трансформация самосознания — также одна из излюбленных тем мировой литературы. Цезарь, перешедший через Рубикон и осознавший себя как Цезаря после этого поступка — наиболее емкий символ подобной трансформации. Образ отца Сергия из одноименной повести Л. Н. Толстого — другой яркий пример личности, сознающей поступок и принимающий заключенный в нем выбор.
Смятение. Относится к ситуациям, при которых признание факта поступка сопровождается внутренними колебаниями, неуверенностью в правильности сделанного выбора, возвратом отвергнутого и вновь утверждением своей правоты. Это ситуация человека, для которого любой выбор оказывается недостаточно внутренне мотивированным, любой отказ — неоправданным.
Весь левый столбец таблицы, т. е. все три вышеуказанные ситуации характеризуют мотивационный вариант решения проблемы конфликтного смысла «Я». Взвесив свои мотивы на весах поступка, человек либо отвергает результат и активно стремится к отвергнутому мотиву, либо принимает его и укрепляет сознанием сделанный выбор, либо не может решить задачу на иерархизацию мотивов, хотя и пытается это сделать. На две первые ситуации указывал А. Н. Леонтьев: «Но вот наступает минута, когда человек как бы оглядывается и мысленно перебирает прожитый день, в эту-то минуту, когда в памяти всплывает определенное событие, его настроение приобретает предметную отнесенность: возникает аффективный сигнал, указывающий, что именно это событие и оставило у него эмоциональный осадок. Может статься, например, что это его негативная реакция на чей-то успех в достижении общей цели, единственно ради которой, как ему думалось, он действовал, и вот оказывается, что это не вполне так и что едва ли не главным для него мотивом было достижение успеха для себя. Он стоит перед "задачей на личностный смысл", но она не решается сама собой, потому что теперь она стала задачей на соотношение мотивов, которые характеризуют его как личность.
Нужна особая внутренняя работа, чтобы решить такую задачу и, может быть, отторгнуть от себя то, что обнажилось».
В целом, однако, к несчастью психологии, все три мотива-ционных варианта решения проблемы личностного смысла «Я», отличающиеся осознанностью поступка и его внутренних следствий и характеризующие действительно зрелую, здоровую человеческую личность, не оказались в фокусе эмпирических психологических исследований: они и по сей день составляют почти исключительно предмет литературы и искусства. Собственно научный анализ оказался сосредоточенным вокруг проблем, возникающих в связи с пониманием видов самосознания, составляющих правый столбец нашей таблицы. Речь идет о тех решениях проблемы конфликтного смысла «Я», которые достигаются путем изменения действительности лишь в сознании субъекта. Поясним сказанное: мотивационный вариант решения предполагает сознание поступка и заключенного в нем выбора, последующее принятие или отвержение этого выбора в форме принятия или отвержения стоящего за ним мотива, следование санкционированному сознанием выбору. Это последнее предполагает реальную деятельность, новые поступки, утверждение своих мотивов, своего «Я» в делах.
Другой вариант решения предполагает, что осознание реального выбора, заключенного в уже свершенном поступке, избегается. Но поскольку полностью отрицать поступок нельзя, решение достигается за счет изменения содержания сознания, причем такого, которое позволило бы избежать конфликтного смысла «Я». Результатом такого варианта самосознания является не утверждающая себя в поступках деятельность в реальном мире, но особые внутренние действия, происходящие в эмоциональной и когнитивной сфере и направленные на сохранение непротиворечивого «Я-образа». Проблемы, связанные с анализом этих особых внутренних действий личности, разрабатывались в психологии с двух достаточно различных позиций. Речь идет о разработке представлений о защитных механизмах, осуществленной в психоанализе или с близких психоанализу позиций, и о разработке проблем когнитивного диссонанса в когнитивистской психологии.
Представление о психологической защите и защитных механизмах было намечено уже в работах 3. Фрейда. Первоначально «механизмы защиты выступали как средство разрешения конфликта между сознанием и бессознательным, как способ "канализирования" энергии либидо в социально приемлемые формы деятельности». В поздней версии психоанализа «психологическая защита рассматривается как основная функция "Эго", отвечающая целям интеграции и адаптации». Однако и в этой поздней версии учения 3. Фрейда необходимость защиты возникает вследствие недопустимости выхода инстинктивных (сексуальных и агрессивных) влечений в сознание и в реальную деятельность.
Позднее представления о защитных механизмах были развиты, прежде всего, в работах А. Фрейд и других представителей психоанализа, подробно описана феноменология психической защиты. В этих работах в общих чертах верно схвачена суть проблемы: самосознание человека вырабатывает особые приемы и способы переработки чувств, мыслей из-за (по причине) конфликта в движущих силах поведения и для интеграции «Я», обеспечивающей регуляцию, направленность этого поведения.
Известные и подробно раскрытые в марксистской литера-Туре методологические ошибки психоанализа не позволили, однако, его представителям сделать эту постановку проблемы по настоящему эвристичной. Во-первых, в качестве движущих сил человеческого поведения рассматриваются не мотивы (в нашей терминологии), а неопредмеченные потребности, которые, в свою очередь, связаны с инстинктивным влечением. Последние же в своей не сублимированной форме всегда антагонистичны к требованиям социальной действительности, а раз так, то сознающему себя субъекту не оставляется право выбора мотива (вместе с этим и выбора жизненного пути) — влечения, идущие из Оно, должны быть вытеснены, подменены, изолированы, рационализированы — короче говоря, побеждены или хотя бы отогнаны. Другими словами, в рамках классического психоанализа принципиально невозможно описать процесс сознательного взвешивания мотивационных детерминант. Во-вторых, сведение движущих сил поведения к инстинктоидным влечениям снимает проблему поступка, так как влечение пытается прорваться в сознание и до действия, и помимо действия — в сне, в мечтах, в иных превращенных формах. В результате нет никакой разницы между самосознанием личности, совершившей реальный поступок и вступившей тем самым в отношения с людьми, и самосознанием личности, бездействующей, но тем не менее раздираемой внутренними противоречиями.
В то же время психоаналитики обогатили психологическую фактологию тщательными и тонкими описаниями тех изощренных способов, которые использует сознающий себя субъект для избежания внутренней противоречивости.
Психологи когнитивистской ориентации подошли к проблеме анализа работы сознания и самосознания иначе. Если для психоанализа первичен мотивационный конфликт, конфликт движущих сил, пусть и неадекватно понятых, то для представителей когнитивной психологии, прежде всего работающих в русле теории когнитивного диссонанса Л. Фестишгера, первичной является когнитивная несогласованность самих содержаний сознания.
Теория когнитивного диссонанса, ее основные понятия, методология и экспериментальные приемы и конкретные экспериментальные результаты, полученные в ее русле, недавно подробно проанализированы в отечественной литературе.
Главная идея теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера состоит в том, что наличие в сознании двух психологически противоречивых знаний (установок, мнений) — когнитивный диссонанс — побуждает человека к поиску их согласованности (консонанса) или иного варианта ослабления несогласованности. Соответственно эмпирически изучались условия, в которых диссонанс наступает, а также способы и формы ослабления диссонанса. В соответствии с общей когнитивистской ориентацией под условиями возникновения диссонанса понимались не варианты «диссонансов» человеческих деятельностей и их мотивов, которые отражаются в сознании, а условия диссонирования, противоречия самих отражений — когнитивных элементов, в терминологии Л. Фестингера и его последователей.
В исследовании этого направления был сделан тем не менее принципиальный шаг, позволяющий оценить значение полученных данных: анализ противоречий, возникающих в сознании, оказался связанным с поступком. Этот принципиальный шаг оказался сделанным не столько благодаря теории, сколько благодаря удивительно удачно разработанной экспериментальной схеме.
Инвариант этой схемы включает в себя следующие этапы.
Вначале у группы субъектов измеряются мнения или установки по тому или иному вопросу. Затем испытуемых побуждают совершить поступок, противоречащий высказанному ими мнению или установке и т. д. Часть испытуемых соглашается совершить поступок, другая — не согласившаяся часть не участвует в дальнейшем эксперименте, и сам факт отказа содержательно не интерпретируется. В заключение эксперимента у тех, кто совершает поступок, вновь измеряют установки.
Отметим, что обязательным условием эксперимента по изучению когнитивного диссонанса являются «создание у испытуемого чувства свободного выбора и последующий выбор испытуемого». Согласно нашему определению, выбор — это одно из основных условий, превращающих действие в поступок. Другое условие — соотнесенность действия одновременно с двумя мотивами так, чтобы свершение его приближало к одному мотиву и удаляло от другого. Наконец, имеет значение важность самих мотивов.
Анализ конкретных экспериментов, тщательнейшим образом проделанный в монографии В. П. Трусова, показывает, что во многих экспериментах выполнялись эти условия. Так, разновидности экспериментальных процедур предполагали, что экспериментатор добивался от испытуемого согласия солгать, нанести болезненный удар током или словесно оскорбить другого испытуемого («жертву» — на самом деле подставного помощника экспериментатора), сталкивали испытуемого с непредвиденными негативными последствиями поступка. В качестве исходных установок, которые должны были оказаться в диссонансе либо с фактом поступка, либо с его следствиями, брались также достаточно важные, связанные с общественно-политическими взглядами, моральными и нравственными принципами. Единственно, что вызывает изумление и что не получает объяснения в контексте когнитивистской интерпретации результатов, это кажущаяся слабость мотива, побуждающего испытуемых к выполнению всех этих заданий.
Фактически таким мотивом было послушание, желание выполнить взятые на себя перед экспериментатором обязательства. «Почтение к науке, — комментирует И. С. Кон эксперимент С. Милгрэма, в котором испытуемые по просьбе экспериментатора с помощью электрического тока "обучали" других (подставных), — поглощенность технической стороной опыта (надо добиться, чтобы "ученик" выучил материал), наконец, частные обязательства приглушили их моральное чувство и самосознание».
Итак, в экспериментах по схеме когнитивного диссонанса испытуемые оказывались в ситуации совершения поступка с конфликтным смыслом. Совершая требуемые от них экспериментатором действия, они руководствовались мотивом «услужить» экспериментатору, нежеланием оказаться в роли наивных провинциалов, не понимающих правила научного поиска. Но действие оказывалось поступком и вступало в противоречие с их собственными установками и мнениями, т. е. трансформированными формами доэкспериментальных мотивов. Как уже говорилось, тех испытуемых, которые отказались оскорблять, лгать, наносить болезненные удары током, не рассматривали, т. е. не рассматривали тех, кто предвидел, почувствовал ситуацию выбора и сделал его — отказался от участия в опыте. Среди тех, кто остался, по-видимому, были и такие, кто в своем самосознании пошел по пути признания поступка и уже совершенного выбора, а затем по пути отказа от него (раскаяние) или, наоборот, по пути признания и усиления выявившихся в экспериментальной ситуации черт (ужесточения) — таких, наверняка, было мало, или, наконец, оказались перед дилеммой «каким же быть». Но и эти испытуемые также не подлежали анализу: у тех, кто осознал моральный выбор, заключенный в поступках, диссонанс между тем, какими они себя воспринимали до и после опыта, должен был существовать. Авторов экспериментов, однако, интересовали испытуемые лишь в той мере, В какой они демонстрировали борьбу с диссонансом в сознании (и его уменьшение), т. е. то, в какой мере они демонстрировали различные варианты психической защиты.
Эти способы уменьшения диссонанса содержательно-феноменологически близки к традиционно описанным механизмам психической защиты. Так, в ситуации, при которой испытуемых убеждали солгать об интересности на самом деле бессмысленно-скучного задания (причем испытуемые думали, что лгут будущему испытуемому), они впоследствии преувеличивали интересность задания (рационализация). Как следствие собственной агрессии преуменьшались привлекательные качества жертвы (проекция), недооценивалась степень болезненности электрического удара (отрицание реальности — испытуемые до опыта убеждались в болезненности гораздо более слабого удара), отрицалась добровольность агрессии (хотя они вполне добровольно соглашались участвовать в опыте — на их глазах другие отказались) и т. п.
Подводя итог анализу экспериментальных исследований когнитивного диссонанса, В. П. Трусов отмечает, что «состояние когнитивного диссонанса побуждает человека к преобразованию "личностного смысла" противоречащих друг другу знаний о себе (своем "Я") и о своем поведении». И далее заключает: «Весь объем проделанных экспериментов дает основание утверждать, что более глубоким источником диссонанса является противоречие между знанием "Я — хороший" и "Я могу показаться другим (и себе) плохим, так как я ответствен за плохой поступок"». Мы можем полностью присоединиться к этому выводу с той оговоркой, что методическая схема и теоретические интересы не позволили описать авторам этих интереснейших экспериментов иной выход из ситуации диссонанса, связанный не с манипуляцией состояниями сознания, а с интенциями к реальным осуществлениям иных поступков.
Теперь мы можем описать типы активности самосознания, относящиеся к правому столбцу табл. 3.4.
Самообман. Относится к ситуациям, когда субъект стремится сохранить смысловую ценность мотива, реально отвергнутого в акте поступка, путем непризнания факта поступка.
Существуют по крайней мере две возможности добиться такого результата. Одна из них состоит в отрицании того, что возможность выбора существовала. Если выбора не было, то не было и поступка.
Отрицать возможность выбора можно, в свою очередь, двумя путями: представить себя не субъектом деятельности, но элементом технологии, за которую ты не несешь ответственность. В таком случае поступок в сознании превращается в операцию, в технологическую процедуру, ответственностью за которую обладает лишь тот, кто ею руководит, — в опытах по когнитивному диссонансу это экспериментатор, «наука» (ср. «низведение личности до положения агента»). Ход самосознания в таком случае можно реконструировать следующим образом: «Да, я причинял боль испытуемым, но не потому, что я агрессивен, наоборот, я гуманный человек и по собственной инициативе никогда не причиню боль другому, но раз ученые спланировали такой опыт, они уж, наверное, все предусмотрели, они и несут ответственность за возможные издержки. Меня они использовали в технических целях, не я, так другой сделал бы для них то же самое». Другой путь отрицать возможность выбора — это в сознании представить поступок действием, продиктованным неконтролируемыми внутренними состояниями: усталостью, эмоциональным расстройством, опьянением и т. п. «Поскольку у меня не было намерения делать это и я совершил это под влиянием неконтролируемых факторов, я не несу за это ответственности и все это "не в счет"».
В экспериментах по когнитивному диссонансу описываются оба этих способа отрицания ответственности, однако рассматриваются они как следствие влияния ситуации недостаточного оправдания своего поступка. Не усматривая достаточных оснований для лжи, жестокости, послушания, субъект вводит дополнительное объяснение своим действиям. С нашей точки зрения, внутренняя логика испытуемых обратная; они выдвигают дополнительные объяснения своему поведению не потому, что оно им кажется малообоснованным, а потому, что они не хотят признать эту «малость» (конформное и безнравственное следование инструкции, просьбе, стереотипу) достаточным для себя мотивом, причем более сильным, чем их исходные гуманистические или нравственные идеалы.
Вторая возможность непризнания факта поступка при сохранении ценности отвергнутого мотива — это субъективная трансформация взаимоисключающих следствий. Так, человек, делающий что-то во вред другому (но не желающий признать в себе вредителя), создает в себе веру, что он действует на пользу тому, кому вредит. Эту ситуацию можно видеть у некоторых родителей. Жестоко наказывая ребенка и унижая его достоинство, такие родители верят, что они действуют так не только для того, чтобы подчинить ребенка, заставить его сделать что-то, но и на пользу ему, во имя его интересов и в целях воспитания.
Дискредитация. Относится к ситуациям, когда конфликтность смысла снижается путем расщепления абстрактного и конкретного содержания мотивации. Наиболее простой вариант такого расщепления — это признание конкретного объекта поступка «недостойным воплотителем» идеального содержания мотива. Так, в опытах с электроболевым подкреплением испытуемый может рассуждать так: «Я гуманный человек, но эти люди не достойны моего гуманизма — они же сами согласились стать подопытными кроликами». Предавая интересы друга, человек может рассуждать в том духе, что хотя и дружба для него свята, этот конкретный друг не достоин его преданности. Когнитивисты называют такой способ преодоления диссонанса «преуменьшением привлекательности жертвы». Исследователи, работающие в контексте проблемы психологической защиты, описывают такой феномен как проекцию собственной неосознаваемой черты (агрессивности, «плохости») на другого человека. При этом срабатывает также механизм рационализации, подключающий память и воображение для обоснования «объективной» «плохости» жертв (вспомним басню Крылова «Волк и ягненок»).
Вытеснение. 3. Фрейд в ранних работах использовал этот термин как родовой для различных видов психологических защит, служащих для устранения из сознания неприемлемых влечений. Мы используем этот термин для ситуаций, в которых из сознания изгоняется сам факт не только существования поступка, но и даже самого действия, в «теле» которого он существовал. Человек активно забывает тот факт, что он солгал, струсил, совершил предательство, тем самым консервирует свою нерешенную в сознании мотивационную дилемму. Такое вытеснение может быть частичным (вытесняется наиболее конфликтная часть поступка либо его эмоциональная окраска — ср. защитный механизм изоляции), относительным (человек может вспомнить, если ему напомнить, но сам не делает этого) или абсолютным (поступок «забыт» начисто). Вытеснение, однако, является «наиболее примитивным и малоэффективным средством защиты», поскольку нерешенная дилемма так или иначе прорывается в сознание, заставляя личность увеличивать «слепое пятно» в своем внутреннем зрении.
В общении людей, прибегающих к практике вытеснения, можно спутать с откровенными лицемерами. Совершив подлость, такой человек может как ни в чем не бывало подойти к жертве своего поступка, однако это не лицемерие — поступок действительно забыт, вытеснен из сознания.
Виды осмысления своего «Я», попавшие в левую сторону таблицы, в целом имеют принципиальное отличие от видов осмысления, обозначаемых в правой колонке. Подытожим эти отличия.
Самосознание, основанное на признании поступка, допускает негативное эмоционально-ценностное отношение к себе (допускает констатацию «Я — плох»). Самосознание, основанное на непризнании поступка, не допускает осознания негативного отношения к себе (не допускает констатации «Я — плох»).
При первом типе самосознания установление позитивного отношения к себе не является самоцелью, это отношение (конфликтный смысл) служит индикатором необходимости поиска новой информации о себе и решения проблемы собственной мотивационной структуры личности. При втором типе самосознания поддержание позитивного отношения к себе является самоцелью, конфликтный смысл служит сигналом для начала работы сознания по защите «Я» от новой информации о себе.
При первом типе самосознания конфликтный смысл инициирует новые поступки, с помощью которых снимается конфликтность «Я-образа». При втором типе конфликтный смысл не инициирует новые поступки, но лишь запускает внутренние защитные механизмы. При первом типе самосознания личность с помощью поступков, реализующих признаваемую ею мотивационную структуру (идеальное «Я»), старается заслужить у самой себя позитивное отношение к себе. При втором типе самосознания личность удерживает положительное отношение к себе путем изоляции себя от собственных поступков.
Итак, единицами самосознания личности являются не образы сами по себе, и не самооценки в когнитивной или эмоциональной форме, и не образы + самооценки. Единицей самосознания личности является конфликтный смысл «Я», отражающий столкновение различных жизненных отношений субъекта, столкновение его мотивов и деятельностей. Это столкновение осуществляется путем поступков, которые, та-"ким образом, являются пусковым моментом образования противоречивого отношения к себе. В свою очередь, смысл «Я» запускает дальнейшую работу самосознания, проходящую в когнитивной и эмоциональной сферах. Таким образом, единица самосознания (конфликтный смысл «Я») — это не просто часть содержания самосознания, это процесс, внутреннее движение, внутренняя работа.
Человек с развитым самосознанием, однако, далеко не всегда должен совершить реальный поступок для того, чтобы осознать самого себя. Обладая способностью к предвосхищению событий, человек обладает способностью и к предвосхищению смыслов «Я», открывающихся в результате поступков. Но такое предвосхищение требует от человека особого знания себя — знания своей личности со стороны тех структур, которые лежат в основе образования конфликтных смыслов.
А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов
ТРУДНЫЕ СИТУАЦИИ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА[54]
Ситуация может быть рассмотрена как сложная субъективно-объективная реальность, где объективные составляющие представлены в виде субъективного восприятия и личностной значимости для участников ситуации. Существует много классификаций ситуаций в отечественной и зарубежной науке (Е. Бабосов: простые, кризисные, экстремальные и катастрофические; А. Кочарян: простые, трудные и экстремальные; В. Латынов: нейтральные и конфликтные; А. Ламм: повседневные и проблемные; К. Левин: конфликты, ситуации физической опасности и ситуации неизвестности; Г. Морозова: простые и проблемные; А. Матюшкин: информационные, вероятностные, ситуации когнитивной сложности и поведенческие; Эммонс и Дипперс: свободно выбранные и навязанные; А. Федотов: простые, трудные и экстремальные и т. п.). Если обобщить эти подходы, то выделяются два основных вида ситуаций: простая (повседневная), в которой для личности (группы) все обычно, она действует в нормальном режиме, и трудная (напряженная, сложная, экстремальная), в которой требования к личности и группе выходят за пределы «нормы».
Что же такое «трудная ситуация» и чем она отличается от простой? По мнению Б. Шведина, трудная ситуация — это «взаимодействие личности со сложной обстановкой в процессе деятельности». Трудная ситуация характеризуется наличием сложной обстановки, активностью мотивов личности, нарушением соответствия между требованиями деятельности и профессиональными возможностями человека. Ряд авторов указывают, что напряженные ситуации характеризует возникновение достаточно сложной для субъекта или группы людей задачи и «трудного» психического состояния (М. Дьяченко, А. Кандыбович, В. Пономаренко). Эти определения больше касаются трудных ситуаций деятельности, а не трудных ситуаций вообще. Однако трудные ситуации деятельности — лишь один из видов трудных ситуаций. Анализ научных источников и исследования, проведенные авторами, позволяют определить трудную ситуацию жизнедеятельности как характеризующуюся разбалансированностью системы «задача — личные возможности и (или) мотивы — условия среды», вызывающую психическую напряженность у человека. Степень рассогласования определяет уровень трудности ситуации.
Общие признаки трудной ситуации:
• наличие трудности, осознание личностью угрозы, препятствия на пути реализации каких-либо целей, мотивов;
• состояние психической напряженности как реакция личности на трудность, преодоление которой значимо для субъекта;
• заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения, общения, выход за рамки «обыкновенности».
Основными видами трудных ситуаций являются трудные ситуации деятельности, социального взаимодействия и внут-риличностного плана (рис. 3.2).
Как отмечено выше, одним из основных признаков трудной ситуации служат препятствия, которые рассматриваются как угроза реализации мотивов, поставленных целей.
В зависимости от того, как воспринимается угроза, трудные ситуации могут иметь три уровня:
1)трудность как потенциальная угроза (проблемные ситуации деятельности, проблемные ситуации социального взаимодействия, внутриличностные затруднения);
2)трудность как непосредственная, уже готовая реализоваться угроза (критические, аварийные ситуации деятельности, предконфликтные ситуации взаимодействия и внутри-личностные конфликты);
3) трудность как уже реализующаяся угроза (экстремальные, в том числе и боевые, ситуации, конфликтные ситуации и внутриличностные кризисы).
В трудной ситуации деятельности человеку противостоит среда. В трудной ситуации взаимодействия личности противостоят другой человек или группа. В трудной ситуации внутри-личностного плана человек противодействует самому себе.
Трудные ситуации деятельности. Интенсивные исследования деятельности человека в трудных ситуациях начались со второй половины 50-х гг. Объектом исследования становится психика в «экстремальных ситуациях», «проблемных ситуациях», «напряженных ситуациях», «ситуациях стресса» (В. Ви-люнас, Б. Вяткин, Ф. Горбов, М. Дьяченко, В. Марищук, В. Мерлин, М. Матова, Н. Наенко и др.).
Сегодня трудные ситуации деятельности достаточно изучены. Они рассматриваются как ситуации со сложной обстановкой, для которых характерно нарушение соответствия между требованиями деятельности и профессиональными возможностями человека.
Проблемные ситуации деятельности отличаются новой задачей, которая решается в обычных обстоятельствах. Такие ситуации требуют мобилизации познавательных способностей человека и эмоциональной устойчивости.
Критические (аварийные) ситуации связаны с заметно меняющимися условиями, в которых протекает деятельность»
Таблица 3.5 Отличия трудной ситуации социального взаимодействия от простой
Трудная ситуация | Простая ситуация |
Наличие противоречия в ценностно-мотивационных ориентациях субъектов («другой» рассматривается как угроза своему «Я») и его осознание обеими сторонами | Противоречие либо отсутствует, либо осознается только одной из сторон |
Напряженное психическое состояние | Оптимальное психическое состояние |
Искажение восприятия, понимания и оценивания | Когнитивные процессы в основном без искажений |
Конкурентное взаимодействие, вплоть до конфронтации | Кооперативное или нейтральное взаимодействие |
Возникает опасность невыполнения задачи или угроза сохранности техники, оборудования, жизни человека.
Экстремальные ситуации представляют собой крайнее проявление трудных ситуаций, требуют максимального напряжения психических и физических сил человека для выхода из них.
Трудные ситуации социального взаимодействия. Эти ситуации вызывают особый интерес как в теоретическом, так и в прикладном плане.
Концептуального видения этого класса трудных ситуаций пока не сложилось. В трудной ситуации социального взаимодействия другой человек (его присутствие, действия или бездействие) рассматривается как препятствие для реализации моего «Я» (желаний, стремлений, интересов, ценностей, целей). Это вызывает психическую напряженность. Отличия трудной ситуации взаимодействия от простой представлены в табл. 3.5.
Рассмотрим основные трудные ситуации социального взаимодействия. Проблемная ситуация характеризуется наличием противоречия и положительным или нейтральным отношением субъектов взаимодействия друг к другу. Межличностная напряженность невелика. Рациональная составляющая является основой поведения и общения. Угроза со стороны другого оценивается как потенциальная.
Предконфликтная ситуация отличается от проблемной более высокой степенью психической напряженности. Сторонами или одной из сторон допущены действия, которые рассматриваются оппонентом как нанесение морального или физического ущерба. Характеризуется началом формирования негативного отношения к другому, готовностью противодействовать. Высока вероятность перерастания в конфликт.
Для конфликтной ситуации свойственно противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу (негативные эмоции и формирование «образа врага»). Преобладает мотивация «на себя». Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы индивида мобилизуются для достижения победы над оппонентом.
Трудные ситуации внутриличностного плана. Они представляют собой психические состояния различной интенсивности, вызванные противоречивостью чувств, затянувшейся борьбой различных сторон внутреннего мира личности и задерживающие принятие решения. Основные из них — внутри-личностные затруднения, конфликты и кризисы.
Внутриличностные затруднения — относительно несложные проблемы внутренней жизни человека. Представляют собой психические состояния сомнения, нерешительности, ненайденного выхода, отсутствия решения проблемы.
Внутриличностные конфликты — наиболее обширный тип внутриличностных трудных ситуаций. Острота протекания внутриличностного конфликта зависит от восприятия личностью значимости трудной ситуации, ее психологической устойчивости.
Внутриличностные (жизненные) кризисы выступают как особые относительно продолжительные периоды жизни личности, характеризующиеся заметными психологическими изменениями. Выделяют возрастные, невротические и травматические кризисы. Кроме того, Внутриличностные кризисы подразделяются по деятельностному критерию (кризис операциональной стороны жизнедеятельности: «не знаю, как жить дальше»; кризис мотивационно-целевой стороны жизнедеятельности: «не знаю, для чего жить дальше»; кризис смысловой стороны: «не знаю, зачем вообще жить дальше»). Как правило, Внутриличностные кризисы являются своеобразными поворотными пунктами жизненного пути личности, сопровождаются перестройкой смысловых структур сознания личности, возможной переориентацией на новые ценности и цели (Ф. Василюк).
Выделенные типы трудных ситуаций редко возникают в изолированном виде. Обычно они как бы наслаиваются друг на друга. Так, трудная ситуация в совместной деятельности может повлечь трудную ситуацию в отношениях с руководителем, что в свою очередь может вызвать внутриличностный конфликт. С другой стороны, жизненные кризисы могут быть причиной возникновения трудных ситуаций в деятельности и взаимодействии с окружающими.
ф. Е. Василюк.
КОНФЛИКТ[55]
Задача определения психологического понятия конфликта довольно сложна. Если задаться целью найти дефиницию, которая не противоречила бы ни одному из имеющихся взглядов на конфликт, она звучала бы психологически абсолютно бессодержательно: конфликт — это столкновение чего-то с чем-то. Два основных вопроса теории конфликта — что именно сталкивается в нем и какое характер этого столкновения — решаются совершенно по-разному у разных авторов.
Решение первого из этих вопросов тесно связано с общей методологической ориентацией исследователя. Приверженцы психодинамических концептуальных схем определяют конфликт как одновременную актуализацию двух или более мотивов (побуждений). Бихевиористски ориентированные исследователи утверждают, что о конфликте можно говорить только тогда, когда имеются альтернативные возможности реагирования. Наконец, с точки зрения когнитивной психологии в конфликте сталкиваются идеи, желания, цели, ценности — словом, феномены сознания. Эти три парадигмы рассмотрения конфликта сливаются у отдельных авторов в компромиссные «синтагматические» конструкции, и если конкретные воплощения таких сочетаний чаще всего оказываются эклектическими, то сама идея подобного синтеза выглядит очень перспективной: в самом деле, ведь за тремя названными парадигмами легко угадываются три фундаментальные для развития современной психологии категории — мотив, действие и образ, которые в идеале должны органически сочетаться в каждой теоретической конструкции.
Не менее важным является и второй вопрос — о характере отношений конфликтующих сторон. Он распадается на три подвопроса, первый из которых касается сравнительной интенсивности противостоящих в конфликте сил и разрешается чаще всего утверждением о приблизительном равенстве этих сил. Второй подвопрос связан с определением ориентированности друг относительно друга противоборствующих тенденций. Большинство авторов даже не обсуждает альтернатив обычной трактовке конфликтующих побуждений как противоположно направленных. К. Хорни проблематизировала это представление, высказав интересную идею, что только невротический конфликт (т. е. такой, который, по ее определению, отличается несовместимостью конфликтующих сторон, навязчивым и бессознательным характером побуждений) может рассматриваться как результат столкновения противоположно направленных сил. «Угол» между направлениями побуждений в нормальном, не невротическом конфликте меньше 180 градусов, и потому при известных условиях может быть найдено поведение, в большей или меньшей мере удовлетворяющее обоим побуждениям.
Третий подвопрос касается содержания отношений между конфликтующими тенденциями. Здесь, по нашему мнению, следует различать два основных вида конфликтов — в одном случае тенденции внутренне противоположны, т. е. противоречат друг другу по содержанию, в другом — они несовместимы не принципиально, а лишь по условиям места и времени.
Для выяснения категориального основания понятия конфликта следует вспомнить, что действительный интрапсихи-ческий конфликт возникает только с появлением «идеацион-ных» понятий. К. Хорни в качестве необходимых условий конфликта называет осознание своих чувств и наличие внутренней системы ценностей, а Д. Миллер и Г. Свэнсон — «способность чувствовать себя виновным за те или иные импульсы». Все это доказывает, что конфликт возможен только при наличии у индивида сложного внутреннего мира и актуализации этой сложности.
Здесь проходит теоретическая граница между ситуациями фрустрации и конфликта. Ситуация фрустрации, как мы видели, может создаваться не только материальными преградами, но и преградами идеальными, например запретом на осуществление некоторой деятельности. Эти преграды и запрет в частности, когда они выступают для сознания субъекта как нечто самоочевидное и, так сказать, не обсуждаемое, являются по существу психологически внешними барьерами и порождают ситуацию фрустрации, а не конфликта, несмотря на то, что при этом сталкиваются две, казалось бы, внутренние силы. Запрет может перестать быть самоочевидным, стать внутренне проблематичным, и тогда ситуация фрустрации преобразуется в конфликтную ситуацию.
Так же, как трудности внешнего мира противостоит деятельность, так сложности внутреннего мира, т. е. перекрещен-ности жизненных отношений субъекта, противостоит активность сознания. Внутренняя необходимость, или устремленность активности сознания, состоит в достижении согласованности и непротиворечивости внутреннего мира. Сознание призвано соизмерять мотивы, выбирать между ними, находить компромиссные решения и т. д., словом, преодолевать сложность. Критической ситуацией здесь является такая, когда субъективно невозможно ни выйти из ситуации конфликта, ни разрешить ее, найдя компромисс между противоречащими побуждениями или пожертвовав одним из них.
Подобно тому как выше мы различали ситуации затруднения деятельности и невозможности ее реализации, следует различать ситуацию осложнения и критическую конфли
Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 2184;