Другие факторы, влияющие на биодоступность.
Ты всегда должен помнить, Читатель, что архиважную роль в бесперебойной доставке витаминов в организм играет клетчатка. Отчасти потому, что в толстом кишечнике клетчатка является основой размножения симбиотических бактерий, которые, как продукты обмена веществ, выделяют (производят) ценные для нас витамины. Правда, производство это не удовлетворяет всех потребностей организма, но позволяет избежать длинных перерывов в поставке витаминов, которые появлялись бы между очередными приемами пищи.
Кроме того, для витаминов (как, впрочем, и для других питательных веществ) клетчатка является чем-то наподобие губки, которая впитывает, как витамины, растворенные в воде, так и витамины, растворенные в жирах. Таким образом, витамины не всасываются немедленно, после приема пищи, и в силу этого, их уровень в крови не повышается резко, вызывая нежелательный хаос, а, заключенные в клетчатке, они всасываются постепенно, по мере продвижения пищевой массы вдоль стен тонкого кишечника. Иначе говоря, в присутствии клетчатки витамины дозируются, то есть подаются организму упорядоченно и бесперебойно. Из этого следует вывод, что всевозможные диеты, для которых характерен недостаток клетчатки (например, исключающие мучные изделия) вовсе не полезны для всасываемости вообще и витамина С в частности.
Из этого, в свою очередь, следует вывод, что хороший витамин С, это тот витамин С, который зарождается в растениях (например в цитрусовых) в различных фитовеществах, а не витамин С, созданный на фабрике (даже если там постарались, что случается редко, но все же случается – придать ему соответствующую хиральную форму), чтобы потом смешать его с флавоноидами.
Если мы съедаем витамины, это еще вовсе не значит, что они будут усвоены, поскольку, как выясняется, пища современного человека содержит в себе также и токсичные вещества, такие как консерванты, позволяющие продлить срок ее годности, добавки улучшающие внешний вид, вкус и запах, химические средства, применяемые в процессе выращивания растений, или антибиотики и гормоны, употребляемые в животноводстве. Растения, выращенные в домашних огородах, также не свободны от загрязнений из-за кислотных дождей. Все эти вещества имеют одну общую черту – они ведут к дисфункции кишечника, то есть нарушают всасывание питательных веществ, в том числе и витаминов.
На всасываемость витамина С всегда будет влиять то, как мы питаемся, а конкретно – сколько употребляем углеводов, особенно глюкозы, или прямо сахарозы. У клеток организма одни и те же рецепторы для аскорбиновой кислоты и для глюкозы. Поэтому люди, съедающие много сахара, сладостей, спагетти или кондитерских изделий снабжают свои клетки скорее глюкозой, чем витамином С. В результате этого, любители сладкого статистически чаще простуживаются, чем люди, которые избегают сахара.
Витамин С всасывается хуже, то есть надо автоматически принимать его больше, если он слишком долго хранился, или хранился при высокой температуре, или при доступе света, или при возможности выветривания, или в присутствии двуокиси углерода, или в щелочной среде. Его всасывание нарушает присутствие в организме женьшеня, аспирина (даже в маленьких кардиологических дозах!), никотина, а также смолистых субстанций, дыма (например, при копчении, в присутствии продуктов сгорания), сернокислого железа, соединений олова, адреналина, эстрогенов, диуретиков, антикоагулянтов, антидепрессантов, кортизона.
Уже давным-давно замечено, что чем инфекция сильнее и глубже, а также при ожогах или заболеваниях, тем больше витамина С, ты, Читатель, можешь усвоить, и тем позже появляется он в моче, удаляемый почками, как избыточный в этот момент для организма. То же самое происходит, во время беременности, или когда мы стареем, либо в процессе затяжных ревматических заболеваний, а также при нарушении эндотелия, вследствие длительной гипертонии.
Даже плохо усваиваемые формы аскорбиновой кислоты становятся более биодоступными для организма, когда он находится в сильном оксидантном стрессе.Каждый, кто научится проверять посредством вида мочи усвояемость принятого витамина С, тот обнаружит сам, без всяких научных исследований, что есть ситуации, когда даже самый отвратительный синтетический витамин С наш организм усваивает в больших количествах. Такой ситуацией может быть, например, угрожающий нашей жизни солнечный ожог. Но, с другой стороны, в аскорбиновом гомеостазе организм ненатурального витамина практически вообще не воспримет. Поэтому ежедневная суплементация должна быть основана на веществах максимально биодоступных.
Напрашиваются еще три дополнительных вывода:
- Что ограничивает усваивание? Прежде всего, состояние нашего здоровья.
- До измерения биодоступности витамина С в разных его формах строго научными объективными критериями еще довольно далеко.
- Критика синтетических форм аскорбиновой кислоты должна иметь свои пределы. Насколько в функции профилактической, преимущества натурального витамина С представляются бесспорными, настолько применение аскорбиновой кислоты в лечении заболеваний, при которых организм находится в сильном оксидантном стрессе, а эффективные дозы должны быть высокими – нельзя не одобрять витамина С в виде синтетической аскорбиновой кислоты, а в особенности ее солей, иначе говоря, минеральных аскорбатов. Также и в форме внутривенных вливаний.
Мы уже давно знаем, что витамин С всасывается легче в присутствии витамина А, витаминов В2, В6, Е, кальция, магния, цинка, но, прежде всего, в соединениях с биофлавоноидами.
Но не с биофлавоноидами, экстрагированными ранее, например, из цитрусовых (они там отличные!), чтобы затем смешать их в таблетках с кристаллическим C6H8O6.. Так это не действует – повторим это еще раз и даже много раз: не действует, или действует слабо. Высокая биодоступность характерна только для витамина С, находящегося в ненарушенных органических фитосоединениях. Но даже и тогда она разная для разных растений.
О чем в этой книге при разных случаях еще не раз пойдет речь.
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 1313;