Своеобразные черты хеттской монархии, роль народного собрания и совета старейшин. Борьба матрилинейной и патрилинейной системы престолонаследия. Упадок Древнехеттского царства.
Хеттские цари именовались «великий царь, табарна» .
Титул «великий царь» на языке дипломатии означал, что хеттский царь претендовал на то, чтобы считаться одним из великих царей своего времени, властвующих над менее значительными царями. Титул «табарна» носил только здравствующий царь, и можно думать, что каждый правящий царь рассматривался хеттами перевоплощенный обладатель царского рода.
В поздний период империи «табарна» обычно заменяется титулом, обозначающем «мое солнце». Это была вероятно должная форма обращения, употребляемая подданными царя, и она, несомненно, заимствована хеттами из царства Митании и Египта вместе с крылатым солнечным диском как символом царского достоинства.
Восточная концепция царя, наделенного сверхчеловеческими силами, также в период империи .
Мы имеем также много текстов того же периода, в которых описаны тщательно разработанные ритуалы, соблюдавшиеся при дворе и предназначенные для охраны царя от малейшего осквернения.
При жизни хеттский царь фактически не обожествлялся, однако, существовал узаконенный культ духов предшествовавших царей, и поэтому смерть царя постоянно выражалась эвфемическим оборотом «он стал богом».
Царь был одновременно верховным главнокомандующим армии, верховным судьей и главным жрецом. Естественно, что он должен был также в качестве главы государства отвечать за все дипломатические отношения с иностранными державами. Перепоручать подчиненным он мог только свои полномочия судьи. Военные и религиозные обязанности он должен был исполнять лично. Если иногда пренебрегать последними, чересчур занятый дальними военными походами, то это рассматривалось как грех, который он мог навлечь на страну гнев богов.
Иногда мы узнаем даже, что важные военные действия поручались военноначальникам, потому что сам царь должен был спешить назад, в столицу на религиозные празднества.
Все же обычно он находился в летние месяцы в походе, во главе своих войск, а зиму проводил дома, посвящая культовым празднествам и другим религиозным обязанностям. Они требовали его личного присутствия в каждом из основных культовых центров государства.
На различных памятниках хеттских царь чаще всего изображен исполняющим функции жреца. В Аладжа-Хююке мы видим его молящимся, с руками, воздетыми в приветствии перед изображением быка ( символ бога Грозы ), а в Малатье – совершающем возлияние перед самым великим богом Грозы Хатти. На этих и других памятниках он изображен в особом длинном одеянии, доходящим до лодыжек. Поверх него царь облачен в замысловатую накидку, проходящую под одной рукой и перекинутую через другую. Конец накидки свободно свисает спереди. На голове у актера, видимо, надета плотно сидящая шапочка, а в руках длинный посох.
Другая своеобразная черта хеттской монархии заключается в чрезвычайно независимом положении царицы. Ее титул «таваннанна», образованный от имени её прародительницы, жены царя табарны, наследовался только после смерти её предшествиницы.
Поэтому пока царица-мать здравствовала, жена здравствующего монарха могла называться только женой царя. Хаттские царицы представляются, как правило, сильными и не всегда приятными личностями.
В этом смысле особенно отличалась вдова царя Сиппилулиумы, которая причинила так много неприятностей своему мужу Мурсили II, что тот был вынужден изгнать ее из двора, и это послужило причиной её смерти. Это было скандальным делом, что даже почти полвека спустя оно лежало бременем по совести Хаттусили III. Жена его, царица Пудухепа, играла выдающую роль в делах государства и постоянно упоминается вместе с мужем во всех государственных документах. Она даже вела самостоятельную переписку с царицей Египта. Мы её видим совершающей жертвоприношение великой хеттской богине Фыракдыне. Текст договора с Египтом свидетельствует, что у нее была собственная официальная печать, на которой она изображена в объятиях той же самой богини.[123]
В так называемый Древнехеттский период ( XVIII – XVI вв. до н. э. ) в хеттском государстве оставались традиции родового строя. Хеттские цари правили опираясь на народное ополчение, включавшее всех боеспособных полноправных членов общества, составлявших в то время войское народное собрание – панкус. Собрание имело право определения наследника престола, ведения судебных дел и т. д. Царь, носивший высокий титул хаттского происхождения — табарна, мог лишь выдвигать кандидатуру будущего повелителя страны, которого панку утверждало или отклоняло. Круг кандидатов на царский престол был довольно широк, так как царем мог стать не только царевич, по при его отсутствии и внук правителя Хатти, сын или муж сестры царя и т. д. Начиная с Хантили, часты были случаи узурпации трона претендентами. [124]
После реформ Телепина членами его были уже не все воины, а только их привилегированная часть: личная царская стража, предводители отрядов, состоявших из 1000 воинов, и знатные военачальники. Панкус имел право «свободно говорить» о царских преступлениях, правда, только во время мира (хотя карать и миловать могла исключительно тулия). Деятельностью панкуса в значительной степени руководил совет «тулия» (верхушка панкуса, нечто вроде старшей дружины ), служившей главным оплотом могущественной родовой аристократии.
Важное место в последней занимали члены царского рода – братья царя,его сыновья, зятья и прочие свойственники. Панкус и тулия существеено ограничивали власть царей, и те по мере роста своих успехов пытались избавиться от опеки этих традиционных институтов.
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 2000;