Вопрос о происхождении и перенаселении хеттов.
В начале II тысячелетия до н.э. с расселением «хетто»-палайцев, на востоке Малой Азии складывается более пестрая, чем прежде, система номовых государств. В некоторых из них – Цалпе, Канише ( Несе ) и выделившемся затем из состава последнего Куссаре – доминировала группа пришельцев именовавшая себя «неситской». Это и были «хетты» в современном словоупотреблении.[121]
1.4. Ассирийскоаморейские торговые колонии и их историческая роль.
Родоплеменной строй у хеттов стал разлагаться лишь на рубеже III и II тысячелетия до н.э.. Ускорению этого процесса способствовало проникновение в XX – XVIII вв. семитических торговых колонистов ( ассирийских и отчасти аморейских).Они заселяли по соседству с местными поселениями свои особые кварталы. Наиболее крупной ассирийско-аморейской колонией был Каниша ( современный Кюль-Тепе ). Центральная торговая община Каниша (карум Каниш) контролировала через свою контору (бит карим) торговый оборот в Северной Сирии, Малой Азии и Северной Месопотамии благодаря развитой системе взаимного кредита, без которого не может развиваться вообще никакая торговля. Карум (букв. «пристань», также «рынок») при городе Канише являлся автономной самоуправлявшейся организацией торговцев с общим собранием «от мала до велика», игравшим роль, подобную роли народного собрания в городах-государствах. Определение «от мала до велика» подчеркивало равенство участников торговли, хотя состоятельность их была далеко не равной. Собрание было судебным органом, который имел право вынести решение о передаче общей кассы из рук менее надежных в более надежные, мог казнить и миловать. Во главе карума стоял совет из 48 человек, распоряжавшийся делами центральной конторы. Из круга этих лиц, как мы полагаем, поочередно дежурила шестерка — комитет, отвечавший за дела в течение шестидневной недели (хамуштум—«пятая часть месяца»); каждый дежурный, тоже называвшийся хамуштум, следил за текущими делами одного дня. Срок действия совета составлял тысячу дней (лиммум - «тысяча»); этим же термином обозначались годичные эпонимы-казначеи из числа тех же самых членов совета; они же возглавляли совет каждый в течение своего года. Термин лиммум сохранился: и позже, но только как название должности эпонима года; по таким эпонимам велось летосчисление. Все эти колонии, организованны по общинному принципу,размещались на территории различных номовых государств и подчинялись их правителям, но пользовались полным самоуправлением во внутренних делах. Через их систему шла международная торговля, полюсами которой были Ашшур с одной стороны и бассейн Галиса и озера Туз – с другой, а предметами – прежде всего металлы и высококачественные ткани.Колонисты привозили в Малую Азию из северного Ирана олово и вывозили медь, свинец и серебро, которыми была богата Малая Азия. В обмен на медь и другие металлы купцы ввозили в Малую Азию месопотамские шерстяные и льняные ткани, а также в большом количестве олово, необходимое для изготовления бронзы. Олова было очень много в г.Ашшур, а происходило оно, видимо, с востока (из Афганистана). Из также Месопотамии доставлялись в Малую Азию ремесленные изделия.
Перевозка товаров осуществлялась с помощью караванов ослов. Путь шел через множество мелких городов-государств, и от каждого правителя приходилось откупаться пошлиной в виде доли товара. Тем не менее по прибытии на место купцы получали громадные барыши, таккак в производстве бронзы, технологические свойства которого гораздо выше, чем меди, были жизненно заинтересованы во всей Малой Азии на протяжении всего бронзового века
Ассирийские купцы и ростовщики вступали в соглашение с местной племенной знатью и безжалостно эксплуатировали местное скотоводческое и земледельческое население ( в частности, посредством долговой кабалы).С помощью ассирийско-аморейских купцов местная знать получала предметы роскоши, приобщалась к образу жизни более цивилизованной Месопотамии.
Само существование колоний способствовало втягиванию населения Малой Азии в международную торговлю, развитию местного производства ( особенно металлургии), интеграции и ускоренному формированию классовых отношений.
В XVIII в. до н. э. семитические колонии в бассейне реки Галис приходят в упадок, не выдержав конкуренции с финикийскими городами. А с завоеваниями Анитты начинают исчезать иноземные торговые колонии по всей Анатолии. Причина этого явления не выяснена. Можно предположить, что оно связано больше всего с политическими и этническими изменениями не только в Анатолии, но также в Северной Месопотамии: после усиления политической мощи хурритов Ассирия оказалась отрезанной от своих торговых колоний в Анатолии. Потеря источника олова чуть не оказалась катастрофой для Анатолии: города-государства, процветавшие в период торговых колоний, пришли в упадок и долго не могли оправиться. Однако без олова было невозможно развитие бронзовой металлургии, и позднее началась борьба за овладение районами, контролирующими дороги на восток и юго-восток.
Ассирия в этот период временно слабеет и уже не может по-прежнему поддерживать свои торговые колонии в Малой Азии. К тому же торговля Двуречья перемещается к югу, в города на побережье Средиземного моря.
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 1639;