Образование Хеттского государства.
Несколько племен на рубеже XVIII и XVII вв. до н.э. боролись между собой за гегемонию в стране хеттов. Центрами общественной жизни и управления у этих племен были хорошо укрепленные населенные пункты, которые уже можно была назвать городами. Наиболее важными из этих городов были Неса, Кусар, Цалпа. Очевидно, диалект области города Неса и лег в основу хеттского языка, так как государственным языком Хеттского царства был неситский. Именно на нем были написаны хеттские законы. Указы, летописи и другие официальные документы.
Эти города возглавлялись вождями, которые уже значительно выделялись из массы передовых общинников, поэтому некоторые ученые и считают их царями.
Первым выдающемся хеттским царем был Анитта. Анитте, правителю Куссары, сопутствовал успех в борьбе хеттских царьков за гегемонию. Анитта разрушил город Хаттуса, оплот протохеттских племен, подчинил Несу и сделал её своей столицей.
Несас недолго оставался столицей. Несмотря на проклятие Аниттаса (и авторитет бога Грозы, считавшегося одним из самых высших среди «тысячи хеттских богов»), его преемники перенесли свою резиденцию в Хаттусас, ибо для друзей он был доступнее, а для врагов неприступнее, и все здесь великолепно отвечало древним требованиям к местоположению города: горное плато окружали отвесные стены скал, выполнявшие роль естественных укреплений (на юге, где эти естественные крепостные стены отсутствовали, зияла глубокая пропасть, заменявшая крепостной ров); там имелось несколько источников питьевой воды, высокое расположение с наветренной стороны (более 1200 метров над уровнем моря) защищало город от малярии, поднимавшейся из низин, массивное скалистое основание почти исключало опасность землетрясения. Во второй половине XVII века до нашей эры Хаттусас был уже опять могущественным, большим и красивым городом — в точности таким, как охарактеризовал его первый европеец, увидевший часть его развалин в первой половине XIX века нашей эры: «Город, напоминающий Афины в пору наивысшего расцвета!».
Таким образом, Анитта, власть которого простиралась от Черного моря до озера Туз, стал подлинным основателем обширного государства, известного нам как « Хеттское» царство, и в этом качестве его почитали дальнейшие хеттские цари.
О трех преемниках Аниттаса мы знаем только, что их звали Тудхалияс I, Пассурумас и Папахтилмах, но последнее труднопроизносимое имя нет необходимости запоминать, поскольку тот, кому оно принадлежало, овладел троном незаконно, правил лишь кратковременно и в «официальном списке» хеттских властителей не упоминается. Тем большее значение в этом списке имеет имя его брата Лабар-ны I (Табарнас, Лабарнас — только разные транскрипции одного и того же имени).
Еще более удачливый завоеватель– Табарна ( Лабарне ), имя которого стало нарицательным в качестве титула главы Хеттского государства.[122] Хеттские тексты начинают историю именно с его правления. Табарна правил около 1680 – 1650 гг. до н. э.. Табарна раздвинул границы Хеттского царства «от моря до моря», то есть от устья Галисы до Килики, ходил походом на Арцаву в Западной Малой Азии и сыграл такую роль в утверждении хеттской государственности, что имена его самого и его супруги Таваннанны стали титулами всех позднейших хеттских царей и цариц. Табарна объединил по своей властью почти всю восточнуй половину Малой Азии и вплотную приблизился к побережью Чрного моря на севере и Средиземного моря на юге. Однако ни одной гаванью он не овладел и флота не создал. До самого конца своего существования Хеттского царства оставалось континентальной державой.
Его племянник племянник- преемник Хаттусили I, правивший ,примерно, в 1650 – 1625 гг. до н. э., перенес столицу в Хаттусу ( именно после этого государство и стало называться « Хеттским», собственно «Хатти» ), и вынужден был втянутся в продолжительную борьбу с хурритами Тавра, Сирии и Месопотамии. Главными его врагами среди них были «великое царство» Халпа в Сирии и Хахха и Хуссува на Ефрате. После покорения этих областей, когда сам царь Халпы должен признать зависимость от хеттов, Хатусили оказался на вершине могущества и, вопреки традиции, отстранил от наследования своего племянника ( любопытно, что предлогом послужило равнодушие наследника к болезни царя ). Внутриполитическая организация Хеттского царства еще не достигла той стадии, на которой страна способна выдерживать напряжение столь масштабных военных авантюр. Первые признаки нестабильности дали о себе знать уже в царствование Хаттусили. Царевичи из царского дома во главе с сыном Хаттусили, которого тот уже провозгласил своим преемником, подняли мятеж, но царь оказался достаточно силен и подавил восстание. Наследника престола лишили имущества и изгнали из Хаттусы. Его место занял Мурсили, тогда еще ребенок. Этот шаг вызвал продолжительные смуты, в ходе которых против царя выступили многие члены его рода, даже его собственные дети, а только что покоренная Сирия отложилась. Новый престолонаследник – Мурсули вскоре стал соправителем деда.
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 2466;