Удельный вес труда рабов.
Рабство на Древнем Востоке отличалось от античного тем, что носило патриархальный характер. На Древнем Востоке раб не являлся главной производительной силой, т.к. основными производителями материальных благ являлись свободные общинники и удельный вес труда рабов в разных отраслях хозяйства был низкий. Рабы использовались в основном в домашнем хозяйстве и в услужении, а не с целью производства прибавочного продукта.
Рис. 7. Ассирийский царь решает судьбу пленных, захваченных в сражении. Современный рисунок. http://ancient.gerodot.ru/topics/data/assiria/assiria13.htm
В Древнем Египте долгое время существовала сильная община, которая являлась основой экономики страны, т.к. крестьяне – общинники производили материальные блага – были заняты в сельском хозяйстве. Рабский труд здесь применялся, но его объемы были сравнительно малы. Рабов использовали в личном хозяйстве рабовладельцы. По мнению доктора исторических наук И.М. Дьконова, не известно ни одного достоверного случая применения рабского труда вне домашнего хозяйства в период Старого царства. Ведущим сектором в экономике Старого царства было «вельможеское хозяйство». Непосредственные производители материальных благ, работавшие на вельможу, как отмечает Дьяконов, в основной своей массе, не были рабами. На вельможу работало коренное население страны, и обращались с этими людьми не как с рабами. Во время Среднего царства ситуация мало изменилась – на царских и частных хозяйствах работали люди, но они не являлись рабами в полном смысле, т.к. имели некоторые права.
Рис. 8. Порабощенные цари захваченных ассирийцами государств. Современный рисунок http://husain-off.ru/hg7n/hg7-a1-15.html
В период Нового Царства наблюдается существенное увеличение численности рабов, рабовладельческие отношения проникли во многие слои общества. Но все же сохраняется система патриархального рабства, которая основывается на интеграции раба в общину. В эллинистическую эпоху труд рабов стал широко применяться в поместьях и ремесленных мастерских. Исследователи В.В. Струве и А.Б. Ранович считают, что в эту эпоху в Древнем Египте рабство стало основной производительной силой. Но данный вопрос является спорным, многие исследователи обоснованно считают что рабство в Древнем Египте не развилось до такой степени и не стала основной производительной силой, как это было в Древней Греции и Риме.
В Шумере и Аккаде рабство также имело место. Изначально рабами здесь становились военнопленные, захваченные в результате многочисленных войн, но впоследствии в рабов начали превращать обедневших общинников и должников. В этих древних государствах отношение к рабам не отличалось особой гуманностью – рабов приравнивали к товару или скоту, считали их по штукам. Рабовладельческая аристократия сосредоточив в своих руках производительные силы жестко эксплуатировала рабов и даже свободных бедняков. Удельный вес труда рабов в Шумере и Аккаде несомненно был больше, нежели в Древнем Египте. Здесь принудительный труд рабов использовали в многочисленных мастерских государственно – храмовых хозяйств, на больших строительствах.
Рис. Труд рабов в древневосточных городах . Современный рисунок
Труд рабов Вавилонии, также как и многих других государств древнего Востока, не имел большого значения и удельного веса в жизни и экономике страны. Частновладельческие рабы не использовались в сельском хозяйстве, кроме тех случаев когда рабы выступали в роли арендаторов, т.е. когда раб самостоятельно или совместно с другими рабами арендовали свободные земли своих хозяев вместе с инвентарем и работали на них. Использование рабского труда было делом невыгодным для землевладельцев, так как требовало постоянного контроля за ними, и поэтому они предпочитали труд свободных наемников и в Вавилонии не существовало рабовладельческих латифундий. А вот на полях храмовых хозяйств труд рабов применялся достаточно широко, но и там не обходилось без наемных рабочих, так как рабов не хватало и они могли обрабатывать лишь часть земель хозяйства. В I тысячелетии до н.э. царское хозяйство было организовано по типу частновладельческого и не играло большой роли. Ведущая роль в производственном процессе принадлежала собственно храмовым и частновладельческим хозяйствам. Таким образом, в нововавилонское время рабский труд не имел решающего значения в сельском хозяйстве и по сравнению с трудом мелких землевладельцев и свободных арендаторов применялся в ограниченных масштабах. В VIII —IV вв. до н.э. в Вавилонии было довольно много рабов-ремесленников, что объясняется общим ростом производства и увеличением удельного веса рабского труда. Но даже в нововавилонское время рабский труд не играл решающей роли в ремесле и не мог вытеснить труд свободных, особенно в области квалифицированного ремесленного производства. Свободные ремесленники заключали с разными лицами контракты на изготовление за соответствующую плату различных изделий из своего сырья или из сырья заказчика. Храмы располагали определенным ограниченным числом собственных рабов-ремесленников, но те не в состоянии были даже в минимальной степени удовлетворить потребности храмового производства. Администрация вынуждена была круглый год в больших масштабах привлекать свободный ремесленный труд.
Удельный вес труда рабов в древней Ассирии был чуть больше нежели в других государствах. В последствии многочисленных войн, в которых захватывалось большое число пленников, которых превращали в рабов, в Ассирии наблюдается переполнение рынка бесправных подневольных рабочих. В принципе, отношение к рабам здесь было относительно гуманным – рабов считали за людей (их не принимали за предметы и не считали по головам), угоняя трудоспособное население покоренных народов, ассирийцы предоставляли им возможность брать с собой часть имущества и даже членов семьи. Рабовладельцы, не имея возможности постоянно контролировать своих рабов, предоставляли им определенные вольности – расселяли, давали возможность создать семью, иметь определенный капитал. Рабов, помимо рабовладельцев, могли иметь также лично свободные землевладельцы, что говорит нам о широком применении рабов в сельском хозяйстве. Итак, а древней Ассирии удельный вес труда рабов был несколько больше за счет их большого количества и использования как в личных хозяйствах так и в крупномасштабных сельскохозяйственных угодьях рабовладельцев.
Рис. 8. Быт рабов. Современный рисунок
В древнем Китае рабский труд не сумел вытеснить труд свободных земледельцев в сельском хозяйстве. Из века в век земли возделывались общинами. Но, даже если в сельском хозяйстве преобладал труд свободных людей, в экономике древнего Китая V-IIIв.в. до н.э роль рабского труда была важной и продолжала увеличиваться. В частновладельческих хозяйствах вес труда рабов был несомненно велик. Они выполняли все работы по дому. Раб должен выполнить сто служб. Подняться рано, подмести дом, помыть посуду, в доме делать всю работу: выдалбливать ступки, вязать веники, вырезать деревянные чаши, плести сандалии. Если в доме гости, раб должен готовить праздничный обед, носить воду, топить печь, а также рубить дрова, охотиться на оленей, ловить рыбу и черепах, стрелять диких гусей. Есть рабу можно только бобы, а пить только воду. Если ему захочется вина, он может лишь обмакнуть губы в чашу, но не глотать. «Переделав всю работу, пусть он для отдыха ещё истолчёт в ступе сто литров зерна. В полночь, когда вся работа уже сделана, пусть стирает бельё». Государство так же в больших масштабах эксплуатировало рабов в строительствах, промыслах, ремесленном производстве. Таким образом мы можем с уверенностью говорить о том, что удельный вес труда рабов в древнем Китае был велик и рабство являлось важной составной частью экономики страны.
Рис. 9. Древнеегипетские рабы на строительстве пирамид http://www.liveinternet.ru/tags/%E5%E3%E8%EF%E5%F2%F1%EA%E8%E5+%EF%E8%F0%E0%EC%E8%E4%FB/
В древнем центре мировой культуры и цивилизации – Индии, рабство имело достаточно большую распространенность. В экономике страны доля труда рабов была весьма приличной, особенно в крупных, в том числе царских, хозяйствах. Как и в других государствах наиболее распространенной сферой применения труда рабов было домашнее хозяйство. Конечно же труд подневольных применялся в сельском хозяйстве, но ему постоянно сопутствовал труд наемных рабочих.Подавляющая часть рабов использовалась на наиболее трудных, опасных, монотонных и нечистых работах , где их труд можно было использовать круглый год и легко контролировать. Дальнейшее развитие ремесленных производств, отделение их от сельского хозяйства и развитие торговли всё же приводили к выделению из общин наиболее зажиточных и богатых людей, которые эксплуатировали в своём хозяйстве рабский труд. Как и в других странах древнего Востока, военнопленных обычно обращали в рабство. В ритуале яджны сохранились воспоминания о том, что в древности пленников приносили в жертву богу огня Агни. Однако в историческую эпоху их только ставили на жертвенную площадку и обмахивали горящей головнёй. Вместо людей уже приносили в жертву животных. Пленников же обращали в рабство. В Ригведе встречаются молитвы о приобретении рабов и говорится о дарении рабов. В богатых семьях применялся и труд рабынь. Слово «даса», означающее враг, не-ариец, варвар, раб, указывает на то, что одним из основных источников рабства в древней Индии были войны.
Рис. 10. Рабы на сельскохозяйственных работах. Современный рисунок.
В различных сборнйках законов, наряду с другими категориями рабов, упоминаются рабы, «захваченные под знаменем». Рабство в древней Индии долго сохраняло домашний, патриархальный характер. Жена и дети считались как бы прирождёнными рабами мужа и отца. Поэтому отец имел право продавать в рабство свою дочь. В законах Ману жена, сын и раб считаются в равной мере людьми, не имеющими права собственности. Очевидно, в больших и богатых патриархальных семьях было много рабов, которые обслуживали всё хозяйство этих древнейших рабовладельцев. В перечнях различных категорий рабов на видном месте обычно упоминаются рабы «рождённые в доме» (грихаджа). Одним из источников рабства была и долговая кабала, на что указывают сборники законов. Однако кабальный должник не был рабом в полном смысле этого слова. Только жестокая эксплуатация ставила должников фактически в положение рабов и постепенно приводила к порабощению бедняков богачами. Отличительной чертой древнеиндийского рабства было его широкое развитие при сохранении его домашнего, патриархального характера. Рабов покупали, продавали, дарили, наследовали. Сборники законов тщательно регулировали взаимоотношения между свободными и рабами. Рабы использовались главным образом в домашнем хозяйстве богачей, в царском и государственном хозяйстве, а также на оросительных работах.
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 3937;