Сферы применения труда рабов.

В социальной структуре Древнего Востока долгое время мы можем наблюдать устойчивость общины и длительного сохранения общинных порядков, что обуславливала относительную немногочисленность рабов на Древнем Востоке, так как главной производительной силой общества оставались крестьяне-общинники и в известной степени ремесленники, а рабский труд здесь еще не стал основой всего хозяйства. Восточное рабство носило патриархальный, домашний характер и в основном было приспособлено к обслуживанию личных нужд представителей господствующего класса. Но рабов очень усиленно эксплуатировали на государственном хозяйстве – строительстве каналов, плотин, ирригационных сооружений, искусственных водоемов, храмов и дворцов.

В Древнем Египте масштабное применение труда рабов было в царских и храмовых хозяйствах. В этих хозяйствах роль рабского труда была намного выше чем в хозяйствах вельмож, так как именно там оседала большая часть пленников. Как известно, в эпоху Древнего царства начинается строительство грандиозных сооружений из камня, т.е. пирамид, требующих не только строителей владеющих высоким искусством обработки камня, но и большое количество неквалифицированной живой рабочей силы. В лице этой рабочей силы мы конечно же имеем в виду многочисленных царских рабов. По мнению Геродота в строительстве пирамиды Хеопса было занято не менее 100 тыс. рабов. Но в этом случае понятие рабы можно заменить понятием работники, так как привлеченные в строительство люди получали определенную плату за свой труд и содержались в приемлемых условиях. Возвeдение пирамид былoсвoего рода трудовой повинностью – в виде государствeнного нaлoга. Основные же работники вельможных хозяйств не имели своей зeмли, орудий труда, работали под наблюдением надсмотрщиков и не распоряжались произведенной продукцией, тем не менее вряд ли они были рабами, так как имели свою семью, некоторое личнoe имущество. В письменных текстах их называют «мерет» или «хемуу», в то время как сoбственно рабов обозначали термином «бак».Хозяйства вельмож и храмов облагались налогами, а их работники отрабатывали многочисленные повинности (строительство пирамид, дорог, перевозка тяжестей, погрузка судов и др.) в пользу центральной власти. За особые заслуги фараоны могли освобождать отдельных вельмож и храмы от налогов и пoвинностей, дaруя им так называемые иммунитетные грамoты.

 

Рис. 2. Принесение рабов в жертву. http://www.agitclub.ru/museum/revolution1/spar/bunt01.htm

В древних государствах Месопотамии Шумере и Аккаде рабство было в основном патриархальным. Основными производителями были не рабы, а рядовые общинники или работники царско-храмовых хозяйств. Однако, в этих государствах был очень низкий уровень технического прогресса в сельском хозяйстве, что объясняется в значительной степени своеобразными условиями рабского труда. По мере распада старых сельских общин количество рабов в стране увеличивалось. Одновременно с этим пленников захваченных во время войн, обращали в рабство. Следовательно, в сельском хозяйстве стал широко применяться труд рабов. По мере развития рабства стало возможным увеличение количества рабов в хозяйстве.

 

Рис. 3. Рабы трудящиеся на строительстве пирамид в Египте http://www.agitclub.ru/museum/revolution1/spar/bunt03obz.htm

 

В Вавилонском царстве рабы являлись низшим классом. Но несмотря на это они занимали важное место в вавилонском обществе. Различались рабы частновладельческие, государственные (или дворцовые), рабы мушкенумов, храмовые рабы. Преимущественно патриархальный характер рабовладения обуславливал признание за рабами ряда личных и имущественных прав. Например после смерти раба, его имущество делилось пополам: половина переходила жене и детям, а другая половина – господину. Или в случае, если раб вступил в брак со свободной женщиной, то дети от этого брака считались свободными (ст. 175-176 З. Х.). Когда хозяева не могли использовать труд рабов в своем хозяйстве или считали такое использование невыгодным, рабы нередко получали некоторое имущество (пекулий), обязуясь платить определенный оброк своему хозяину. Пекулий состоял из движимого (деньги, скот и т. д.) и недвижимого (поля, дома) имущества, собственником которого был хозяин раба. Этим имуществом раб должен был пользоваться грежде всего в интересах своего господина. Величина оброка раба господину колебалась в зависимости от имущества раба, но в среднем в денежном исчислении он составлял 12 сиклей серебра в год. В I тысячелетии до н. э. в Вавилонии было немало рабов, имевших семью, владевших рабами, домами и значительным имуществом, которым они могли распоряжаться, например закладывать, сдавать в аренду или продавать. Рабы могли также иметь свои печати, выступать свидетелями при заключении различных деловых сделок. Кроме того, они могли судиться между собой и со свободными, разумеется, за исключением своих хозяев. Не удивительно, что такие рабы покупали для работы в своих хозяйствах других рабов, а также нанимали рабов и свободных. Однако эти богатые рабы не могли выкупиться из рабства, так как право отпуска раба на свободу во всех случаях принадлежало исключительно хозяину. И чем богаче был раб, тем невыгоднее было хозяину отпускать его на свободу. В таком относительно привилегированном положении находилось лишь меньшинство рабов, а большая их часть работала под присмотром своих хозяев и не владела никаким имуществом. Наиболее непокорных рабов, неоднократно совершавших побеги, держали под особым надзором в специальных работных домах, где был установлен тюремный режим.

 

Рис. 3. Рабство древнего Египта http://www.egypt-portal.ru/index8f62.php?m=200911

Труд рабов в древнеиндийском обществе также имел меньший удельный вес нежели в обществах развитых рабовладельческих государств Средиземноморья, но это не значит что он был незначителен. Рабовладельческая знать Древней Индии стремилась сделать принадлежащее ей хозяйство в наибольшей степени самообеспеченным. В этом случае к числу работ в домашнем хозяйстве относились и такие работы, как помол и обсушивание зерна, приготовление молочных продуктов, снабжение водой, выжимка масла, ткачество, плетение циновок, уход за домашними животными, ремонтно – строительные работы. Все эти работы выполнялись рабами наряду с личным услужением. Также рабы принадлежали государству и могли быть коллективной собственностью (т.е. собственностью общины). Рабский труд использовался в хозяйствах царя и знатных лиц на строительствах общественных сооружений и рудниках.

 

 

Рис. 4. Раб трудящийся в поле http://inqs.karnage.ru/other/2010/11/09/3422

 

Существует источник, повествующий о том что были крупные царские хозяйства, в большей степени основанных на труде рабов. Мы можем предполагать, что некоторые представители рабовладельческой знати также могли иметь такие хозяйства, но для экономики Древней Индии рабовладельческие латифундии с большим количеством рабов, занятых на полевых работах, не характерны. Рабский труд использовался в царских мастерских (оружейных, ткацких) упоминаются виды тяжелого труда , который был уделом исключительно рабов. В земледелии, труду рабов неизменно сопутствовал наемный труд. Знатные дома в Индии обслуживались рабами, имевшими профессии водоносов, массажистов, актеров, певцов и поваров. Также к этой категории относились банщики, носильщики палантинов, гаремная прислуга.

 

Рис. 5. Угнетение рабов в древневосточных государствах http://myblogntl.blogspot.ru/2012/04/blog-post.html

 

В Древнем Китае сельскохозяйственный труд V – III в. до н.э. по-прежнему был занятием свободных земледельцев – общинников. Однако, в хозяйственной жизни древнекитайских царств в этот период увеличивается роль рабского труда. Рабы все чаще стали применяться на строительных работах, в скотоводстве, ремесле и тяжелых работах на промыслах. Стали появляться крупные частные рабовладельческие хозяйства, причем некоторые из них насчитывали по нескольку сотен и даже тысяч рабов. Источники сообщают о частных железорудных и соляных промыслах, использующих труд сотен рабов. По свидетельству СымаЦяна, в царстве Ни, где было слабо развито рабовладение, некий ДяоЦзянь приобрел огромное состояние, используя труд рядовых рабов и рабов – военнопленных при перевозке грузов, в соляном промысле и на рыбной ловле. Рабы также использовались и государством на промыслах, в ремесле и строительстве.

 

Рис. 6.Рабы на полевых работах

 

Толпы государственных рабов тащили по берегам рек лямки от барж с зерном. Во времена, когда военные нужды государства потребовали создания тяжеловооруженной конницы, было значительно увеличены площади государственных пастбищ и множество рабов отправлялось для ухода за табунами. Применение труда государственных рабов на промыслах и в ремесле получило особенное распространение с конца II в. до н.э., то есть после введения государственных монополий на соль, железо и отливку монеты. Так были организованы специальные государственные мастерские, куда было отправлено большое множество рабов.

В древневосточном государстве Урарту класс рабов был достаточно многочислен в связи с тем что это царстве постоянно вело войны с другими государствами. Термин «раб» на урартском языке обозначал военнопленного, иноземца. И благодаря стабильному поступлению рабочей силы произошел расцвет и динамичное развитие урартской экономики. Как и в древней Ассирии имело место образования поселков государственных рабов, обязанностью которых являлось ведение самостоятельного хозяйства. Часть рабов поступала в частные и царские хозяйства и трудилась в мастерских и сельском хозяйстве. Как и для всего древнего Востока для Урарту была характерна жесточайшая эксплуатация и бесправное положение рабов. Отмечены частые случаи побегов рабов от своих хозяев.








Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 6374;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.