Мировоззрение и непогрешимость
Креационисты-младоземельцы говорят, что Библия – это непогрешимое Слово Божие – верное во всех деталях – и что всю науку надо подгонять под это толкование; «постепенные креационисты» говорят, что Библия непогрешима, но определённые её отрывки надо герменевтически перетолковать, подгоняя их под науку; а сторонники аккомодации скажут, что Библия – это богодухновенное Слово Божие, но, поскольку первые главы Книги Бытие не соответствуют тому, что мы сейчас знаем о науке, они, видимо, не историчны и поэтому их нельзя принимать как основу богословия. Мировоззренческий подход, с другой стороны, гласит, что Библия – это богодухновенное Слово Божие; что библейская история не вполне эквивалентна истории реальной – это модификация реальной истории, окрашенная мировоззрением библейских авторов; но это историческая основа придаёт вес и убедительность базовым доктринам христианства, например, о грехе и благодати.
В связи с проблемой непогрешимости встаёт ряд важных богословских вопросов. Как Бог взаимодействует с человечеством и как Он открывал Себя через Святого Духа на протяжении тысячелетий? Диктовал ли Бог Своё слово прямо в умы библейских авторов, так что в результате можно было бы ожидать непогрешимого сообщения? Или же Он встречался с библейскими авторами там, «где они были», и позволял им записать его откровение их собственным литературным стилем и исходя из их собственной культурной и мировоззренческой позиции? Мировоззренческий подход склоняется ко второму варианту и поэтому считает Библию не безошибочным, а богодухновенным Словом Божиим.
Однако один тот факт, что мировоззренческий подход не считает Библию безошибочной, не означает, что он отрицает божественное вдохновение или откровение. Просто утверждается, что библейским авторам было позволено выражать своё взаимодействие с Богом, исходя из их собственной литературной базы и научных знаний. Делает ли Библию недостоверной то, что в неё включены наивные научные взгляды древних? Нет, потому что эти наивные научные взгляды – это часть реальной истории. Библия – документ неисторический в том случае, если она не согласуется с реальной историей, и именно тогда рассказы Книги Бытие становятся мифологическими, а значит и недостоверными. Соответствие реальной истории делает Библию надёжной. Значит ли это, что Библия адресована не ко всем людям, не во всех культурах и не во все времена? Нет, это значит, что Его откровение адресовано ко всем людям, во всех культурах и во все времена, а наука – нет. Его вневременное откровение будет таким же для людей 400 лет спустя, когда научные знания определённо превзойдут нынешние. Бог Своей волей направлял мышление и писательский труд библейских авторов, но не учил их естествознанию.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 912;