Суточный» взгляд
Таблица 2.1: «СУТОЧНЫЙ» ВЗГЛЯД МНЕНИЕ:Дни в Книге Бытие – это буквальные 24-часовые сутки, отмеченные вечерами и утрами | |
ЗА | ПРОТИВ |
1. Традиционное мнение церкви на протяжении веков. Оно было поставлено под сомнение только наукой XVIII-XX вв. | 1. Противоречит научным открытиям. Астрономия: Вселенной 13,7 млрд. лет Геология: планете Земля 4,6 млрд. лет Антропология: ископаемые находки людей |
2. Самое простое и буквальное прочтение текста. | 2. Интерпретация представляется внутренне противоречивой; например, если солнце было сотворено только в 4-ый день, как в первые три дня могли быть вечер и утро? |
3. Так трактуют Бытие 1 многие учёные-ветхозаветники и гебраисты | 3. Много других уважаемых библеистов склоняются к толковать эти дни как долгие. |
4. Представляется, что его подтвержда-ют другие библейские тексты, напр., Исх. 20:11 «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю…» | 4. Незаконченный 7-ой день; мы всё ещё в Господнем «дне покоя» после сотворения в Бытие 1. Если 7-ой день является долгим, почему бы не быть долгими остальным 6 дням? |
5. Если вы отклоняетесь от этого толкования, вы оказываетесь на «скользком склоне» - сползаете к перетолкованию всей Библии. | 5. Быт. 2:19-20. Как мог бы Адам назвать все миллионы животных в 6-ой день, если бы это были буквальные сутки? |
Согласно этому взгляду, дни в Книге Бытие – это буквальные 24-часовые сутки, причём каждый день отмечен вечером и утром. «Суточный» взгляд называют также «научным креационизмом» или «младоземельным креационизмом», и эта богословская позиция наиболее популярна среди христиан-евангелистов. Некоторые церкви или христианские учреждения даже включили младоземельный креационизм в свои уставы или делают это требованием к вере для членства.[17]
За
Есть ряд пунктов за «суточное» толкование Бытие 1, все из которых носят богословский характер (табл. 2.1). Это мнение было традиционной позицией христианской церкви на протяжении веков, а особенно зацементировалось в церковном сознании после того, как в 1611 г. была издана Библия в версии короля Иакова. В то время Бытие 1 толковали буквально почти все, и только в XVIII-XX вв. это толкование было поставлено под вопрос открытиями современной науки. Хотя традиционные толкования нельзя отбрасывать без развёрнутого обоснования, традиция часто оказывается неверной.
Возможно, самый сильный довод младоземельного креационизма за «суточное» толкование состоит в том, что это самое прямое прочтение библейского текста. Это один из важнейших принципов герменевтики: не менять явного смысла текста своим вмешательством. Прямой смысл Бытие 1 «универсален» тем, что он был понятен людям на протяжении веков. Без научных знаний, которые есть у нас сегодня, не было иной альтернативы принятию Бытие 1 «как написано». Если нашему нынешнему пониманию науки или древней культуры позволить изменять прямой смысл текста, опасность будет в том, что мы можем покатиться по «скользкому склону» натурализма, когда люди будут трактовать Библию, как им вздумается.
Ещё одним важным герменевтическим принципом является то, что Писание нужно толковать с помощью Писания. В случае Бытие 1 представляется, что другие библейские тексты, такие как Исход 20:11, подтверждают «суточное» толкование слова «день»: «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его». С чисто богословской и герменевтической точки зрения «суточный» взгляд на Бытие 1 кажется оправданным, почему столько учёных-ветхозаветников и гебраистов и толкуют эти тексты таким образом. Однако против этого взгляда есть серьёзные возражения – и научные, и богословские.
Против
Основная трудность с «суточным» взглядом состоит не только в том, что он подразумевает сотворение мира за шесть буквальных дней, но и, в сочетании с родословиями Книги Бытие (см. главу 3), что Вселенной и планете Земля всего около 6000 лет. А такая трактовка прямо противоречит открытиям современной науки!
По последним астрономическим данным, Вселенной не 6000 лет, а около 13-14 млрд. Этот возраст получается по составленным недавно картам космического реликтового микроволнового излучения (рис. 2.1), но есть и множество других независимых цепочек астрономических фактов, подтверждающих очень большую древность Вселенной в районе 10-17 млрд. лет. Описание этих фактов выходит за рамки темы данной книги; всем, кто интересуется христианской апологетикой на эту тему, рекомендуются книги астронома Хью Росса: «След перста Божия» (The Fingerprint of God), «Творец и космос» (The Creator and the Cosmos) и «Творение и время» (Creation and Time).[18]
Рисунок 2.1. Высокоразрешающая карта микроволнового излучения, испущенного всего через 380 тыс. лет после начала Вселенной. Это изображение всего неба указывает на то, что Вселенной 13,7 млрд. лет (точность до 1%) и она состоит на 73% из тёмной энергии, на 23% из холодной тёмной материи и всего на 4% из атомов. С сайта NASA, 19 февраля 2003 г.
13-14 млрд. лет возраста Земли соответствует и возраст планеты Земля в 4,5-4,6 млрд. лет. Эта цифра также основана на множестве независимых цепочках данных, некоторые о некоторых из которых будет рассказано в главе 3. По антропологическим и археологическим данным первые виды гоминидов (человекообразных) датируются временем 4-6 млн. лет назад, а появление современного Homo sapiens – почти 200 тыс. лет назад. Эта тема будет раскрыта в главе 7.
Сторонники научного креационизма («суточный» взгляд) реагируют на научные данные о древности Вселенной и Земли, или отрицая этих данных, или перетолковывая их в свете своего 6000-летнего богословия. Это немаловажно, потому что, вдобавок к отрицанию астрономии, геологии и антропологии, отрицаются также некоторые фундаментальные принципы физики, химии, биологии, палеонтологии, генетики и т.д. Может ли ошибаться сразу вся наука? Можно ли так легко отказаться от основных механизмов научного исследования, на которых основана вся сегодняшняя технология? И можно ли оправдать «суточную» позицию, если она противоречит огромному количеству научных данных?
Кроме научных данных против «суточного» взгляда, с таким толкованием есть ещё и ряд богословских проблем. Одна из них в том, что события Бытие 1 представляются внутренне противоречивыми. Если солнце было создано только в четвёртый день, как могли быть «вечер» и «утро» в первые три дня? Может быть, слова «утро» и «вечер» относятся к чему-то иному, чем ежедневный цикл, и их надо трактовать как обозначения начала и окончания более длительных периодов?
Есть и проблема седьмого дня, где не сказано об «утре и вечере» - этот день не окончен и всё ещё продолжается. В седьмой день Бог успокоился от Своего созидательного труда и покоится до сих пор. В Бытие 2:3 слово «день» относится ко всему периоду покоя Божия от сотворения Вселенной. Этот «день» начался после того, как Он завершил творческие действия и продолжается, как минимум, до возвращения Христа.[19] Поэтому, если седьмой «день» долгий, почему не могут быть длиннее одних суток?
Ещё одним указанием на то, что «дни» в Бытие 1 могут не относиться к буквальным суткам, является Бытие 2:4: «Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо». Слово «происхождение» - это еврейское толедот, которое обозначает происхождение на протяжении долгого периода (т.е. повествования, документы, семейные истории).[20] Этот стих указывает на предшествующий текст Бытие 1:1-2:3,5[21] и таким образом, «происхождение» подразумевает более продолжительный период, чем шесть буквальных дней. Этот стих будет ещё раз обговорен в главе 7, поскольку он имеет отношение к истории Адама и Евы.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 864;