Литературный взгляд или мировоззренческий подход
Мало кто слышал о литературном взгляде (иногда его также называют «рамочным» взглядом). Хотя параллельная конструкция Бытие 1 отмечалась учёными на протяжении веков, только после расшифровки клинописных текстов из Междуречья в конце XIX – начале ХХ вв. была признана значимость этих текстов для Бытие 1.
Согласно литературному взгляду, «дни» в Книге Бытие – это дни образные, где о творческих действиях Бога повествуется в порядке тематическом, а не в строго последовательном. Повествование включает в себя элемент времени (т.е. начинается «в начале» и движется к сотворению людей), но стиль повествования не ограничен временной последовательностью событий. Важнейший аспект литературного взгляда состоит в утверждении, что рассказ в Бытие 1 был написан в соответствии с условностями и стилем литературных произведений, преобладавшими на древнем Ближнем Востоке около 4000 лет назад.
Одной из литературных условностей жителей древнего Междуречья было использование в их произведениях множества повторов, причём повторялись не только слова, но и числа, фразы и структурные элементы, такие как параллелизм. Превосходные примерами повтора слова, фраз и структуры мы видим в Быт. 1:11-12, 1:27 и 2:1. Помимо употребления повторов, в речь часто тщательно вплеталась аналогия.[24] Более того, по мировоззрению жителей Междуречья, речь не только констатировала факты, но и создавала их реальность. Таким образом, в Бытие 1, когда Бог сказал: «Да будет свет», свет был сотворён. В Междуречье верили также в идентичность и сущностное единство объекта и имени: существо или предмет возникали только тогда, когда им присваивалось название – как в Быт. 2:19, где Адам называет всех животных. Кроме того, жители Месопотамии любили играть словами; например, адам (человек в общем) в Бытие 1 и Адам (конкретный человек) в Бытие 2, или Фалек в Бытие 10:25 – это имя значит «разделение», так как «во дни его земля разделена». Во всех эти играх со словами не было ничего неуместного – это была сама основа интеллектуальной мысли в Междуречье.[25] Такой тип мышления или мировоззрения совершенно чужд нашему мышлению, но его нужно учитывать при трактовке Книги Бытие, так как то, откуда библейские авторы «происходили», является основополагающим моментом для этой книги.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 961;