НЕВРОТИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ
Страхи, беспокойство, панические и кратковременные депрессивные состояния, давящие головные боли и тошнота — все эти состояния периодически испытывает почти каждый человек во время или после трудных ситуаций, при которых перечисленные ощущения и переживания всеми расцениваются как «нормальные». Но у некоторых людей эти симптомы появляются без видимой внешней причины, или же они выражены в большей степени, или повторяются чаще, чем у большинства. Эти переживания, которые можно назвать «невротическими», могут сопровождаться потливостью, учащенным пульсом, сердцебиением, расстройством пищеварения, нарушением дыхания, учащенным мочеиспусканием или поносом, то есть всеми хорошо известными соматическими коррелятами эмоций. Не считая того, что эти симптомы тягостны, неприятны и вынуждают больных искать помощи, обычно они сопровождаются некоторой несостоятельностью пациентов в повседневной жизни. Больной секретным образом блокируется и не может приступить к выполнению определенных действий в семейных, общественных и сексуальных отношениях или в повседневной работе, несмотря на имеющееся желание их выполнить. Домохозяйка не может выйти из квартиры, при попытке это сделать у нее появляется беспокойство и тревога. Мужчина становится тревожным из-за опасения оказаться несостоятельным во время полового акта. Другого охватывает состояние внезапного страха, появившееся после скоропостижной смерти двух его сотрудников. Третий, занимая должность выше уровня своей компетентности, страдает головными болями, значительно снижающими его трудоспособность.
Встречаясь с людьми, имеющими такого рода симптомы, сразу же возникает вопрос о диагнозе. Болен ли этот человек, находится ли он в состоянии повышенной восприимчивости, и, если это так, то чем вызваны эти расстройства? Являются ли эти симптомы верхушкой айсберга, а другие расстройства будут обнаружены при обследовании? Как они будут меняться со временем? Не начало ли это шизофрении или депрессивного состояния, при котором депрессивное настроение еще не появилось, но другие признаки биологической депрессии уже есть: раннее пробуждение, потеря аппетита, затруднение сосредоточения, общая слабость? Любой человек после 40 лет, у которого впервые появляются «невротические» симптомы, по всей видимости, страдает или депрессией, или каким-нибудь нераспознанным органическим заболеванием, возможно, пресенильной деменцией, височной эпилепсией или злокачественным новообразованием.
А может быть, мы имеем дело с личностными расстройствами по типу эмоционального дальтонизма, когда человек постоянно попадает в социальные и эмоциональные затруднения, неизвестные большинству людей, и реагирует на это раздражением, гневом или депрессией? Изредка это состояние может иметь конституциональное происхождение. В других случаях необычные переживания юности и неправильное воспитание, по-видимому, могут оказывать мощное влияние на состояние человека в настоящее время. Бывает, что больной не может избежать какого-нибудь события и в то же время не может смело принять его и действовать, в результате чего оказывается в состоянии внутренней борьбы мотивов — как поступить. Таких людей можно рассматривать как больных неврозом или как лиц, страдающих личностными расстройствами.
Если установлено, какая ситуация вызывает у больного тревогу, беспокойство или другие симптомы, ему можно помочь избежать ее без переживания чувства стыда или, еще лучше, по возможности, изменить ситуацию для больного таким образом, чтобы она больше не тревожила и не выводила его из состояния равновесия. Но это может сломить его самооценку, сложившуюся в борьбе с настоящими трудностями. Предоставление больному достаточного времени для беседы убеждает его в том, что врач ценит его, и это побуждает его к лучшему пониманию самого себя. Больные узнают, что они не единственные в своем роде, что подобные болезни есть и у других людей, что о них можно говорить открыто, не подвергаясь критике и осуждению. Эти расстройства возникают не по вине больных и не должны вызывать у них чувство стыда. Они учатся также понимать свои расстройства, интерпретировать имеющиеся симптомы не как обязательно соматическое заболевание, узнают, что иногда они могут быть проявлениями внутренних эмоций или фиксирующимися с годами болезненными реакциями на психотравмирующие ситуации. Больные понимают, как действуют факторы, которые прежде игнорировались или не осознавались. Человеческий разум стремится к ясности и определенности, поэтому у больных может возникнуть необходимость в объяснении их собственной гиперсенситивности — сегодняшней болезни, неправильного воспитания в прошлом или семейной динамики. Больные придают большое значение нарушению физиологических функций, которое ведет к внушающим сильное беспокойство соматическим симптомам.
Осознание того, что врач понимает состояние больного, усиливает его надежду на будущее. Надежда может ослабить симптомы, а более мягкие и реже повторяющиеся болезненные признаки могут исчезать спонтанно, не возобновляясь в дальнейшем в виде обострений расстройств. В некоторых случаях достаточно одного часа беседы с врачом, чтобы у больного началось выздоровление. Очень полезно устранение симптомов заболевания с помощью лекарственных средств, которые приносят облегчение больному, показывают возможность врача помочь ему, останавливают прогрессирование патологического процесса. После устранения симптомов жалобы прекращаются, общее состояние большинства больных, как правило, улучшается, за исключением тех, которые используют болезнь для избежания каких-нибудь нежелательных для них ситуаций.
Психотерапия более прогрессивного типа — аналитическая и бихевиоральная, индивидуальная, групповая и семейная — направлена на перевоспитание больного, а иногда также и близких членов его семьи таким образом, что ранее возникшие, до некоторой степени скрытые заблуждения исчезают, прекращая угнетать больного или создавать конфликты. Когнитивная терапия может оказаться очень эффективной, показания для этого вида лечения зависят от личности, способности к сотрудничеству и интеллекта больного. Эти методы требуют много времени и подходят не каждому больному; к счастью, нередко можно обойтись без них, особенно если лекарства применяются в тех случаях, когда они нужны и не отвергаются из каких-либо теоретических соображений. Не существует такого правила, что психологические проблемы могут решаться только психотерапевтическими методами или что эффективными могут быть только собственные усилия больного. Основной целью лечения должно быть облегчение страданий и по желанию больных расширение свободы их действий в пределах возможного. Понятно, насколько важным является лечение основного заболевания, если невротические симптомы входят в структуру депрессивного состояния, шизофрении или органического заболевания. Но когда невротические расстройства представляют собой легкую дезадаптивную реакцию в структуре общего поведения больного с небольшим количеством симптомов, лечение играет меньшую и обычно кратковременную роль. Планируя лечение и предполагаемые результаты его, необходимо, чтобы оно соответствовало структуре заболевания с учетом различий между острым его течением, острым, переходящим в хроническое, и хроническим течением заболевания.
Дата добавления: 2015-02-23; просмотров: 652;