ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 6 страница

Взгляды представлены в его публицистических (а не литературных работах. Особенность – учение о непротивлении злу насилием. Он отвергает государственное насилие, с которым связано все зло (частная собственность, эксплуатация, неравенство), приходит к учению анархизма. С анархистских позиций трактует право как совокупность узаконений, не имеющих ничего общего со справедливостью. В качестве борьбы с государственным насилием – «неделание» - отказ от сотрудничества с государством.

Во–первых, мыслитель полагал, что насильственное искоренение общественного зла приводит к ожесточению нравов, к проявлению жестокости и насилия в новых формах, в новых вариантах, в результате чего общественное зло не только не искореняется, а наоборот, увеличивается. Он часто повторял, что нельзя тушить огонь огнем.
А во-вторых, внимательно изучив историю всех, имевших место в Западной Европе насильственных революций, он пришел к неутешительному выводу о том, что они не привели к желаемому результату, а «власть правящих классов только усилилась».

У Толстого появились последователи, которые организовывали свои коммуны, однако Толстой противился политической борьбе.

Толстой вовсе не был религиозным мыслителем, и вся его религия, все рассуждения о Боге, целиком сводятся к проповеди непротивления злу насилием. Религия – средство решить общественно-политические вопросы. При этом он изучал многие религиозные системы и считал искренне, что именно в христианстве воплощено ненасилие. Но при этом он ссылался на Будду, пророка Мухаммеда, Монтеня, Вольтера, компилировал суждения многих других мыслителей.

Повлиял на Ганди (Ахимса), Мартина Лютера Кинга. «Когда человек скрупулёзно следует законам общества, он в состоянии судить о том, какие из законов хороши и справедливы, а какие несправедливы и порочны. Только тогда у него появляется право на гражданское неповиновение определенным законам в точно определенных обстоятельствах». – Ганди о Толстом.

Современная теория ненасильственной политики включает в себя, наряду с естественно-правовыми идеями, и положения такой новой науки, как синергетика – о самоорганизации политических систем и недопустимости вмешательства в естественные процессы, обеспечивающие саморазвитие общества. Неотъемлемой частью теории ненасилия является учение об активных ненасильственных методах социальной борьбы, включая и самое радикальное из них - гражданское неповиновение.

 

  1. Особенности политико-правовой идеологии русского либерализма конца XIX – начала XX века

После отмены крепостного права (1861 г.) правительство России провело ряд реформ (судебная, земская, городская, военная и др.), которые подготовили почву для перехода ее к промышленному строю. Однако реформы носили половинчатый характер, не решали острейшие социальные, правовые и политические проблемы. Россия была отсталой страной с самодержавным государством, замшелой правовой системой, с рядом пережитков сословного строя, с нарастающими и обостряющимися классовыми и сословными противоречиями, грозящими социальным взрывом.

В этот период в России продолжалась деятельность социалистов-народников, призывавших крестьян к социальной революции.

Развивалась либеральная мысль. Большинство либерально настроенных мыслителей теоретически обосновывали создание в России конституционной монархии, необходимость широких правовых реформ, формирование правового государства, юридического закрепления прав личности.

 

  1. М.М.Ковалевский о государстве и праве

Максим Максимович Ковалевский – 1851-1916 – правовед, историк, экономист, политический деятель. Закончил юрфак в Харькове, познакомился потом в Лондоне с Марксом, которого считал учителем, несмотря на то, что не был марксистом. 1878-80 – магистр и доктор по истории права. Потом – профессор государственного права (вместе с Муромцевым). Потом – уволен и проживал за границей. 1906-16 – читал лекции в СПб, слушатель – Сорокин Питирим, например.

Основные труды – «Современный обычай и древний закон: обычное право осетин», «Закон и обычай на Кавказе», «Происхождение современной демократии», «От прямого народоправства к представительному и от монархии к парламентаризму», «Общее учение о государстве» (1909), «Социология» (1911).

Каждая социальная группа, по Ковалевскому, есть прежде всего "замиренная среда", в которой вместо борьбы водворяется "солидарность, или сознание общности интересов и взаимной зависимости друг от друга". Право, по Ковалевскому, — это "нормы, ставящие себе целью поддержание и развитие солидарности", "приводимые в жизнь организованной силой общества — государством", обладающие принудительной силой.

Понятие права в концепции Ковалевского имеет двоякое значение: 1) право есть отражение требований солидарности и обусловленной ею идеи долга, заставляющей индивидов брать на себя обязанности, чтобы сохранить интерес группы; это право предшествует государству и порождает позитивное право; 2) позитивное право содержит правила, призванные либо расширить, либо ограничить свободу индивида (зависит от того, в какой степени государство берет на себя функции, ранее исполняемые общественными союзами).

Он был сторонником позитивизма, поэтому рассматривал право по аналогии с естественными науками. Особую роль играет закон эволюции Дарвина. Занимался разработкой генетической социологии как части социологии. В центре его внимания находились вопросы общественной жизни, связанные с происхождением социальных институтов. Основу составлял историко-сравнительный метод. Поскольку жизнь опережает право, то нельзя, не обращаясь к истории, выявить природу права.

Он рассматривал право как продукт исторического развития общества и отстаивал идею зависимости между существующим правом и экономическим, политическим, религиозным укладом жизни. Развитие права зависит от роста гражданственности. Для целей законотворчества нужно заниматься сравнительным правоведением.

Связывал понятие права с человеческой солидарностью, которая присуща любому обществу. Это продукт социального приспособления, который имеет исторически изменчивый характер. Право возникает раньше государства как право родоплеменное. Оно может отрицать государство.

Государство возникает в результате психического воздействия власти на население. Власть возможна лишь тогда, когда ей добровольно подчиняются. Зародыш государства возникает при захвате одной ордой другой, когда к ней начинают под страхом добровольно присоединяться.

Критиковал юридический догматизм за абсолютизацию нормативного начала права, критиковал естественное право. Стремился объединить в творчестве историческую, социологическую и догматическую школы права.

Основной закон социологии – закон прогресса. Сущность - в росте общественной солидарности и единства между группами, классами и народами, т.е. социальной гармонии эволюционным путем. Право с этой точки зрения – нормы, цель которых поддерживать и развить солидарность, государство – организованная сила общества, с помощью которой эти нормы воплощаются в жизнь. Для России лучшая форма – «демократическая монархия»

 

  1. ППУ Б.Н.Чичерина

Либеральная мысль зарождалась в постоянном противостоянии и преодолении традиций самодержавного и крепостнического произвола, бюрократической безответственности. Она была направлена на поддержку и обоснование дальнейших реформ, на признание за индивидом права на достойное существование. Одной из центральных тем либеральной правовой публицистики стало воспитание уважения к праву.

Крупнейшей фигурой в либеральной философской мысли второй половины XIX века был Борис Николаевич Чичерин (1828–1904), автор пятитомника "История политических учений" (1869–1902), а также ряда фундаментальных работ в области государствоведения и философии права – "О народном представительстве" (1866), "Курс государственной науки" (3 части, 1894–1898),"Философия права" (1900).

Государство, по Чичерину, предстает в истории союзом народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемого верховной властью для общего блага. Частное благо есть цель не государства, а гражданского общества. Государство обеспечивает безопасность и осуществление нравственного порядка, оно же определяет и защищает права и свободы. При этом государством определяются права гражданские, а не так называемые естественные права.

Сама область естественного права – в отличие от права положительного – это область требований правды, справедливости, это "система общих юридических норм, вытекающих из человеческого разума и долженствующих служить мерилом и руководством для положительного законодательства". Справедливость как общее разумное начало и есть мерило, с помощью которого разграничивается область свободы отдельных лиц и устанавливаются требования законов. Цель социально-политического развития – избежать крайностей индивидуалистического анархизма и механического этатизма и суметь гармонически сочетать личное и государственное начала, индивидуальную свободу и общий закон.

Право не сводимо к пользе или к интересу, его сущность связана со свободой как индивидуалистическим и априорно-метафизическим началом. Право с этой точки зрения есть внешняя свобода человека, определяемая внешними законами. Поскольку закон определяет права и обязанности, т.е. "свободу с ее границами" и вытекающими отсюда отношениями, то эти границы и есть основное начало права как идеи, как нормы свободы. Чичерин частично использует гегелевскую трактовку права как развития идеи свободы, но критически относится к ее этатическим и антииндивидуалистическим истолкованиям. Свобода в его трактовке предстает в следующих ступенях развития – внешняя (право), внутренняя (нравственность) и общественная свобода. Другими словами, свобода как субъективная нравственность переходит в объективированную и сочетается с правом как нормой свободы в общественных союзах – семье, гражданском обществе, церкви, государстве.

Суть либерализма, по толкованию Б.Н. Чичерина, состоит в представлении о человеке как о существе свободном, которое в таком качестве вступает в общество. Он остается свободным даже тогда, когда ограничивает свою волю совместной волей других, подчиняясь гражданским обязанностям и повинуясь власти. Он и здесь сохраняет свое достоинство человеческое и прирожденное право на беспрепятственное развитие разумных своих сил.

И в обыденной жизни, и в общественном мнении либерализм, по Чичерину, предстает в нескольких главных направлениях. Низшую ступень занимает либерализм уличный. Уличный либерал подвержен своеволию, он больше всего любит шум, ему хочется волнения для волнения. У него отсутствует терпимость, уважение к чужому мнению и к человеческой личности.

Другой вид либерализма Чичерин именует либерализмом оппозиционным. Однако в этой категории весьма пестрая смесь типов.

Если либеральное направление желает получить действительное влияние на общественные дела, оно должно искать иных начал, положительных; оно должно приноравливаться к жизни и искать уроков из истории; оно должно действовать с пониманием природы и необходимых условий осуществления власти и не становиться к ней в систематическое враждебное отношение, оправдывая себя избранием беспристрастной и независимой позиции. Такой либерализм Чичерин называет либерализмом охранительным. Сущность его он усматривает в "примирении начала свободы с началом власти и закона". Свобода не состоит в одном лишь приобретении и расширении прав. "Человек потому только имеет права, что он несет на себе обязанности, и, наоборот, от него можно требовать исполнения обязанностей единственно потому, что он имеет права".

В бытность свою профессором Московского университета Чичерин подготовил обширное исследование "История политических учений" (т. 1–5, 1869–1902). Он находит в истории политической мысли повторение одних и тех же воззрений и считает при этом, что человеческий ум, направленный на теоретическое и практическое исследование этого предмета, периодически перебирает одну за другой все его разнообразные стороны. Отличие более поздних циклов учений о государстве, законах и судебной деятельности от предшествующих состоит, по его мнению, в большем или меньшем развитии исходных начал, в методе исследования, иногда в примеси посторонних элементов, хотя существенное содержание учений остается прежним.

Все то, что Гегель считает преходящим моментом в развитии, на самом деле, по толкованию русского философа, суть вечные элементы человеческого духа, сохраняющие свое значение и в дальнейшем движении. Представив это движение из нескольких "вечных" элементов, Чичерин дал типологию конкретно-исторических синтезов вечных элементов.

 

  1. Социологическая концепция права С.А.Муромцева

Социологическое направление в теории права и государства методологически исходило из того, что существование и развитие права и государства определяются общественными факторами. Большое внимание представители этого направления придавали изучению общественных интересов и отношений, классификации социальных групп, исследованию психологических и моральных основ государства и права.

Выдвинутая Р. Иерингом теория юридически защищенного интереса нашла немало сторонников в России. Наиболее известными из них были С. А. Муромцев и Н. М. Коркунов

Сергей Андреевич Муромцев – основоположник социологической теории права. Родился в СПб, учился в Германии у Иеринга, профессор римского права в 1877-84, потом продолжил науку самостоятельно, первый председатель ГД РИ.

Право нужно исследовать эмпирически во взаимодействии с другими социальными явлениями. Право – не чистая форма, но одно из выражений всей социальной жизни общества. Значение уделял психологической составляющей права.

Общество – исходный момент при определении понятия права. Право есть порядок отношений, защищенных организованным способом. Норма – атрибут правового порядка, фактор в процессе его образования. Он отождествил право с отношениями, правовые среди них выделяются благодаря порядку защиты с помощью органов. Право есть правовой порядок. Возможно существование право вне государства.

В догосударственных обществах возможна организованная форма защиты – по решению совета старейшин, например, наказывается лицо изгнанием.

Неорганизованная форма - в зависимости от обстоятельств в формах, не определенных заранее. В цивилизованных обществах среди органов важную роль отводил суду, в задачу суда входит приведение порядка в соответствие со справедливостью. Именно суд могут изменять право.

Граница права и неправа – организованное принуждение. При этом трактуется широко. Муромцев считал необходимой санкцию у нормы.

К праву нравственные явления не относятся. Возможно существование мертвых норм, которые не порождают правовые отношения, поскольку смысл права в отношениях.

Право – общее народно-правовое убеждение. Обращает внимание на психическую составляющую права, его действие и социальную легитимацию. Право – есть те нормы, которые применяются в жизни. Это положительное право – правила закона или обычая, применяемого судебной властью.

 

  1. Взгляды на государство и право Н.М.Коркунова

Николай Михайлович Коркунов (1853-1904) – один из ученых петербургской школы права, находился у ее истоков. Родился в семье академика, читал лекции по энциклопедии права и государственному праву в СПб

Основные работы – «Лекции по общей теории права», «Международное право», «Общественное значение права», «Русское государственное право», «История философии права» и др. – 1886-1896 гг.

Он обосновывал социологическую концепцию права, в соответствии с ней право не перекрывается государством, а относится к самой сути общества, сосуществуя в нем на разных уровнях и в различных формах. Он выделял в праве не только нормативный аспект, но и социально-деятельный (правоотношения), а также аспект психический (социально-ценностная легитимация права). Он использовал метод позитивизма.

Опирался на учение Рудольфа фон Иеринга об объективном интересе. Главное содержание общественной жизни – столкновение различных интересов: политических, юридических и других. Для возможности осуществления они должны быть разграничены с помощью права. Нравственность же лишь оценивает интересы, и отграничивается поэтому от права, которое лишь определяет границы осуществления интересов.

Правом не устанавливается навсегда содержание норм. Право, по мнению Коркунова, не принудительно.

Право относительно. К нему нельзя подходить с абсолютными критериями (как юснатуралисты) – то, что у одних народов правовое, неправовое у других, т.е.., не может быть противоположности права и бесправия. Понятие права исходя из этого – разграничение интересов, установленных законом или обычаем.

Исходил из того, что любая попытка определить право приведет к тому, что будет определено право по чьему-либо субъективному мнению. Право через свободу, например, определить нельзя, ибо существует право и в рабстве. При этом считают, что это нормы свободы потому. что свободу ограничивают (а это любые нормы). Также не нужно считать право противопоставляющим интересы.

Он выступает в философии как противник индивидуализма, который противопоставляет личность и общество. Общество – не совокупность личностей, связанных договором. Личность должна подчиняться обществу, законодатель учитывает общественные интересы, поскольку они – совокупность личных, личные интересы иногда интересы всего человечества.

Разделяет право на частное и публичное на основе теории интересов.

Против этатизма, не отождествляет право и закон. Закон понимает как одну из форм право, содержание закона существует изначально уже как судебная практика или требование общественного мнения. Реализация права возможна без принуждения физического (психическое – в каждом правовом явлении).

Однако, к Иерингу относился критически – считал, что право разграничивает, но не охраняет интересы. Если оно стремится охранять интересы, что это приводит к правительственной безграничной опеке.

Право – развивающийся и необходимый продукт общественной жизни. Фундамент права в индивидуальном сознании. В субъективном осознании права его сила и действие. Личность воспроизводит объективный порядок общественных отношений. Представления о праве не произвольны и не индивидуальны.

Государство – первенствующая форма человеческого общения. История человечества творится государственной деятельностью. Признаки государства – власть (нет суверенной власти, так как любая власть ограничена). Принудительная сила и монополия на нее – главный признак власти. Власть самостоятельна, но при этом не независима (союз государств – Швейцария, САСШ).

Основы – в психике человека. Авторитет государства основывается на признании обязательности предписаний государства со стороны общества. Воля государства может не направлена на властвование, для него нужно сознание зависимости, а не реальность.

Государство также обусловлено единством языка и культуры, общими границами.

Государство – состояние властвования. Вооруженная оккупация не есть государство, это мирный порядок.

Коркунов отвергал общепринятое понимание разделения властей как обособление законодательной, исполнительной и судебной власти. Сущность разделения властей, по его мнению, заключается "в обеспечении свободы надлежащим распределением функций

властвования". При безусловном единстве власти как силы, служащей объектом отношения, возможно разделение распоряжения государственной властью.

Возведением принципа разделения властей к более общему началу — совместного властвования, объясняется признание за правительством самостоятельного права издавать

общие юридические правила в административном порядке. Взаимное сдерживание государственных органов выражается, по его мнению, в том, что указы имеют силу только при условии непротиворечия законам; необходимо также, чтобы суду принадлежало право проверять юридическую силу указов.

Коркунов нередко излагал радикальные идеи. Так, он неоднократно высказывался против ограничений избирательного права, поскольку "государство призвано служить не отдельным классам, а быть организацией всего народа, как одного целого".

Характеризуя государственный строй самодержавной России, Коркунов отмечал устарелость российских законов о правах гражданской свободы.

Однако Коркунов полагал, что ближайшей перспективой развития государственного строя России должна быть не представительная, ограниченная монархия, как в странах Запада, а "правомерная, но самодержавная монархия".

По мнению Коркунова, упорядочение издания законов, наделение судов правом разрешать противоречия между указами и законами, учреждение административной юстиции в виде самостоятельной системы судов, предоставление им права отмены незаконных распоряжений, обеспечение гражданских прав (неприкосновенность собственности, право граждан на подачу петиций) в России не требуют наделения подданных политическими правами и создания представительства, ограничивающего власть самодержца.

 

  1. Право и нравственность в концепции В.С.Соловьева

Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900) оставил заметный след в обсуждении многих актуальных проблем своего времени, таких как право и нравственность, христианское государство, права человека, а также отношение к социализму, славянофильству, старообрядчеству, революции, судьбе России. В магистерской диссертации "Кризис в западной философии. Против позитивизма" (1881) он во многом опирался на критические обобщения И.В. Киреевского, на его синтез философских и религиозных идей, на идею цельности жизни, хотя и не разделял его мессианских мотивов и противопоставления русского православия всей западной мысли. Его собственная критика западноевропейского рационализма основывалась также на аргументации некоторых европейских мыслителей.

В обсуждении проблем организации теократии ("богочеловеческого теократического общества") Соловьев выделяет три элемента ее социальной структуры: священники (часть божия), князья и начальники (часть активно-человеческая) и народ земли (часть пассивно-человеческая). Такое расчленение, по мнению философа, естественно вытекает из необходимости исторического процесса и составляет органическую форму теократического общества, причем эта форма "не нарушает внутреннего существенного равенства всех с безусловной точки зрения" (т.е. равенства всех в своем человеческом достоинстве). Необходимость личных руководителей народа обусловливается "пассивным характером народной массы" (История и будущность теократии. Исследование всемирно-исторического пути к истинной жизни, 1885–1887).

Более плодотворными и перспективными оказались его обсуждения темы социального христианства и христианской политики. Здесь он фактически продолжил разработку либеральной доктрины западников. Соловьев полагал, что истинное христианство должно быть общественным, что вместе с индивидуальным душеспасением оно требует социальной активности, социальных реформ. Эта характеристика составила главную исходную идею его моральной доктрины и нравственной философии (Оправдание добра,1897).

Политическая организация в представлении Соловьева есть по преимуществу благо природно-человеческое, столь же необходимое для нашей жизни, как и наш физический организм. Христианство дает нам высшее благо, духовное благо и при этом не отнимает у нас низших природных благ.

Здесь особое значение призвано иметь христианское государство и христианская политика. Существует, подчеркивает философ, нравственная необходимость государства. Сверх общей и сверх традиционной охранительной задачи, которую обеспечивает всякое государство (охранять основы общения, без которых человечество не могло бы существовать), христианское государство имеет еще прогрессивную задачу – улучшить условия этого существования, содействующие "свободному развитию всех человеческих сил, которые должны стать носительницами грядущего Царства Божия".

Правило истинного прогресса состоит в том, чтобы государство как можно менее стесняло внутренний мир человека, предоставляя его свободному духовному действию церкви, и вместе с тем как можно вернее и шире обеспечивало внешние условия "для достойного существования и совершенствования людей".

Другой важный аспект политической, организации и жизни составляет характер взаимоотношений государства и церкви. Здесь у Соловьева прослеживаются контуры концепции, которая впоследствии получит название концепции социального государства. Именно государство должно, по мнению философа, стать главным гарантом в обеспечении права каждого человека на достойное существование. Нормальная связь церкви и государства находит свое выражение в "постоянном согласии их высших представителей – первосвятителя и царя". Рядом с этими носителями безусловного авторитета и безусловной власти должен быть в обществе и носитель безусловной свободы – человек. Эта свобода не может принадлежать толпе, она не может быть "атрибутом демократии" – настоящую свободу человек должен "заслужить внутренним подвигом".

Право свободы основано на самом существе человека и должно быть обеспечено извне государством. Правда, степень осуществления этого права есть нечто такое, что всецело зависит от внутренних условий, от степени достигнутого нравственного сознания.

Для правопонимания Соловьева помимо общего уважительного отношения к идее права (праву как ценности) характерно еще стремление выделить и оттенить нравственную ценность права, правовых институтов и принципов. Такая позиция отражена у него и в самом определении права, согласно которому право является, прежде всего, "низшим пределом или некоторым минимумом нравственности, равно для всех обязательным" (Право и нравственность. Очерки по прикладной этике. 1899).

Естественное право для него не есть некое обособленное натуральное право, предшествующее исторически праву положительному. Естественное право у Соловьева, как и у Конта, есть формальная идея права, рационально выведенная из общих принципов философии. Естественное право и положительное право для него лишь две различные точки зрения на один и тот же предмет.

При этом естественное право воплощает "рациональную сущность права", а право положительное олицетворяет историческую явленность права. Последнее является правом, реализованным в зависимости "от состояния нравственного сознания в данном обществе и от других исторических условий".

Свобода есть необходимый субстрат, а равенство – его необходимая формула. Цель нормального общества и права составляет общественное благо. Эта цель есть общая, а не коллективная (не сумма отдельных целей). Эта общая цель по существу своему внутренне соединяет всех и каждого. Соединение всех и каждого происходит при этом благодаря солидарным действиям в достижении общей цели.

Правопонимание Соловьева оказало заметное влияние на правовые взгляды Новгородцева, Трубецкого, Булгакова, Бердяева, а также на общий ход дискуссий по вопросам взаимоотношений церкви и государства периода "русского религиозного ренессанса" (первое десятилетие XX в.).

  1. Естественно-правовые идеи Е.Н.Трубецкого

Евгений Николаевич Трубецкой – русский религиозный философ и правовед. Закончил М(Г)У, знакомится с Соловьевым в 1887, живет с 1863 до 1920. Занимается политикой и издательской деятельностью, профессор.

Работы – Энциклопедия права (1911), Миросозерцание Соловьева (1913).

Трубецкой основывался на идеях Чичерина и Соловьева, доказывал невозможность существования права без признания духовной природы человеческой личности. Позитивизм и эмпиризм в праве ведет к разрушению самой идеи права, в нем отсутствует субъект – носитель безусловной ценности. Это вывод из Гегеля. Эмпиризм – равен материализму. Если в человеке нет ничего постоянного – в нем нет ничего заслуживающего уважения, в человеке следует признать духовное.

Право – социальное явление, имеющие трансцендентную природу.

Право – внешняя свобода, предоставленная и ограниченная нормой. Право может существовать помимо государства. Право предшествует государству и обусловливает само его существование. Под определение права подпадают некоторые нормы нравственности.

Различие между юридическими и неюридическими обычаями в том, что юридическими обычаями предоставляется определенная свобода и ограничивается свобода других лиц. Область обычного права расширялась (дуэли). Признание государственной властью в этой связи не является отличительным признаком права. Нормы, не признающиеся государством (церковные, международные) также в этой связи не право, государственная власть – не право, не может быть признание самой себя.

Право и нравственность – не взаимоисключающее понятие, правовая норма может быть и нормой нравственности. Трубецкой писал, что право и нравственность представляют собой две тесно взаимосвязанные области. Нравственные нормы, подпадающие под вышеуказанные признаки, есть нормы юридические. Право прежде всего психическое явление, источник права – человеческое сознание. Действительность права зависит от неписаных норм, которые находятся в сознании человека. Убежденность в необходимости положительного права делает его действующим.

Естественное право – то же, что и правда. Трубецкой выступил сторонником нового понимания естественного права — "возрожденного" естественного права. Право в целом, утверждал ученый, должно служить нравственности, однако для того необходимо определить четкий критерий данной цели. Оно заключает в себе совокупность нравственных норм, в которых власть находит себе оправдание и осуждение, да и право позитивное вообще делает то же. Отношения правовые покоятся на нравственном праве. Если власть не служит благу граждан, она падет. Содержание идеи добра с течением времени менялось, кроме того, оно неодинаково для разных народов, но сам закон, требующий поступать нравственно, признается всеобщим, т. е. обязательным для всех людей. Таким всеобъемлющим законом добра Трубецкой считал требование солидарности людей с ближними.








Дата добавления: 2015-01-09; просмотров: 965;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.029 сек.