РИТОРИКА 5 страница

[Человек легко позволяет себе те несправедливые поступки], совершать которые вошло в привычку у всех или у многих, потому что в этих случаях есть надежда получить прощение. [Мы легко решаемся на похищение тех предметов], которые легко скрыть, а также тех, которые легко истрачиваются, таковы, например, съестные припасы; [сюда же относятся предметы], которым легко придать другой вид, из­менив их форму, цвет или состав, или предметы, которые во многих местах можно удобно спрятать, таковы вещи, которые можно или легко передви­гать с места на место, или укрывать в маленьких пространствах, а также вещи, подобные которым в большом числе находились у похитителя. [Человек часто наносит другим такого рода оскорбления], о которых потерпевшие лица стыдятся говорить, та­ково, например, бесчестье, наносимое нашим женам, или нам самим, или нашим сыновьям. [Часто также мы совершаем проступки], преследование которых путем суда могло бы показаться простой страстью к сутяжничеству со стороны лица, начинающего процесс. Сюда относятся проступки маловажные и легко извиняемые.

 

 

Двоякий способ определения справедливости и неспра­ведливости. — Закон частный и закон общий. — Две категории несправедливых поступков. — Два рода не­писаных законов. — Понятие правды.

Вот приблизительно все соображения, которые можно представить относительно настроения тех лю­дей, поступающих несправедливо, относительно тех лиц и вещей, [против которых направляются неспра­ведливости], и относительно причин, [по которым они совершаются]. Прежде всего разберем всякого рода поступки, согласные и несогласные со справедливостью.

Понятие справедливости и несправедливости оп­ределяется двояким образом: согласно двум кате­гориям законов и согласно людям, которых они ка­саются. Я утверждаю, что существует закон частный и закон общий. Частным я называю тот закон, ко­торый установлен каждым народом для самого себя; этот закон бывает и писаный, и неписаный. Общим законом я называю закон естественный. Есть нечто справедливое и несправедливое по природе, общее для всех, признаваемое таковым всеми народами, ес­ли даже между ними нет никакой связи и никакого соглашения относительно этого. Такого рода спра­ведливое имеет, вероятно, в виду Антигона, утверж­дая, что вполне согласно со справедливостью похоронить, вопреки запрещению, труп Полиника, так как это относится к области естественной справед­ливости, которая возникла

 

Не сегодня и не вчера; она вечно живет, и никто не может сказать, откуда она явилась.

 

На таком же основании Эмпедокл запрещает умерщвлять всякое живое существо; такого рода поступок не может казаться справедливым в глазах одних и несправедливым в глазах других; но этот закон, обязательный для всех людей, имеет силу на пространстве всего широкого эфира и неизмеримой земли.

То же говорит и Алкидамант в своей Мессенской речи.

Преступления определяются двояко по отноше­нию к лицам, против которых [они совершаются]: то, что нужно делать и чего не нужно делать, мо­жет касаться или всего общества, или одного из его членов; сообразно с этим и поступки, согласные со справедливостью и противные ей, могут быть двух родов: они могут касаться или одного определенного лица, или целого общества; так, человек, совершаю­щий прелюбодеяние и наносящий побои, поступает несправедливо по отношению к одному определен­ному лицу, а человек, уклоняющийся от отбывания воинской повинности, поступает несправедливо по отношению ко всему обществу.

Подразделив таким образом все несправедливые поступки на поступки, касающиеся общества в его целом, и поступки, касающиеся одного или несколь­ких членов общества, возвратимся к вопросу, что значит быть объектом несправедливости. Быть объ­ектом несправедливости — значит терпеть неспра­ведливость со стороны лица, совершающего ее про­извольно, так как мы раньше определили соверше­ние несправедливости как нечто произвольное. Так как объект несправедливого действия необходимо терпит обиду, и притом терпит ее против своего же­лания, а понятие обиды ясно из сказанного выше (ибо мы выше определили понятие добра и зла само­го по себе), а также и понятие произвольного (мы сказали, что произвольно все то, что человек совер­шает, сознавая, что он делает).

Таким образом, все поступки необходимо отно­сятся или ко всему обществу, или к отдельному члену его и совершаются человеком или при полном неведении и против желания, или добровольно и вполне сознательно, и из этих последних поступков одни совершаются преднамеренно, другие же под влияни­ем аффекта.

О гневе мы будем говорить в трактате о страстях, а о том, что люди делают преднамеренно и в каком настроении они так поступают, об этом мы сказали раньше.

Так как часто люди, признаваясь в совершении известного поступка, не признают известной квалификации поступка или того, чего касается эта ква­лификация, — например, человек утверждает, что он что-нибудь взял, но не украл или что он первый Ударил, но не нанес оскорбления, что он с кем-нибудь был в связи, но не совершал прелюбодеяния, что он совершил кражу, но не святотатство, пото­му что похищенное не принадлежало богу, что он запахал чужое, но не общественное поле, что на­ходился в сношениях с врагами, но не совершил измены, — имея в виду подобные случаи, следует также определить, что такое кража, оскорбление, прелюбодеяние, для того, чтобы быть в состоянии выяснить истину, хотим ли мы доказать, что что-нибудь было или что чего-нибудь не было.

Во всех подобных случаях вопрос идет о том, было ли известное действие несправедливо и дурно или нет: ведь в намерении заключается негодность и несправедливость человека, а такие выражения, как оскорбление и воровство, указывают на предна­меренность: не всегда ведь человек, нанесший удар другому человеку, причинил ему этим оскорбление, но лишь в том случае, если он сделал это с какой-нибудь целью, например с целью обесчестить его или доставить самому себе удовольствие, и не всегда человек, тайно взявший что-нибудь, совершил во­ровство, но лишь в том случае, когда он сделал это, желая причинить ущерб другому и присвоить себе взятую вещь.

Относительно других случаев можно сказать то же самое, что и относительно случаев, рассмотрен­ных нами.

Так как есть два вида справедливого и неспра­ведливого и так как мы уже сказали о том, о чем трактуют законы [писаные], то нам остается сказать о законах неписаных. Они бывают двух родов: одни из них имеют в виду крайние проявления доброде­тели и порока, с которыми связаны порицания и похвалы, бесчестье и почести, изъявление общего уважения; сюда относится, например, признатель­ность по отношению к благодетелям, воздаяние добром за добро, помощь друзьям и т. п. Другие же из неписаных законов восполняют недостатки частного писаного закона, так как правда, относясь, по-видимому, к области справедливого, есть то, что справедливо вопреки писаному закону.

Подобные недостатки писаного закона допуска­ются законодателями иногда добровольно, а иногда и против воли: против воли, когда [недостатки за­кона] ускользают от их внимания, добровольно, когда они не могут дать никакого предписания от­носительно данного случая, потому что их определения должны отличаться характером всеобщности, а данный случай касается не того, что бывает всегда, но того, что случается по большей части. То же можно сказать о случаях, относительно которых трудно давать какие-нибудь указания вследствие их беспредельности, так, например, запрещая наносить раны железом, трудно определить, какой длины и какое именно железо имеет в виду это запрещение: жизни человеческой не хватило бы для этого пере­числения.

Когда, таким образом, нельзя дать точного опре­деления, а между тем необходимо издать зако­нодательное постановление, в таких случаях следу­ет употреблять общие выражения. Отсюда следует, что если кто-нибудь, имея на руке железное кольцо, поднимает на другого человека руку или нанесет ему удар, то, согласно писаному закону, он виновен, поступает несправедливо, — и это-то и есть правда. Если данное нами понятие есть понятие правды, то отсюда очевидно, что соответствует правде и что ей не соответствует и какие люди не соответствуют понятию правды. Все то, что долж­но заслуживать снисхождения, подходит под поня­тие правды. Кроме того, правда требует неодинаковой оценки по отношению к ошибкам, несправедли­вым поступкам и несчастьям. К числу несчастий относится все то, что случается без умысла и без всякого злого намерения, к числу заблуждений — все то, что случается не без умысла, но не вслед­ствие порочности; к числу несправедливых поступ­ков — все то, что случается не без умысла, но вмес­те с тем вследствие порочности, потому что ведь и все, что делается под влиянием страсти, предпола­гает порочность.

Правда заключается и в том, чтобы прощать че­ловеческие слабости, в том еще, чтобы иметь в виду не закон, а законодателя, не букву закона, а мысль законодателя, не самый поступок, а намерение че­ловека, [его совершившего], не часть, а целое, в том, чтобы обращать внимание не на то, каким выказал себя человек в данном случае, но каков он был все­гда или по большей части. Правда заключается еще и в том, чтобы более помнить полученное добро, чем испытанное зло, и добро, нами полученное, по­мнить более, чем добро, нами самими сделанное, в том, чтобы терпеливо переносить делаемые нам не­справедливости и предпочитать судиться словом, а не делом, в том, наконец, чтобы охотнее обращаться к суду посредников, чем к суду публичному, потому что посредник заботится о правде, а судья о законе; для того и изобретен суд посредников, чтобы могла торжествовать правда.

 

 

Различные мерила несправедливого поступка. — Отя­гощающие обстоятельства. — Нарушение закона не­писаного и писаного.

Пусть, таким образом, будет изложено учение о правде.

Всякое несправедливое действие представляется тем более несправедливым, чем больше нравственная испорченность, от которой оно происходит; по­этому-то [иногда] самые ничтожные поступки могут считаться величайшими преступлениями, так, например, Каллистрат обвинял Меланопа в том, что он обсчитал работников, строивших храм, на три свя­щенных пол-обола. В области справедливости (мы замечаем явления) противоположные. Такая оцен­ка поступка вытекает из наличия соответствующих возможностей, a именно: человек, похитивший три священных пол­обола, может считаться способным на всякого рода преступления.

Иногда сравнительная важность поступка опре­деляется таким образом, а иногда о поступке судят по тому вреду, который он приносит. Величай­шим считается и [то преступление], для которого нет равносильного наказания: каждое наказание ка­жется ничтожным перед ним, и то [преступление], от которого нет исцеления, потому что трудно и да­же невозможно вознаградить за него, и то, за ко­торое потерпевший не может получить удовлетворе­ния, потому что причиненное ему зло неисцелимо, суд же и наказание есть некоторого рода исцеление.

И еще большего наказания заслуживает человек, совершивший несправедливость, в том случае, если лицо пострадавшее и обиженное само на себя на­ложит тяжелое наказание; так, Софокл, произнося речь в защиту Эвктемона, который наложил на себя руки вследствие полученного оскорбления, сказал, что он не удовольствуется требованием меньшего на­казания, чем то, которое счел для себя достойным пострадавший.

[Иногда важность поступка оценивается в связи с тем соображением], что никто другой или никто раньше не совершал такого преступления или что лишь немногие решались на такое дело, а также что он много раз совершал одно и то же преступление. И если для предупреждения и наказания какого-ни­будь проступка приходится взыскивать и изобретать новые средства [это также важно]; так, например, в Аргосе наказуется тот человек, из-за которого построена новая тюрьма. Затем несправедливое дей­ствие имеет тем более важности, чем большим звер­ством оно отличается; более тяжко оно также в том случае, когда совершается более обдуманно или ког­да рассказ о нем возбуждает в слушателях скорее страх, чем сострадание.

Соображения, которыми пользуется риторика, да­вая оценку какого-нибудь поступка, заключаются и в том, что такой-то человек нарушил или преступил многое, например клятву, договор, поруку, право за­ключать брачные союзы, потому что в этом случае мы имеем дело с совокупностью многих несправед­ливых деяний.

[Усиливает вину еще и то обстоятельство], если несправедливый поступок совершается в том самом месте, где налагается наказание на лиц, поступаю­щих неправедно; так делают, например, лжесвиде­тели, потому что где же они могут воздержаться от несправедливого поступка, если они решаются на не­го в самом судилище? [Важны также те проступки], которых люди особенно стыдятся, а также [важно], если человек поступает дурно со своим благодете­лем: здесь его вина делается значительнее оттого, что он, во-первых, делает зло и, во-вторых, не делает добра.

[Большую важность получает поступок], наруша­ющий неписаные законы, потому что человек, обла­дающий лучшими нравственными качествами, бывает справедлив и без принуждения, а писаная правда име­ет характер принуждения, чуждый неписаной. С другой стороны, [вину человека может увеличивать имен­но то обстоятельство], что его поступок идет вразрез с законами писаными, потому что человек, нарушив­ший законы, угрожающие наказанием, может нару­шить и законы, не требующие наказания.

Таким образом, мы сказали о том, что увеличивает и смягчает преступление.

 

 

Пять родов «нетехнических» доказательств: закон, свидетели, договоры, пытка, клятвы. — Как ими

нужно пользоваться?

Теперь, после изложенного нами выше, по по­рядку следует сделать краткий обзор доказательств, которые называются «нетехническими»; они отно­сятся специально к области речей судебных. Таких доказательств пять: законы, свидетели, договоры, показания под пыткой, клятвы.

Прежде всего скажем о законах — как следует пользоваться ими, обвиняя или защищаясь. Очевид­но, что, когда писаный закон не соответствует поло­жению дела, следует пользоваться общим законом, как более согласным с правдой и более справедли­вым, [с тем соображением], что «судить по своему лучшему разумению» — значит не пользоваться исключительно писаными законами и что правда су­ществует вечно и никогда не изменяется, так же как и общий закон, потому что и правда, и общий закон сообразны с природой, а писаные законы изменя­ются часто.

Поэтому-то в «Антигоне» Софокла мы и находим эти известные изречения: Антигона оправдывается как тем, что предала земле тело своего брата вопре­ки постановлению Креонта, но не вопреки неписа­ному закону:

 

Эти законы изобретены не вчера или сегодня,

но существуют вечно;

Я не могу пренебречь ими ради кого бы то ни

было,

 

так и тем, что справедливо то, что истинно и полезно, а не то, что только кажется таковым, так что писа­ный закон не есть истинный закон, потому что он не выполняет обязанности закона, и тем, что судья есть как бы человек, ставящий пробу на серебре, который должен различать поддельную справедли­вость и справедливость настоящую, и что человеку более высоких нравственных качеств свойственно ру­ководиться законами неписаными преимущественно перед законами писаными.

При этом нужно смотреть, не противоречит ли данный закон какому-нибудь другому славному зако­ну или самому себе, как, например, иногда один закон объявляет действительными постановления, какие бы они ни были, а другой запрещает издавать постанов­ления, противоречащие закону. Если закон отличается двусмысленным характером, так что можно толковать его и пользоваться им в ту или другую сторону, в таком случае нужно определить, какое толкование его будет более согласно с видами справедливости или пользы, и потом уже пользоваться им. И если обсто­ятельства, ради которых был постановлен закон, уже не существуют, а закон тем не менее сохраняет свою силу, в таком случае нужно постараться выяснить [это] и таким путем бороться с законом.

Если же писаный закон соответствует положению дела, то следует говорить, что клятва «судить по своему лучшему разумению» дается не для того, что­бы судить против закона, но для того, чтобы судья не оказался клятвопреступником в тех случаях, когда он не знает, что говорит закон.

[Можно еще прибавить], что всякий ищет не бла­га самого по себе, а того, что для него представля­ется благом, и что все равно — не иметь законов или не пользоваться ими, и что в остальных искус­ствах, например в медицине, нет никакой выгоды обманывать врача, потому что не столько бывает вредна ошибка врача, как привычка не повиноваться власти, и что, наконец, стремление быть мудрее за­конов есть именно то, что воспрещается наиболее прославленными законами.

Таким образом, мы рассмотрели вопрос о законах.

Что касается свидетелей, то они бывают двоякого рода: древние и новые, а эти последние разделяются еще на тех, которые сами рискуют так или иначе в случае дачи ложного показания, и на тех, которые не подвергаются при этом риску. Под древними сви­детелями я разумею поэтов и других славных мужей, приговоры которых пользуются всеобщей известно­стью.

Так, например, афиняне все пользовались свиде­тельством Гомера относительно Саламина и тенедосцы недавно обращались к свидетельству коринфянина Периандра против жителей Сигея. Точно так же и Клеофонт все пользовался против Крития элегиями Солона, говоря, что дом его давно уже отличался бесчинством, так как иначе Солон никог­да не сочинил бы стиха:

 

Скажи краснокудрому Критию, чтобы он слушался

своего отца.

Таковы свидетели относительно событий свершившихся.

 

Относительно же событий грядущих свидетеля­ми служат люди, изъясняющие прорицания, как, например, Фемистокл говорил, что деревянная стена означает, что должно сражаться на кораблях. Кроме того, и пословицы, как мы говорили, служат свиде­тельствами — например, для человека, который со­ветует не дружить со стариком, свидетельством слу­жит пословица «Никогда не делай добра старику», а для того, кто советует умерщвлять сыновей тех отцов, которые убиты, — пословица «Неразумен тот, кто, умертвив отца, оставляет в живых сыно­вей».

Новые свидетели — известные [всем] лица вы­разили какое-то мнение; их мнение приносит поль­зу людям, которые ведут тяжбу относительно этих же самых вопросов, как, например, Эвбул на су­де воспользовался против Харета словами Платона, сказавшего об Архибии, что [благодаря ему] в го­сударстве развился явный разврат. К числу новых свидетелей принадлежат люди, которые рискуют подвергнуться опасности в случае уличения их во лжи. Такие люди служат свидетелями только при решении вопроса, имело ли место это событие или нет, существует данный факт или нет, но при опре­делении свойства факта они свидетелями быть не могут, например, при решении вопроса о справед­ливости или несправедливости, полезности или бес­полезности какого-нибудь поступка. В подобных случаях свидетели, непричастные к делу, заслужи­вают наибольшего доверия, самыми верными свиде­телями являются свидетели древние, потому что они неподкупны.

Для человека, не имеющего свидетелей, место до­казательств должно занять правило, что судить сле­дует на основании правдоподобия, что это и значит «судить по своему лучшему разумению», что невозможно придать вероятностям ложный смысл из-за денег и что вероятности не могут быть ложно сви­детельствованы. А человек, имеющий за себя свидетелей, может, в свою очередь, сказать человеку, не имеющему их, что вероятности не подлежат от­ветственности, что не было бы никакой нужды в свидетельствах, если бы достаточно было рассмот­реть дело на основании одних слов.

Что касается свидетельств, то они могут относить­ся частью к самому оратору, частью к его против­нику, могут касаться частью самого факта, частью характера [противников]; очевидно, таким образом, что никогда не может быть недостатка в полезном свидетельстве, которое, если и не будет иметь пря­мого отношения к делу, в благоприятном смысле для оратора или неблагоприятном для его противников, во всяком случае послужит для характеристики нрав­ственной личности или самого тяжущегося — со стороны честности, или его противника — со сто­роны негодности.

Остальные соображения относительно свидетеля, который может относиться к тяжущемуся или дру­жественно, или враждебно, или безразлично, может пользоваться хорошей или дурной репутацией или не пользоваться ни той ни другой, — все эти сооб­ражения и другие подобные им различия нужно де­лать на основании тех самых общих положений, из которых мы получаем и энтимемы.

Что касается договоров, то о них оратору полезно говорить лишь постольку, поскольку он может пред­ставить их значение большим или меньшим, пока­зать их заслуживающими веры или нет. Если дого­воры говорят в пользу оратора, следует выставлять их надежными и имеющими законную силу; если же они говорят в пользу противника, [следует доказы­вать] противоположное.

Доказательства надежности или ненадежности договора ничем не отличаются от рассуждения о свидетелях, потому что договоры получают характер надежности в зависимости от того, каковы лица, подписавшие их или хранящие их. Раз существова­ние договора признано, следует преувеличивать его значение, если он для нас благоприятен: ведь дого­вор есть частный и частичный закон, и не договоры придают силу закону, а законы дают силу тем до­говорам, которые согласны с законом, и вообще са­мый закон есть некоторого рода договор, так что кто не доверяет договору или упраздняет его, тот нарушает и закон. К тому же большая часть добро­вольных сношений между людьми покоится на до­говорном начале, так что с уничтожением силы до­говора уничтожается и самая возможность сношений людей между собой.

Легко видеть, какие другие соображения пригод­ны в этом случае. Если же закон неблагоприятен для нас и благоприятен для наших противников, в этом случае при­годны прежде всего те возражения, которые можно сделать по поводу неблагоприятного для нас закона, а именно, что бессмысленно считать для себя обя­зательным договор, если мы не считаем себя обя­занными повиноваться самим законам, раз они не­правильно постановлены и раз законодатели впали в заблуждение, что, кроме того, судья решает, что справедливо, поэтому для него должен быть важен не договор, а то, что более соответствует справед­ливости, что справедливое нельзя исказить ни с по­мощью обмана, ни путем принуждения, потому что оно вытекает из самой природы вещей, между тем как договоры часто возникают на основании обмана и принуждения.

Затем нужно посмотреть, не противоречит ли данный договор какому-нибудь писаному или общему закону и из писаных законов какому-нибудь туземному или иноземному закону, кроме того, не противоречит ли он каким-нибудь другим догово­рам, более ранним или более поздним. [В таком случае можно утверждать] или что сила на стороне более поздних договоров, или что правильны более ранние договоры, а что более поздние неправильны, смотря по тому, как будет полезнее. Кроме того, следует обсуждать договор с точки зрения пользы: не противоречит ли он [пользе] судей. Много дру­гих подобных возражений можно сделать, их легко вывести из сказанного.

Пытка делается некоторого рода свидетельством; она кажется чем-то убедительным, потому что за­ключает в себе некоторую необходимость. Нетруд­но и в отношении к ней привести все возможные соображения: если пытка может быть для нас вы­годна, следует преувеличивать ее значение, утверж­дая, что из всех видов свидетельств одна она может считаться истинной. Если же пытка невыгодна для нас и выгодна для нашего противника, в таком случае можно оспаривать истинность такого рода сви­детельств путем рассуждения о характере пыток во­обще, — что во время пытки под влиянием принуж­дения ложь говорится так же легко, как и правда, причем одни, более выносливые, упорно утаивают истину, а другие легко говорят ложь, чтобы поско­рей избавиться от пытки. При этом нужно иметь наготове подобные действительно бывшие примеры, известные судьям. Следует говорить, что пытка не может способствовать обнаружению истины, потому что многие упорные и крепкие люди, будучи сильны духом, мужественно выносят пытку, а люди трусли­вые и робкие, еще не видя пытки, пугаются ее, так что пытка не заключает в себе ничего надежного.

Что касается клятв, то здесь следует различать. следующие четыре случая: или одна сторона требует клятвы от другой и в то же время принимает также требование от другой стороны; или нет ни того ни другого; или есть что-нибудь одно и нет другого, то есть или требуют клятвы, не принимая сами требования ее, или принимают требование, сами не требуя ее. Помимо этого может быть еще случай другого рода — если клятва была принесена раньше истцом или его противником.

Не требуют принесения клятвы под тем предло­гом, что люди легко приносят ложные клятвы и что, принеся клятву, противник освобождается от своего обязательства, между тем как, если клятва не при­несена противником, истец может рассчитывать на его осуждение, что опасности, которой подвергается истец в зависимости от судей, он отдает предпочте­ние, потому что судьям он доверяет, противнику же нет.

Отклонять требование клятвы можно под тем предлогом, что она была бы произнесена ввиду по­лучения денежной выгоды и что он, говорящий, при­нес бы нужную клятву, если бы был дурным чело­веком, потому что лучше быть дурным ради чего-нибудь, чем без всякой причины, если же [зная], что, принеся присягу, я получу желаемое, а не при­неся, ничего не получу, все же отказываюсь принести ее, то отказ от клятвы нужно объяснять моими пре­красными нравственными качествами, а не страхом оказаться клятвопреступником.

В этом случае пригодно изречение Ксенофана, что, когда человек безбожный делает вызов челове­ку благочестивому, стороны представляются нерав­ными, здесь мы имеем дело с таким же случаем, как если бы человек сильный вызывал слабого человека на бой или, [точнее сказать], на избиение.

Если мы принимаем требование клятвы от нашего противника, мы можем мотивировать это тем, что мы доверяем себе, а к своему противнику никакого

доверия не чувствуем. Здесь снова можно привести изречение Ксенофана, изменив его в том смысле, что положение уравнивается, если нечестивый чело­век требует клятвы, а человек благочестивый при­несет ее, что странно отказаться от принесения кля­твы в деле, в котором от самих судей требуешь клятвы.

Если же мы требуем клятвы от противника, то для объяснения этого можно сказать, что желание вверить свое дело богу — желание благочестивое, что мы не имеем никакой нужды желать других судей, потому что решение дела предоставляется самому противнику и что бессмысленно не желать приносить клятву там, где от других требуешь кля­твы.

Раз выяснено, что нужно говорить относительно каждого из вышеуказанных случаев, ясно также, что нужно говорить при сочетании двух случаев в один, например, если человек желает принять клятву, а сам приносить ее не желает, или если он приносит ее, но не желает принять ее от противника, или если он желает и принести, и принять ее, или если не желает ни того ни другого. Эти случаи получатся от сочетания указанных случаев, так что и доводы относительно их получатся от сочетания доводов, ка­сающихся каждого отдельного случая.

Если человек раньше принес клятву, противоре­чащую клятве, ныне приносимой, то он может в свое оправдание сказать, что это не клятвопреступление, потому что преступление есть нечто добровольное, что приносить ложную клятву — значит совершить преступление, но что действия, совершаемые под влиянием насилия и обмана, непроизвольны. Отсюда можно и относительно клятвопреступления выне­сти заключение, что суть его в умысле человека, а не в том, что произносят уста.

Если же противник наш раньше принес клятву, противоречащую [теперешней], тогда на это можно сказать, что человек, не остающийся верным своей клятве, ниспровергает все, чему он клялся, что судьи, лишь произнеся клятву, приводят в испол­нение законы, [и добавить, обращаясь к судьям]: «От вас они требуют соблюдения тех клятв, принеся которые вы отправляете правосудие, а сами не соблю­дают принесенных ими клятв». Пользуясь амплифи­кацией, можно сказать и многое другое подобное.

Вот все, что можно сказать по поводу «нетехни­ческих» доказательств.

 








Дата добавления: 2015-02-19; просмотров: 599;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.024 сек.