Материал для учителя. «Золотой век» Высокого Возрождения во Флоренции и Риме был короток
«Золотой век» Высокого Возрождения во Флоренции и Риме был короток. Но он продлился в другом итальянском городе – Венеции, где гуманистическое искусство развивалось на протяжении ХV и ХVІ вв. Здесь работали мастера, вдохновлённые изумительной красотой окружающего мира, обликом города, равного которому нет на свете. Венеция – государство-республика, торгующая с Востоком и Западом. Неслыханные богатства спрятаны за стенами венецианских беломраморных дворцов и храмов, протянувшихся вдоль главной дороги города – Большого канала. Расположенная на 118 островах, разделённая 160 каналами, через которые переброшено 400 мостов, Венеция, словно Венера на полотне Боттичелли, является из морской пены, отражаясь всем своим великолепием в водной лазури. Чувственное восприятие мира, упоение его красками, восхищение переливами его цвета – всё это наполнило венецианское искусство силой, энергией, глубокой эмоциональностью.
Нарядные фасады дворцов, обращённые к заменяющим улицы каналам, строились ажурными, за каменным готическим кружевом пряталась глубокая лоджия. Лишь после середины ХV в. готический узор фасадов сменяется классическим. Однако некрупный масштаб ордерных форм, членящих здание на сравнительно невысокие ярусы, лёгкость мраморных облицовок (строили здесь из кирпича) отвечали нарядности и открытости зданий, традиционным для Венеции
И точно такая же архитектура в изобилии наполняет картины венецианских живописцев раннего Возрождения Джантиле Беллини и его ученика Витторе Карпаччо. Как это было принято в ту эпоху, они переносили традиционные церковные сюжеты (жития святых, легенды о чудесах) в привычную обстановку родного города – на его набережные, площади, мостики через каналы, под аркады городских лоджий. И пёстрая уличная толпа, переполняющая эти холсты, одета в современные художнику костюмы. Реальный сиюминутный быт интересует их не меньше, чем главные герои картин – святые с их чудесами.
Произведения самого талантливого из венецианцев конца ХV в., Джованни Беллини, глубже и тоньше, чем у Джантиле Беллини. В них городской шум сменяется задумчивой тишиной, активное действие – сосредоточенной паузой. Его персонажи кажутся углубленными в себя, прислушивающимися к собственным мыслям. Всё более важным оказывается в картине пейзаж – не просто фон, декоративный задник для сцены на переднем плане, как бывало у многих мастеров ХV в., а величаво-поэтический образ прекрасной природы, в значительной мере определяющий настроение и неотделимый от смысла произведения.
Картины Беллини отличаются утонченным благородством стиля и сияющим колоритом. Какой силой поэтической фантазии обладал Беллини, показывает его загадочная по сюжету картина «Озёрная мадонна» Это похоже на грёзу о золотом веке или рае: на берегу озера, среди природы, пребывают в раздумчиво-созерцательном, счастливо-спокойном состоянии молодые женщины, старики, играющие дети, животные. Немного поодаль от группы Марии и святых ужинает в своей хижине пастух и мирно бродит мифический кентавр; на другом, отдалённом берегу озера видны двое влюбленных, держащихся за руки.
Джованни Беллини был учителем крупнейших мастеров Высокого Возрождения в Венеции – Джорджоне и Тициана. Лиричность, звучавшая в поздних произведениях Джованни Беллини, становится у его ученика Джорджоне лейтмотивом творчества. Джорджоне обладал исключительным талантом живописца и был превосходным музыкантом. Он писал картины для ценителей искусства и частных коллекций, однако его крупные работы, выполненные по заказам, не сохранились.
Известно лишь несколько картин, написанных маслом. Небольшие картины Джорджоне отличаются непринужденной свободой нередко асимметричной композиции. Его герои погружены большей частью в целостную и проникнутую поэтическим настроением природную среду. Джорджоне, утверждали современники, писал свои картины сразу цветом, без предварительной прорисовки на холсте. Цвет у него непосредственно формирует зримый образ, а не раскрашивает уже готовые изображения.
В идиллическом пейзаже, обобщённо-величавом и в то же время замкнутом, отъединяющем первопланную группу от чуть приоткрытых далей, собрались персонажи картины Джорджоне «Сельский концерт». Утонченный патриций-лютнист приходит учиться музыке к не менее изящному пастуху, иначе – к многоголосию самой природы. Посредницы между природой и музыкантами – нагие девушки, нимфы – хранительницы этих мест. Они музицируют, объединённые угадываемой зрителем лирической мелодией лютни и флейты. И вопреки современной одежде юношей непринуждённая нагота их подруг вносит в эту почти бытовую сценку отблеск идеализированной античности, приближая её к образу мифической счастливой Аркадии.
Подобные чувства порождает и самая знаменитая картина Джорджоне «Спящая Венера». Молодая обнажённая женщина покоится на покатом склоне холма, глаза её смежены тихим и ясным сном. За сомкнутыми тяжелыми веками Венеры таится целый мир, еще более загадочный своим скрытым жаром, чем чуть подернутый нежною дымкой свет неба над нею. Прекрасное стройное тело очерчено музыкально плавными еле волнистыми линиями и мягко сияет на тёмной зелени далеких холмов общим золотистым тоном, почти лишённым светотеневых или красочных переходов. Здесь важно соединение мотивов наготы и сна на лоне природы – спокойное доверчивое погружение человека в открытую и благоприятную для него естественную среду, порождающее ощущение его возвышенной гармонии с мировым устройством.
Молодой Тициан (Тициан Вечеллио) некоторое время работал в мастерской Джорджоне и под его влиянием. Во многих отношениях он был его последователем, однако, характер его искусства иной.
Тициан художник гораздо более открытого и яркого темперамента, чем созерцательный, элегический Джорджоне. Он тяготеет к зрелищности и лепит своих героев сочными аккордами цвета. Его живопись в первые десятилетия века сияет праздничной радостью и полнотой жизни. Таковы его ранние мадонны и величавая композиция «Любовь небесная и земная». Как нередко бывает, аллегорический сюжет этой картины утрачен и не поддается однозначной расшифровке. А между тем мировосприятие мастера воплощено в ней с большой полнотой и силой. Две женщины – пышно одетая молодая венецианка и обнажённая богиня, присевшая на краю древнего мраморного саркофага с мифологическими рельефами, кажется, излучают спокойную полноту бытия, радость жизни, гармоническую ясность духа. Картина радует превосходной живописью, особенно в изображении сияющего красотой обнаженного женского тела и роскошных тканей.
Большинство картин Тициана написаны на темы античной мифологии. На протяжении его творчества такие сюжеты чередуются с христианскими, церковными. Разумеется, в Европе ХVІ в. никто не верил в античных богов, в древние мифы. И всё же их образы возвращаются в искусство христианской Италии. Идеи гуманистов превратили к этому времени античность в своеобразную модель идеально-прекрасной, возвышенно-естественной жизни. Мифологический сюжет мотивирует введение в картину изображения обнажённого тела, получающего у Тициана совершенно новую живописную трактовку.
Тициан – один из величайших живописцев наготы, телесной красоты человека. Он лепит телесную форму подвижными оттенками цвета, не зачерняя тени. В картине «Святой Себастьян» на фоне вихрей костра, где в грандиозной симфонии красок сомкнулись земля и небо, вырастает прекрасная фигура юноши, погибающего под стрелами. В его лице застыли страдание и боль. Но тело? Оно как будто неподвластно смерти и поражает гармонией пропорций.
Пленительная обворожительность женщины – одна из центральных линий живописи Тициана. Вариации женской красоты, несущие ощущение полнокровной радости жизни, соперничают друг с другом в творениях мастера разных периодов его творчества: «Флора», «Венера Урбинская», «Венера перед зеркалом», «Кающаяся Мария Магдалина», четыре варианта «Данаи». Воспроизводя античный идеал красоты, мастер создает образ, несущий в себе прекрасное, земное начало, наполняет его человеческой плотью и радостью бытия.
Позднее Возрождение в Венеции отмечено именами двух ведущих мастеров – Веронезе и Тинторетто. Паоло Кальяри, прозванный Веронезе, был автором грандиозных алтарных картин и декоративных росписей, в масштабности которых чувствуется влияние Тициана. Веронезе как бы не замечал трагических сторон бытия. Для него жизнь полна праздника и красочных зрелищ. Его аллегорические композиции воспевают идеалы аристократической Венеции с её склонностью к яркому маскарадному шуму, блеску и богатству. Даже в религиозные по сюжетам полотна он вводит «посторонние персонажи», удовлетворяя тем самым свою неуемную творческую фантазию
В числе самых известных работ Веронезе – «Брак в Кане». На картине – пышный пир, где в шуме и гаме затерялись 130 персонажей. Кого здесь только нет! Художник изобразил и европейских правителей, и крупнейших венецианских художников, представив живописцев в облике развлекающих публику музыкантов, а также самого себя. Столь же светской и, по сути, не имеющей отношения к пафосу евангельского текста, является работа Веронезе «Пир в доме Левия».
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 528;