Материал для учителя. Понятие «Северное Возрождение» утвердилось в истории искусства давно, оно общепонятно и удобно – это искусство Возрождения европейских стран
Понятие «Северное Возрождение» утвердилось в истории искусства давно, оно общепонятно и удобно – это искусство Возрождения европейских стран, расположенных к северу от Альп, где кончается классическая итальянская культура и расцветает особое художественное движение, более сложное и причудливое по своим идейным и творческим установкам, неотделимое от его средневековых корней. Сюда входят Нидерланды, Германия, Франция, Бургундия, Австрия и Швейцария.
Воздействие итальянских художников на северные страны было значительным уже в ХІV в., когда опыт великого Джотто подсказал живописи северян новые, чёткие пространственные структуры, новое соотношение фигур с интерьером и пейзажем.
Культурное наследие северных стран Европы было многозначным: в него входят не только глубоко укорененные традиции средневековой культуры, но и более древние слои античного древнеримского искусства (в южной Франции и восточной Германии сохранились мощные архитектурные памятники), позднеантичного местного художественного ремесла (например, фантастическое по виртуозности стеклоделие на Рейне), но ещё и огромное наследие «варварских» племен, соседей Рима, в основном кельтов (галлов) и германцев, но также восточных племен иллирийцев и славян.
Скрещение варварских и римских традиций составило фольклорную почву бурно развивавшегося средневекового искусства, окрашивая его то в фантастически-сказочные, то в гротескно-сатирические тона.
Вся эта богатейшая культурная основа позволила северным странам пережить свое Возрождение без видимых потрясений, органически, естественным путём войти в новую гуманистическую культуру, развивая и совершенствуя художественную интуицию, умение видеть целостные образы неповторимой личности, её интерьерного, пейзажного, предметного окружения, умение связывать воедино эпизоды бытия, объединять близкое, интимное с мировым и космическим. Опорой в этом было интенсивное развитие религиозной и научной мысли, поэзии и музыки, обновление народной жизни и фольклора.
Колыбелью Северного Возрождения можно считать Бургундию, герцогство, которое в ХІV – ХV веках было одним из сильнейших государств Европы, соперницей Франции.
Дальнейшие шаги предстояло сделать искусству Нидерландов. Нидерландская живопись первой стала соперничать с искусством Италии. Художники ощущали значительность всего, что их окружало. Однако они не возвышали образ человека, как итальянцы, а давали его в реальных условиях жизни. Яркими представителями культуры Возрождения в Нидерландах являлись братья Губерт и Ян ван Эйки. Они передавали мир с необычайной тщательностью и подробностью; каждая травинка, каждый кусок ткани представляют для них высокий предмет искусства. Ян ван Эйк был образованным человеком, знал геометрию, географию и химию. О Губерте осталось мало сведений. Ван Эйки усовершенствовали масляную технику: масло давало возможность более разносторонне передать блеск, глубину, богатство предметного мира. Братья создали знаменитый Гентский алтарь – грандиозное двухъярусное сооружение с закрывающимися створками. Он состоит из 25 композиций, где показан мир небесный и земной, земные люди и небожители. Все они объединены общей темой – темой прославления Бога, раздумьями о судьбе человечества, идеей единства человека и природы, восхищением многообразием форм мира.
По-новому решается проблема изображения обнажённого человеческого тела. В образе Адама нет никаких следов влияния античной классики, на основе которой итальянцы писали идеальную в своих пропорциях обнажённую фигуру. Построение человеческой фигуры у братьев Ван Эйков соответствует только данной конкретной индивидуальности. Это новое, более непосредственное видение человека – важное открытие в западноевропейском искусстве. Гентский алтарь поражает совершенством живописи.
В творчестве Яна ван Эйка выделились две основные области искусства, в которых преимущественно работали нидерландские художники – это алтарная композиция и портрет. Ян ван Эйк создавал глубоко индивидуальный образ, но не терял за деталями общую характеристику человека, как основной части мироздания.
Крупным мастером на рубеже ХV – ХVІ веков был Иероним Босх, один из самых одухотворенных певцов божественной природы. Но в его алтарных композициях предстает не гармоничный мир Яна ван Эйка, а фантастический «мир навыворот», где христианские мотивы смешаны с мрачной фантастикой средневековья, с фольклорными преданиями и предрассудками, с прихотливыми излишествами колдовства и магии; смелые иронические наблюдения и точные бытовые детали соседствуют с творчеством по законам гротескного абсурда, а сатирические нравоучения и поэтичные свежие пейзажи неотделимы от безудержных эксцессов воображения. Композиция «Семь смертных грехов» состоит из семи картин, где указаны людские грехи – гнев, гордыня, скупость, обжорство… За свои грехи люди понесут наказание в аду.
В аллегорической картине «Корабль дураков» художник высмеивает не столько монахов, сколько обычных людей, склонных принимать всё на веру. В таких алтарных композициях, как «Воз сена», «Сад наслаждений», Босх рассказывает о греховности жизни людей, высмеивает омерзительные явления действительности. Искусство Босха раскрыло кризисные явления, которые охватили нидерландское общество в конце ХV в.
Вершиной нидерландского Возрождения было творчество Питера Брейгеля Старшего. С его именем связывается окончательное формирование пейзажа в нидерландской живописи как самостоятельного жанра. В своих произведениях художник показал современную ему жизнь, напряжённость предреволюционного времени, неисчерпаемый характер народа. Брейгель был высокообразованным человеком, прекрасно знал греческую и римскую мифологию. В своих работах стремился передать поэзию природы, её гармонию. Работе над серией пейзажей, изображающих полный годовой цикл изменений природы художник посвятил весь 1565 год. Открывается цикл картиной «Охотники на снегу» (декабрь – январь). Вторая картина получила название «Хмурый день» (февраль – март). Третья (впоследствии утраченная) картина – это апрель и май. Затем следуют «Сенокос» (июнь – июль), «Жатва» (август – сентябрь) и «Возвращение стада» (октябрь – ноябрь). Каждое время года у Брейгеля – это неповторимое состояние земли и неба. Так в картине «Охотники на снегу» зима под кистью художника предстает равниной, сияющей сплошной белизной нетронутого снега, открывающейся зрителю внезапно с высоты, словно в полете; зеленовато-серое небо невольно хочется назвать небесным сводом: так оно холодно и спокойно.
В 1568 г. Брейгель пишет картину «Слепые». Жуткая вереница бесприютных калек, лишенных не только зрения, но и поводыря, бредет из глубины картины на зрителя, к переднему краю живописного пространства, на деле же – к краю оврага. Вдруг их медленный осторожный шаг прерывается: идущий первым слепой падает и вот-вот свалится в овраг, за ним неминуемо должны последовать и его товарищи. Брейгель старается избежать нарочитого драматизма, поэтому вряд ли его персонажам угрожает гибель – овраг неглубок. Весь ужас происходящего сконцентрирован в образах: в неторопливом движении к краю ямы, в череде ужасных лиц, лишенных какой-либо тени мысли и жизни. Картина посвящена словам Христа: «Может ли слепой водить слепого? Не оба ли они упадут в яму?». Конечно же, при этом Иисус имел в виду слепоту духовную. Как напоминание об этом Брейгель изображает в глубине картины церковь – единственное место, где слепые могут получить исцеление. Но чтобы переступить церковный порог, нужно быть зрячим или воспользоваться помощью зрячего; ни то ни другое не доступно персонажам Брейгеля. Творчество Брейгеля создаёт основу для развития искусства ХVІІ ст.
В разобщенной и разнородной Германии устои средневековой культуры были стабильны, а ростки нового мировоззрения разрознены и поначалу зависели от связей с Италией и Нидерландами. В начале ХV в. в рамках готической иконной живописи в северных городах ощущалась тяга к сентиментальному лиризму и интимным бытовым интонациям. В середине ХV в. живопись дополняется элементами пейзажной и бытовой среды. Во всём этом ощущается новая религиозная концепция индивидуального сопереживания, сочувствия библейским героям, что связано с мистическими течениями перед Реформацией. Живопись Германии в ХV в. развивается, может быть своеобразно, но как бы ждет прихода новых идей и новых сил, способных возглавить национальную школу. Более активны, более близки к фольклорным источникам в это время графика и резьба по дереву.
В критическую пору Реформации и Крестьянской войны немецкое искусство становится одним из важнейших в Европе, прежде всего, благодаря Альбрехту Дюреру. Крупный теоретик, автор научных трактатов о перспективе и пропорциях, глубоко, органически впитавший принципы классического итальянского искусства, гуманизма и рационалистического мышления, он современник самых острых кризисных событий немецкого Возрождения. Уравновешенность величественных героических образов он сочетает со страстной эмоциональной экспрессией, с могучим волевым напором и неистовыми поисками истины. Завершением исканий Дюрера стала композиция «Четыре апостола» – монументальный образ непреклонного единства в борьбе. Две картины изображают апостолов Иоанна, Петра, Павла и евангелиста Марка. Могучие фигуры святых с трудом вписываются в тесное пространство досок. Иоанн и Павел стоят ближе к зрителю, они ярко освещены, их широкие плащи (алый у Иоанна и синевато-серый у Павла) кажутся разноцветными половинами приоткрытого занавеса. За ними – фигуры Петра и Марка. Погруженные в черноту фона, на котором выделяются высокий лоб Петра и вдохновенно горящие глаза Марка.
Вершина творчества Дюрера и всего Северного Возрождения – «мастерские» гравюры на меди – три грани бытия, три духовных аспекта гуманизма: бесстрашие в рыцарском исполнении долга («Рыцарь, дьявол и смерть»), отшельническое размышление учёного («Святой Иероним в келье») и горькая встреча гения с неразрешимыми загадками Вселенной («Меланхолия»).
Гравюру «Рыцарь, дьявол и смерть» сам Дюрер называл «Всадник». Вооруженный путник медленно едет вдоль обрывистого лесного склона. В грозном виде воина есть какая-то нелепость, беззащитность чудака, роднящая этот персонаж с Дон_Кихотом. Поднятое забрало открывает отрешенное и суровое лицо. С рыцарем поравнялась Смерть – мертвец верхом на костлявой кляче. Он, наставительно кивая головой, показывает путнику песочные часы: его жизнь на исходе. Сзади плетется дьявол со свиной головой, увенчанной причудливым гребнем. Рыцарь Дюрера – это христианин, упорно следующий к Небесному граду (представленному в виде замка, венчающего скалу на заднем плане), несмотря на искушение дьявола и неотступную близость смертного часа.
На заре Нового времени чувство ответственности за свои поступки перед лицом Бога уступило место следованию нормам общественной морали. Идеал святости подменялся идеалом бюргерской добропорядочности. Художники изображали мир, который их окружал, все чаще забывая о его Творце На смену символическому реализму северного Возрождения пришел новый, мирской реализм.
Для записи в тетрадь
Северное Возрождение – это культура конца ХV – ХVІ вв. в странах Северной Европы – Нидерландах, Германии, Франции и других. Северные мастера раньше ощутили противоречия действительности и необходимость отразить их в своем творчестве. Крупнейшими живописцами этой эпохи были Ян ван Эйк (около 1390 – 1441), Иероним Босх (ок. 1450 – 1516), Питер Брейгель Старший (1525 – 1569), Альбрехт Дюрер (1471 – 1528). Этих мастеров привлекал внутренний мир человека, его психологическая глубина.
В портретах Яна ван Эйка - «Человек с гвоздикой», «Чета Арнольфини» – с их острой характеристикой индивидуальности, с раскрытием особого психологического склада с наибольшей полнотой утверждаются принципы нового искусства.
Иеронима Босха можно считать основателем особого направления в живописи – условного и аллегорического, фантастического и насмешливого. Босх пишет картины или на религиозные («Несение креста», «Искушение святого Антония») или аллегорические («Воз сена», «Сады земных наслаждений». В его творчестве наблюдается новаторски смелый поиск в области колорита.
Питер Брейгель Старший создал глубоко национальное искусство, опирающееся на народные традиции и фольклор. В его творчестве переплетаются, соединяются юмор и фантастика, гротеск и лирика. Самая известная его картина «Слепые».
Альбрехт Дюрер – величайший художник немецкого Возрождения, человек разностороннего образования и талантов, «младший брат Леонардо», как его иногда называют за широту познаний и деятельности. В своих работах он воплотил страдания и надежды передовых людей Германии (18 гравюр серии «Апокалипсис»). Дюрер оставил серию прекрасных портретов, в том числе «Автопортрет».
Противоречия между реальными возможностями человека и воплощаемым в искусстве идеалом приводили к пониманию того, что идеал осуществить нельзя. Реальная жизнь проникает в искусство и свидетельствует о гибели ренессансного идеала.
Вопросы для проверки усвоения знаний
1. Что обозначает термин «Северное Возрождение»?
2. Какие полотна художников Северного Возрождения поразили вас? Почему?
3. Проанализируйте любое произведение Иеронима Босха.
Домашнее задание:
Прочитать статью в учебном пособии «ОМХК», 8 кл., с.60 – 62; продолжить работу над заполнением таблицы по культуре эпохи Возрождения; подготовить сообщение о творчестве В. Шекспира.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 586;