Материал для учителя. Монголо-татарское иго ХІІІ - ХV в

Монголо-татарское иго ХІІІ - ХV в. нанесло огромный ущерб культуре русского народа, существенно затормозило процесс её развития. Прервался блестящий расцвет искусства, запечатлённый в архитектуре, живописи, скульптуре Киевской Руси. Исчезли многие ремесла (изготовление стеклянных браслетов, перегородчатых эмалей и т. п.), надолго прекратилось каменное строительство, огромное количество материальных ценностей было увезено в орду. В огне пожаров гибли тысячи рукописных книг, сотни икон, произведений прикладного искусства, утеряны многие памятники зодчества, а главное – убиты или уведены в плен мастера, их создававшие.

Однако полностью остановить культурный процесс было невозможно. В первой половине ХV в. в Северо-Восточной Руси происходит объединение княжеств, начинает возрождаться и русское искусство. Постепенно в самых разных уголках русской земли накапливаются национальные традиции и духовные богатства, позже обретшие новую жизнь в искусстве Московского государства.

В этот период основными центрами становятся Новгород и Псков. С ХІV в. начинается возвышение Москвы, которая при Иване Калите превращается в значительный политический и культурный центр. Особенно усиливается роль Москвы после победы Дмитрия Донского на Куликовом поле. В течение ХV-ХVІ веков Москва превращается в мощное централизованное государство и подчиняет себе другие русские земли, в том числе Новгород и Псков. Расцвет русской культуры этого времени связывается с подъемом национального самосознания, все силы русского народа собираются для разрешения практических, насущных задач создания русского национального государства.

Татаро-монгольское нашествие прервало бурный рост Новгорода, как и других северных городов, нарушило естественное поступательное развитие. Однако уже к концу ХІІІ в. культурная жизнь понемногу возвращается в привычное русло. Новгород в ХІV в. переживает экономический подъем, предстает городом высокой культуры и образованности.

В новгородской архитектуре этого периода появляются новые черты. Это одноглавые соборы, которые вновь становятся высокими и величественными. Новая архитектура отличается изысканным декором, который ложится нарядными лентами орнамента вокруг барабана и апсид, стены украшаются вставными каменными крестами, нишами и фресковыми изображениями: церковь Федора Стратилата и Спаса Преображения на Ильине.

Псковские строители возводят каменные стены псковского монастыря, собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, знаменитые псковские звонницы.

В традициях новгородской живописи прослеживаются некоторые особенности. В иконах этого периода художники стали использовать насыщенные, яркие и локальные краски, не боясь их контрастных сопоставлений. Постепенно из русской иконописи исчезает философский аристократизм византийского искусства; ему на смену приходит склонность к повествовательности и подробностям сюжета. Расцвет монументальной живописи Новгорода во многом связан с именем художника, который приехал на Русь из Византии. Самую блестящую страницу в развитии новгородской живописи вписал великий византиец Феофан Грек, нашедший на Руси свою вторую родину.

Живопись Феофана Грека воспринимается как высокое искусство, насыщенное философскими размышлениями, свидетельствующее о могучей духовной силе христианской веры. Резкая и смелая манера письма отличает творческий метод художника. Своеобразным художественным средством для достижения эмоционального акцента служит белый мазок. Многое, созданное Феофаном Греком, утеряно; в минувшую войну чудом сохранилась часть гениальных фресок на стенах храма Спасо-Преображения на Ильине, расписанных художником в 1378 г. Образы, созданные Феофаном, наделены суровыми и сильными характерами. Их переполняют бурные страсти, но внешне они сдержанны.

Хотя Феофан Грек вскоре покинул Новгород, переехав в Москву, он оставил в городе своих последователей.

Новгородские иконы очень разнообразны по своим сюжетам. Это в основном изображения популярных в Новгороде святых, таких, как пророк Илья, Параскева с Анастасией, святой Георгий. В этот период иконописцы начинают посвящать свои произведения реальным историческим событиям.

Немногие сохранившиеся до наших дней псковские иконы отличают любовь к орнаменту, преобладание оливково-зеленого и киноварно-красного цветов. Монументальные решения характерны для икон «Дмитрий Солунский» и «Святая Параскева Пятница».

Москва всегда играла особую роль в судьбах русского народа. В ХІV в. Москва становится общерусским центром развития архитектуры, живописи и музыки.

Архитектура Московского государства отличалась сравнительным постоянством основных типов строительства, характерных для феодального уклада. Это – жилые дома и хозяйственные постройки, церкви и звонницы, палаты и монастырские здания, крепостные сооружения, однако структура зданий и сооружений, их стилевой характер развивались вместе с изменением жизненных реалий, социальных и идеологических условий, оборонительных требований. Изменялись конструкции и строительные материалы, а вместе с ними – архитектоника зданий и сооружений. Наряду с каменными сооружениями, огромное значение имели деревянные постройки, которые на Руси всегда оставались основным видом массового строительства.

Первые крупные здания были построены в новой столице ещё в конце ХІІІ века – Успенский и Архангельский соборы Московского Кремля, просуществовавшие сравнительно недолго; через полвека они были заменены новыми сооружениями. При Дмитрии Донском был построен белокаменный Кремль. Сегодня вряд ли можно достоверно реконструировать их облик. Очевидно одно: соборы были белокаменными. С ХІV в. восстанавливается каменное зодчество на Руси. Во второй четверти ХІV в. были возведены Успенский собор, церковь Спаса на Бору, Архангельский собор, церковь-колокольня Иоанна Лествичника. Все храмы выстроены были из белого камня. Во второй половине ХІV в. по велению Дмитрия Донского Московский Кремль укрепляется за счет увеличения длины, количества башен и расширения стен, возведённых из камня.

Огромный размах строительства конца ХV в. способствовал совершенствованию техники кладки из кирпича, ставшего к этому времени основным строительным материалом. Для строительства Успенского собора в Москву был приглашен итальянский архитектор Аристотель Фиораванти. В этом соборе много традиционных для русской архитектуры черт: пятиглавие, позакомарное покрытие, аркатурно-колончатый пояс. Величественный и спокойный, монументальный Успенский собор стал центром не только Соборной площади Кремля, но и всей Москвы. Из каждой части города были видны его золотые купола.

В 1489 г. в Кремле возводится Благовещенский собор, который служил дворцовой церковью русских царей. Здесь соединились черты псковской и московской архитектуры, (собор строили псковские мастера). Завершил ансамбль центральной площади Кремля Архангельский собор, построенный как усыпальница князей и царей. Он был возведён итальянцем Алевизом Новым. Его стены украшены пышными деталями венецианской ордерной архитектуры, незнакомыми на Руси карнизами, коринфскими пилястрами. Каждая закомара собора украшена раковиной.

В те же годы старые стены Кремля заменяются новыми. Многочисленные кремлевские башни получают шатровый верх. Итальянцы Марко Руффо и Пьетро Солари строят Грановитую палату, получившую своё название по облицовке её фасада граненым камнем. Её парадный зал, расположенный на втором этаже, перекрыт крестовыми сводами, опирающимися на центральный столп. Архитекторы Посник и Барма возводят Покровский собор, впоследствии названный храмом Василия Блаженного.

Архитектура ХVІ в. характеризуется широким применением шатровых покрытий. Самым выдающимся памятником стала церковь Вознесения в селе Коломенском.

В ХV в. начался «золотой век» иконописи. Ее расцвет связан с именами Феофана Грека, Андрея Рублёва и Дионисия. Мастерство московских живописцев позволяет говорить о рождении самостоятельной художественной школы.

К работам Феофана Грека принадлежит икона «Богоматерь Донская» – это двусторонняя икона. На лицевой стороне Богоматерь Умиление, на обороте иконы представлена сцена Успения Богоматери. По свидетельству летописи последние годы жизни Феофан Грек провел в Москве, где вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля. Живопись Благовещенского собора уникальна по своим высочайшим художественным достоинствам, кроме того, это древнейший из сохранившихся иконостасов русской церкви. В Благовещенском соборе был выполнен один из первых известных нам русских иконостасов. Он был образован несколькими рядами: первый – местные почитаемые иконы, второй – деисусный, третий – праздничный. Учёные определили, что высокий в несколько рядов иконостас возник только к концу ХІV в., поэтому можно считать, что это чисто русское нововведение (греческая культура не знала развитых иконостасов).

В 1405 г. в летописи впервые упоминается имя гениального русского художника Андрея Рублёва. Он назван среди мастеров, привлечённых для росписи Благовещенского собора. Затем мастер расписывает Успенский собор во Владимире. Этот ответственный заказ он выполняет вместе с Даниилом Черным. Сохранилась только огромная композиция Страшного суда. Во фресках Успенского собора во Владимире проявился тот гуманизм, который стал основной чертой творчества великого живописца. Русские типы лиц апостолов отмечены не только добротой, но и тем особым чувством собственного достоинства, которое характеризовало людей на Руси в это период подъёма национального самосознания.

В Третьяковской галерее находятся три иконы, выполненные для звенигородского собора: «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел». В этих работах лучше всего сохранился красочный слой, и по ним можно представить себе манеру письма художника. Просветлённые чистые краски, тонкая линия рисунка, строгая пропорциональность черт характерны для этих изображений.

В первой четверти XV в. была создана знаменитая икона «Троица», написанная для Троицкого собора, построенного на месте погребения Сергия Радонежского. Сергий, настоятель Троицкого (затем ставшего Троице-Сергиевым) монастыря, в котором прошла юность Андрея Рублёва, был страстным проповедником объединения Руси. Идея единства – основная и в иконе. Композиция иконы, построенной по кругу, создаёт настроение торжественного покоя. Центральный ангел благословляет стоящую на столе чашу – символ страданий Христа, его жертвы, принесенной им ради людей. Ангелы склонили головы, объединённые общими чувствами и мыслями. Гармония подчеркивается и цветом. Синий в сочетании с золотом и охрой придает колориту особое благородство. Яркий чистый голубой цвет, или как его называют, голубец, звучит каждый раз по-новому, но особенно интенсивен в центре иконы и сочетается с малиновым хитоном среднего ангела.

В конце своей жизни Рублёв, возможно, выполнил огромный многорядный иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Здесь он работал вместе с учениками, которые осуществляли его замысел. Глубокий гуманизм, сила и человечность образов, высокие идеалы, которым он следовал, выразительность его художественных средств поставили Рублёва в один ряд с лучшими художниками всех стран и народов.

Расцвет живописи конца ХV – начала ХVІ в. связан с творчеством замечательного художника Дионисия (ок. 1440 – 1502), иконы которого очень ярки и красочны. Почти через полстолетия после Рублёва он развивал в своем творчестве те гуманистические идеи, которые так блестяще выразил его предшественник. Самое замечательное произведение Дионисия – фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Расположенный далеко на севере монастырь был небогат, его мало посещали, а поэтому фрески Дионисия в последующие века не обновлялись. Они почти сохранили первоначальный колорит. Радостное чувство, которое создается чистыми, яркими, но вместе с тем нежными красками, присущими только Дионисию, пронизывает все его работы. Дионисий впервые в истории развития русской живописи вводит в иконы белые фоны.

В ХVІ в. в иконописи появляются изображения исторических деятелей и событий. К таким работам можно отнести две парные, одинакового размера иконы, выполненные Дионисием для Успенского собора Московского Кремля: «Митрополит Петр», «Митрополит Алексей». Обе они представляют собой тип так называемых житийных икон.

В живописи ХVІ в. расширяется круг тем, появляются сюжеты из всемирной и русской истории. Иконописцы весьма многословны, они ставят перед собой задачу как можно полнее и подробнее разъяснить тему. Композиции перегружены многочисленными деталями, в них много бытовых подробностей и аллегорических персонажей.








Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 516;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.