Материал для учителя. В отличие от других видов искусства, основными идеалами и критериями музыки Возрождения не были идеалы античности
В отличие от других видов искусства, основными идеалами и критериями музыки Возрождения не были идеалы античности, так как нотные записи Древней Греции и Древнего Рима еще не были полностью расшифрованы и проанализированы. Основами музыкальных произведений данной эпохи чаще всего были поэтические, литературные произведения античности. Так, например, к концу ХVІ в. оперные произведения заключали в себе каноны древности.
Музыкальная культура эпохи Возрождения так же, как и архитектура, скульптура, живопись, отличалась светским характером, и к ХІV – ХVІ вв. относится становление национальных музыкальных школ. Основными музыкальными жанрами Раннего Возрождения были мадригал, баллата, каччия (охотничья песня).
Музыкальные произведения данного периода отличались большой напевностью, песенностью, которая присуща народной музыке; определённое количество песен писалось на родном, а не на латинском языке.
Основными чертами музыки являлись мелодичность и определенный ритм, которые отличались большей гибкостью, экспрессией, по сравнению с эпохой Средневековья. Появление многоголосия объяснялось тем, что музыкант, композитор, исполнитель, певец имели музыкальную свободу действия, выражали в песнях свою душу, эмоциональный настрой, право интерпретировать, придумывать свои вариации в соответствии с чувствами и внутренним состоянием.
Важное значение в эту эпоху имеет выделение и утверждение мажорного лада (более светлого, радостного, призывного по сравнению с минорным, грустным, спокойным, печальным).
Особое развитие получила песня под аккомпанемент лютни или исполняющаяся многоголосно.
Самым ярким и важным моментом развития музыкального искусства эпохи Возрождения во Франции является специфическая (многоголосная) песня, называемая шансон.
В музыке испанского Возрождения можно отметить появление таких песенных жанров народного происхождения, как вильянсико и романс.
В эпоху Возрождения получает развитие инструментальная музыка. Достигаются определенные успехи в конструировании музыкальных инструментов. С ХV в. во многих странах начинается расцвет лютневой музыки. Развивается исполнительство на органе, дековых инструментах и струнных (клавикорд, клавесин, виола и скрипка). Музицирование становится популярным. Таким образом, именно в эпоху Возрождения, складываются предпосылки для расцвета бытового и профессионального музыкального творчества.
Хотя эпоха Возрождения характеризуется светским характером, светская и духовная музыка развиваются параллельно, и именно церковная школа даёт обществу профессиональных композиторов, музыкантов, певцов. В это время появляется само понятие «композитор», было изобретено нотопечатание.
Среди выдающихся композиторов эпохи Возрождения – Джованни Палестрина (1525 – 1594) и Орландо Лассо (1532 – 1594).
Палестрина родился в м. Палестрина возле Рима (отсюда прозвище), был мальчиком певчим, певцом в капелле Санта-Мария Маджори в Риме. Затем капельмейстером в соборе Святого Петра в Риме. С 1554 г. началась публикация его произведений, вышла первая книга его месс. Его полифонические композиции, написанные для хора а капелла, отличаются духовной глубиной и возвышенностью. Огромное наследие Палестрины включает свыше 100 месс, более 370 мотетов, а также магнификаты, духовные и светские мадригалы и др. Его музыку сравнивают с полотнами Рафаэля, и это не случайно. Композитору удалось создать светлые, гармонически – стройные и уравновешенные образы, озаренные глубокой человечностью.
Орландо Лассо родился в Монсе (Нидерланды) и рано стал мальчиком – певчим в местной церкви. С детских лет проявлял редкостные музыкальные способности. Его даже похищали как маленькое чудо. В 1544 г. мальчика с чудесным голосом привели к генералу Ферранте Гонзага, который взял его в Италию. С 1553 г. Лассо – капельмейстер римского Латеранского собора. В 1555 году вышел первый сборник его произведений, куда вошли 24 произведения разных жанров. С 1556 г. Орландо Лассо работает при дворе герцога Альбрехта V в Мюнхене. Композитор написал более 700 мотетов. 58 месс, множество мадригалов. В эпитафии после смерти было сказано, что он наполнил музыкой целый мир.
Венецианская школа прославлена именами Андреа (между 1510 и 1520 – 1586) и его племянника Джованни Габриели (ок. 1557 – 1612 или 1613). Их музыка созвучна облику Венеции, её праздничной пышности, уникальной архитектуре и великой живописи. Габриели работали органистами в соборе Сан-Марко в Венеции и оставили сочинения разных жанров, как хоровые, так и инструментальные.
Музыка эпохи Возрождения порождает специфическое отношение к танцу. В это время появляется огромное количество литературы по правилам танцев, хореографии, а также сборники танцевальной музыки.
В эпоху Возрождения достигает своего величия и театральное искусство Западной Европы. Театр эпохи Возрождения, утвердившись в Италии на рубеже ХV - ХVІ веков, создав новую драматургию и профессиональное сценическое искусство, пережил «золотой век» в Испании, а затем достиг апогея своего развития в Англии эпохи Шекспира.
Театральные подмостки, которые совсем еще недавно были местом грубых увеселений или проповеди церковных догматов, стали всенародной трибуной, откуда провозглашались новые социальные идеи, где звучали глубокие философские раздумья. На сцене демонстрировались драматические коллизии века, исследовались сложнейшие душевные процессы. Наряду с этим зрители с радостью воспринимали буйство весёлых буффонад, прелесть родной фольклорной поэзии.
Героем театра Возрождения была личность, наделённая чертами мощной индивидуальности и обрисованная яркими красками. Этот герой либо сам был представителем народа, либо в судьбе его находила отражение трагическая участь народа, и он страстно искал выхода из противоречий эпохи.
Итальянские гуманисты первыми создали новый тип драматургии, ставший исходным для всего последующего развития европейской драмы – в формах комедии, трагедии и пасторали. Наибольшие успехи были достигнуты в жанре, непосредственно соприкасавшемся с реальной действительностью, – жанре комедии. В условиях итальянского театра этот род драматургии носил наименование “учёная комедия”, ибо ее создателями были учёные-гуманисты, и рассчитана она была на образованную публику. На фоне многих малосодержательных творений того времени выделяется комедия Никколо Макиавелли «Мандрагора».
Высшим достижением итальянского театра эпохи Возрождения стала комедия дель арте, или комедия масок.. Импровизированные спектакли комедии дель арте имели в своей основе сценарии, в которых давалась лишь краткая сюжетная схема будущего действия. Актеры сами должны были по ходу спектакля строить увлекательное действие. Импровизация требовала особой согласованности между исполнителями. Утверждался один из важнейших законов сценического творчества – неразрывность связей с партнером, или принцип общения.
Все маски комедии дель арте могут быть разделены на три группы:
- народно-комедийные маски слуг (Дзанни, Арлекин);
- маски господ (Панталоне, Капитан, Доктор);
- влюбленные.
Каждый персонаж говорил на диалекте своего города, каждый носил свойственный данной маске костюм.
Спектакли комедии дель арте отличались яркой зрелищностью и динамичностью. В них слитно существовали слово, танец, пение, трюк.
Гениальным драматургом Возрождения стал Вильям Шекспир (1564-1616). Его творения отличают непревзойденное мастерство, глубокое знание действительности, высокий гуманизм, широта охвата национальной истории.
Шекспир родился в Стратфорде-на-Эйвоне, где в наши дни существует шекспировский театр и изо дня в день идут пьесы драматурга. Он не имел университетского образования, но эрудицию восполняли гений и интуиция, чуткость к происходящему. Совсем молодым человеком он переехал в лондон и с 1590 г. работал актером, а позже, переходя из театра в театр, стал одним из пайщиков и штатным драматургом, постоянным поставщиком пьес для театра «Глобус». На сцене «Глобуса» были поставлены комедии и трагедии, а также исторические хроники Шекспира.
Шекспир владел тайной «драматического волшебства», о которой много позже писал А.С. Пушкин. В его пьесах перед многочисленными зрителями игрались захватывающие, полные страсти и поэзии истории любви и борьбы за власть, обмана и предательства, безумия и торжества жизни. На шекспировской сцене поиски счастья и гармонии неотделимы от понимания неизбежного трагизма бытия, а восхищение человеком не отменяет горького сознания, что этот же самый человек может погружаться в низины зла и преступления, желать страданий ближнему и проклинать небеса.
Комедии Шекспира: «Укрощение строптивой», «Бесплодные усилия любви», «Много шума из ничего» – пронизаны чистой, незамутненной радостью, это игра в честь жизни, признание великих законов природы, которые заставляют искать счастья в любви, помогать попавшему в беду и с головой погружаться в водоворот карнавального веселья. А спустя всего несколько лет появляются трагедии, где рушится преграда между добром и злом, где изображены времена господства темных сил и тайных угроз, подстерегающих человека на каждом шагу. И этот человек в исполнении актера на сцене противостоял всем бедам и не то чтобы выходил победителем – по законам жанра он погибал, как Гамлет, Лир или Отелло, - но он сражался со злом и тьмой, сохраняя свое достоинство и звание Человека.
Эпоха Возрождения стала временем высочайшего расцвета во всех областях культуры стран Западной. Период ХІV – ХVI вв. представляет собой самостоятельный этап в духовном развитии Европы, сыгравший важную роль в последующем становлении культуры Нового времени. Влияние Ренессанса обнаружилось на всем континенте. В культуре европейских народов появилось много общих черт, свидетельствовавших о зарождении определённой европейской культурной общности. В эту эпоху был заложен фундамент для становления национальных культур.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 609;