Материал для учителя. Самой знаменитой личностью среди «титанов» Высокого Возрождения был Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – скульптор
Самой знаменитой личностью среди «титанов» Высокого Возрождения был Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – скульптор, художник, архитектор, поэт.Микеланджело родился 6 марта 1475 г. в Капрезе. Отец его Лодовико ди Леонардо Буонарроти Симони занимал должность градоправителя, он был вспыльчивым, беспокойным человеком. Мать умерла, когда Микеланджело исполнилось 6 лет. Их было пять братьев и, когда старший – Лионардо - постригся в монахи, Микеланджело оказался старшим – главой семьи.
Тринадцати лет он поступает учеником в мастерскую величайшего флорентийского живописца Доменико Гирландайо. Первые же работы имели большой успех. Через год Микеланджело расстается с Гирландайо. Живопись ему разонравилась. Его влечет более героическое искусство. Он переходит в школу скульптуры при дворе Лоренцо Медичи. Окунувшись в античность, Микеланджело, начинает по античному воспринимать и видеть мир. Он создает барельеф «Битва кентавров с лапитами», в котором раскрывает драматизм и бурную динамику схватки, бесстрашие и энергию бойцов.
Поездки в Болонью и Рим способствуют завершению образования. В Риме была создана мраморная группа «Пьета» («Скорбь о Христе»). На коленях вечно юной девы лежит мертвый Христос; он кажется спящим. Горе матери светло и возвышенно, лишь в жесте левой руки словно выплескивается наружу душевное страдание. Неизъяснимой грустью овеяны обе прекрасные фигуры. Белый мрамор отполирован до блеска. В игре света и тени его поверхность кажется драгоценной.
Весной 1501 г. Микеланджело вернулся во Флоренцию. Лет за 40 до этого попечительство собора передало скульптору Дуччо глыбу мрамора невиданных размеров, с тем, чтобы он изваял из нее статую пророка. Работа была прекращена в самом начале, и никто после Дуччо не желал за неё браться. Взялся Микеланджело. Из этой мраморной глыбы он высек своего исполинского «Давида».
Статуя достигает пяти с половиной метров высоты. Она олицетворяет безграничную мощь человека. Давид только готовится нанести противнику удар камнем, пущенным из пращи, но уже ощущается, что это будущий победитель, полный сознания своей физической силы. Лицо героя выражает несокрушимую волю.
«Давид» – это бурная сила в миг покоя. Ему тесно в стенах музея, ему нужен простор, свежий воздух, нужна ярко освещенная площадь. До 1873 года статуя стояла на площади перед Палаццо Веккьо, но затем она была перенесена в особую ротонду, так как она сильно пострадала от дождей.
Получив заказ на сооружение надгробья папе римскому Юлию ІІ, Микеланджело приезжает в Рим. Юлий ІІ задумал воздвигнуть себе гробницу, которая затмила бы все мавзолеи Древнего Рима. Эта идея захватила Микеланджело. Для подготовки материала он уехал в Каррару, где пробыл более 8 месяцев. За это время папа охладел к строительству гробницы. Оскорбленный Микеланджело покинул Рим и вернулся после многочисленных просьб, получив новый заказ – роспись Сикстинской капеллы. Папа будто нарочно выискивал для Микеланджело невыполнимые работы: не владея техникой фрески, художник блестяще выполнил работу.
Микеланджело решил расписать не только плафон, но и стены капеллы. 10 мая 1508 г. он приступил к этой гигантской работе. Это были самые мрачные и самые величественные годы в жизни Микеланджело. Художник жестоко страдал. Письма того времени свидетельствуют о каком-то иступленном неверии в себя, от которого не спасали никакие высокие замыслы: «Я совершенно пал духом: вот уже год, как папа мне ничего не платит, и я не нахожу возможности ни о чем его просить, так как работа не настолько продвинулась, чтобы заслуживать вознаграждения. Причина этому – сложность самой работы, а также и то, что фреска – не мое ремесло. Я только понапрасну трачу время. Да поможет мне господь!» (Письмо к отцу от 27.01.1509 г.).
Только он закончил «Потоп», как фреска начала покрываться плесенью, фигур почти нельзя было различить. Микеланджело отказался продолжить роспись. Но папа ничего и слышать не хотел, и художнику снова пришлось взяться за кисть.
Помимо усталости, помимо тревог, ещё и родные докучали Микеланджело своими беззастенчивыми требованиями. Вся семья сидела у него на шее, старалась выжать последние соки из своего знаменитого родича. С одной стороны, семья, терзавшая Микеланджело своими требованиями, с другой – смертельные враги, следившие за каждым его шагом и заранее предвкушавшие неудачу, – такова была атмосфера, в которой приходилось жить Микеланджело в эти страшные годы. И не только жить – он творил!
1 ноября 1512 г. глазам зрителей предстала его работа. Геркулесов подвиг Микеланджело принес ему славу, но и надломил его. Расписывая свод капеллы (600 кв.м.), он много месяцев подряд работал с запрокинутой головой и так испортил себе зрение, что еще долгие месяцы мог читать письма или разглядывать предметы, только подняв их над головой. Он сам подшучивал над своим убожеством: От напряженья вылез зоб на шее
Моей, как у ломбардских кошек от воды…
Живот подполз вплотную к подбородку,
Задралась к небу борода. Затылок
Прилип к спине, а на лицо от кисти
За каплей капля краски сверху льются
И в пёструю его палитру превращают.
В живот втянулись бедра, зад свисает
Между ногами, глаз шагов не видит.
Натянута вся спереди, а сзади
Собралась в складки кожа. От сгибанья
Я в лук кривой сирийский обратился.
Мутится, судит криво
Рассудок мой. Еще бы! Можно ль верно
Попасть по цели из ружья кривого?…
Но не следует верить этому шутливому тону. Художник страдал от своего безобразия.
Слагать стихи Микеланджело начал с детства, это было для него непреодолимой потребностью. Его рисунки, письма, наброски испещрены записанными мыслями. К сожалению, он сжег большую часть своих стихов незадолго до смерти.
Роспись Сикстинской капеллы грандиозна не только из-за своих размеров. Она захватывает титаническим характером образов, неистовых страстей, величием деяний. На ней предстает вся история человечества от первых дней творения. Это торжественный гимн творческой мощи и красоте свободного человека.
При помощи архитектурных форм, воспроизведенных средствами живописи, потолок разделен на части. Каждая представляет собой самостоятельное изображение, однако роспись в целом обладает поразительным единством.
Композиции, занимающие девять полей средней части, изображают сцены библейских легенд – от сотворения Вселенной до Всемирного потопа. По углам каждой композиции помещены фигуры юношей-атлетов – прекрасных, полных безудержной радости жизни, они поддерживают медальоны и тяжелые гирлянды из дубовых листьев. В росписи «Отделение света от тьмы» гигантская фигура Бога-Созидателя в вихре облаков побеждает первозданный хаос. Адам – олицетворение молодости, телесной красоты и еще скрытого в нем богатства сил – пробуждается к жизни от прикосновения руки летящего Саваофа, вселяющего в первочеловека энергию, силу и волю в «Сотворении Адама». Если фрески потолка ликующе торжественны, то настроением печали и нарастающей тревоги овеяны росписи в промежутках между окнами, условно называемые «Предки Христа». Героические деяния уступают место жизни человека, полной горестей и невзгод.
На алтарной стене Сикстинской капеллы Микеланджело написал знаменитую фреску «Страшный суд» (1536 – 1541гг.). На фоне холодного сине-пепельного неба множество фигур охвачено вихревым движением. Господствует трагическое чувство мировой катастрофы. Близится час возмездия, ангелы возвещают о наступлении Страшного суда. Движение гигантских толп развертывается по кругу. Справа неумолимым потоком низвергаются в ад грешники. Их тащат за собой дьяволы, преследуют бескрылые ангелы. Слева возносятся к небесам праведники. В центре высится могучая обнаженная фигура Христа, вершащего Суд. Грозный, непреклонный, прекрасный в гневной беспощадности, он больше похож на языческого бога-громовержца. Поникшая Богоматерь полна глубокой скорби перед лицом безмерных человеческих страданий.
Творение Микеланджело вызвало резкое недовольство в церковных верхах. Папа Павел IV Караффа счел произведение недостойным, так как в нем было множество обнаженных фигур. Художнику было предложено задрапировать некоторые фигуры, на что он ответил: «Скажите папе, что это дело маленькое и уладить его легко. Пусть он мир приведет в порядок, а картинам сообщить пристойность можно очень быстро». Даниеле де Вальтера, преданный ученик Микеланджело, внес во фреску требуемые изменения, постаравшись уберечь ее от сильного искажения.
После смерти Юлия ІІ Микеланджело заканчивает работу над его надгробием в более скромном варианте. Были исполнены статуи «Моисей», «Скованный пленник», «Умирающий пленник».
Решительный перелом в мировоззрении Микеланджело связан с кризисом ренессансной культуры. Падение Рима, изгнание Медичи из Флоренции, героическая оборона республиканской Флоренции оказали сильное влияние на творчество художника.
Он работает над надгробиями Медичи. Когда ему указывали на отсутствие портретного сходства, он отвечал: «Кто это заметит через 10 веков?» Скульптурный образ одного из братьев олицетворяет у него Действие, другой – Мысль, а дополняющие общий замысел аллегории цоколя – «День» и «Ночь», «Заря» и «Вечер», - говорят о тягостном бремени жизни и презрении к окружающему миру.
Джованни Строцци, увидев «Ночь», написал: «Руками ангела высечен в этой скале образ «ночи», что видишь сладко спящей. Но если спит она, то, значит, и живет. Не веришь – разбуди её, и она заговорит с тобою».
Микеланджело ответил: Отрадно спать, отрадно камнем быть,
О, в этот век преступный и постыдный,
Не жить, не чувствовать – удел завидный!
Прошу, молчи, не смей меня будить.
Папа Павел ІІІ назначил Микеланджело префектом и архитектором собора Святого Петра в Риме. Художник долго отнекивался, и согласился, только потому, что счёл это своей священной обязанностью, долгом, завещанным ему от Бога. Венец архитектурного гения Микеланджело – грандиозный, вознесенный к небу купол над центральной частью собора Святого Петра. Внутри он кажется легким и пронизанным светом. Купол Микеланджело царит над всем Вечным городом, над бесчисленными архитектурными памятниками, которыми так богат Рим.
Жил он как бедняк, почти ничего не ел и, страдая бессонницей, работал ночами. Он надевал на голову картонный шлем со свечой, который сам себе смастерил, чтобы свет падал на работу, а руки оставались свободными. Работал он до самой своей смерти. Только за два дня до кончины Микеланджело уложили в постель. В полном сознании он продиктовал свою волю, завещав «свою душу – Богу, а своё тело – земле», пожелав, чтобы его схоронили в милой ему Флоренции.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 630;