Материал для учителя. Леонардо да Винчи – основатель нового стиля Высокого Возрождения

Леонардо да Винчи – основатель нового стиля Высокого Возрождения. Леонардо был незаконным сыном нотариуса из маленького городка Винчи в окрестностях Флоренции. Очевидно, в 1467 г. отец отдал его в мастерскую своего друга Андреа дель Верроккио. В те годы это была лучшая флорентийская мастерская, и Леонардо получил в ней знания не только в области живописи, но и скульптуры, архитектуры, математики. Сохранившиеся ранние рисунки свидетельствуют о зрелости ума молодого художника: это многочисленные наброски с натуры – животные, растения, лица людей, этюды драпировок. Характер рисунков выдаёт стремление автора проникнуть в суть явления, передавать поверхность, показать то, что под нею скрыто. Невольно на память приходит высказывание уже зрелого мастера: «Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое подражает в себе всем противопоставленным ему предметам, не обладая знанием их».

В мастерской Верроккио, как и в других, в то время уклад был цеховой. Ученики помогали учителю в работе. И ряд картин и статуй это был плод совместной деятельности мастера и подмастерьев. В таких работах нелегко определить руку того или иного участника. В собрании Уффици хранится картина «Крещение Христа», которая прежде считалась произведением Верроккио, а теперь большинство исследователей включает ее в число ранних картин Боттичелли. Но никто не сомневается в том, что ангел, держащий Христа, написан рукой Леонардо. Прекрасный и загадочный, он кажется существом иного мира, чудом, оказавшимся среди прозаических персонажей «Крещения».

Несколько позже написано «Благовещение», тоже хранящееся в коллекции Уффици. Но лучшая среди картин, исполненных в 70-е гг., «Мадонна с цветком» из собрания Эрмитажа. Впервые в европейском искусстве Богоматерь представлена полной земного очарования. Её почти детское лицо озарено счастливой улыбкой. Готовая рассмеяться, она наблюдает за стараниями маленького сына, который неловкими крошечными пальчиками старается ухватить лепестки цветка. Леонардо сумел передать то, что не давалось до него ни одному живописцу: текучесть настроения, готового измениться в любое мгновение. В этом произведении он проявил себя как психолог, способный и видеть, и запечатлеть малейшее движение души.

Необыкновенна картина и по тонкой цветовой гармонии, основанной на сопоставлении и перетекании мягких золотистых и коричневатых тёплых тонов. Она исполнена в технике масляной живописи, что крайне редко встречается в это время у флорентийских мастеров. Именно благодаря прозрачности масла краски можно было объединить на основе ведущего тона.

Леонардо постоянно носил при себе записные книжечки, куда заносил свои наблюдения, из которых потом делал выписки. Сохранилось около семи тысяч страниц, исписанных его рукой. Леонардо был левшой, и строки, написанные справа налево, читать можно лишь в зеркальном отражении. На этих страницах чередуются математические формулы и грамматические упражнения, архитектурные наброски и геометрические чертежи, изображения машин и инструментов, записки и зарисовки по анатомии человека и животных. Видно, как легко мысль Леонардо переходит от абстрактного к конкретному и наоборот; как переплетаются интересы учёного и художника, как эксперимент, наблюдение, исследование приводят к рождению гармоничного прекрасного образа, выраженного то словом, то линией.

Леонардо успел сделать сводку материалов только по нескольким предметам. В Лувре хранятся манускрипты «О свете и тени» и «О глазе», в Англии в коллекции Виндзорского замка – анатомические листы. На основе этих сводок он собирался написать большие научные трактаты. Но грандиозная энциклопедическая система, о которой он мечтал, была непосильна даже для гения Леонардо, которого, по его же словам, «ни одна работа не могла… утомить».

В Милане в собрании библиотеки Амброзиана хранится рукопись Леонардо, в которой есть набросок письма к правителю Миланского герцогства Лодовико Моро. В нем мастер аттестует себя как военного инженера, гидротехника, архитектора, скульптора, живописца. Действительно, всем этим и многим другим ему пришлось заниматься при миланском дворе, куда он уехал в возрасте тридцати лет. В Милане Леонардо прожил в общей сложности 22 года, во многом сформировав духовную атмосферу этого города и заложив в Ломбардии основу художественного стиля Высокого Возрождения.

Далеко не всё созданное в Милане пережило создателя. Самой большой утратой стала гибель «великого колосса» (огромной модели конного памятника отцу Лодовико Моро Франческо Сфорца). Леонардо работал над ним с перерывами свыше 10 лет. Глиняная модель высотой более чем 7 метров была готова, но из-за отсутствия денег отливку статуи пришлось отложить. В 1499 г. Милан оккупировали отряды Людовика XII. Гасконские стрелки разрушили статую, расстреляв её из арбалетов.

Созданиям живописи повезло больше. В первые годы пребывания в Милане мастер написал портрет Чечилии Галлерани, возлюбленной Лодовико Моро. Известный как «Дама с горностаем», он хранится теперь в музее Кракова. Вновь Леонардо проявил себя как «живописец души». Юная патрицианка как бы прислушивается к словам невидимого собеседника, машинально поглаживая белую шёрстку зверька. Удивительно выразительны её руки, крупные, нервные, с тонкими, чуткими пальцами. Рассуждая о живописи, Леонардо указывал, что портреты лучше писать с руками, потому что они не менее красноречиво характеризуют человека, чем лицо.

В то же время – около 1485 г. – исполнена «Мадонна Литта». Если «Мадонну с цветком» можно рассматривать как символ очарования вечно ускользающего мгновения, то «Мадонна Литта» напоминает о вечности.

Мария вся сосредоточена на сыне, она прижимает его к груди как величайшее сокровище, и жест её рук позволяет ощутить хрупкость и беззащитность детского тела. Нежные тени, таящиеся в уголках её губ, придают изменчивость выражению её лица, готового озариться прекрасной улыбкой. Эта женщина – само воплощение материнства, создательница и хранительница жизни. Такой образ чужд суетного и временного и потому на ней традиционное красное платье и голубой плащ, а за окнами виднеются вершины далеких гор.

Горы часто появляются в картинах Леонардо, и всегда их образ связан с идеей вечности, мощности природы, величием её красоты и таинственностью.

В картине «Мадонна в гроте» горы расступились, образовав грот. На берегу ручья расположилось Святое семейство. Привлекая к себе маленького Иоанна Крестителя, Мария простёрла руку над головою сына в инстинктивном жесте защиты. Но и младенца Христа, и её саму защищает мать-природа, укрывая в своих недрах.

«Мадонна в гроте» - первое произведение, полностью решённое в стиле Высокого Ренессанса. В нём утрачивают самостоятельное значение детали, в спокойной пирамидальной композиции уравновешены все части, но совершенно отсутствует схематизм. Мягчайшая светотень – сфумато растворяет контуры и погружает фигуры в воздушную среду.

Между 1495 и 1497 гг. мастер написал «Тайную вечерю» – роспись на стене трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие.

«Тайная вечеря» - одно из главных сокровищ Милана, но такой, какой её создал Леонардо, фреску уже не сможет увидеть никто. Сырость стала губить её еще при жизни творца, лет через двадцать после завершения, а еще через двадцать лет Вазари писал, что на ней уже ничего нельзя различить, кроме беспорядочных пятен. В конце ХІХ – начале ХХ веков ее трижды подвергали неумелой реставрации, а в 1943 г. при бомбардировке Милана английской авиацией в трапезную попала бомба. Рухнула правая боковая стена, но чудом уцелела торцовая с фреской Леонардо.

Последние реставрационные работы освободили фреску от поздних записей, укрепили её, дали возможность увидеть прохладную чистоту и звучность красок мастера.

Роспись огромна 4,6х8,8 м. Перспективное решение изображённого интерьера таково, что он кажется продолжением реальной трапезной. Христос и двенадцать учеников расположились за длинным столом. Только что Иисусом были сказаны пророческие слова: «Один из вас предаст меня», его слова потрясли собравшихся. С удивлением, возмущением, ужасом обращаются они к учителю, но он спокоен и не отвечает им: он сам решает свою судьбу и тем властвует над нею. Чтобы не создавать впечатления сутолоки художник объединил персонажи в четыре группы по три фигуры в каждой и расположил их слева и справа от Спаситаля. Леонардо отказался от традиционного размещения Иуды по другую сторону стола, но предатель сразу узнается среди участников трапезы – по отпрянувшей назад фигуре, судорожному движению руки, сжимающей кошель, зловещему затененному профилю.

В 1500 г. Леонардо покинул Милан, занятый французами, и вернулся во Флоренцию. Занятия наукой не приносили средств к существованию, крупных заказов не было, и на короткое время он поступает на службу к Чезаре Борджа. Уже третий раз Чезаре предпринимал военный поход на Романью, и Леонардо по, его приказанию, наблюдал за состоянием крепостей. Никогда он не считал войну доблестным и благородным делом. Для него она всегда была бессмысленным истреблением, преступлением перед жизнью. Вернувшись при первой возможности во Флоренцию, Леонардо продолжил занятия математикой, астрономией, физикой, занялся разработкой конструкции летательного аппарата. В 1503 г. он получил заказ на роспись в зале Большого совета в Палаццо Веккио – флорентийской ратуше. Работа над второй фреской в том же зале была поручена Микеланджело.

Сюжетом росписи послужили события 29 июня 1440 года, когда флорентийцы одержали победу над миланцами в битве при Ангиари. Выполнив подготовительный картон, Леонардо приступил к росписи на стене, он успел окончить лишь центральную часть композиции, но ни она, ни картон не дошли до нашего времени.

Около 1503 – 1506 гг. Леонардо да Винчи написал самое прославленное произведение – портрет Моны Лизы Джоконды.

Сохранившиеся об этой женщине сведения ничего не говорят современному человеку: неаполитанка, дочь Антонио Герардини, третья жена Франческо дель Джокондо. Это все. Но благодаря великому мастеру у нее появилась другая жизнь и другая биография. Она давно уже не портрет, «это – живой человек, её знают, о ней говорят, у неё есть свои враги и обожатели». Всему миру известна её завораживающая таинственная улыбка, её внимательный насмешливый взгляд, одновременно отталкивающий и притягивающий. Для нас её образ стал символом бытия, простого и неисчерпаемого в одно и то же время.

1506 –1513 гг. художник проводит вновь в Милане. Об этом времени сохранилось мало сведений. Мало их дошло и от последующих трех лет его жизни в Риме, при дворе папы Льва Х. Тогда в Вечном городе оказались вместе три гения: тридцатилетний Рафаэль, Микеланджело, за плечами которого было сорок лет и слава законченных росписей потолка Сикстинской капеллы, и Леонардо, самый старший, перешагнувший в седьмое десятилетие. Риму он оказался не нужен ни как ученый-экспериментатор, ни как художник. Его заслуги оценили недавние враги, французы, и в 1516 г. году мастер поступил на службу короля Франциска І.

В небольшом замке Клу, расположенном недалеко от Амбруаза, где жил сам король, Леонардо ещё успевает разработать систему оросительных каналов и выполнить проект новой королевской резиденции, но силы его быстро тают, 2 мая 1519 г. он умирает на руках любимого и преданного ученика Франческо Мельци.

Собираясь на родину и скорбя об ушедшем учителе, Мельци писал: «Пока не распадется мое тело, я буду постоянно чувствовать это горе, которое должны разделять все люди, потому что не во власти природы создать ещё одного такого человека».

 








Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 523;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.