Материал для учителя. Проторенессанс – преддверие Возрождения, когда в искусстве только появляется новое
Проторенессанс – преддверие Возрождения, когда в искусстве только появляется новое. Проторенессанс утверждается в городах провинции Тоскана – Пизе, Сиене, Флоренции.
Флоренция для Возрождения то же, что Афины для Древней Греции – центр художественной культуры. Во Флоренции жил и работал Джотто ди Бондоне (1266 или 1267 – 1337) – основоположник европейской живописи, родоначальник реализма. Он был архитектором, скульптором, поэтом, но самый значительный вклад сделал в развитие живописи.
Прославленный ваятель Гиберти так отзывался о Джотто: «Джотто видел в искусстве то, что другим было недоступно. Он принес естественное искусство… Он явился изобретателем и открывателем великой науки, которая была погребена около 600 лет». «Естественное искусство», ибо оно основано на изображении окружающего мира таким, каким видит его наш глаз.
Мир трёхмерный – объемный – открыт вновь, победно утвержден кистью художника, и новому человеку надлежит украсить, облагородить его; вот что знаменует искусство Джотто.
Основные работы Джотто – фрески. Объясняется это тем, что в Тоскане в это время шло большое строительство дворцов и церквей. Художники делали в них росписи, поэтому фреска стала главным видом их творчества. Самые знаменитые фрески Джотто находятся в капелле дель Арена в Падуе. Эта небольшая однонефная церковь, построенная на средства богатого банкира Энрико Скровеньи, высится на фундаменте древнеримского театра – арены. Отсюда происходят и два названия – капелла дель Арена и капелла дель Скровеньи. Профессия банкиров-ростовщиков в общественном сознании тех лет ещё воспринималась как грешная. (В «Божественной комедии» Данте поместил ростовщиков в один из кругов ада). На западной стене капеллы, по традиции отданной композиции Страшного суда, есть изображение коленопреклоненного Энрико Скровеньи перед Мадонной и святым Иоанном Евангелистом и Екатериной Александрийской. Он вручает им модель церкви, точно воспроизводящую капеллу дель Арена, дабы замолить свои грехи. Сохранился фрагмент и другой работы Джотто – с гордым медальерным профилем молодого Данте и, возможно, автопортретом самого художника на втором плане. Этот двойной портрет мог бы стать эмблемой культуры Проторенессанса в Италии, которую часто называют эпохой Данте и Джотто.
Фресковый цикл капеллы дель Арена – это начало великих перемен в искусстве живописи, заложивших основы для дальнейших исканий великих мастеров итальянского Возрождения. Более 70 композиций, как ковёр, покрывают стены капеллы от пола до потолка. Боковые стены и алтарная преграда разделены на четыре яруса, каждый из которых состоит из подобия отдельных «картин» в орнаментальных рамах. Рассматривая их последовательно, зритель прочитывает все основные эпизоды из жизни Богоматери и Христа.
Повествование развивается неторопливо и эпически величаво. Каждая сцена не только иллюстрирует один из эпизодов сюжета, но и являет образ извечных тем человеческого бытия – рождения и смерти, радости и печали, любви и страдания.
Достоверность в изображении материального мира подчёркивает реальность драмы истории человечества, воплощённой в истории Христа. Он для Джотто – образ совершенства, благородства, мужества и героизма. Но он живет в мире жестокости и несправедливости, его окружают простые люди, которые делают свой выбор между добром и злом, свой нравственный выбор в жизни. И это главная тема искусства Джотто.
Потрясает своим драматизмом композиция «Поцелуй Иуды». В разбушевавшейся толпе царят гнев и ярость. И только две фигуры – Христа и обнимающего его Иуды – неподвижны. Они смотрят друг другу в глаза. Лицо Иуды отталкивающе безобразно – низкий лоб, крючковатый нос, плотоядные губы, тянущиеся к Христу в предательском поцелуе. Профиль Христа чеканно правильный, взгляд его широко открытых глаз суров и ясен. Зло и добро в своем вечном поединке. А каждый из окружающих их людей – это воплощение одного из свойств характера, одной из страстей: любопытства, ярости, грубой силы. Она выражена во всем: в позах – агрессивных или застыло неподвижных, в колорите – землисто-сером или вспыхивающем мрачными отблесками в вечернем свете факелов. Художник не ищет индивидуального своеобразия лиц, но удивительным образом умеет передать печать грубых или возвышенных страстей, напряженность взгляда.
В капелле размещено 37 фресок на библейские темы. Они написаны такими сияющими красками, что и сейчас капелла похожа на ларец, усыпанный драгоценными камнями. Джотто отвергает средневековый канон, требовавший выражения примата духа над телом, проявлением чего были бестелесные удлинённые фигуры, строгие большие глаза, ноги, лишь слегка касающиеся земли. У Джотто образы материальные: массивные приземистые фигуры, крупная голова, узкий разрез глаз. Переживания героев естественны: отсутствует театрализация. Отказавшись от плоского золотистого фона, принятого в средневековой живописи, художник помещает фигуры в интерьер или в пейзаж, часто вводя в него элементы архитектуры.
Не владея законами перспективы и допуская неточности в анатомии, Джотто умел передать ощущение пространства, придать объёмность. Каждая фигура Джотто – монумент: монумент человеку, утверждающему себя в мире, и будь то святой, пастух или пряха, своей поступью, жестом, осанкой демонстрирующему человеческое достоинство.
«Джотто был гением такой необычайной силы, что во всем мироздании не нашлось бы такого, чего он не мог бы изобразить» - так высоко оценил творчество Джотто его современник Джованни Боккаччо.
Раннее Возрождение было представлено плеядой блестящих художников: Мазаччо, Донателло, Гирландайо, Перуджино, Филиппо Брунеллески, Сандро Боттичелли и десятки других выдающихся художников, произведения которых украшают музеи мира.
Творчество Мазаччо (1401-1428, настоящее имя Томазо ди Джованни ди Моне Кассаи) открывает ХV в., который был веком высшего расцвета флорентийского искусства. Мазаччо расписал во Флоренции небольшую капеллу Бранкаччи, ставшую образцом и школой для нескольких поколений итальянских мастеров. Тема фресок взята из легенды о жизни апостола Петра. На торцовой стене входной арки художник поместил фреску «Изгнание из рая». Здесь впервые после эпохи античности было показано обнаженное человеческое тело, была передана объёмность, весомость фигур. Мазаччо первым стал передавать пространство на плоскости при помощи линейной перспективы. Он не нагромождает фигуры рядами, как это делалось раньше, а располагает их на разном расстоянии в зависимости от удаленности от зрителя. Вместе с тем Мазаччо сумел выразить драматизм ситуации, найдя точные характеристики персонажей.
Сюжет одной из самых знаменитых композиций – «Чудо со статиром» – взят из Евангелия от Матфея. Величественные фигуры Христа и апостолов изображены на фоне сурового гористого пейзажа. Их движения естественны, а тела имеют реальные пропорции. Знание анатомии человеческого тела Мазаччо приобрёл, работая с натурой и изучая произведения классической скульптуры; особенно важно, что, как и Донателло десятилетием раньше, он отказался в своем творчестве от декоративности и условности, присущих готическому искусству. Торжественные массивные фигуры персонажей помещены у Мазаччо в реальное окружение. Свет падает из правого верхнего угла. Художник принял во внимание, что реальный источник света расположен именно в правой части капеллы (окно в стене). Фигуры, трёхмерность которых создана посредством мощной светотеневой моделировки, соотнесены по масштабу с окружающим их пейзажем, написаны с учетом световоздушной перспективы. Концепцию художника выражает высказывание одного из его современников: фреска или картина является окном, через которое мы видим мир. Это утверждение и его практическое осуществление оставалось главной целью западноевропейской живописи в течение более чем четырех столетий.
Мазаччо прожил короткую жизнь – 27 лет (он был отравлен из зависти), но его искусство остается школой высокого мастерства.
Донателло (ок.1386-1466, полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди) прожил долгую жизнь. Он умер в возрасте 80 лет в 1466 году. Донателло был неутомимым тружеником, сыгравшим решающую роль в становлении нового искусства. С одной стороны, он жаждал в искусстве жизненной правды. С другой, он придавал своим работам черты возвышенной героики. Эти качества проявились уже в ранних работах мастера – статуях святых, предназначенных для наружных ниш фасадов церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции, и ветхозаветных пророков флорентийской кампанилы. Статуи находились в нишах, но они сразу привлекали внимание суровой выразительностью и внутренней силой образов. Особенно известен «Святой Георгий» – юноша-воин с щитом в руке. Самой знаменитой его работой стала статуя Давида. Это было первое для своего времени изображение обнаженной фигуры в монументальной скульптуре. Широко распространённое в античности изображение обнажённой фигуры в средние века было предано забвению. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, – один из излюбленных образов Ренессанса. Изображая его юношеское тело, Донателло, несомненно, исходил из античных образцов, но переработал их в духе своего времени. Задумчивый и спокойный Давид в пастушьей шляпе, затеняющей его лицо, попирает ногой голову Голиафа и словно не осознает еще совершенного им подвига.
Скульптура рассчитана на круговой обзор, и это тоже было новшеством, потому что средневековые статуи были тесно связаны со стеной и подчинены архитектуре. Здесь же скульптура выступает как самостоятельное художественное произведение.
Почти десять лет Донателло работал в Падуе, где выполнил конную статую кондотьера Эразмо де Нарни, уроженца Падуи, находившегося на службе у Венецианской республики. Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой). Это один из первых ренессансных конных монументов.
В последние проведенные во Флоренции годы Донателло переживал душевный кризис, его образы становились все более драматичными. Он создал статую «Мария Магдалина» в виде дряхлой старухи, изможденной отшельницы в звериной шкуре; сложную и выразительную группу «Юдифь и Олоферн»; трагические по настроению рельефы для церкви Сан-Лоренцо, завершенные уже его учениками.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 577;