Материал для учителя. Возрождение (фр. – ренессанс) – явление культурного развития ряда стран Центральной и западной Европы
Возрождение (фр. – ренессанс) – явление культурного развития ряда стран Центральной и западной Европы, вызванное начавшимися процессами постепенного перехода от феодальных отношений к капиталистическим.
Хронологически эпоха Возрождения охватывает период ХІV – ХVІ вв. При этом до конца ХV в. Ренессанс оставался в основном итальянским явлением.
Термин «Возрождение» был впервые введен в ХVІ в. известным итальянским художником, архитектором и историком искусства Джорджо Вазари. Под ним понималось всестороннее развитие нового искусства, основанного на изучении природы и возрождении античной культуры.
У гуманистов эпохи Возрождения этот термин еще не получил четкого выражения. Более определённо он раскрывается в конце ХVІІ в. в трудах французского мыслителя Пьера Бейля, выражая протест против средневекового варварства. В ХVІІІ в. деятели эпохи Просвещения как непосредственные преемники гуманистов ХVІ в. вложили в это понятие новое содержание. Так, Вольтер видел в Возрождении прогресс человеческого разума, пришедший на смену варварству и невежеству Средневековья. Наука ХІХ в. распространила понятие «Возрождение» на все сферы жизни общества рассматриваемой эпохи и определила ее характерные черты.
Эпоха Возрождения – это эпоха больших экономических и социальных преобразований в жизни многих государств Европы, эпоха радикальных изменений в идеологии и культуре, эпоха гуманизма и просвещения.
В этот исторический период в различных областях жизнедеятельности человеческого общества возникают благоприятные условия для небывалого взлёта культуры. Развитие науки и техники, великие географические открытия, перемещение торговых путей и появление новых торговых и промышленных центров, включение в сферу производства новых источников сырья и новых рынков, существенно расширяло и изменяло представление человека об окружающем мире. Высокого расцвета достигают наука, литература и искусство.
Новые условия жизни породили и новое мышление, в основе которого лежало светское вольномыслие, противостоящее господствующему религиозному мировоззрению. Если христианская средневековая мораль предписывала человеку уповать на райскую жизнь вне земных пределов, то новое мировоззрение утверждало право человека на счастье в его земном бытии, причем под счастьем понималось его право на свободное развитие и проявление всех природных задатков.
Меняются представления и о самом человеке, о его месте и роли в природе и обществе. Идеалом личности новой эпохи становится человек хорошо развитый физически и умственно, обладающий сильной волей, отвагой и предприимчивостью. Человек новой эпохи стремится к духовной свободе; средневековый аскетизм вытесняется радостью бытия, свободой творчества, проявлением индивидуальности. На смену вере приходит знание, основанное на практическом опыте.
Признание ценности человека как личности получило название гуманизм и составило основу мировоззрения новой эпохи. Место человека в мире очень точно обозначил итальянский философ и гуманист того времени Пико делла Мирандола, который говорил, что в центр мироздания он ставит человека, чтобы оттуда ему было удобно обозревать все, что есть в мире. Человек, созданный по «образу и подобию» Божьему, способный видеть и воспринимать красоту окружающего мира, стал главной темой и литературы, и живописи, и скульптуры.
Это было время, нуждавшееся в титанах мысли, духа, учености, и эпоха Возрождения породила таких титанов. Она дала человечеству целый ряд выдающихся ученых, мыслителей, изобретателей, путешественников, художников, поэтов, деятельность которых внесла колоссальный вклад в развитие общечеловеческой культуры. Таким образом, Ренессанс принес глубокие перемены во все области жизни общества своей эпохи.
Фундаментальным для культуры Возрождения является обращение к культурному наследию античного мира. В то же время Возрождение не было и, конечно, не могло быть лишь простым повторением античности в культуре новой эпохи. Европейское общество в своём развитии ушло далеко вперед, пройдя тысячелетний путь Средневековья и еще более длительный период существования христианства, которое пронизывало все формы общественного бытия и сознания, выдвинуло новый круг идей и образов, эстетических идеалов, новое мировоззрение. По этой причине культура Возрождения явилась сплавом античных традиций и форм с традициями Средневековья и христианства, с новыми веяниями и представлениями.
Идеологическое движение эпохи Возрождения имело два направления – религиозное и светское. Первое нашло свое выражение в Реформации – движении, которое приняло форму борьбы против католической церкви (в рамках религиозных учений) и было по своей сути антифеодальным. Второе направление проявилось в формировании нового мировоззрения и новой культуры, которые стали основным идейным содержанием Возрождения и получили название гуманизм (человечный).
Идеологи Возрождения противопоставляли новую эпоху Средневековью. Художники, писатели, философы поставили в центр своего творчества человека. Они отвергали жёсткие ограничения средневековых канонов в изобразительном искусстве и принятые в нём условности. Осмысление и более углубленное понимание природы и сущности человека – основа культуры Возрождения. Опорой для такого понимания стала античность, где человек был мерой всех вещей, где всё, что создавалось, было соразмерно человеку, и философия изучала главным образом человека. Возвращение к античности отвечало идеалам и целям людей новой эпохи.
Важнейшей чертой мировоззрения эпохи Возрождения был индивидуализм. Новые общественные отношения буржуазного общества с его конкуренцией и предпринимательством требовали от человека личной инициативы, активной деятельности, проявления всех его индивидуальных качеств, для достижения успеха. Теперь не происхождение определяло место и значение человека в обществе, а его способности и его деятельность. Индивидуализм стал основой мировоззрения новой эпохи.
Другой его важной чертой выступает интерес к естествознанию. В эпоху Возрождения были сделаны великие открытия в астрономии, медицине, математике, географии, геологии, зоологии, ботанике и других науках.
Характерной чертой нового мировоззрения было также пробуждение национального самосознания. У людей возникает чувство патриотизма, формируется понятие отечества, его не могло быть в условиях феодальной раздробленности эпохи Средневековья.
Новые требования, стоящие перед искусством, обусловили обогащение его видов и жанров. Выдвигается портрет, станковая картина, зарождается историческая и пейзажная живопись. Широкое распространение получает гравюра. Появляется станковая и монументальная скульптура.
Характерные черты и этапы Возрождения см. «Для записи в тетрадь».
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 929;