СТРАН МИРА В 2014 ГОДУ
За последние четверть века мы как-то отвыкли связывать то, что происходит в космосе, с тем, что «творится» на нашей планете. В такой «забывчивости» нет ничего удивительного. Такова человеческая натура: мы очень быстро забываем плохое и столь же быстро привыкаем к хорошему.
А этим хорошим в последние годы была совместная работа представителей разных стран на просторах Вселенной, ставшая главенствующим фактором в развитии мировой космонавтики. И, надо сказать, весьма продуктивным фактором.
За два с половиной десятилетия было реализовано множество крупных международных проектов.
Это и Международная космическая станция (МКС), на которой трудятся, сменяя друг друга, космонавты из России, США, Канады, Японии и европейских стран.
Это и «Морской космодром», реализованный в рамках международной кооперации Россией, США, Норвегией и Украиной.
Это и программа «Союз» в Куру», совместное детище России и стран Европейского космического агентства.
Это и многочисленные научные спутники и межпланетные станции, на борту которых мирно соседствуют приборы и оборудование, изготовленное в разных частях света.
Да и многое другое. Всего и не перечислишь.
Мы привыкли к такому положению вещей и наивно полагали, что так будет всегда. Что покорять Луну, Марс, космические просторы мы будем вместе. И только вместе.
Но минувший год напомнил нам о взаимосвязи между освоением космоса и обстановкой на Земле. Своеобразное проявление «эффекта бабочки», если хотите. Правда, не во времени, а в пространстве.
О том, что послужило причиной этих метаморфоз, я не буду писать, сохраняя традиционную аполитичность своих ежегодных обзоров. Скажу только, что резко обострившаяся в 2014 году международная обстановка пагубно отразилась на космонавтике. Теперь мы не сможем реализовать многие наши планы, не сможем воплотить в жизнь многие наши задумки.
Точнее, воплотить-то воплотим, но гораздо позже. Да и обойдется это человечеству гораздо дороже.
В качестве примера приведу уже упомянутый выше проект МКС. Если в начале прошлого года, когда на «земном шарике» была относительная «тишь да блажь», все участники программы намеревалась работать на борту станции, как минимум, до 2024 года, то уже весной выяснилось, что у России «свои взгляды» по данному вопросу и работать вместе на орбите мы будем только до 2020 года. А дальше, «ребята, как знаете…». Мы же намерены строить свою орбитальную космическую станцию.
К счастью, «космический развод» произойдет не мгновенно. Полеты на МКС будут продолжаться. И мы еще сможем узнать результаты годовых полетов российско-американских экипажей и увидим новые корабли, которые будут швартоваться к «причалам» станции. В космосе нет границ. И в этом его уникальность.
И еще скажу о надежде, которой продолжает жить мировое научное сообщество.
Только надежда и остается тем, кто занимается космическими исследованиями, и в нашей стране, и в европейских странах, и в США, и в Японии. Все мы надеемся, что обстановка на Земле в ближайшее время стабилизируется, «горячие головы» поостынут и мы вернемся на путь конструктивного диалога и плодотворного сотрудничества. Как это было всего год назад.
Конечно, нельзя ожидать, что «сломанное в одночасье» также быстро вернется в нормальное русло. Разрушать легко. А восстанавливать гораздо труднее. На это потребуются годы. Но чем раньше мы начнем это делать, тем быстрее всё возвратится «на круги своя». Лично мне этого очень хочется.
А пока давайте поговорим о том, чем космонавтика в 2014 году может по-настоящему гордиться. И что «год грядущий нам готовит».
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 1068;