Понятие информации в науке и философии
ГЛАВА 1. Информация как атрибут бытия человека
Понятие информации в науке и философии
Начиная со второй половины ХХ века, развитие общества осуществляется на основе возрастающего влияния новейшей информационной техники и технологии. Именно благодаря им в социальных системах происходят значительные изменения, которые находят свое отражение в концепциях информационного общества, идущего на смену эпохе индустриализма. Наша задача – попытаться раскрыть существенные черты информационной цивилизации, обосновать ее критерии. Чтобы успешно выполнить эту задачу, необходимо выявить специфику информационной техники, функционирующей и развивающейся в рамках особой информационной деятельности человека.
Известно, что любая деятельность может быть адекватно понята лишь на основе всестороннего изучения ее происхождения, мотивов, цели, характера операций, предмета, системы используемых в ней средств и ее конечного результата. Поскольку суть дела исчерпывается не своей целью, а своим осуществлением, т.е. результатом, взятым вместе со своим становлением, то правомерно начать исследование информационной деятельности с рассмотрения ее результата, в качестве которого выступает социальная информация.
в настоящее время существует такое количество различных концепций информации, что требуются специальные исследования с целью их классификации и обобщения.
В истории развития научных представлений об информации можно выделить следующие относительно самостоятельные этапы.
1. Этап преимущественно качественного анализа, когда еще в 20-е годы нашего века журналисты и библиотековеды исследовали информацию как способ передачи сообщений. В теории журналистики информация понималась как описание тех или иных событий в обществе. На примере прессы выявлялись источники информации, строились их классификации. Большое внимание уделялось разработке способов изучения читательских запросов и интересов, выявлению специфики взаимоотношения потребителя информации и самой информации, ее свойств и т.д.
2. Этап преимущественно количественного анализа информации, открывающийся первыми публикациями Р.Хартли и К.Шеннона. Р.Хартли дает одно из первых технических определений информации. «В обычном понимании, - пишет он, - термин «информация» слишком эластичен... Прежде всего должна существовать группа физических символов - слов, точек, тире и т.п., имеющих, по общему соглашению, известный смысл для корреспондирующих сторон»[1]. Идеи Р.Хартли были развиты К.Шенноном, создавшим в конце 40-х годов математическую теорию информации как науку об оптимальном кодировании сообщений и передаче сигналов по техническим каналам связи. Он же предложил единицу измерения информации – бит [2]. Так, информация, получаемая при подбрасывании монеты, равна 1 биту. Теория К.Шеннона являлась формально-математическим обоснованием подхода, представляющего информацию как меру упорядоченности (негэнтропии) в противовес хаосу (энтропии), поскольку в данной теории математическое выражение количества информации равно выражению энтропии с обратным знаком. Попытки применения математической теории информации в области других наук, особенно в обществоведении, показали «узость» этой теории. Стало ясно, что предлагаемые Р.Хартли и К.Шенноном подходы важны, но ограниченны, ибо имеется множество вопросов, для решения которых недостаточно лишь количественной характеристики информации. Оказалось, что математические теории не охватывают всего богатства содержания понятия информации, поскольку они отвлекаются именно от содержательной стороны сообщений. С этих позиций 100 набранных случайным образом слов равны 100 словам пьесы Шекспира. «Мы определяем информацию, - утверждает Бриллюэн, - как результат выбора ... мы полностью игнорируем человеческую оценку информации»3. Но в социальных исследованиях информационных процессов именно качественная сторона информации является наиболее важной, определяющей.
С середины ХХ века понятие информации становится центральным в кибернетике. Информация связывается с управлением и понимается как содержание сообщения и мера разнообразия. В рамках этой науки вновь обостряется интерес к содержательной, качественной стороне информации.
3. Этап нового качественного анализа. Наряду с математическими и статистическими представлениями все большее распространение получает кибернетический подход к информации, применяемый в самых различных областях научного знания, в том числе и в философии. Понятие информации обогащается идеями кибернетики, информатики и других наук, превращается в общенаучную, а по мнению некоторых ученых, в философскую категорию, широко употребляемую в естественных науках, в теории управления, в теории коммуникации и т.д. К 70-м годам это понятие прочно утвердилось в социальных исследованиях.
Понятие информации в настоящее время входит в десятку наиболее употребительных философских и общенаучных категорий. Проблема общенаучного статуса понятия информации детально рассматривается В.С.Готтом, Э.П.Семенюком, А.Д.Урсулом1, поэтому мы не будем останавливаться на ней.
Чрезвычайно широкий круг вопросов, наличие множества точек зрения в понимании феномена информации в значительной степени затрудняют процедуру выбора «хорошего» основания для их классификации. Воспользуемся сложившейся в нашей философии традицией деления существующих позиций по отношению к познавательному статусу категории «информация». На этой базе выделяются две основные концепции. В первой из них, именуемой атрибутивной, информация выступает всеобщим атрибутом материи наряду с движением, пространством и временем. К сторонникам этой позиции относятся И.Я.Акчурин, Б.В.Ахлибининский, Б.В.Бирюков, В.С.Готт, Д.А.Гущин, И.С.Нарский, И.Б.Новик, Л.А.Петрушенко, В.И.Сифоров, А.Д.Урсул и другие.
Во второй концепции, называемой кибернетической или кибернетико-семиотической, информация рассматривается как свойство органических (в том числе социальных) и технических систем. Главная идея этой концепции - неразрывная связь информации с управлением и самоуправлением в этих системах. Ее сторонники (И.И.Гришкин, Д.И.Дубровский, Н.И.Жуков, А.М.Коршунов, Я.К.Ребане, Э.П.Семенюк, В.С.Тюхтин, В.С.Украинцев, Г.И.Щербицкий, М.Янков и др.) не признают существования информации в неживой природе и исходят из того, что информационные процессы возникают на уровне жизни и являются видом активного, целесообразного отражения. В.С.Украинцев, в частности, отмечает, что информация имеет следующие аспекты: семантический (содержание или значение информации); семиотический (обозначение конкретной информации в определенной знаковой системе); коммуникативный (информационная связь); теоретико-отражательный (роль информации в процессе отражения); гносеологический (средство познания); физический (материальное воплощение информации); каузальный и др2.
Считая правомерным атрибутивный подход к пониманию информации, мы все же придерживаемся ее кибернетической трактовки, которая более обоснованна и подтверждается данными наук. Для нас принципиально важен тот факт, что наличие информационных процессов в социальных системах признается в обеих концепциях. Это наличие приобрело характер аксиомы и не требует особой аргументации. «Не имеет смысла доказывать, – утверждает А.Д.Урсул, - что информация существует в социальной среде»1 . Но именно социальная информация является наиболее сложным и наименее изученным видом информации.
Об этапе становления понятия социальной информации красноречиво говорит тот факт, что в литературе отсутствует его общепризнанное определение. Однако, как отмечает В.З.Коган, систематизировавший имеющиеся в отечественной и зарубежной литературе точки зрения на существо понятия «информация» применительно к обществу, в большинстве определений имеется и нечто общее. В них в явной или неявной форме предполагается наличие, по крайней мере, четырех компонентов: процесса отображения субъектом того или иного фрагмента действительности, о котором передается информация; передающего информацию; воспринимающего информацию; самой информации2.
Необходимо подчеркнуть, что в настоящей работе речь идет о вербальной форме социальной информации как наиболее часто используемой во всех видах деятельности. Причем существование множества знаковых систем не должно вводить в заблуждение: какие бы знаки ни использовались в каждом конкретном случае, в конечном счете любая кодировка, т.е. придание знанию той или иной знаковой формы предполагает участие вербального материала, если не в явном виде, то в скрытом.
Социальная информация есть момент целостности единой системы общественного сознания как духовной стороны жизнедеятельности людей, включающей в себя всю совокупность взглядов, идей и теорий данного конкретного общества и зафиксированной в высшей форме знаковых систем – языке.
В обществе высшей формой отражения действительности является знание, которое выступает как высшая форма информации.
Любая знаковая система приобретает признак социальной информации лишь во взаимодействии субъектов. «Без наличия потребителя, хотя бы воображаемого, потенциального, говорить об информации бессмысленно»1. Именно в знаковой деятельности проявляются информационные свойства знака. Характеризуя знаковую деятельность, В.В.Ким отмечает, что она «представляет собой способ оперирования знаками для получения из них определенной информации о той или иной сфере человеческой деятельности и ее объектах»2. Информация предполагает динамику отражения, изменения, передачи и восприятия. Необходимость согласования и регуляции деятельности субъектов, вызванная противоречием между определенностью и неопределенностью, обусловливает потребность в постоянном обмене информацией. Взаимный обмен информацией выступает как информационное взаимодействие субъектов. В стадии нерасчлененности, синкретности, которая была присуща социальной деятельности на первоначальном этапе ее становления, информационное взаимодействие непосредственно включено в материальный жизненный процесс, но по мере усложнения социальной организации постепенно обособилось и стало системообразующим началом формирования специфической, специализированной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационной потребности субъектов.
Уже из приведенных характеристик социальной информации видно, что она играет чрезвычайно важную роль в деятельности человека. Если главный элемент объективных условий деятельности - орудия труда опосредуют отношение человека к природе, то информация выполняет опосредствующую функцию в отношениях между людьми, без чего никакая деятельность не могла бы совершиться.
Схематично место информации в системе социальной деятельности можно выразить следующим образом:
ОТ
С1 О С2
И
С1 и С2 - взаимодействующие субъекты; О - объективные условия деятельности; ОТ - орудия труда; И - информация; черточками обозначаются диалектические противоречия между элементами системы.
Как мы установили выше, информация есть синтез значения и знака. Поэтому информации присущи функция отражения (познания), коммуникативная и регулятивная функции.
В таком случае логично предположить, что основными, генетически исходными выступают отражательно-коммуникативная и отражательно-регулятивная функции информации.
Отражательная (познавательная) функция информации заключается в фиксации в определенной знаковой форме результатов познавательной деятельности человека и использовании этих результатов для производства нового знания и новой информации.
Под функцией общения (коммуникации) понимается обмен между субъектами сообщениями, представленными в той или иной знаковой форме.
Сущность регулятивной функции информации выражена в целеполагании и разработке программ деятельности, на основе которых происходит управление процессом функционирования и развития социальной системы.
Все другие функции социальной информации производны от этих основных, исходных. Рассмотрение внутренней дифференциации каждой из указанных функций не является специальной задачей нашего исследования. В то же время нужно подчеркнуть, что все функции информации проявляются только в информационном взаимодействии субъектов.
С учетом сказанного социальную информацию можно определить как результат осмысленного отражения взаимодействующими субъектами условий их деятельности, фиксируемый в языковых знаках, которые образуют надындивидуальную и внеорганическую систему социального наследования. Человек, являясь основным структурным элементом социальной системы, создает и использует социальную информацию, которая, в свою очередь, отражает специфические черты этой социальной системы. В этом проявляется главная сущность и специфика социальной информации. Но информация, циркулирующая в обществе, не существует сама по себе. Она есть продукт особой деятельности человека. Причем этот продукт обладает целым рядом важных с точки зрения потребителя свойств. Рассмотрим некоторые из них.
Информация, знание всегда ценились людьми. Еще в Древней Индии человека, получившего образование, называли “дваждырожденным”. Уместно вспомнить знаменитое бэконовское “знание — сила!” Однако с древнейших времен и до середины XIX века знанию, информации придавали лишь только научно-познавательное и культурно-просветительское значение. С середины XIX века социальный статус знания меняется, что и фиксируется К.Марксом в известном положении о превращении науки в непосредственную производительную силу. В 1890 году английский экономист А.Маршалл заявлял: “…значительную часть капитала составляют знания и организация. Знание — это наш самый мощный двигатель производства”1. Итак, уже к концу XIX века знание стало рассматриваться как капитал. Но под воздействием научно-технической революции, начавшейся во второй половине ХХ века, процесс “наполнения” капитала информацией стал нарастать лавинообразно.
В конце 50-х годов Ф.Махлуп обратил внимание на рост доли информации и информационных услуг в национальном валовом продукте США. Отсюда он делает вывод о превращении информации в важнейший товар и формировании новой информационной экономики как условия дальнейшего развития США.
Д.Белл, Ф.Махлуп, Дж.Мартин, М.Порат создали теоретическую модель “информационной экономики”, где одним из важнейших выступает понятие “информационный ресурс”. В дальнейшем это понятие стало употребляться в информатике, документалистике, теории средств массовой коммуникации и других науках.
Человеческая деятельность возможна лишь при наличии ресурсов, к которым традиционно относили совокупность ее средств, запасов, источников, в качестве которых выступали руда, уголь, газ, нефть и т.д., т.е. вещество и энергия. Ресурсы - это то, что нас кормит, одевает, греет. Но как тогда быть с информацией, если она такими “способностями” не обладает? Поэтому существуют точки зрения, отрицающие товарный, ресурсный характер информации. С такой позицией согласиться нельзя. Информация всегда была не менее важным продуктом и ресурсом человеческой деятельности, чем вещество и энергия. Сегодня она становится наиболее приоритетным предметом общественного производства, о чем свидетельствует опыт высокоразвитых стран.
Но информация - это весьма своеобразный продукт. Он проявляет свои специфические свойства, отличающие его от вещественно-энергетических продуктов, на всех этапах информационной деятельности. Каждый из этих этапов характеризуется определенным состоянием движущейся информации и отношениями, возникающими между субъектами в процессе их взаимного обмена информацией.
Механическое отождествление особенностей свойств информации и материальных объектов, происходящее при изучении информационных феноменов, становится причиной неверных выводов. Так, например, характеризуя момент производства информации, некоторые ученые утверждают, что для ее получения приемником она предварительно должна быть налицо в совершенно готовом виде в другом объекте (источнике), под которым понимается любой фрагмент действительности. @Информацию несут в себе, - пишет В.М.Глушков, - не только испещренные буквами листы книги или человеческая речь, но и солнечный свет, складки горного хребта, шум водопада, шелест листвы и т.д.@1. Но применительно к социальной информации единственным источником, содержащим ее в готовом виде, может быть только человек, его мозг. Не составляет исключения и современная информационная техника, которая есть лишь инструмент, усиливающий деятельность мозга. Утверждая же наличие информации в «шелесте листвы», исходят из такого рассуждения: перед тем как поступить в приемник, информация должна быть налицо в источнике, иначе не было бы смысла говорить о «входе», «получении» и т.д. Эти выводы основаны на аналогии с процессами получения материального продукта, в которых происходит перенос вещества и энергии из одной системы в другую. Чтобы данная система получила энергию и вещество, последние должны перед этим находиться в другой системе. При этом полученное количество вещества и энергии должно быть равно (если абстрагироваться от ряда побочных факторов) выделенному источником количеству вещества и энергии. Система, которая выделяет, остается без выделенного количества вещества и энергии, что в пределе может привести к полному разрушению этой системы (физический износ орудий труда).
Совершенно иной характер имеет процесс производства информации. Уже отмечалось, что информация тесно связана с отражением, а на уровне социальной системы - с сознательным отражением, т.е. получением знания, которое есть продукт мыслительной и практической деятельности людей, облеченный в знаковую форму. Человек отражает не информацию, а свойство отражаемого объекта. Роль информации играют не эти свойства, а их «второе издание» в виде знания, мыслительных процессов, осуществляемых в определенной знаковой форме. Именно это «раздвоение», воспроизведение свойств отражаемого объекта в виде знания, представляет собой основу информациогенеза, т.е. превращения определенной части отраженных свойств в информацию и ее высший тип - в знания, в сведения, предназначенные для передачи или переданные от одного субъекта другому.
Итак, на стадии производства специфика информации выражена в том, что она есть продукт отражения, познания и никакими «вещными» свойствами не обладает, хотя всегда представлена в предметной форме, выражена на определенном языке и зафиксирована на материальном носителе, что делает ее документом, который можно передать и хранить.
Своеобразие информации проявляется и в процессе хранения. Обычно под хранением понимается состояние информации в виде массивов и фондов, т.е. ее относительно статическое состояние в документальной и организованной форме. Относительность состояния покоя определяется тем, что хранение информации есть процесс передачи ее во времени (диахронное движение). Как известно, хранение любого продукта связано с его старением. Информация тоже стареет, но не в силу действия фактора времени, а по причине появления новой информации, отрицающей или уточняющей прежнюю. Конечно, устаревают и носители информации и при их разрушении может погибнуть содержащаяся в них информация. Но будучи перенесенной на новый носитель, или при смене ее знаковой формы она остается той же самой. Продолжительное и интенсивное использование информации ведет к изнашиванию только ее материального носителя, но совсем не означает ее обесценивания. Часто происходит наоборот, активное использование информации свидетельствует о том, что она общественно необходима. Если информация не получила уточнения или опровержения, то как долго бы она не использовалась, говорить об ее устаревании нельзя. «Непотребление такой информации свидетельствует лишь о том, что субъект, создавший ее, намного опередил запросы общества»1. Лишь потеря актуальности и новизны характеризует процесс старения информации.
Отличие информации от вещественных продуктов обнаруживается при ее передаче от источника к получателю. Передача информации от одной системы к другой (когда обе системы информационны, т.е. способны получать, накапливать и использовать информацию) также не ведет к отнятию или уменьшению информации у первой системы (той, которая играет роль источника).
Конечно, возможна ситуация, когда идущая от источника к получателю информация не приводит к ее увеличению у последнего. Это происходит в том случае, если передаваемая информация не содержит ничего нового для получателя. В этом случае количество информации остается неизменным в обеих системах.
Отсутствие у информации «вещных» свойств обусловливает совершенно иной по сравнению с продуктом материального производства характер ее потребления. «Вещь - продукт в процессе его потребления исчезает, прекращает свое существование как отдельный предмет. Потребление информации никак не отражается на ней самой. Она может быть потреблена вновь и вновь практически без каких-либо ограничений»1.
Характеризуя главную особенность социальной информации, Д.Блюменау отмечает, что «продукт информационного сервиса в отличие от продуктов всех остальных разновидностей сервиса является неотъемлемым компонентом мыслительного процесса, сопровождающего любую интеллектуальную (и материальную - В.У.) деятельность, компонентом, «встроенным» в эту деятельность и активизирующим ее»2.
Итак, информационный ресурс в обществе существовал всегда, но в настоящее время его социальная значимость резко возросла. Это вызвано следующими причинами.
1. рост информационных потребностей людей в результате усложнения общественной жизни и нарастания в ней энтропийных факторов. Информация становится массовым продуктом. Потребность в нем испытывают не только руководители, но и миллионы граждан, что связано с повышением их степени свободы, когда важнейшие решения о своих действиях они принимают самостоятельно. По мнению К.Поппера, такая самостоятельность есть существенная черта открытого общества3. Децентрализация власти постепенно перерастает в массовую “демократию участия”, основу которой составляет многочисленный средний класс — основной потребитель информационного ресурса.
2. информация становится экономической категорией, что в разных странах фиксируется в юридических документах. В России социально-экономический статус информационного ресурса закреплен в Законе “Об информации, информатизации и защите информации”, от 20 февраля 1995 года. Закон определяет политику государства в сфере формирования информационного ресурса. Особо подчеркивается, что документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы1.
В настоящее время создаются локальные, региональные и мировые рынки информации, где она продается и покупается, как и любой другой товар.
3. обладание информационным ресурсом ведет к структурным изменениям в обществе. Неравномерный доступ к информации отдельных людей и групп трансформируется в социальное неравенство.
4. резко возросли технологические возможности получения, хранения, передачи и использования информации во все возрастающих объемах. Информацию легко тиражировать, потребление информации не ведет к ее уменьшению. Резко возросла роль науки, которая не только создает новые технологии, но и является производителем наиболее ценной для общества информации.
5. созданные наукой новейшие информационно-технические средства позволяют накапливать, хранить, передавать и воспринимать огромные массивы социальной информации. Но главное в том, что эти технологии ведут к стремительному ускорению темпов экономической, социально-политической и культурной эволюции общества2.
Основываясь на проведенном анализе понятия «информационный ресурс», можно дать такое его определение. Информационный ресурс — это исторически сформировавшаяся, существующая в документальной форме совокупная социальная информация, произведенная, хранимая, функционирующая в обществе на основе информационных технологий, с целью удовлетворения растущих информационных потребностей людей и повышения эффективности всех других видов социальной деятельности. Информационные ресурсы — это «своеобразное зеркало общества, в котором общество узнает себя»”3.
Итак, информационный ресурс является атрибутом бытия человека. Его уникальность состоит в том, что он, будучи призван удовлетворять растущие информационные потребности людей, в то же время является «катализатором», и его эффективное использование с применением современной информационной техники обеспечивает многократное повышение эффективности использования других видов ресурсов, в том числе богатейших ресурсов культуры.
Дата добавления: 2015-02-13; просмотров: 1411;