Антропосоциогенез и основные модели природы человека
Становление человека (антропогенез) и формирование общества (социогенез), в совокупности составляющие антропосоциогенез, длился миллионы лет. Имеются различные подходы к проблеме происхождения человека. Религиозная философия это связывает с актами божественного творения. В соответствии с теорией «общей космологической эволюции» человек – следствие космического развития, выражение роста свободы и целенаправленности объектов. Уфологическая версия антропонегеза, абсолютизируя роль разума, связывает первоначальное его появление с инопланетными мирами, откуда он (разум) якобы когда-то был занесен на Землю. Согласно теории «синтетической эволюции» человек – продукт естественного отбора и генетических мутаций. В игровой концепции подчёркивается значение игры для совершенствования способностей, необходимых в жизнедеятельности формирующегося человека. Доминирующими являются эволюционно-трудовая и духовная концепции возникновения человека.
Закон сохранения и дальнейшего совершенствования человека и общества во многом опирается на эволюционную теорию о развитии живой природы. Уже древнегреческий философ Эмпедокл высказал плодотворную догадку о закономерной эволюции живых существ в результате естественного отбора более жизнеспособных сочетаний. Философ – просветитель XVIII в. Ж. Ламетри, как ранее отмечалось, подошел к идее совершенствования организмов. Обобщая данные современной ему биологии и сельскохозяйственной практики, а также фактический материал, собранный во время кругосветного путешествия, Ч. Дарвин в работе «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859 г.) изложил основные положения своей эволюционной теории. Современные философы естественный отбор увязывают с социальным, со свободой выбора.
В соответствии с эволюционно-трудовой теорией считается, что человек произошёл от гуманоида, общего предка и человека, и обезьян, а решающую роль в этом процессе сыграл труд. Труд выполняет фундаментальную функцию обеспечения жизненного цикла человека (основы общественного бытия), удовлетворения потребностей самосохранения и дальнейшего совершенствования человеческого рода. Первоначальная инстинктивная предтрудовая деятельность заменялась трудом, где мотив деятельности стал осознанным, сама деятельность приобрела цель – удовлетворение запросов в материальных благах, а продукт деятельности сделался отчуждённым и воспроизводимым. Созидательный труд сущностно отличает человечество от остальной природы.
Для скачка в общественный способ существования предки человека имели необходимые природно-биологические предпосылки: прямохождение, освободившее передние конечности, превратившиеся постепенно в развитую кисть руки, способную совершать трудовые операции; уникальный мозг, способный не только к условно-рефлекторной, но и конструктивной деятельности; гортань, умеющую издавать членораздельные звуки и т. д. Эволюционно-трудовая концепция находит подтверждение в останках пралюдей (в дальнейшем людей) и следах их деятельности. Предположительно изготовление простейших орудий (самые древние из них – из камня: заостренные галечные отщепы) началось на 1–1,5 млн. лет раньше, чем появились речь и мышление. Первоначально решающую роль в производстве и быту играли навыки, умения, а не интеллект. Действующая рука как непосредственно соприкасающийся с предметом орган готовила голову к умению думать, прежде чем сама стала орудием исполнения планов и замыслов головы. При этом уточнялись и обогащались зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые ощущения. Это даёт основания утверждать, что человек в своём развитии проходит стадии умелого (homo habilis) и человека разумного (homo sapiens).
Скептически относясь к трудовой теории происхождения человека, ряд исследователей особое внимание обратили на духовный фактор появления человека*. «Парадокс человека», по мнению Тейяра де Шардена, состоит в том, что переход осуществился не через морфологические изменения, а через развитие сознания, психики, разума (абстрагирование, обдуманный выбор и изобретательность, рассчитанное восприятие пространства и длительности и т. д.), лишь завуалированное морфологией [6, с. 136–137]. Л. Мэмфорд полагает, что производство новых символов обгоняет производство орудий труда. В работе «Техника и природа человека» он подчёркивал, что техника развивалась не столько благодаря труду, сколько под воздействием мифа, игры, фантазии, различных форм ритуала, песни, танца. Приоритетное значение учёный придавал возникновению языка как коллективного продукта и средства умственной концентрации древнего человека.
Труд и духовность как факторы формирования человека не следует противопоставлять, они оказываются не разорванными, а соединёнными. Это сближает эволюционно-трудовую и так называемую духовную концепции происхождения человека. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления. Посредством труда и мышления человек стал потреблять, преобразовывать и выделять энергии больше, чем это необходимо для простого биологического выживания особи и вида. В физическом и умственном развитии человека (то есть в изменении морфологии и развитии мышления) фактор труда имеет решающее значение. Приведём на этот счёт некоторые аргументы.
1. В дочеловеческой истории взаимодействовали предок человека и природа. Затем число элементов в системе возросло: человек – орудие труда – предмет труда – природа. Рука и тело в целом приспосабливались к орудию труда, а орудие – к объекту (предмету труда) и субъекту (человеку). Рост числа связей и их усложнение увеличивали возможности рациональной оценки связей и развивали способность выбора. А само появление орудия труда (например, рубила) и потребности в его совершенствовании (например, изготовления из рубила ножа, топора и т. д.) обнаруживали наличие сознания у человека.
2. В процессе труда человек познавал не только внешние связи, но и внутренние свойства вещей, их предназначение, развивая свои аналитико-синтетические способности, глубину мышления.
3. Результат труда по времени отдалялся от непосредственного трудового акта. Например, человек бросал зёрна в землю, а итог этих действий выражался в более позднем урожае. Освоение участков земли для охоты, собирательства, земледелия и т. п. шло через перемещение в пространстве. В результате формировались опосредованные, причинно-следственные связи, воображение, широта мышления.
4. Вместе с формированием руки изменились другие органы тела. Увеличение и усложнение трудовых операций, связей с природными объектами и между индивидами, употребление мясной пищи, обработанной на огне, увеличивало и усложняло человеческий мозг.
5. В процессе перехода от предтруда к труду ослаблялась инстинктивная основа поведения, становившаяся всё более осмысленной, формировались воля, конструктивные способности людей, их интеллект, усложнялись разнообразные потребности человека.
При постоянно возобновляющемся процессе труда формируется социокультурное объединение людей. Средством организации совместных действий, хранения и передачи знаний, выражения норм общения становился язык. Итак, труд, мышление и речь спасли предчеловека в той проблемной ситуации, в которой он очутился (неприспособленность к изменившимся условиям жизни, плохая защищённость от хищников) и сформировали человека. Для него характерно преодоление врождённого и развитие нормативно-преемственного, ценностного, нравственного, многовариантного поведения. Общественные отношения, складывавшиеся в процессе трудовой деятельности, формировали у людей социальные качества, которые надстраивались над инстинктами и ограничивали, существенно их модифицировали.
Современная философия вносит коррективы и дополнения в ранее высказанные гипотезы о происхождении человека. В качестве основной причины выделения человека из животного мира называются мутации, вызванные природными факторами: активной вулканической деятельностью; сильным радиационным фоном на предполагаемой прародине человека – юге Африки; изменением климата на Земле; космическими воздействиями (космическая радиация привела к мутациям в ДНК живых организмов и у некоторых приматов произошел «биологический скачок», приведший к появлению человека). В настоящее время человек в философии рассматривается не только как высшая ступень в развитии мира, но и порой как природная патология, как этап в возникновении новой, постсоциальной формы движения материи. Данная весьма сомнительная позиция навеяна усиливающейся компьютеризацией человеческой деятельности, вытеснением вещно-телесной среды информационно-знаковой, что имеет неоднозначные последствия.
Как выражение ценностного поведения возникли нравственно-социальные нормы: запреты на кровосмесительство, на убийство соплеменника, требование поддержания жизни любого из членов рода, позже распространившееся на человечесто в целом и на животных. Нравственность лежит в основании человеческой психики и ее первичных социальных проявлений. Карательные меры, которыми первобытная община принуждала своих членов к соблюдению простейших нравственных требований, воздвигали преграды для возврата первочеловека в животное состояние.
Важную роль в становлении человека и общества сыграло производство людей самими людьми (демографический фактор). Для человека характерно наличие избыточной (по сравнению с животными) половой активности как особого механизма выживания в условиях жесткого давления окружающей среды. Половая любовь выступала важным фактором миролюбия в отношениях между общинами, родами, племенами.
Продолжение человеческого рода как биосоциальный процесс находится в органическом единстве со сферой производства средств к жизни. Переход от собирательства и охоты к производительному жизнеобеспечению – земледелию, скотоводству, ремеслу – был первым обнаружением роста народонаселения (30 – 40 тыс. лет назад). Неолитическая революция (7 – 5 тыс. лет до н. э.) привела ко второму демографическому всплеску. Третий демографический взрыв – детище XX в., современной НТР.
Природа человека, сохраняя себя как целостность, совокупность фундаментальных основ, вместе с тем подвержена изменениям.
Э. Фромм считал человеческую природу исторически обусловленной, в то же время не отбрасывал значения биологических факторов. Он определял человека как животное, по сравнению с другими животными недостаточно оснащённое инстинктами, поэтому выживание человека возможно тогда, когда он производит средства, удовлетворяющие его материальные потребности, если он развивает свой язык и инструменты. Итак, Фромм неявно подошел к идее о бисоциальной сущности человека. Идея о биосоциальной сущности человека нашла широкое распространение в отечественной литературе. При этом к биологической и социальной составляющим часто добавляется духовный компонент и утверждается, что природа человека «интегративна – единство био-, социодуховных начал» [7, с. 128].
На наш взгляд, человек есть единство природного и социального. Природное в человеке не сводится к биологическому, а вбирает в себя еще физическое и химическое. Л. Гальвани около 300 лет назад обнаружил у животных и человека электрическое поле, а Г. Бергер спустя два столетия доказал существование электрических потенциалов, генерируемых мозгом. В природном организме человека протекают не только биологические, но и физические процессы, химические реакции. Биологическая составляющая, конечно, выступает «ядром» природного. Человек подвластен генетическим и популяционно-видовым законам. Кроме того, человек еще выполняет функции механизма (физико-механические движения рук, ног, других частей тела). Конечно, механическое в человеке подчинено биологическому и социальному.
Социальное в человеке выражено в процессе становления личности. Последнее в широком понимании есть: а) момент всеобщности форм движения; б) проявление развёртывания феномена живого существа, обладающего способностью отражения на уровне сознания; в) выражение качества объекта – субъекта социальной формы движения материи, включающей в себя духовность.
В узком, более конкретном смысле слова формирование личности связано с усилением обособления отдельного человека от естественной природы и других людей, преодоление поглощённости (слитности) человека с природой и общиной, то есть с развитием частных интересов и частной собственности. П. Гольбах, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин видели связь частной собственности с человеческой природой, с принципом личности. Развитию личности содействовало также формирование гражданского общества. Цицерон рассуждал о социуме, где объединившиеся граждане связаны между собой общими нравами и законами. Английские и французские материалисты XVIII в. в гражданском обществе видели совокупность общественных связей, среду, в которой разворачивается деятельность индивидов, обладающих естественными правами, суверенитетом, неприкосновенной частной жизнью и реализующих свои интересы. В настоящее время под гражданским обществом обычно подразумевается общество свободных его членов в виде добровольных объединений граждан, с высоким уровнем экономических, социальных, духовных и моральных показателей, которые совместно с государством реализуют свои права и обязанности.
На заре человечества больше шансов выжить было у тех индивидов, которые располагали не только лучшими природными параметрами, но и социально-психологической предрасположенностью жить в коллективе, обладали лучший способностью анализировать реалии, проявляли понятливость и терпимость в отношениях друг с другом. В естественном отборе значение социального фактора возрастало. Природное в человеке, представленное в виде проявления его энергии, обменных процессов в организме, влечений, темперамента, скорости протекания химических и нервных процессов, баланса процессов возбуждения и торможения, выраженное в виде задатков и способностей и т. п. – исходное, хотя и недостаточное начало для объяснения истории и человека. Социальное в человеке выражено в том, что он воплощает в себе всё богатство общественного развития, является продуктом системы обучения и воспитания, культуризации (человек одновременно продукт и творец культуры). Социальное не тождественно наличным общественным отношениям, а включает в себя бесконечность культурно-исторической памяти и устремлённость в будущее.
На наш взгляд, возможны двухмерная или трёхмерная модели природы человека. Двухмерная включает в себя природное и социальное в человеке, где духовное органически включено в социальное. В трёхмерной модели человека духовное выступает как особая самостоятельная реальность. Все фундаментальные структурные уровни природы человека в идеале и в значительной степени реально находятся в состоянии синхронности, совместного функционирования, взаимно подчинены друг другу.
Дата добавления: 2015-02-13; просмотров: 1980;