Эволюционизма
Диалектика включает принципы, законы и категории.
Принципы отражают фундаментальные основания бытия и познания, лежат в основе законов и категорий диалектики, придают знанию системность и целостность, в познавательных и практических действиях выполняют нормативную функцию. Наиболее значимы два принципа диалектики: связи и развития.
В законах диалектики конкретизируется существо ее принципов. Законы выражают типичное, проявляются в течение продолжительных промежутков времени. В природе законы реализуются бессознательно, в результате объективного взаимодействия материальных тел. В обществе объективные социальные законы реализуются благодаря сознательной деятельности людей, субъективному фактору.
Законы диалектики универсальны, фиксируют такие отношения и связи между явлениями, которые присущи как миру в целом, так и отдельным его сторонам и объектам. Законы диалектики недопустимо противопоставлять законам, познаваемым фундаментальной наукой: физикой, химией, биологией, геологией, астрофизикой, социологией и т.д.
В категориях (их иногда трактуют как неосновные законы диалектики) принципы диалектики находят еще более развернутую детализацию. К основным категориям диалектики относятся: единичное – особенное – общее, единичное – многое; часть – целое, система, элемент, структура; содержание и форма; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; сущность и явление. Категории диалектики есть категории философии, где акцент сделан на динамику и связи.
Идея всеобщей связи просматривалась у Декарта, который отрицал существование пустоты и тем самым проводил мысль, что любое движение любого тела вызывает соответствующее движение всех остальных. О механической связи всего со всем писали французские материалисты XVIII в. В «Диалектике природы» Ф. Энгельс говорит о диалектике как «науке о всеобщей связи». Это положение фиксирует структурно-устойчивый (относительно постоянный) план предметов и бытия в целом. Конечно, наряду с постоянной связью каждого объекта с другим, существует и относительная независимость разделенных в пространстве и времени объектов.
Исходя из того, что мироздание целостно, следует рассуждать не о полностью независимых, а об автономно функционирующих элементах, объектах в общей структуре бытия и познания. Относительная независимость выражается в том, что соответствующие объекты и системы имеют нечто свое, определенное, оригинальное.
Оригинальность объектов и систем – предпосылка и основа разнообразия, дифференциации. Дифференциация выступает как условие развития. Разделенность в микромире на виды элементарных частиц и виды взаимодействия есть условие образования атомов и молекул. Дифференциация на разнородные химические элементы – условие образования сложных химических соединений, а в конечном счете – возникновения жизни. Формирование сложноструктурированного общества явилось основой перехода от дикости и варварства к цивилизации. Разрушение сложных структур, нарастание однородности и единообразия ведет к деградации. Вместе с тем, бесконтрольный рост разнообразия за рамками некоторого оптимума снижает внутреннюю управляемость и эффективность динамической системы. Сложные механизмы, препятствующие беспредельному росту видового и поведенческого разнообразия, выработала естественная природа. В обществе имеются моральные нормы, правовые законы, различные предписания, правила, которые формально и неформально регламентируют все аспекты социального взаимодействия и тем самым ограничивают разнообразия в поведении людей.
События и предметы объединены не только структурно-функциональным единством, но и генетическим. Аристотель утверждал: уничтожение одного есть рождение другого. И. В. Гёте полагал: все совершенное становится несовершенным. Предметы не только коррелятивны, устойчиво соотнесены между собой в пространстве, но и подвержены во времени возникновению и исчезновению, т.е. относительны и преходящи в своем существовании. Имея в виду этот аспект, Энгельс в «Анти-Дюринге» определяет диалектику как «науку о всеобщих законах движения и развития».
В своей нераздельности связь и развитие отражают единство относительной устойчивости и изменчивости. В литературе называют и другие принципы диалектики: историзма, причинности, системности и т.д. Но они, в конечном счете, сводятся к принципам развития и связи. Так, принцип историзма применительно к природе сводим к принципу эволюции. Принцип историзма в изучении социума (у Г. Гегеля, К. Маркса, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина, Д. Гэлбрайта и др.) позволяет оценивать целостность, определенность того или иного этапа в развитии общества, предвидеть тенденции его будущей эволюции – революции. Причинность – один из видов связи. В современной философии причинно-следственные зависимости стали опираться на синтез жесткости и неоднозначности, при этом подчеркивается, что действие внешних факторов ограничено. Они все более стали рассматриваться как развязывающие внутренние процессы в системах, а последние несут в себе элементы непредсказуемости, обусловливают открытость будущего. В основе системности лежит принцип целостности, который предполагает рассмотрение развивающегося объекта, расчлененного на взаимосвязанные элементы. Исследование внутренней активности систем закрепляется в категориях случайности, спонтанности, потенциально возможного. Сложные системы выступают как хаос, в котором всегда есть упорядоченность. В частности, в социуме внешнее резонансное воздействие, например, на рынок (организационное и финансовое) властных структур, влияет на характер кажущегося стихийного саморазвития, направляя его (упорядочивая) в русло эффективной эволюции.
Формированию философской теории развития способствовали: обнаруженная человеком эволюция природы и соответствующий прогресс естественных наук – биологии, геологии, палеонтологии, эмбриологии, космологии и т.д.; историческое развитие человеческих сообществ, орудий и навыков труда, процессы интенсивных изменений общества, особенно начиная с эпохи Возрождения, научно-технический прогресс и соответствующий рост и углубление обществоведческих и гуманитарных знаний. В латинском языке 'volutio означает развертывание. С помощью термина «эволюция» стали описывать непрерывные творения, систематические, регулярные изменения, осуществляемые поэтапно. Герберт Спенсер (1820 – 1903) эволюцию понимал как движение частиц к большей степени равновесия мироздания. Философ считал, что эволюционность, как в органическом мире, так и в социуме, характеризует главное направление изменений. Вывод о динамической природе бытия опирается на многовековую историю развития диалектических учений в истории философии и находит подтверждение в науке.
Одну из первых попыток создания целостной эволюционной теории предпринял Ж.-Б. Ламарк (1744 – 1829), подчеркивавший, что природе свойственно стремление к постоянному совершенствованию своих форм. В теории Ч. Дарвина (1809 – 1882) раскрыты такие эволюционные механизмы органической жизни, как изменчивость, наследственность и естественный отбор. Эволюционная парадигма становится доминирующей в таких научных направлениях XX–XXI вв., как синтетическая теория эволюции, генетика, популяционная экология и др. Основной единицей эволюции становится не отдельный организм, а популяция, с позиций динамики анализируются биогеоценозы и биосфера, выявляются молекулярно-генетические механизмы наследственности. Российский ученый А. А. Фридман предполагал наличие изменений в структуре Вселенной с течением времени. По мнению И. Р. Пригожина, по мере того как Вселенная эволюционирует, обстоятельства создают новые закономерности.
Согласно концепции глобального эволюционизма, физические, биологические и социальные системные объекты, Метагалактика, рассматриваются как изменяющиеся во времени, находящиеся в состоянии динамических взаимодействий и постоянной нестабильности. Глобальный эволюционизм можно рассматривать как соединение идеи эволюции с идеями системного подхода, синергетики. Из концепции универсального (глобального) эволюционизма в качестве следствия вытекает принцип коэволюции социума и среды обитания, включая космическое пространство.
Вместе с тем, порой высказывается скепсис относительно существования единого процесса в мире. Эволюционируют лишь отдельные его части, что задает границы применения понятия универсального эволюционизма в современной картине мира [14, с. 84]. В темной части, являющейся основной составляющей всего материально-энергетического содержания Вселенной, покой как форма самосохранения этого вида материи превалирует над изменением и над эволюцией, которая характерна в основном для видимой Вселенной. Высказывается точка зрения, что для темной массы Вселенной присуща еще не эволюция, а ее предпосылка – «протоэволюция» [15, с. 90–91]. К тому же, хотя в мире все меняется, существует сопротивление изменению, сила инерции. В сложных саморегулирующихся системах имеется стремление к равновесию, т.е. к существованию вопреки изменениям, поддержанию существенно важных для сохранения системы параметров в допустимых пределах (гомеостазис).
Развитие как фундаментальное свойство бытия разнопланово, многоуровнево и многоэтапно, многовариантно и альтернативно. Развитие (особенно биологическое и социальное) нельзя упрощенно толковать как линейный процесс. Оно происходит зигзагообразно, с отклонениями в сторону, с возвратами назад. Нередки случаи расщепления, дивергенции развивающегося процесса (например, когда одна линия развития привела к возникновению человека, другая – современных обезьян). Проявляются и процессы конвергенции – слияния, объединения различных линий развития в единый процесс. При этом слияние линий ведет не к их нивелировке, а к разнообразию развития. Например, народы сближаются в экономических отношениях, в решении глобальных проблем, в формировании институтов правового государства, а расходятся в традициях, культурной, национальной уникальности.
«Вкратце диалектику, – писал В. И. Ленин, – можно определить как учение о единстве противоположностей. Этим будет схвачено ядро диалектики…». Здесь же Ленин делает оговорку: «это требует пояснения и развития» [16, с. 203]. Данная оговорка как бы подчёркивает, что Ленин не абсолютизирует названный закон диалектики. Конечно, многообразную реальность во всех её взаимосвязях и развитии отражает не только этот закон диалектики, а вся система принципов, законов и категорий диалектики, обогащающая своё содержание. Кстати, по мнению современного российского философа Е. Я. Режабека, основополагающим законом диалектики является закон отрицания отрицания, ибо на его основе происходит восстановление исходной структуры в качественно обновлённом виде, осуществляется процесс самоорганизации [17]. По нашему мнению, не менее универсален и важен закон взаимного перехода количества и качества: ведь то и другое, наряду с делением бытия на материю и сознание, фундаментально характеризует универсум.
Диалектика (обогащенная синергетикой) как инструмент познания выполняет, прежде всего, регулятивные функции, проблематизирует жизненные ситуации, то есть ориентируется на практику, предупреждает человечество о грядущих трудностях будущего, но не даёт готовых ответов.
В своем внутреннем основании диалектика едина, в проявлениях, формах и способах применения – разнообразна и многомерна. В исходных установках и целях она относительно устойчива, в конкретных приложениях и воплощениях – изменчива, постоянно совершенствуется (последнее видно, хотя бы, на примере обогащения диалектики идеями синергетики).
Цитируемая литература
1. Маркс, К. Капитал / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения: в 50 т. – М, 1961. – Т. 23.
2. Поппер, К. Что такое диалектика? / К. Поппер // Вопросы философии. – 1995. – № 1.
3. Энгельс, Ф. Письмо П. Эрнсту, 5 июня 1890 г./ К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения: в 50 т. – М., 1965. – Т. 37.
4. Пригожин, И. Порядок из хаоса // И. Пригожин, И. Стенгерс. – М., 1986.
5. Нариньяни, А. С. Между эволюцией и сверхвысокими технологиями: новый человек ближайшего будущего/ А. С. Нириньяни // Вопросы философии. – 2008. – № 4.
6. Вопросы философии. – 2004. – № 2.
7. Калмыков, В. Н. Идея диалектического синтеза и современность / В. Н. Калмыков // Философия. Социальное познание. Социальное управление. – М., 1991.
8. Калмыков, В. Н. Что мы есть и куда движемся? / В. Н. Калмыков // Социально-политический журнал. – М., 1993. – № 3.
9. Калмыков, В. Н. К «синтезному» движению общества / В. Н. Калмыков // Беларуская думка. – 1994. – № 7.
10. Калмыков, В. Н. «Синтезное» общество как возможная перспектива человечества / В. Н. Калмыков // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного типа. – Гродно, 1998.
11. Бранский, В. П. Теоретические основания социальной синергетики / В. П. Бранский // Вопросы философии. – 2000. – № 4.
12. Калмыков, В. Мера разумного вмешательства. Диалектика и синергетика / В. Калмыков // Беларуская думка. – 2010. – № 1.
13. Синергетике – 30 лет. Интервью с профессором Г. Хакеном // Вопросы философии. – 2000. – № 3.
14. Обсуждение книги В. С. Стёпина «Философия науки. Общие вопросы» (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. – 2007. – № 10.
15. См.: Информационный подход в междисциплинарной перспективе (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. – 2010. – № 2.
16. Ленин, В. И. Конспект книги Гегеля «Наука логики» / В. И. Ленин // Полное собрание сочинений. – Т. 29.
17. Режабек, Е. Я. Философия и культура: когнитивные аспекты / Е. Я. Режабек. – Ростов-на-Дону, 2009.
Дата добавления: 2015-02-13; просмотров: 793;