Два аспекта социального и исторического детерминизма
Обычно, когда говорят о детерминизме, особенно в естествознании, то имеют в виду предсказуемость явлений на основе законов, С этой точки зрения, как мы видели, можно провести разграничение между строгим, лапласовским детерминизмом и детерминизмом стохастическим. Предсказания детерминизма первого типа основываются на универсальных законах, заключения которых достоверны и точно однозначны. Детерминизм второго типа опирается на законы статистические, основанные на изучении случайных массовых событий, а потому дающих предсказания вероятностного характера.
Однако, когда говорят о предсказаниях, то чаще всего имеют в виду отдельные события, например, наступление солнечного затмения или выигрыша сражения» Возникает вопрос: возможны ли надежные предсказания массовых событий, где предвидеть результат действия отдельных событий по принципиальным или практическим соображениям не удается? Этот вопрос, адресованный социальным и политическим наукам, обсуждал еще Д.С. Милль. Хотя действия индивидуумов нельзя предсказывать с научной точностью, но в политической и социальной науке, указывал он, мы можем предсказывать факты «коллективного поведения масс»[153]. Такие предсказания, как мы отмечали, основаны на статистических наблюдениях случайных массовых или повторяющихся событий, которые наблюдаются как в природе, так и в обществе. Давление газа в сосуде, имеющее вполне определенную величину, рассматривается в статистической механике как результат многочисленных соударений огромного числа молекул. Хотя поведение индивидуальных молекул, по крайней мере, практически предсказать нельзя, но совокупный результат их взаимодействия определяется как величина давления газа. Аналогично этому, еще в древнем мире было установлено, что общее число рождающихся за год мальчиков и девочек примерно одинаково, хотя в каждом индивидуальном случае нельзя было определить пол будущего ребенка. Приведенные примеры детерминированного поведения статистических коллективов ученые обычно объясняют действием закона больших чисел, в основе которого лежит процесс уравнивания или взаимной компенсации случайностей. Однако сам механизм такой компенсации остается пока неясным и требует дальнейшего исследования. Тем не менее, предсказания поведения социальных коллективов и больших масс людей в конкретных ситуациях имеют также детерминированный характер, пусть даже и вероятный. Различия в точности предсказания зависят, как мы видели, от характера законов, используемых для предсказания. Если достоверные предсказания классического детерминизма основываются на универсальных законах, не допускающих исключений, то вероятностные предсказания опираются на более «слабые» статистические законы, учитывающие взаимодействие случайностей. Не зря, поэтому вероятности рассматривают как законы случая. Таким образом и классический и вероятностный детерминизм, отличаясь по степени точности предсказаний, едины в том, что представляют общую форму детерминизма, основанную на предсказаниях. Именно с ней больше всего приходится встречаться в естественнонаучном и частично социально-экономическом познании.
В истории и социально-гуманитарном познании, когда заходит речь о телеологическом объяснении, часто говорят также о детерминизме, связанном с осмысленностью и рациональностью действий. В самом деле, при телеологическом объяснении действия предполагается, что действие детерминировано или определено соответствующей интенцией или намерением субъекта, а также его познавательными установками. Во всех случаях социального поведения, опирающихся на законы, нормы и обычаи общества, можно говорить о телеологическом объяснении, а, следовательно, о детерминизме, связанном с осмысленностью и рациональностью поведения. В таком случае человек оказывается ответственным за свои поступки и действия, ибо он сознательно руководствовался определенными интенциями; детерминизм, опирающийся на интенциональное понимание и телеологическое объяснение, можно назвать также определенной формой рационализма. Если бы все поведение людей можно было объяснить на его принципах, тогда в обществе и истории господствовал бы рациональный всеобщий детерминизм. Однако не все поведение людей можно объяснить телеологически и поэтому детерминизм, который характеризуется осмысленностью действий, нельзя считать универсальным.
В заключение отметим, что введение понятия детерминизма как осмысленности и рациональности действий людей дает возможность лучше объяснить события и процессы, происходящие в обществе и истории, так как детерминизм и причинность, связанные с предсказуемостью явлений природы, часто оказываются неадекватными для объяснения социальных явлений.
Литература
Основная:
Ракитов А.И. Историческое познание. - М., 1982.
Современный детерминизм и наука. Т. 1. - Новосибирск, 1975.
Дополнительная:
Асмус В.Ф. Маркс и буржуазный историзм.- М.Л., 1933.
Вригт фон Г.Х. Логико-философские исследования. - М., 1986.
Лаплас П.С. Опыт философии теории вероятностей. - М., 1908.
Пригожин И„ Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М., 1983.
Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 1074;