Критика классического детерминизма и ее влияние на формирование новых идей в философии истории
Строго детерминистический принцип, лежащий в основе механистического мировоззрения, был не в состоянии не только объяснить целесообразную и активную деятельность людей в обществе, но со временем пришел в резкое противоречие с новыми важнейшими открытиями в самом естествознании, на которое опирался.
Революция в естествознании в конце XIX - начале XX вв. сопровождалась обнаружением новых явлений, в которых случайности играли весьма значительную роль. Именно на их основе возникли и утвердились представления о стохастических законах природы. Они называются так потому, что основываются на исследовании случайных событий, почему их именуют также законами случая. В отличие от универсальных законов, таких, как закон всемирного тяготения, следствия или предсказания которых всегда достоверны, предсказания, полученные с помощью стохастических законов, носят вероятностный характер. Информация, на которую они опираются, основывается на статистическом анализе данных, поэтому стохастические законы чаще называют вероятностно-статистическими или, для краткости, просто статистическими. Вероятностный характер предсказаний этих законов привел к пересмотру прежнего принципа детерминизма и дополнению его представлениями, основанными на учете случайности в мире. Таким образом, в новой научной картине мира необходимость и случайность оказались тесно связанными в совершенно другой, отличной от классической, концепции детерминизма.
Новый подход к детерминизму, подчеркивающий роль случайности в мире, оказался адекватным и для социально-экономических и историко-гуманитарных наук. Поскольку социальные науки занимаются изучением массовых событий случайного или повторяющегося характера, постольку статистические законы и методы стали применяться также при исследовании экономических, социологических, демографических и других процессов. Не случайно экономисты и социологи, поэтому заявляют, что законы, которые они изучают, имеют не универсальный и достоверный, а только вероятностно-статистический характер.
Однако при этом остается непонятным, какую роль играют случайные события в возникновении статистического закона или даже определенной статистической тенденции или порядка в обществе, ведь в обществе, как и в природе, существует определенная регулярность, повторяемость событий, которую мы называем порядком или законом. Именно на них основываются наши более или менее достоверные прогнозы и предсказания будущего.
Понять все это нам поможет современная концепция самоорганизации, возникшая в рамках системного метода исследований. Данная концепция, называемая также синергетикой, основывается на идее взаимодействия большого числа случайных событий, которые при определенных условиях приводят к возникновению специфического динамического порядка из беспорядка. Исходя из приведенного положения один из теоретиков синергетики И.Р. Пригожий (р. 1917) характеризует явления, изучаемые синергетикой, как процессы возникновения порядка из хаоса, или беспорядка[152]. Примером тому может служить процесс формирования порядка или закона равновесия между спросом и предложением в рыночной экономике. Несмотря на то, что каждый участник рынка руководствуется своими целями и интересами - продать товар дороже или купить дешевле - в результате взаимодействия различных целей, спонтанно, или самопроизвольно, возникает никем заранее не предусмотренный порядок на рынке - средняя, равновесная цена, с которой вынужден считаться любой продавец и покупатель на данном рынке.
Здесь важно обратить внимание на то, что вполне осознанные индивидуальные действия, намерения и мотивы в подобных социальных системах дают неосознанный совокупный результат. Другими словами, порядок и закон возникают независимо от воли действующих субъектов. Нередко такой результат объясняют действием естественного закона, который обычно называют «законом больших чисел» или просто «уравниванием случайностей». Само применение этого закона основывается на случайном характере событий, с которыми имеют дело многие социальные и гуманитарные науки; такого рода многочисленные и случайные события создают возможности для его реализации. Однако в силу исключения некоторых отклонений, или «уравнивания случайностей», возможно предвидение с такой высокой вероятностью, которое считается практически достоверным.
Статистические законы, применяемые не только в естествознании, но и в социально-экономических и гуманитарных науках, базируются именно на стохастических представлениях, учитывающих роль случайностей в мире. В социальных процессах приходится, кроме того, учитывать специфический характер взаимодействия между индивидами, составляющими определенные общественные группы, коллективы, классы и сообщества.
Признание случайности в природе и обществе и применение стохастических (вероятностно-статистических) методов для ее исследования приводит к резкому ограничению области применения принципа классического детерминизма. Этот принцип сохраняет свое значение только там, где число объектов изучения сравнительно невелико и где можно абстрагироваться от их взаимодействия с другими объектами. В подавляющем большинстве областей реального мира картина взаимодействия имеет весьма запутанный характер, а взаимодействие многочисленных случайных событий приводит к возникновению определенной стохастической закономерности или статистической тенденции. С такой более общей точки зрения сама необходимость или неизбежность может интерпретироваться как весьма высокая вероятность или практическая достоверность. Вот почему историк, когда говорит о неизбежности тех или иных событий или процессов, фактически имеет в виду их достаточно большую вероятность, хотя нередко не может выразить ее численно.
Современная концепция детерминизма, рассматривающая необходимость в диалектической взаимосвязи со случайностью, не ограничивает и не обедняет историческое исследование, открывая широкие возможности для решения таких принципиальных методологических ее проблем, как свобода воли, целенаправленность и активность исторического действия, взаимодействие личности и общества в историческом процессе -и многие другие. Широкое использование вероятностно-статистических методов исследования не приводит к установлению приоритета случайности в мире. На примере классического детерминизма мы убедились, что одностороннее преувеличение роли необходимости, строгой определенности и однозначности явлений и событий, в конце концов приводит к «научному» фатализму. Нечто иное, но похожее, можно ожидать от концепции, преувеличивающей значение случайности. В таком мире человеку была' бы предоставлена неограниченная свобода выбора, но при отсутствии каких бы то ни было законов, он не мог бы ее реализовать, а тем самым выжить в нем. Можно сказать, что он оказался бы на положении «буриданова осла»; по мнению средневекового философа Буридана, если ослу дать возможность свободного выбора между двумя охапками сена, он не будет в состоянии сделать какой-либо выбор и в результате погибнет.
Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 1285;