Часть III. Эпистемология исторического познания
Эпистемология - учение о знании, его сущности и происхождении. Термин эпистема (επιστεμα) восходит к древним грекам, которые обозначали им только доказательное знание. К нему они относили наиболее развитое тогда математическое знание, а все остальное, в частности правдопобные рассуждения, рассматривали как мнение (δοξα). В переводе на латинский древнегреческий термин стал обозначать научное знание вообще, которому в прошлом противопоставлялось проблематическое или вероятностное знание. В современной науке такое различие утратило первоначальный смысл, поскольку вероятностные, или правдоподобные, рассуждения стали важной и необходимой частью научного познания. Поэтому в настоящее время под эпистемологией чаще всего понимают общее учение о научном знании или философскую теорию научного познания.
Как и в остальных науках, исходным объектом исторического исследования являются факты, которые носят, однако, специфический характер, поскольку относятся к прошлым, исчезнувшим событиям. Историк не может наблюдать события и процессы так, как это делает естествоиспытатель или экономист; он может судить о них только по дошедшим историческим свидетельствам (хроникам, летописям, законодательным и другим документам). Чтобы понять и объяснить события прошлого, историку, прежде всего, необходимо тщательно изучить и критически оценить все имеющиеся в его распоряжении свидетельства, а самое главное - дать им интерпретацию, истолковать их с определенной точки зрения. Фактами истории такие свидетельства становятся после их соответствующего осмысления и интерпретации.
Специфика исторических фактов накладывает отпечаток на весь процесс исторического исследования: установление исторических фактов, методы определения причинной зависимости, отношение исторического детерминизма к свободе воли, методы объяснения, понимания и предвидения в истории. Прежде чем приступить к рассмотрению этих вопросов, необходимо выявить особенности исторического познания в целом, его отличие от других способов мышления. В первой части книги, мы уже касались некоторых отличительных черт исторического познания при обсуждении предмета и метода философии истории. Теперь пришло время рассмотреть эти отличительные черты в более систематическом и целостном виде, чтобы яснее представить общую картину исторического познания.
Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 766;