Предпосылки и уровни общественного прогресса
На протяжении XVIII века и даже в XIX веке вера в то, что человек представляет собой наивысший продукт эволюции, служила исходной предпосылкой концепции общественного прогресса. Само предположение о прогрессе в природе основывалось на том, что именно эволюция природы привела к возникновению разумных существ. Однако, поскольку человечество составляет лишь часть природы, делался вывод, что законы прогресса распространяются и на общество. Такая предпосылка весьма слабо обоснована. Во-первых, при таком подходе трудно отрешиться от представления, что в природе существовала какая-то заранее заданная цель эволюционного развития, которая привела к появлению человечества. Во-вторых, экстраполяция законов природы на развитие человеческого общества необоснованна потому, что в природе эволюция происходит стихийно, в обществе действуют люди, обладающие сознанием и волей и способные в определенных границах влиять на социальные процессы и контролировать их. В-третьих, распространение закона прогресса как принципа совершенствования всех форм общественной жизни, различных способов деятельности людей, общественных институтов и т.д. ошибочно.
Понятие прогресса не является универсальным по своему характеру, и поэтому требует в каждом случае конкретного анализа соответствующей стации развития общества, страны и государства, а также различных форм, учреждений и институтов общества. Во всяком случае, нельзя каждую последующую стадию общественного развития и форму человеческой деятельности называть прогрессивной, если они отличаются от предыдущей стадии или формы, и даже в чем-то превосходят их. Каждый раз этот вопрос должен решаться в результате тщательного специального исторического исследования. Если мы используем в качестве критерия прогресса принцип совершенствования, то необходимо точно установить, в чем такое совершенствование заключается. В некоторых случаях, как мы видели, критерий совершенствования оказывается неприменимым к отдельным видам человеческой деятельности. Если такой критерий оказывается применимым, то необходимо точно определить, в чем одна стадия или форма развития превосходит другую и совершеннее ее. Предпринимая, например, те или иные реформы в экономике, политическом и государственном управлении, необходимо надежно прогнозировать, к каким последствиям они приведут, будут ли они совершеннее прежних форм социально-экономической жизни общества и его духовной культуры.
Очевидно, что достижение прогресса в той или иной сфере общества всегда связано с постановкой определенных целей и задач. Их достижение и осуществление по предположению должно привести к совершенствованию соответствующей сферы общества (определенного вида деятельности, форм сознания, морали, общественных институтов).
Когда рассматривают прогресс как достижение какой-то бесконечно отдаленной цели на пути непрерывного совершенствования общества, то движение к такой цели представляет собой постоянное движение от относительного к абсолютному, от конечного к бесконечному. На каждом этапе исторического развития достигаются определенные конечные цели, в результате осуществления которых и складывается исторический прогресс. Достижение конкретных, временных целей обуславливает определение дальнейших целей. Именно с такими конкретными, а не бесконечно далекими и утопическими целями, в каждый исторически определенный период времени, в каждом конкретном обществе люди фактически имеют дело.
Не случайно, поэтому и само понятие прогресса в истории обычно определялось в связи с осуществлением каких-либо долговременных целей, будь то подъем экономики, борьба за установление политической свободы, равенства между людьми, национальной независимости и т.д.
В точном смысле слова понятие прогресса применимо, как мы видели, для характеристики развития определенной системы и соответствующих ей параметров. Наиболее общими системами подобного рода в истории можно считать конкретные общества или государства, их временные объединения и постоянные союзы в рамках определенных регионов и, наконец, цивилизации.
Предпосылками любого исторического прогресса в конечном итоге служат уровень развития, с одной стороны, производительных, материальных сил, а с другой - состояние духовной культуры и нравственных устоев общества. Без постоянного совершенствования орудий производства, улучшения технологических процессов, использования новых веществ и источников энергии немыслим никакой технический прогресс. Невозможен прогресс и без непрерывного роста знаний, развития естественных и технических наук. Именно поэтому, когда говорят о прогрессе, то в первую очередь имеют в виду прогресс в области производства, технологии, а также связанных с ними науки и техники. С прогрессом в этих областях постепенно развивается само общество и различные его системы, учреждения и сферы деятельности.
Чтобы судить о прогрессе в экономической, политической, правовой и других системах и учреждениях общества, необходимо располагать определенными критериями роста и развития. Сравнительно просто это сделать в экономической системе, где одним из критериев прогресса может служить уровень дохода на душу населения, который зависит от величины внутреннего валового дохода и вычисляется путем деления последнего на количество населения. Но такая среднестатистическая величина не дает ясного представления о доходах отдельных классов, групп населения и тем более конкретных лиц.
В политической системе в качестве критериев прогресса указывают обычно на права и свободы, которыми пользуются граждане, в юридической системе - на равенство всех граждан перед законом. Чем точнее и полнее можно установить критерии прогресса в каждой отдельной системе или сфере общества, тем основательнее можно судить о степени их развития. Действительно, уже упомянутые, далеко не полные, критерии позволяют судить о прогрессе в различных сферах общественного развития.
В последние годы под влиянием разнообразных негативных факторов общего характера, каковыми являются периодически возникающие конфликты и локальные войны, рост безработицы и социальной напряженности, время от времени повторяющиеся беспорядки и столкновения и т.п., некоторые исследователи приходят к заключению, что социальный и нравственный прогресс, если и существует в обществе, то в значительной мере отстает от прогресса технического и научного. Более того, сами результаты научно-технического прогресса люди иногда используют себе во вред. Не считаться с такими выводами и отвергать их с ходу, было бы неразумно. Задача заключается скорее в том, чтобы внимательно анализировать причины негативных явлений и способствовать их устранению, ибо они служат непосредственным выражением регресса, сопровождающего определенный общий прогресс.
Литература
Учебная:
Гобозов ИА. Введение в философию истории. - М., 1999.
Первоисточники:
Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. - М., 1936.
Маркс К. Сочинения. Т. 12//Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения.. 2 изд.
Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. - М.,1995.
Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 783;