НА РУБЕЖЕ XIX и ХХ вв.

Мода конца XIX - начала ХХ вв. полна новых тенденций: меняется привычный ритм жизни, в обиход, кроме железных дорог, входят автомобили. К началу ХХ в. относят­ся первые опыты в воздухоплавании, автомо­биль, фотография и кино, распространяя моду по всему миру, делают ее интернацио­нальной. В конце XIX в. предпринимается по­пытка создать стиль, отвечающий требовани­ям новой эпохи. Этот новый стиль получил название стиля модерн (от фр. moderne - но­вейший, современный). Теперь мода посте­пенно становится «наукой» - наукой как правильно одеваться в тех или иных случаях.

На форму женского костюма заметное влияние оказало стремление женщин к рав­ноправию, борьба за образование, граж­данские права. Все больше встречается жен­щин-врачей, учителей, медсестер. Одной из причин упрощения одежды стало увлечение всех слоев общества, в том числе и женщин, спортом. Велосипед, верховая езда, крокет, теннис, плавание - вот излюбленные виды спорта на рубеже XIX и ХХ вв. Возникает потребность в более удобном костюме.

 

 

Мужские костюмы стиля модерн

 

Два видных теоретика моды того вре­мени - Генри де Вельде и Альфред Морбют­тер - попытались сформулировать три ос­новных правила, которых должна придержи­ваться каждая женщина:

· прежде всего найти свой стиль в домаш­ней одежде;

· для выхода на улицу упростить свой кос­тюм и в чем-то уподобить его мужскому;

· во время различных торжеств, как и мужчины, носить одежду, предписанную традициями.

В моде конца XIX в. господствуют модные салоны: сыновей Ворта - Жана Филиппа и Гастона; знаменитого коллекционера фран­цузской живописи Жака Дусе; Пакэна, сес­тер Калло, английской фирмы Редферн и др.

Каждый из этих салонов имел свой стиль. Чарльз Редферн специализировался на анг­лийских костюмах; сестры Калло - на кру­жевах и серебряной ткани ламэ для вечерних туалетов, высоких каблуках «а ля Мария­-Антуанетта».

Великий чародей моды, сын торговца кружевами, Жак Дусе (1853-1929) просла­вился редким даром искусства одеваться и искусства жить. Модели Дусе были как бы вариациями из произведений знаменитых французских художников прошлого - Ват­то, Фрагонара и Латура, чьи картины зани­мали достойное место в его коллекции.

Дом моды Пакэна основал в 1890 г. бан­кир Исидор Пакэн, но руководила им его супруга, мадам Жанна Пакэн (1869-1936), исключительно деловая, с профессиональной интуицией и не лишенная авантюрной жил­ки. На ее Дом, одевавший на протяжении многих лет коронованных и некоронованных королев Европы, работали многие знамени­тые художники, например, Леон Бакст.

Мода конца XIX в. характеризуется соперничеством двух противоположных на­правлений: одно представляло модные сало­пы, другое - спорт. С одной стороны, деко­ративность, с другой - прагматическая функциональность. Идеалом консервативного направления в моде была женщина-цветок, женщина-украшение салонов, театров и раз­личных вечерних (ночных) развлечений; эта женщина все еще стянута корсетом. Вместе с тем идет активная агитация против корсетов, аргументированно убеждающая в их вреднос­ти, предпринимаются попытки запретить но­шение корсетов. С одной стороны, входит в жизнь велосипед и костюм, который дает женщинам возможность свободно двигаться, с другой - проходит чуть ли не массовое ан­кетирование городского населения на тему: не вреден ли спорт для женщин.

В конце XIX в. мода создает женский кос­тюм в стиле модерн, придающий, фигуре с помощью особого корсета S-образную форму. Тело, втиснутое в длинный, до нижней линии бедра, корсет с двойной шнуровкой и косточками, приобрело прихотливый «расти­тельный» изгиб. Фигура напоминает слегка изогнутый стебель, как бы увенчанный пыш­ным тяжелым цветком. Это сходство подчер­киваeтcя размерами шляп, украшенных цве­тами или перьями.

Не только в костюме женщины, но и в ее внешности ясно сказывается влияние модернизма: таинственность, капризность, натуры, склонной к мистике, соответствующий грим - огромные глаза, окруженные тенью, бледное лицо и томный взгляд контрастиро­вали с подчеркнуто мягкими округлыми фор­мами здорового холеного тела.

Законодателями этого нового стиля стано­вятся Англия, США, Бельгия, Франция.

 

Женский костюм конца XIX в. и начала ХХ в.

 

На моду рубежа веков большое влияние оказали как дамы из высшего общества, так и дамы «полусвета» - актрисы, балерины, певички и танцовщицы. Бытовые сцены из жизни богемы в творчестве французского художника Тулуз-Лотрека _ лучшая иллюс­трация модных пристрастий того времени.

В 1903 г. современников буквально по­трясло выступление легендарной ныне бале­рины Айседоры Дункан в свободном, просве­чивающем платье, называемом по-гречески пеплос. Отныне в моде стало возможно все. Молодой модный модельер, больше худож­ник, чем портной, Поль Пуаре (1878-1944), работавший сначала у Ворта и очень внимa­тельно следивший за всеми сенсациями, предлагает туалеты, носящие как отпечаток истории (платья в виде туники), так и отпе­чаток Востока (японское кимоно, персидские вышивки, восточные тюрбаны с мехом и пар­чой). Его модели были столь экзотично-шо­кирующими, что даже видавший виды Па­риж застыл в изумлении ...

Парижанин Поль Пуаре многими серьез­ными исследователями истории Высокой Моды называется создателем моды ХХ в. Он со­здал особую индустрию роскоши, производящую в едином стиле одежду, обувь, шляпы, аксессуары, духи, то есть все то, что превра­щает серые будни в праздники, в театрализо­ванное действо со своим особым смыслом.

В идеальный ансамбль костюма Пуаре включил невидимый шлейф духов, изготов­ленных по особой рецептуре. На 10 лет рань­ше легендарной Коко Шанель и на 15 - не менее знаменитой Жанны Ланвэн Пуаре на­чал выпуск фирменных духов с программны­ми названиями «3апретный плод», «Мина­рет», «Китайская ночь» и др.

Желая сделать свою моду, свой стиль, да­же свою систему ценностей доступными ши­рокой аудитории, Пуаре заказывает и издает в 1908 г. альбом «Платья Поля Пуаре, уви­денные Полем Ирибом». Поль Ириб, известный художник, успешно работавший в жан­ре карикатуры, в графике, в театре и кино, считался одним из самых одаренных иллюс­траторов многочисленных журналов мод того периода. Его талант позволил сохранить на бумаге живую оригинальность моделей Пуа­ре, предназначенных обрамлять, укутывать, а порой и чувственно, но тактично обнажать прекрасное женское тело.

В 1911 г. Поль Пуаре открыл свой собст­венный Дом Моды для грандиозного костюмированного праздника «Тысяча вторая ночь, или Торжество по-персидски». Его гос­ти - парижские знаменитости, облаченные в необъятные шелковые шаровары и бархат­ные безрукавки, увешанные настоящими и поддельными драгоценностями, загримиро­ванные «под Восток», пировали и весели­лись, забыв о Париже, в дивном оазисе «Вос­тока и Любви» под ленивый лепет маленьких фонтанов и пение «райских» птиц в фигур­ных клетках.

Через год Пуаре восславил вечно юный античный костюм, созвав своих поклонников на «Праздник Вакха». Новоявленные боги, нимфы, сатиры и сатирессы наслаждались балетом Паллавичино и танцами Айседоры Дункан.

Устраивая такие торжества, Поль Пуаре стремился воссоздать на один день или ночь органичную среду обитания для произ­ведений своего высокого искусства. Он окружал их зеркалами и цветами, окуривал благовониями, «повествовал» о них стихами, музыкой, танцем.

Не все и не всегда проходило у Пуаре гладко. Когда в 1909 г. он привез на скачки трех лучших своих манекенщиц, одетых в платья с разрезом до колена, так что были видны икры и щиколотки в цветных чулках, это вызвало настоящий скандал. Его встрети­ли улюлюканьем и свистом. По отчетам га­зетчиков, некоторые особо впечатлительные дамы даже падали в обморок (или искусно разыгрывали его?); те же, что отличались бо­лее крепкими нервами, решительно тянули своих мужей к выходу ...

После Первой мировой войны Пуаре пере­стал быть модным, его модели были слишком вычурными, не приспособленными к новой, демократичной эпохе.

 

 

Женский костюм конца XIX в. и начала ХХ в.

 

Зато после Второй мировой войны, во вре­мя которой Магистр Моды умер в унизитель­ной нищете, возродится культ Пуаре, его имя станет легендарным, а жизнь и деяния уподобят мифу, но это будет потом, после смерти ...

Незадолго до Первой мировой войны рас­тет популярность Жанны Ланвэн (1867-1946). Среди ее клиентов самые красивые аристократки, известные актрисы и представительницы интеллигенции. Модели мадам Ланвэи создавались под ощутимым влиянием истори­ческого костюма. В ее изысканных платьях всегда yгадывались отголоски мoдерна, антич­ной и готической (средневековой) культуры, увлечение кубизмом (направление в искусстве начала ХХ в.) и искусством ХVIII в.

Мода ХХ в., в отличие от более ранних эпох, - это мода на женский костюм, ставший зримым символом нового положения женщины в обществе.

Крупнейшие кутюрье ХХ столетия именно через призму женского платья видели все изменения, происходящие в окружавшем их мире, в том числе в мире искусства во всем его многообразии форм и проявлений.

Мода, некогда доступная и понятная избранным, теперь окончательно спусти­лась со ступенек дворцов на улицы, к обыч­ным людям.

 









Дата добавления: 2015-02-07; просмотров: 1389;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.