XVIII в.

 

 

В России до XVIII в. все слои общества по-прежнему носили традиционный русский костюм, а все иностранные, «немецкие», мо­ды отвергались. Замена русского платья общеевропейским модным костюмом произош­ла в начале XVIII столетия по воле Петра Первого и имела серьезное политическое зна­чение. Петр, понимая важность торгового и культурного общения с Европой, посылал русских молодых людей за границу, пытался разбить домостроевские обычаи боярства, за­ставляя боярских сынков учиться и работать. Одним из средств борьбы со старозаветным боярством и местничеством была замена старинного боярского костюма, длиннополого и неудобного для работы, более удобной одеж­дой европейского типа.

Смена форм костюма не прошла гладко. Многие горожане, особенно из купеческого сословия, считали короткополые модные кафтаныверхом неприличия. Сохранились гравюры, изображающие сцены, где солдаты насильно обрезают полы длинных кафтанов у купцов и бояр. С неменьшим сопротивлением была встречена новая модная прическа - завитой парик и бритое лицо. Многие «откупа­лись» от бритья бороды и за ее ношение платили в царскую казну налог. Только новое служивое дворянство и большая часть молодежи сразу приняли нововведения.

Для женщин переход к новому костюму был еще сложнее. Привыкшие к своим светелкам, одетые в тяжелые, скрывающие фор­мы тела сарафаны, закрытые рубахи, с плот­но покрытой головой, они согласно новой моде вдруг должны были одеваться в широко и глубоко декольтированные платья, стянуть талию, завить волосы в локоны.

Но встреченные вначале враждебно новые обычаи и костюмы за период петровского прав­ления прочно вошли в быт дворянства и боль­шей части городского населения.

 

Костюм петровских времен

 

Прежние русские одежды остались только в быту кре­стьян, части купечества и мещанства, вно­сившего все же в традиционный русский кос­тюм модные элементы. Но и дворянство еще не полностью отказалось от привычной старой одежды. Главным образом это вырази­лось в манере носить модный костюм. По ста­рой привычке женщины, особенно немолодые, старались прикрыть глубокое декольте, натянуть плотнее на волосы кружевной чеп­чик и различные наколки.

Русский костюм петровского времени от­личался от западноевропейского костюма простотой тканей, отделкой и демократич­ностью. Пример в простоте одежды подавал сам царь.

Мужской костюм состоял из рубашки с кружевным жабо, камзола и кафтана, обыч­но суконного, сшитого узко в талию с расши­ренными полами. Наколенные штаны, чулки и башмаки с пряжками дополняли его.

Волосы расчесывали на прямой пробор и спускали на уши. Однако некоторые носили модный в то время в Европе парик. Наиболее распространенной формой шляпы была треу­голка. Верхней одеждой служил суконный плащ. Мужские костюмы были богато отделаны вышивками, галуном и т.д.

Костюм купечества по большей части со­хранил формы народного русского костюма.

Крестьянская одежда осталась такой же, что и в период Московского государства.

После смерти Петра Первого мужской дворянский костюм изменяется в соответст­вии с общеевропейскими модами. В русский быт окончательно вошли французский каф­тан, камзол, штаны кюлоты и пудренные во­лосы. Дворянин носил шпагу на поясной пор­тупее под кафтаном (пропустив ее слева в один из разрезов на полах кафтана).

Дополнением к костюму служили перчатки, трости, часы, которые носили в кармане камзола на цепочке, и лорнет.

Строгого разграничения одежды по ее на­значению в это время еще не существовало. Парадный костюм от повседневного отличал­ся только тканью или отделкой. Правда, в моду вошла домашняя одежда, надолго со­хранившая свою традиционную форму. Дома носили шлафрок - халат, первоначально служивший одеждой для сна. Шлафрок в XVIII и XIX вв. надевали поверх рубашки и кюлотов. Он как бы заменял выходной каф­тан и зачастую сшит был из бархата или шелка. Иногда домашнюю одежду шили из дорогих тканей, а зимой подбивали мехом. На домашние костюмы могли быть нашиты даже орденские звезды.

До конца XVIII в. значительных измене­ний в моде не происходит, и только начиная с 70-х годов под влиянием новшеств в запад­ной моде дворянский костюм подвергается сильным изменениям. На Россию оказывали влияние и французские и, отчасти, англий­ские моды.

При Екатерине II в 70-90-е годы XVIII в. костюм столичного дворянства достиг неверо­ятной пышности. Пример расточительства по­давали многочисленные фавориты царицы ­Орловы, Потемкин и многие, многие другие.

Мелкопоместное дворянство тянулось за столичным, но, конечно, одевалось с некоторым отставанием от моды. В Москвe менее строго, чем в Петербурге, следовали за модой. В последние годы XVIII в., при Павле I, французские послереволюционные моды подверглись преследованиям как крамольные.

Запрещены были длинные панталоны, ко­торые в эти годы надевались для верховой ез­ды, фраки, короткие стрижки и др. Костюм стал ориентироваться на прусские обычаи и образцы, но уже в 1801 г., с момента смерти Павла I , французские моды возвращаются.

 

Вельможа в ночном колпаке и халате - шлафроке

 

По модным журналам одевалось не толь­ко столичное дворянство, но и часть сто­личного купечества (особенно купцы, торго­вавшие с Западной Европой) и разночинной интеллигенции. Большая часть купечества и городской бедноты носила по-прежнему русский костюм, подвергшийся, однако, некоторым изменениям. Модные элементы были заметны прежде всего в костюмах купе­ческой молодежи.

В начале ХVIII в. женское платье по евро­пейской моде тогo времени состояло из пыш­ной юбки и узкого лифа с глубоким вырезом. Обычно носили одновременно два, платья: нижнее - глухое и верхнее - распашное. Одежду часто отделывали мехом. Платья, юбки, лифы шили из тяжелых шелковых тканей - парчи, атласа, муара, крепа раз­личных цветов, часто украшенных расти­тельным орнаментом.

К середине века женский костюм всецело подчиняется французским модам. В конце ХVIII в. в 90-е годы, в России ощущается влияние моды Французской буржуазной революции: в моду входят легкие платья «на­гой моды», подхваченные под грудью по­ясом. Правда, зимой русские дамы в отличие от француженок, выходя на улицу, все же надевали поверх них шубы на лисьем, бели­чьем либо куньем меху.

Народный крестьянский костюм остался почти без изменений и даже сохранял свои местные различия по губерниям и уездам. Однако в пригородных деревнях молодые женщины часто изменяли костюмы соглас­но моде. Так, под влиянием модного силуэ­та конца XVIII - начала XIX вв. многие крестьянки стали подпоясывать сарафан под грудью. В крестьянской и, отчасти, купеческой среде сохранялся древний обычай скрывать волосы под головным убором или платком.

В целом русский костюм ХVIП в. разви­вался в соответствии с требованиями европейской моды. Мода распространялась в ос­новном с помощью готовых образцов, выписываемых наиболее состоятельными дворянами из Парижа и Лондона или заказы­ваемых в иностранных мастерских.

Регулярно издаваемых модных журналов тогда еще не было, но информация о модных новинках появлялась в таких популярных журналах для чтения, как «Трудолюбивая пчела», «Всякая всячина» и др.

Большую роль играли государственные постановления и указы об одежде дворян, четко регламентировавшие не только форму костюма, но и характер его отделки, цвет, ткань, украшения. Так, в 1782 г. Екатерина Великая издала три указа.

Первый из них - «Об уборе дам, имеющих приезд ко двору» - рекомендовал соблюдать «более простоту и умеренность в об­разе одежды» и запрещал отделывать платья золотым и серебряным шитьем или кружевом шире двух вершков (9 сантиметров), а также носить головные уборы выше двух вершков.

Во втором указе рекомендовалось дво­рянам (мужчинам и женщинам) являться в столицу и ко двору в платьях тех цветов, кото­рые присвоены их губернии. Например, мун­дир дворянина Петербургской губернии пред­ставлен светло-синим кафтаном с черными бархатными отворотами и обшлагами; Мос­ковской губернии - красным кафтаном с темно-серой отделкой и т.д. В этой же цвето­вой гамме должны были решаться наряды их жен и дочерей.

Третий указ - «О назначении, в какие праздники какое платье носить особам обоего пола, имеющим приезд ко двору» - разре­шал носить в особо торжественных случаях одежду из золотой и серебряной парчи, в ме­нее торжественных - из шелка и сукна. Все ткани должны быть русского производства.

Рядом государственных указов были встре­чены в России заимствования из моды рево­люционной Франции. Екатерина II высмеяла моду «инкруаяблей», которая появилась и на петербургских улицах. Она приказала одеть в такой же нелепо-кричащий костюм всех пе­тербургских постовых полицейских. Эта мера оказалась весьма действенной.

 

 


КОСТЮМ В РОССИИ XIX в.:








Дата добавления: 2015-02-07; просмотров: 2250;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.