КОСТЮМЫ МОСКОВСКОЙ РУСИ XV-ХVII ВВ.
Монгольское иго более чем на 200 лет приостановило развитие экономической и культурной жизни Древней Руси. Основные русские княжества были захвачены монголами. Русские приняли на себя всю тяжесть монгольского нашествия и задержали дальнейшее продвижение грозных орд на запад.
Чтобы сохранить национальную самостоятельность, русские особенно упорно держались своих обычаев и костюмов.
После освобождения Руси от монгольского ига начинается ее быстрое развитие. В XV в. происходит образование Русского национального государства - Московской Руси. Расширяются его границы, налаживаются экономические и торговые связи с другими странами. К XVI в., в связи с централизацией Русского государства, вместо боярства выдвигается служивое дворянство, поддерживающее единодержавную царскую власть.
Костюм эпохи Московской Руси по своим формам гораздо разнообразнее, чем костюм домонгольского периода. Народный костюм изменился незначительно, но одежда высших классов - боярского и дворянского, а также посадских людей - стала гораздо сложнее и разнообразнее.
Знатные люди надевали одновременно несколько одежд, что должно было свидетельствовать об их благосостоянии. Эти одежды, длинные и тяжелые, носили независимо от времени года, как на улице, так и в помещении. В торжественных случаях, например, на приемах послов во дворце русская знать надевала одновременно по пяти или шести одежд, поражая иностранцев их пышностью и богатством.
Элементы восточного обихода
в русском костюме: тафья, откидные рукава
Произошли некоторые изменения в покрое костюма: появились распашные одежды, имеющие спереди разрез сверху донизу. Часто встречались одежды отрезные в талии или подчеркивающие талию, хотя красивыми по-прежнему считались длинные неприталенные одежды. Как следствие монгольского ига в русском костюме остались некоторые предметы восточного обихода: тюбетейка (тафья), пояса (кушаки), откидные рукава. В XII в. на русский костюм оказали некоторое влияние польские моды (польский кафтан и др.), турецкий и иранский костюмы.
Одежды этого периода шили из местных и привозных тканей из Италии, Турции, Византии, Ирана, Англии, Голландии и Франции. Для народного костюма характерными по-прежнему оставались набивные ткани и пестрядь, изготовлявшиеся дома. Основными тканями, распространенными в этот период на Руси, кроме посконных и льняных, были суконные, шелковые и бархатные. На костюмы знати шли дорогие привозные ткани: тафта, камка, парча, бархат, атлас (блестящий шелк), кумач и др. Ткани были ярких цветов: красные, синие, зеленые, малиновые, лиловые, голубые, розовые, белые и пестрые. Позже появились ткани черного цвета (с конца XVII в. черный цвет стал считаться траурным). Несмотря на то, что ткани были очень богатые, их все же украшали вышивками, каменьями, жемчугом.
В народном костюме рубаха была верхней одеждой, в костюме знати - нижней. Существовала также горничная рубаха, которую бояре носили дома, в горнице, - она всегда была шелковой. Рубахи были разных цветов, чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. Молодые мужчины подпоясывали рубаху по талии, а пожилые - несколько ниже и делали напуск над поясом, благодаря чему создавалось впечатление полной фигуры. Обычно рубаха имела длинные узкие рукава; на спине и груди подшивали подкладку - подоплеку (отсюда произошло выражение подоплека дела, то есть внутренняя сущность).
«Царский человек» в кафтане для верховой езды
Форма портов (штанов) почти не изменилась со времен домонгольского нашествия: они, как и раньше, были узкие, без разреза и крепились на шнурке - гашнике. Знатные люди носили по двое портов, причем верхние были обычно суконные или шелковые, а зимой - на меху.
Поверх рубахи обычно надевали зипун. Это была легкая, скорее домашняя одежда, которая для крестьян служила верхней. Бояре носили зипун только дома, а молодежь летом часто надевала зипун, выходя на улицу. Зипун - распашная одежда, которая застегивалась встык, то есть без запаха. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава, внизу застегивавшиеся на пуговки. У зипуна не было воротника, и обычно к нему пристегивали воротник – «ожерелье». Вокруг талии зипун опоясывали.
Поверх зипуна богатые люди обычно надевали кафтан - распашную одежду, расширявшуюся книзу за счет клиньев, вшитых в боковые швы. Кафтаны обязательно закрывали колени, но были не длиннее чем до щиколоток. Знатные или пожилые люди кафтаны носили дома, а молодежь надевала их и на улицу. Кафтаны шили из различных тканей: в народе - из холста, сермяги; бояре - из шелка, тонкого сукна, бархата и парчи.
Почти все верхние одежды, надевавшиеся поверх кафтана, были принадлежностью боярского костюма. Одной из парадных одежд была ферязь - особый вид кафтана из дорогой ткани, широкая в подоле (до 3 метров), с длинными, свисающими до земли рукавами. В рукав обычно продевали лишь правую руку - собирая его во множество сборок, левый рукав спускали вдоль тела до земли. Понятно, что заниматься физическим трудом в такой одежде было невозможно. Благодаря этому кафтану и возникла русская пословица «работать спустя рукава. Летом поверх кафтана надевали однорядку - одежду, сшитую из одного ряда ткани, то есть не имевшую подкладки. Однорядка играла роль плаща. Шили ее из хлопчатобумажных тканей или шерсти. Однорядка доходила до щиколотки, застегивалась встык и часто подпоясывалась.
Верхняя одежда с застежкой «встык»
Одеждой знати был также охабень, особенно распространенный в ХУ и XVI вв. Это была неширокая длинная (до щиколотки) одежда, которую спереди застегивали встык на петлицы. Охабень имел длинные узкие откидные рукава, однако в рукава его обычно не носили, - руки продевали в разрезы, сделанные спереди, а рукава завязывали сзади на талии. Его четырехугольный откидной воротник (почти до середины спины) шили из дорогих тканей - объяри, атласа, бархата или парчи. Специфически русской одеждой была шуба. Шубы носили и крестьяне, и знатные бояре, и царь. В Древней Руси никогда не шили шубы мехом наружу. Каким бы дорогим мех ни был, он служил подкладкой.
Дворянин в верхней одежде - ферязь
Крестьяне ходили в шубах на овчине, зайце, а знать - на куньем, собольем, песцовом или лисьем (чернобурка) меху. Сверху шубу покрывали сукном, парчой или бархатом. В парадных случаях шубу носили даже летом и даже в помещении. Наиболее распространенными были русские шубы.
Русская шуба, массивная, длинная (почти до самого пола) и прямая, расширялась книзу (в подоле до 3,5 метров), а спереди завязывалась шнурками. Длинные, почти до - пола, рукава имели спереди до локтя прорез для продевания рук; широкий отложной воротник и обшлага были меховые.
В деревне носили онучи и лапти, а городе - сапоги из цветной кожи, сафьяна, бархата, парчи иногда с вышивкой и даже каменьями. Носки сапог обычно были тупыми, а у знати - иногда загнутыми вверх; голенища короткие, ниже колен, срезанные к колену углом. Примерно с начала XIV в. появляется обувь на каблуках, а в конце XVII в. под влиянием западных мод некоторые знатные люди начинают носить низкие туфли.
Головные уборы сохранили форму, близкую к временам домонгольского нашествия, однако стали разнообразнее, с более богатой отделкой. Все шапки имели вид колпака, конуса и обычно были с опушкой или оторочкой. Дома часто надевали небольшyю богато украшенную шапочку - тафью, похожую на круглую тюбетейку. Выходя из дома, поверх тафьи надевали другие головные уборы, например мурмолку, - невысокий колпак из дорогой ткани с, отворотами из меха или другой материи. Знать носила и меховые шапки - так называемые горлатные, - сшитые из горлышка куницы или черно-бурой лисы. Горлатная шапка представляла собой меховой высокий расширяющийся кверху цилиндр с бархатным или парчовым верхом. Ее часто не надевали, а держали на сгибе левой руки. В народе носили грешневик (высокий головной убор с небольшими полями) и треух.
Боярский костюм дополнился рукавицами с крагами, часто вышитыми, или перчатками, которые появились на Руси в ХVI в., сумкой - калитой, подвешенной к поясу, а в торжественных случаях - богатым посохом высотой до плеча.
Русская шуба
Обычно одежда царя ничем не отличалась от повседневной одежды знати. Однако в торжественных случаях, особенно во время приема послов, царь облачался в драгоценные одежды, поражавшие чужеземцев своей роскошью и богатством. Царское облачение состояло из платна- сшитого из золотых тканей распашного длинного одеяния без воротника, сильно расширенного книзу, с широкими, недлинными рукавами и застежкой встык. Сверху надевали круглый, довольно широкий воротник - бармы. Бармы застегивались сзади на пуговицы, расшивались жемчугом, каменьями, на них нашивали небольшие иконки. Поверх барм надевался золотой «наперсный» крест или окладень - золотая цепь, состоящая из двуглавых орлов. Наперсный крест носился на персях, т. е. на груди. Облачение дополнялось скипетром (жезлом) и державой - полым золотым шаром с крестом, символизирующим власть царя над миром.
На голову царь мог надевать различные головные уборы - от тафьи до шапки Мономаха. Шапка Мономаха представляла собой кованную из золота тюбетейку, обтянутую бархатом с драгоценными камнями, с собольей опушкой и крестом сверху. По-видимому, это был подарок хана Узбека Ивану Калите, вместе с тем, не исключается, что шапка могла попасть на Русь из Византии еще в ХII в. Обувью царя были короткие сапоги из сафьяна или бархата с дорогим шитьем, а с ХVI в. - мягкие, богато украшевные туфли.
Царское парадное облачение
Одежда духовенства по силуэту и покрою от светской не отличалась. Основными видами ее были подрясник типа кафтана и верхняя ряса типа шубы. 3имой священники носили шубу. Головным убором служил белый или черный (в зависимости от сана) клобук типа капюшона или мягкая шляпа. Во время службы на повседневное (ходильное) платье надевали специальное облачение.
До ХVв. одежду служителей церкви шили из скромных тканей светлых тонов с красными крестами. В XVI-XVII вв. духовенство начало соперничать в роскоши своих одежд с московскими царями и их двором. Преобладающими цветами были темные - коричневые, синие, черные с золотыми и серебряными узорами.
Воинский костюм Московской Руси доспех - по сравнению с домонгольским периодом изменился сравнительно мало, главным образом в деталях. Основой доспеха была по-прежнему кольчуга ставшая несколько короче, что было обусловлено техникой конного боя. Иногда кольчуга имела разрез сверху донизу и металлические пластины на груди и спине.
Конникам одеждой служил тягиляй - длинный кафтан с воротником - козырем. Тягиляй шили на подкладке, а между подкладкой и верхом прокладывали слой пакли с вложенными в нее металлическими пластинами. Воеводы поверх кольчуги надевали на грудь короткую металлическую кирасу, на руки - металлические пластины - наручи - и рукавицы. Ноги защищали «бронированные» сапоги - бутурлыки или сапоги, покрытые металлическими пластинами наподобие чешуи. Поверх доспеха воеводы надевали еще налатник - короткий плащ с не сшитыми в боках полами, широкими короткими рукавами и разрезом спереди. Налатник застегивался на пуговицы.
За период войн с монголами русские шлемы изменили свою форму - их стали делать без высоких наверший, так как высокие шлемы легко сбить саблей - главным оружием монголов. Военачальники носили богато декорированный шлем луковичной формы с козырьком и стрелкой.
Во второй половине XVI в. в Москве появились первые регулярные войска стрельцов. Стрельцы были одеты в длинные, доходившие до щиколоток, кафтаны из цветного сукна. Каждый полк имел кафтаны определенного цвета. Кафтаны со стоячи воротниками застегивались на цветные петлицы. Стрельцы носили шапки типа мурмолки с меховой опушкой, чрез левое плечо надевали большой кожаный ремень, к которому подвешивали зарядцы. Костюм офицеров – «начальных людей» - отличался большим количеством петлиц, богатым кушаком и перчатками, иногда меховой опушкой воротника.
Одежда воинов Московской Руси
С образованием Московского государства появилась на Руси специальная личная охрана царя – рынды (при Василии III) и почетная дворцовая стража - жильцы (при Иване Грозном). Рынды были одеты в ферязь белого цвета из бархата, атласа или сукна с горностаевой опушкой и петлицами из серебряных шнуров или терлик (особый вид кафтана). С XVII в. из-под ферязи или терлика виднелся белый стоячий воротник - козырь, шитый жемчугом. Костюм дополнялся белыми сафьяновыми сапогами, белой песцовой шапкой либо белой мурмолкой с горностаевой опушкой. Поверх ферязи надевали две золотые цепи, перекрещивающиеся на груди, иногда драгоценный пояс.
Жильцы носили кафтаны или терлики различных цветов с козырями, золотые шапки типа мурмолки с меховой опушкой и цветные сапоги.
Женские одежды этого времени были подчинены сложившемуся ранее идеалу и зрительно создавали величественный и статичный образ. Верхние одежды никогда не подпоясывали и застегивали сверху донизу. Почти все одежды были неприталенными, длинными, сшитыми из тяжелых тканей на подкладке. Иногда костюм боярыни весил 15-20 килограммов. Такая одежда делала фигуру малоподвижной, придавала гордую осанку, плавность походке.
Основа женского костюма - длинная рубаха из полотна, украшенная оторочкой или вышивкой. У знатных женщин была еще верхняя рубаха - горничная, сшитая из ярких шелковых тканей, часто красного цвета. Рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и назывались долгорукавными. В XVII в. появился пышный рукав, собранный у запястья на пришивной манжете. Рубахи подпоясывали, а над поясом делали напуск; носили их в помещении, но не на улице и не при гостях.
В отличие от накладных костюмов времен домонгольского нашествия, в период Московской Руси женские одежды имели спереди разрез сверху донизу, то есть были распашными.
Наиболее характерной одеждой был так называемый шушун - длинный, почти до
пола сарафан, сравнительно узкий, не имевший сборок, расклешенный в подоле за счет боковых клиньев. Шушун имел широкие плечики и неглубокий вырез на груди и спине. К нему обычно сзади пришивали висячие (фальшивые, или откидные) рукава, в которые никогда не продевали руки.
До XVI в. шушуны были распашными и застегивались сверху донизу на пуговицы. Позже спереди иногда нашивали полосы из дорогой ткани с декоративными пуговицами и фальшивыми петлями.
С XVII в. в моду вошел другой вид одежды - прямой сарафан из нескольких сшитых кусков ткани, собранных в мелкую сборку под узкую подшивку. Сарафан имел
Женская одежда Московской Руси. Летник
узкие короткие лямки и облегал грудь. Сарафаны шили из различных тканей - из холста, шелка, парчи и т.д. Девушки могли носить вместо сарафана передник - одежду, состоящую из двух несшитых полотнищ ткани, cобранных на шнурок выше груди.
Верхние одежды одновременно служили и парадной одеждой. К верхним одеждам относится летник - накладная одежда длиной до пят, сильно расширенная книзу за счет вшитых боковых клиньев. Поскольку широкие колоколообразные рукава, срезанные углом, были очень длинными, приходилось держать руки согнутыми в локте, чтобы концы рукавов не волочились по земле. К летнику пристегивался небольшой круглый меховой, обычно бобровый, воротник. Его красили в черный цвет, чтобы подчеркнуть белизну и румянец лица.
Женская одежда Московской Руси. Сарафан
Одной из излюбленных одежд знатных женщин была шубка. По внешнему виду она напоминала летник, но рукава были длинными и откидными. Обычно руки продевали в прорези, сделанные в полах шубки выше талии. Если же шубку надевали в рукава, то их собирали на руке во множество поперечных сборок. К шубке пристегивали круглый меховой воротник.
Самобытной русской одеждой являлась душегрея - короткая (немного прикрывала талию или доходила до середины бедра), широкая, свободная одежда на широких коротких бретелях, сзади сходившихся к центру спины. Спереди душегрея застегивалась и была довольно узкой, слегка расширенной в боках, но на спине расширялась за счет крупных трубчатых складок, сильно расходящихся книзу. Дyшегрею шили из дорогих нарядных тканей, вышивали узорами либо обшивали по краю декоративной полосой.
Душегрея
Душегрею носили женщины всех сословий, даже крестьянки, но для них она служила праздничной одеждой. Надевали ее поверх сарафана.
К короткой верхней одежде относится и шугай - кофта с отрезной по талии спинкой, единственная приталенная одежда русских женщин. Шугай, как и душегрея, имел прямой, сравнительно узкий перед с разрезом. Причем разрез шел по диагонали. Сзади нижняя часть шугая (баска) от талии была собрана в пышные сборки. Шугай доходил до бедер и имел длинные сужающиеся рукава, собиравшиеся от кисти до локтя в мелкие складки. Нередко его шили с меховым воротником или меховой опушкой. Носили шугай и внакидку, и в рукава, при этом часто надевали только в один левый рукав, далее накидывали на правое плечо и придерживали правой рукой.
Иногда женщины носили верхние одежды, имевшие одинаковый крой с мужскими, - однорядка, шубы (но исключительно внакидку). .
Обувью служили онучи с лаптями, сапоги ярких цветов с высоким (до 10 сантиметров) каблуком и позже башмаки из бархата, парчи, кожи; первоначально с мягкой подошвой, а с ХVI в. с каблуками.
Женские прическибыли довольно простыми. Носили женщины только длинные волосы. Девицы расчесывали волосы на прямой пробор, прикрывали уши и низко на затылке заплетали в одну косу. Замужние женщины полностью скрывали свои волосы под головным убором. Поэтому их прическа была незамысловата - волосы заплетали в две косы и укладывали вокруг головы.
Женские головные уборы отличались большим разнообразием. Различия главным образом касались их формы и украшения. В каждой части страны были свои традиционные головные уборы. Отличались между собой головные уборы замужних женщин и девушек. Замужние женщины носили:
- повойник - головной убор (похожий на чепчик), плотно закрывавший волосы. Его надевали под парадный головной убор, под платок, но могли носить и самостоятельно дома, на полевых работах и т. д.;
- кику- нарядный головной убор из жесткого материала (бересты, кожи), покрытого дорогой тканью. Спереди кика возвышалась над лицом, сзади стягивалась завязками; сверху (в виде дна) кики находился чехол из дорогой ткани, а сзади прикреплялся небольшой позатыльник.
По традиции поверх кики, а также поверх повойника и зимних шапок надевали платок - убрус (платок, сложенный в виде треугольника), заколотый под подбородком так, что два его конца, часто украшенных вышивкой, спадали на грудь. Зимним головным убором (особенно состоятельных женщин) были шапки - типа мужских, с матерчатым верхом и меховой опушкой, а также плоские меховые шапки с наушниками - каптуры. Зимой убрус иногда надевали под шапку.
Парадным головным убором замужних женщин являлся кокошник, сделанный из твердого материала, обтянутый золотой тканью и богато расшитый, обычно жемчугом. Кокошник имел матерчатое дно. Нижний его край часто обшивали поднизями – сеткой из жемчуга, а по сторонам крепились рясна – низко спадающие на плечи нити жемчужных бус.
Девицы носили на голове небольшие повязки, не скрывавшие волосы: в косы вплетали нити жемчуга, ленты, появившиеся в XVII в. Вместо ленты косы могли украшать накосником – кусочком бересты или кожи, обтянутым дорогой тканью. Часто вокруг головы повязывали ленту или мягкую повязку из ткани, а иногда надевали женский венец, напоминающий кокошник, но не имеющий дна. К венцу также часто пришивали поднизи, а над ушами колты или рясна. Зимние головные уборы девиц были похожи на женские.
Дополнением женского костюма служили ширинка – шелковый платок, рукавки – муфты на меху и большое количество ювелирных украшений - колты, серьги, перстни, ожерелья.
Навесных украшений было сравнительно мало, зато костюмы шили из богато декорированных тканей. Часто одежду покрывали так называемыми неподвижными украшениями - вышивкой шелком, канителью (крученой золотой или серебряной нитью), битью (расплющенной серебряной проволочкой, прикрепленной на ткань по нанесенному рисунку при помощи простой нитки). Костюмы отделывали жемчугом, а также появившимися в то время ажурными украшениями из жемчужных нитей в виде кружев, поднизями. Характерной отделкой русского костюма во все времена была оторочка цветной тканью.
Для состоятельной знатной барыни или дворянки считалось неприличным появиться «на людях» без густого слоя белил и румян, густо начерненных бровей и ресниц. Даже обладая красивым естественным цветом лица, мало кто из молодок пытался пренебрегать этими обычаями.
ПЕТРОВСКОЕ «ОКНО» В ЕВРОПУ:
Дата добавления: 2015-02-07; просмотров: 4711;