АРИСТОКРАТИЧЕСКИЙ, КУПЕЧЕСКИЙ, МЕЩАНСКИЙ

Прочно став в XVIII в. на путь общественного развития, русское дворянство, как и аристократия всей Европы, во всем следовало французской моде. Иностранцы, приезжавшие в Москву и Санкт-Петербург, вынуждены были признать, что русские оде­вались с таким вкусом и изяществом, что в этом отношении уступали разве только са­мим парижанам.

 

Купец. Россия XIX в.

 

Журналы мод, которые с XIX в. регу­лярно выходят в России («Московский Меркурий», «Модный вестник», «Всеобщий модный журнал», «Модный магазин» и др.), а также художественно-литературные жур­налы («Библиотека для чтения», «Современ­ник») помещают французские модели. Рос­кошные туалеты русской аристократии по-прежнему привозят из Парижа или шьют по европейским модным образцам. Вместе с тем XIX в., был периодом наи­высшего расцвета творчества как неизвест­ных русских художников, модельеров, порт­ных, ткачей, кружевниц, золотошвей, юве­лиров, так и прославленных петербургских и московских фирм «Ломанов», «Г-жа Ольга», «Бризак», «Иванова» и других, создававших подлинные шедевры костюма.

Как и в Европе, в России в течение XIX в. стабилизируются и стандартизируются фор­мы мужского костюма, приспосабливаясь к новым требованиям времени.

Россия XIX в. по социальному составу представляет собой исключительно пеструю картину. Развивающийся капитализм по­рождает буржуазию, которая по своему бы­товому укладу и культурному уровню глубо­ко разнородна. Наиболее состоятельная ее верхушка - столичная буржуазия, крупные заводчики, финансисты, чей быт и обычаи подвергались реформации еще во времена Петра I и Екатерины II, - примыкает к дво­рянской аристократии. Подавляющее же большинство населения России составляют провинциальное купечество, мещане и крес­тьяне. Вкусы, манера oдeваться, формы кос­тюма этой части общества коренным образом отличаются от вкусов и манер аристократии и продолжают еще долгое время носить сословный характер.

Главной особенностью костюма купцов и мещан является сочетание форм русского народного платья с элементами европейской моды, но, как правило, сильно отстающей во времени.

 

 


 


 


В мужском купеческом костюме сохраня­ются черты солидности, степенности, форми­рующиеся под влиянием сытой и однообраз­ной жизни. Ассортимент мужского купечес­кого костюма включает русские зипуны (хотя и сшитые из дорогого французского сукна), кафтаны, разнообразные сибирки (кафтаны без воротника с застежкой слева направо), долгополые купеческие сюртуки, цилиндры, картузы, высокие сапоги. Из верхней одежды распространены шинель с пелериной и воротником, пальто, шуба, русский тулуп, меховая шапка.

В мещанское платье новый покрой перехо­дит из купеческого примерно через 5-10 лет.

 

 

Купчиха. Россия XIX в.

 

Многокрасочность, пышность, перегру­женность деталями отличают женский купеческий костюм. Безвкусица богатых купчих становится темой анекдотов. Многие из них, покупая платье в дорогих модных лавках или выписывая из Парижа, находят готовые изысканные туалеты чересчур простыми и «украшают» их перьями, кружевами, банта­ми, цветами по собственному вкусу.

Обязательными являются дорогие ковровые или кружевные шали яркого цвета, поверх которых часто, выпускают белый кру­жевной воротничок.

Кружевные и шелковые мантильи, яркие шелковые платья с широкими каркасными или нижними юбками, бархатные салопы (пальто свободного покроя с пелериной и широкими длинными рукавами), вышитые сута­жем, стеклярусом, отделанные бахромой, зи­мой подбитые дорогим мехом, с собольими, куньими и лисьими воротниками - таков наиболее распространенный ассортимент женской купеческой одежды.

Начиная с середины XIX в. в России по­является критическое отношение определен­ной части общества к слепому подражанию западным обычаям и моде. Оно охватило ши­рокие круги дворянства и интеллигенции.

Славянофилы, отрицавшие все европей­ское, широко пропагандировали возврат к допетровской русской одежде. Многие из них носили русские рубахи-косоворотки, поддевки, заправляли брюки в сапоги. Это без­думное подражательство внешним формам старины родило моду на "русский стиль» в одежде. Богатые помещики-славянофилы носили щегольские высокие дорогие сапоги с заправленными в них штанами, светлые, иногда красные чесучовые, шелковые руба­хи-косоворотки, вышитые по воротнику, на груди и внизу рукавов, тонкосуконные или чесучовые поддевки, подпоясанные узким кожаным ремешком с серебряным набором, фуражку с красным околышем.

Элементы «русского стиля» в одежде ис­пользовали и различные круги интеллигенции как средство выделиться, подчеркнуть свои отличительные черты. Например, ни­гилисты, известные своими резко отрица­тельными суждениями о буржуазии и дворянстве, не желали походить на них и внеш­не. Они носили темные косоворотки под пиджаком или серые и синие блузы, подпо­ясанные ремнем, заправленные в сапоги брюки, широкополые черные шляпы, длин­ные волосы, бороду и усы, темные очки. Женщины-нигилистки одевались в блузы или красные косоворотки, длинные черные юбки и черные шляпы с небольшими поля­ми и прямой тульей.

Демократически настроенная интеллиген­ция относилась к своей внешности и костюму строго, их одежда была скромной, непритяза­тельной, а иногда почти аскетической.

В мужском костюме темные ситцевые или полотняные косоворотки с поясом, надевае­мые поверх брюк, холщевые блузы-толстов­ки утверждали новые эстетические принци­пы костюма: простоту, удобство, скромность.

 

«Русский стиль» в одежде городского щеголя XIX в.

 

Этими же качествами отличается и жен­ский костюм. Особенно скромным и непритя­зательным был костюм курсисток - слуша­тельниц Высших женских курсов, открытых в России в 1872 г. - и их учительниц. Они обычно носили темные строгие платья с бе­лым воротником, состоявшие из юбки до щи­колоток и длинного лифа. Курсистки счита­ли совершенно недопустимыми шелковые платья или блузы, заменив их шерстяными, льняными или хлопчатобумажными. Быст­рое развитие капитализма в России в послед­ней трети XIX в. способствовало более резкой дифференциации общества, увеличению городского населения преимущественно за счет фабричных рабочих. Разорившиеся крестья­не и ремесленники пополняли ряды потомст­венных фабричных рабочих.

Именно в эти годы складывается и тради­ционная форма фабричного костюма, кото­рый, с одной стороны, сохраняет элементы народного костюма (в покрое, деталях и до­полнениях), а с другой - тяготеет к новым формам, утверждающим практичность, целе­сообразность, удобство.

Мужской костюм рабочих состоял из сит­цевой рубашки-косоворотки, надетой поверх брюк и опоясанной ремнем или кушаком, темных брюк, заправленных в сапоги, жиле­та и пиджака. Для изготовления этой одеж­ды использовали фабричные ткани. Наряду с пиджачными костюмами носили длинные (до колен) суконные сюртуки и поддевки (полу­кафтаны или безрукавные кафтаны поддева­емые под верхний кафтан). Вместо жилетов иногда надевали короткие куртки с рукавами. В качестве верхней одежды прочно во­шло в быт суконное, драповое или бобрико­вoe полупальто на ватной прокладке - так называемый ватный пиджак. Продолжают носить традиционные крытые полушубки, обычные городские пальто, сибирки.

Большое значение в костюме, особенно праздничном, имеют головной убор и обувь: картуз с лакированным козырьком, меховые шапки, высокие сапоги - черные кожаные или лакированные.

В конце XIX в. значительно увеличивает­ся число работающих женщин. Костюм ра­ботниц в еще большей степени, чем мужской,

 

Женский и мужской костюмы в фабричном стиле. Конец XIX в.

сочетает традиции народной одежды, требо­вания моды и стандарта. Наиболее характер­ным в этом отношении видом одежды была так называемая парочка - сарафан и кофта из одной ткани. Иногда сарафан заменяли юбкой - длинной прямой, отделанной пони­зу. Костюм дополнялся платком на голову, платком или шалью на плечи и фартуком.

Кроме парочки, работницы носили платья с прилегающим лифом и присборенной юбкой. Детали платья (рукава, воротники, де­кольте), их отделка следовали общепринятой моде, хотя и с определенным отставанием. Но в отличие от модных эти платья были без турнюров и драпировок на юбке.

Для будничной одежды применялись си­тец и другие фабричные хлопчатобумажные ткани, для праздничной - недорогой шелк, полушелковые и полушерстяные ткани.

Новым видом верхней одежды было полу­пальто длиной до колен. Модные детали, небольшой отложной воротник и неширокие манжеты могли быть из меха. Для полу­пальто использовались темные или яркие (синие, зеленые) плис, сукно, полушерсть. Наряду с полупальто носили полушубки, салопы. Головной убор - платок, обувь - башмаки и коты - полусапоги, край кото­рых отделан цветным кожаным кантом.

После петровских указов русский дворян­ский и городской костюмы подверглись евро­пеизации. Изменились и эстетические пред­ставления о красоте человека. Хранителем же народного идеала и костюма еще долго оставалось русское крестьянство, но во вто­рой половине XIX - начале ХХ вв. и крес­тьянская одежда начинает испытывать влия­ние общей моды, выразившееся сначала в использовании фабричных тканей, отделки, головных уборов, обуви, а затем уже в изме­нении самих форм одежды.

 








Дата добавления: 2015-02-07; просмотров: 3243;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.