БЛЕСК И РОСКОШЬ ВИЗАНТИЙСКОГО КОСТЮМА
В византийском костюме все представляется прямолинейным и плоским, все скрывается. Общее впечатление от одежды византийцев - полная непроницаемость: наглухо закрытые руки, плечи, грудь. Нагота стала греховной! Время язычества ушло, настало время христианской морали ...
Понятие о реальной земной жизни как о скорбной и греховной, а о человеческом теле как об источнике греха, нашло свое отражение и в облике жителей Византии. Цвет одежды приобрел определенный смысл, особенно в парадных придворных костюмах. Золотой цвет считался символом божественной энергии, Святого Духа, чистоты. Наиболее популярным стал зеленый - символ надежды, цветения земли и райских садов. Несколько уступал ему голубой небесного оттенка, напоминающий о бренности бытия.
Тело должно было быть максимально закрыто. Античная обнаженность, легко задрапированная фигура (тем более женская) все это воспринималось как соблазн, порождение дьявола. Утверждается новый идеал красоты; прекрасным может быть только лицо, так как человеческая душа, духовное начало, смотрит на мир глазами и ими познает Добро и Зло.
Идеал женской красоты - узкий, удлиненный овал лица, большие продолговатые глаза, тонкий нос, маленький рот и подчеркнуто большой лоб. Вместе с тем женская фигура - это табу (то есть строгий запрет), так как именно женское тело было не только причиной грехопадения первого человека, но и постоянным источником соблазна и греха, предметом дьявольского искушения праведников.
Христианское учение не изменило природы людей, их естественных потребностей и желаний. Стремление к красоте не только не пропало, но расцвело с какой-то необычайной силой. Люди, восставшие против роскоши, для участия в массовых церковных ритуалах создали такие ослепительно роскошные одеяния, с которыми мало что сравнимо в истории костюма.
Византийский костюм
В целом византийская мода является не только наследницей моды античной, но и предшественницей раннесредневековой моды. Именно в Византии зародилась женская мода носить сразу по несколько одежд, надеваемых одна на другую. Это были широкие туники, к которым византийцы добавили рукава. Нижняя одежда имела прилегающие рукава, а верхняя - широкие. Длина туник зависела от социального положения ее обладателя: знать носила туники до середины икр, остальные - выше колен. Поверх туник надевали жесткий плащ. Обязательной частью мужского костюма становятся штаны, состоящие из двух несшитых половинок, прикреплявшихся тесемками к поясу.
Тогу (в отличие от античной) уже не драпируют, потому что ее шьют не из мягкой, свободно спадающей ткани, а из жесткой парчи, украшенной вышивкой и нашитыми металлическими пластинками. Все это усиливало впечатление прямолинейности силуэта. Такая одежда стоит, как праздничная упаковка, вокруг фигуры. Вместе с тем тога перестает быть официальным костюмом. Теперь это плащ, закрывающий фигуру с головы до ног: человеческое тело буквально исчезает, оказываясь как бы, в футляре.
Византийские мужчины носили мягкие сапоги, подвязанные под коленом, и закрытые сандалии. Пурпуровые башмаки императора были вышиты чеканными золотыми бляшками с эмалью и драгоценными камнями. Женщины предпочитали мягкие кожаные башмаки белого, красного цветов. Обувь аристократок была из шелка и парчи, украшена вышивкой и драгоценностями.
Для византийской моды тело человека не представляло интереса. Она делает из него нечто вроде абстрактного треугольника, сплошь покрытого богатыми украшениями. Основу этой моды создают знаки отличия богатая на золото (иногда чрезмерно, до ряби в глазах) вышивная отделка. Шерсть и сукно забыты. Наступило господство парчи, затканной золотыми и серебряными нитями, украшенной роскошной вышивкой, жемчугом и золотом, золотом, золотом ...
Эти драгоценные ткани вырабатывались в самой Византии, где уже с середины VI в. узнали тайну производства шелкового материала. Изготовление шелковых тканей и пурпурного красителя стало в Византийской империи государственной монополией.
Изысканные изделия из шелка имели право носить только придворные сановники, а самые роскошные - только члены императорской фамилии либо «особы, особо приближенные к особе императора» за те или иные заслуги. Их несравненный блеск и великолепие должны были производить неизгладимое впечатление на подданных и иноземцев.
Признаком императорского достоинства был лорум - узкий шарф из парчи, весь в золотых пластинках и драгоценных каменьях. Характерной особенностью одежды византийских императоров было то, что в ней отсутствовали застежки и ее надевали через голову.
Доспехи и костюм византийских воинов мало чем отличались от римских.
Мужским головным убором служил колпак с остроконечной или сферической тульей. (Позднее он появится в Древней Руси.) С непокрытой головой могли ходить только девушки; вдовам и замужним женщинам это запрещалось. В качестве головного покрывала они использовали мафорий - накидку, закрывавшую верхнюю часть фигуры и голову. Концы ее перекрещивались спереди и перебрасывались на спину. Женская одежда - длинная, прямого покроя, из плотных тканей. Обычно это была стола с длинными и узкими рукавами, поверх которой надевали парчовую пенулу. Иногда этот наряд дополняли далматикойс длинными, сильно расширенными книзу рукавами и диагонально обрезанным подолом. Со временем далматика стала привилегией византийских императриц. Подчиняясь требованию церковной традиции, все эти одежды полностью скрывали фигуру, превращая женщину в роскошно убранный цилиндр. Впрочем, судя по сохранившимся сведениям, женщины легкого поведения одевались весьма фривольно: кокетливая прическа, большое декольте, полупрозрачная, плотно облегающая плавные изгибы женского тела туника и т.д. Все полно жизненной правды и естественных желаний, все создано для того, чтобы привлекая, завлекать ...
В Европу парчовые изделия из Византии попадали, прежде всего, как ценные дары королевским дворам. Так, византийская одежда, а отчасти и ювелирное искусство, сохранялась в русской моде (в частности, царского двора) на протяжении многих веков почти без изменений.
Дата добавления: 2015-02-07; просмотров: 2557;