РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В ОДЕЖДЕ IX-XII ВВ.
Классической страной раннего средневековья, где господствовал романский стиль в культуре, принято считать Францию. Средневековая одежда, в частности романского стиля, формируется под влиянием более суровых, чем в Риме или Византии, природно-климатических условий. Романский стиль проще, строже и мрачнее, чем одежда предыдущих эпох.
Появляются новые моральные и эстетические идеалы. Главным нравственным долгом человека считается сохранение верности и прёданности своему сеньору (господину) и защита своей родины от врагов. Сила, выносливость и ловкость - основные доблести. Просто та и грубость военных нравов отразились и в костюме той эпохи.
Романская мода впитала в себя традиции костюма различных эпох - от античности до Византии. Из античной одежды через Византию в нее пришел плащ, защищавший тело. От византийцев в моду романского периода перешла система социальных различий в виде каймы, вышивок и т.д. Вместе с тем кайма являлась уже не только украшением и знаком отличия (как это было в Византии), но и «разделительной» деталью: например, рукава отделялись от платья нашитой каймой. Романская мода приняла и некогда «варварские» штаны.
В то время одежда и ткани изготовлялись обычно в поместье феодала для него самого или его семьи. Только в ХI в. с развитием городов появляются цехи по пошиву одежды из льняных и шерстяных тканей. Шелк являлся предметом роскоши и был доступен только богатым феодалам, покупавшим его у византийских купцов.
Костюм высшего сословия шили из тканей преимущественно ярких цветов: синего, зеленого, пурпурного, а костюмы простонародья - из тканей более темных: серых, коричневых. Одежду желтого цвета обычно не носили, так как он считался цветом измены и ненависти. Каждому цвету придавали определенное значение. Так, белый цвет символизировал чистоту, веру; черный - скорбь, верность; голубой - нежность и т.д. Одежду целиком красного цвета - цвета крови начиная со средневековья, носили палачи.
Пропорции костюма должны были подчеркивать мужественность мужчины и женственность женщины, появилась потребность в создании облегающих форм одежды. Поэтому в романской одежде материал сшивали швами, которые оторачивались тесьмой и тем самым укреплялись - это в истории моды было новинкой. Все остальное остается по-старому.
В мужской одежде романской эпохи сказывается влияние рыцарского защитного снаряжения: форма и покрой верхней одежды напоминали кольчугу из мелких колец.
Нижняя и верхняя туника, камиза и котта (мужчины и женщины надевали по нескольку туник, обычно - по две) в мужской одежде поднялись до коленей и открыли штаны, заправленные в обувь. Штаны были или длинными, до щиколотки, узкими, но не облегающими, или в виде чулка-трико, туго облегающего ногу. Наиболее модными считались штаны красного, цвета. В холодное время года носили безрукавные плащи, доходившие до самой земли и застегивающиеся на правом плече.
Фасоны мужской и женской обуви очень похожи: все носят мягкие башмаки из ткани или цветной кожи без шнурков, застежек и твердой подошвы. Вместе с тем в европейской моде романского периода впервые появляется обувь с вытянутыми мысками, получившая широкое распространение гораздо позже. По форме обувь была одинаковой для правой и левой ноги.
Головные уборы представляют собой в основном полукруглые шапки либо нечто похожее на фригийский колпак или капюшон. Мужчины, как и в античное время, коротко подстрижены (вокруг головы до мочек ушей, спереди - челка) обычно без усов и бороды (усы и борода - привилегия светской и церковной знати). Входят в употребление перчатки и рукавицы.
Согласно идеалам раннего средневековья красивой считалась женщина высокая, с золотистыми локонами, темными, но не сросшимися бровями, зелеными либо голубыми глазами, узкой талией. Подчиняясь этикету, женщины ходили мелкими шажками, опустив глаза, слегка склонив голову, умело подхватывая и не волоча по земле длинное платье.
В женской одежде сильнее, чем в мужской, сказывалось влияние церкви, считавшей человеческое тело греховным, требовавшей закрывать его как можно плотнее. Женщины носили только блио - глухие, закрытые платья (туники) скрывавшие даже ноги.
Грудь при этом поддерживалась не «изнутри», а снаружи, то есть не «нижним бельем», а сильно приталенной верхней одеждой. Для этого поверх блио надевали узкий жакет - жип. Силуэт женского костюма близок к трапеции: узкая в плечах одежда сильно расширена книзу. Обычно платья имели глухой, закрытый ворот. Линия талии завышена жакетом (жипом). Длинный подол юбки подобран сбоку и спереди и задрапирован на животе.
Мода на драпировку была вызвана тем почетом, которым в то время пользовались беременные женщины, - ведь массы людей погибали в бесконечных войнах, от эпидемий холеры, чумы, и нужно было пополнять население. Верхней одеждой женщинам служили длинные плащи ярких расцветок. В качестве подкладки плаща использовали обычно ткань контрастного цвета, например, красный плащ на зеленой подкладке, или мех (горностай, бобер).
Поскольку почти постоянно женщины ходили в головной накидке, они не носили сложных причесок. Девушки заплетали длинные косы, или подхватывали распущенные волосы обручем вокруг головы, позволяя им свободно спадать по плечам, груди и спине. Замужние женщины скрывали волосы под головным убором. Обычно женщины повязывали платок вплотную к подбородку и обматывали его вокруг головы так, чтобы один конец падал на плечо или грудь.
ГОТИЧЕСКАЯ МОДА:
Дата добавления: 2015-02-07; просмотров: 7035;